Невыносимая щедрость «Платона»
Новый офис центра обслуживания автовладельцев «Платон». Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Новый офис центра обслуживания автовладельцев «Платон». Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Правительство выделило на ремонт дорог 10 миллиардов рублей, которых не существует

Премьер-министр России Дмитрий Медведев принял решение показать народу, в чем тайный смысл системы «Платон», суть которой в собирании дани с владельцев большегрузного транспорта. 10 миллиардов рублей, собранные таким путем, направлены на ремонт дорог в нескольких регионах России.

Фантомные