«Ни одна из шуховских построек никогда сама не падала»
Шуховская башня. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Шуховская башня. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Легендарная Шуховская телебашня на Шаболовке оказалась под угрозой демонтажа 

Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин сообщил о необходимости демонтажа Шуховской башни. По словам чиновника, только это сможет спасти ее от разрушения.

«Демонтаж Шуховской башни является необходимым условием сохранения этого уникального исторического и культурного наследия. Оптимальное время проведения работ по демонтажу — весна-лето», сказал Волин «Интерфаксу».

По словам чиновника, Минкомсвязи в течение года пыталось договориться с министерством культуры об использовании башни в качестве культурного объекта. По своему прямому назначению башня не используется уже 15 лет, однако до сих пор находится в ведении Минкомсвязи; по состоянию на вечер вторника договориться ведомствам не удалось. Минкульт выступает против демонтажа памятника.

«Поскольку мы отвечаем за этот объект, то мы готовы произвести разбор башни, чтобы сохранить все конструкции и восстановить потом», — сказал Волин.

«Мы не занимаемся реставрацией памятников культуры. Поэтому максимум, что мы сегодня можем сделать в рамках своих средств и своих возможностей, — это произвести ее демонтаж с целью последующей консервации и передачи тем, кто затем займется ее восстановлением», — добавил он.

По словам Волина, если башня обрушится, то это станет «техногенной катастрофой», которая повлечет за собой человеческие жертвы и поставит крест на возможности восстановить памятник. В радиусе 50 метров вокруг башни возникнет зона тотального поражения, а крупные элементы конструкции разлетятся на 150 метров и могут серьезно повредить жилые дома, учебные заведения и офисы.

«Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), по словам Волина, еженедельно мониторит состояние башни, и данные мониторинга неутешительны.

Шуховская радиобашня была построена на Шаболовке в 1922 году. Свое имя она получила от имени создателя, инженера и архитектора Владимира Шухова, первым применившего стальные сетчатые оболочки в высотном строительстве. Ажурная башня сразу стала символом советского радио- и телевещания; одно из самых узнаваемых произведений российского архитектурного авангарда, она является памятником архитектуры регионального значения и объектом всемирного наследия России. Считается, что именно футуристическая постройка Шухова вдохновила писателя Алексея Толстого на создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».

Алексей Волин. Фото: Валерий Леветин / РИА Новости

Алексей Волин. Фото: Валерий Леветин / РИА Новости

«Башня Шухова на Шаболовке — это настолько редкий экземпляр, что может быть сравнен только с такими объектами, как Бруклинский мост в Нью-Йорке, Эйфелева башня в Париже, Олимпийский стадион в Мюнхене», — характеризует памятник руководитель Института истории архитектуры и охраны наследия при австрийском университете Инсбрука профессор Райнер Грефе.

Шуховская башня продолжала использоваться для трансляции телесигнала и после ввода в эксплуатацию Останкинской телебашни, в частности, обеспечивая вещание основных телеканалов после пожара в Останкино в 2000 году. Башня ни разу не реставрировалась.

По данным ЦНИИ промзданий, коррозии подверглись 5—8% элементов трех нижних секций и 27% — верхней (четвертой). Кроме того, 67% элементов промежуточных колец четвертой секции башни имеют сквозную коррозию.

«Состояние башни в любой момент может перейти из недопустимого в аварийное», —

заключили специалисты.

В 2009 году Владимир Путин поддержал инициативу главы Минкомсвязи Игоря Щеголева о реставрации башни.

«Да, конечно, это один из символов нашего телевидения — первая телевизионная башня, по сути», — сказал тогдашний премьер-министр.

По оценкам РТРС, реконструкция памятника обойдется в 335 млн рублей. В январе 2011 года правительство распорядилось выделить на проектировочные работы и непосредственно реконструкцию башни Шухова до 135 млн рублей из федерального бюджета.

«Сейчас нужно срочно пригласить серьезных специалистов из-за рубежа и вместе с ними все внимательно посмотреть и принять решение.

Если международный консилиум скажет, что сделать ничего нельзя, конечно, в этом случае башню надо разбирать. Но это могут решить только те специалисты, которые имеют большой опыт в реставрации, сохранении и эксплуатации подобных конструкций», 

сказал ИТАР-ТАСС правнук создателя башни, президент фонда «Шуховская башня» Владимир Шухов. По его мнению, в России таких специалистов нет. Шухов также обратил внимание на то, что возглавляемому им фонду о демонтаже никто не сообщил; с представителями общественности такие планы также не обсуждались. Известно лишь то, что владельцы башни два года назад проводили экспертизу ее состояния и разрабатывали проект реставрации.

«За всю историю ни одна из шуховских построек никогда сама не падала», отметил потомок легендарного инженера.

Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков сообщил ИТАР-ТАСС, что московские власти рассмотрят все возможные варианты сохранения башни. Руководитель департамента городского имущества Москвы Владимир Ефимов в свою очередь отметил, что в ее нынешнем состоянии город принять на баланс башню не готов.

«Если она будет восстановлена Минкомсвязью и уже после этого разобрана, то мы готовы вернуться к рассмотрению вопроса о том, чтобы забирать ее в собственность города»,  сказал чиновник.

По закону Шуховская башня, которая имеет статус объекта культурного наследия, демонтажу не подлежит. Об этом журналистам заявил представитель министерства культуры Владимир Цветнов. Также он напомнил, что в 2011 году был заказан проект реставрации памятника, и Москомнаследие его утвердило.

«Мы написали письмо министру связи и массовых коммуникаций, что мы не согласны с демонтажем и разбором башни, и официальных предложений по поводу передачи Шуховской башни в министерство культуры не поступало», цитирует Цветнова радио «Культура».

«Русская планета» поговорила с главой фонда «Шуховская башня» Владимиром Шуховым о ситуации, сложившейся вокруг памятника.

Владимир Шухов. Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Владимир Шухов. Фото: Владимир Песня / РИА Новости

— Фонду уже десять лет. Он был учрежден именно в связи с тем, что очень многие организации, в том числе правительство Москвы, говорили: надо сохранять наследие, шуховское и не только но при этом оно разрушалось. Поэтому была создана общественная организация, которая позволяла обращаться во властные структуры и поддерживать (реставрацию и охрану памятников — РП) финансово, если это было необходимо.

В 2003 году мы добились постановления Государственной думы о том, что все объекты Шухова представляют большую ценность, и все организации, которые являются их владельцами, должны прилагать усилия для их сохранения. Это постановление владельцами — в частности, Минсвязи — не выполнялось. Башню абсолютно точно даже не красили ни разу на протяжении последних 20 лет, хотя объект уже был признан памятником, пускай даже регионального значения. Там и табличка стоит такая позорная. Они должны его поддерживать в надлежащем состоянии, но это не делалось министерством связи никогда.

— Но в некоторых источниках пишут, что в 1970-х башню пытались укреплять. Это так?

— Это было несколько раньше, там было два этапа. Сначала в бетонное кольцо залили нижние опоры. Это делали лжеученые, которые появились при Сталине: они решили, что так будет надежнее и крепче. Тем самым башня потеряла свою подвижность — она была на подвижных шарнирах, и даже если на нее воздействовал ветер и какие-то нагрузки, она опять занимала вертикальное положение. А второе — все опоры проветривались, и единственным, что там могло ржаветь и портиться, были те болты, которые крепились к бетонному основанию, которое всегда можно было заменить. Но после того, как их залили в бетон, начался классический химический процесс по границе металла и бетона — большая и быстрая коррозия опор.

После этого решили, что башню надо еще укрепить, так как туда добавили передатчиков. И начали приваривать дополнительные кольца и конструкции из другого металла. Тот металл, из которого была изначально сделана башня, содержит очень много фтора. Поэтому и процесс коррозии шел — и до сих пор идет — не так быстро. Но когда приварили сталь другой марки, то, опять-таки, процесс ржавения сразу пошел значительно быстрее. Эти две так называемые «модернизации» — они, в общем-то, только ухудшили состояние объекта.

Потом, лет шесть назад, Москомнаследие подало в суд на владельца башни, что ничего не делается. Суд был безусловно выигран, штраф — заплачен, но в судебном постановлении было обязательство, что владелец должен незамедлительно начать приводить объект в порядок. Вот с той поры до сих пор ничего не сделано.

 РТРС оценивает реконструкцию в 335 млн рублей, правительство выделило 135 млн. С чем связано это расхождение в цифрах?

— Когда — будем говорить, как есть — вандалы и люди малоинтеллектуальные пытаются ставить какие-то серьезные вопросы, получается все как всегда. Ситуация вот какая: они — Минкомсвязи и РТРС — просили 135 млн рублей сначала. Мы сказали, что этих денег просто не хватит. Их хватит, может быть, на проведение серьезной экспертизы и самую минимальную защиту от коррозии — то, что мы и предлагали сделать, причем еще три года назад, когда эти средства выделялись.

Минкомсвязи сказало: нам этих денег хватит. Когда стали делать проект, они поняли: конечно, не хватит. И появилась новая сумма, которая на данный момент составляет 350 млн рублей.

Но так как вам уже дали целевым назначением 135, то, ребят, 350 вы уже не получите точно — надо просить один раз. Но суть не в том заключается — просто изначально была сумма просчитана неверно, принцип расчета восстановления и проведения работ был выбран тоже неправильный, потому что там по их предложению часть башни — три верхние секции — снимаются вертолетом, относятся на отдельную площадку и там приводятся в порядок. Все остальное, значит, приводится в порядок на месте.

Но все равно территория башни не принадлежит РТРС, она принадлежит другим организациям. А когда делали проект, ни с кем никто, конечно, не согласовывал это. Кто туда пустит? — опять сплошные чудеса. При том, что уже все специалисты — и зарубежные, и российские — говорили в один голос, что разбирать ни в коем случае нельзя, надо делать подпорную конструкцию, очень аккуратно, очень долго. За счет того, что объект уникален, по-другому с ним работать просто нельзя.

Ну а то, что сейчас предлагает Минсвязи — просто они говорят: мы вам уничтожим памятник архитектуры, а вы потом что хотите с металлоломом можете делать.

Потому что секции высотой больше 20 метров — перевезти их целиком невозможно, а нижние секции вертолет не возьмет в любом случае, они слишком тяжелые. Наземным транспортом тоже — сорок метров в диаметре кольцо, как его везти по Москве? Этого тоже нельзя сделать. Остается одно — распилить. Дальше вы все понимаете.

 А что, с вашей точки зрения, нужно делать?

— Если практически, то надо немедленно — о чем мы говорили десять лет — собирать независимую международную экспертизу специалистов. Есть Франция, Эйфелева башня, Англия — мосты все известные, есть опыт огромный работ по восстановлению таких объектов. Пока этого не будет сделано, пока все основано на ведомственной экспертизе — говорить о том, что будет что-то хорошее, мы не можем. Нужна сначала экспертиза, и только потом уже можно действовать.

Но в России сейчас решить этот вопрос может один-единственный человек, и вы прекрасно знаете, о ком я говорю.

«Сейчас он пребывает в шоке» Далее в рубрике «Сейчас он пребывает в шоке»Авидебошир Сергей Кабалов проведет 3,5 года в колонии строгого режима Читайте в рубрике «Власть» Будет ли шоу продолжаться?Пламенные борцы с коррупцией получили отрезвляющий окрик из Кремля Будет ли шоу продолжаться?

Комментарии

05 февраля 2014, 00:48
Искренне желаю удачи Вам, товарищи, в сохранении памятников культуры- архитектуры-истории, хотя бы в столичных городах...мой город совсем ...из 2хэтажного провинциального купеческого города сделали сплошной 24этажный автосалон..Машины разве только на деревьях не висят..руки бы всем пообрывать
05 февраля 2014, 08:48
Сооружение для своего времени действительно уникальное и прочное. Я читал, что в 41-м году трос, свисавший с шуховской башни, зацепил крылом почтовый самолет из Киева, который в результате получил повреждения и упал рядом во дворы. А башне хоть бы что...
05 февраля 2014, 11:34
Из-за своей уникальной системы она гибкая и эластичная. поэтому передает энергию удара на соседние перекрытия и тросы. Конечно сооружение такого рода необходимо сохранить.
05 февраля 2014, 11:06
Ее надо перенести на ВДНХ, там и так собрался вполне полноценный "Парк Советского Периода", башня лишней не будет!
05 февраля 2014, 18:24
Однако же демонтаж башни, "как условие её сохранения" представляется весьма сомнительным мероприятием, какая-то странная логика у наших чинуш в последнее время...
05 февраля 2014, 21:29
А правда, что после аварии при подъёме 4-й секции башни Шухов был приговорён к условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора до завершения строительства?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»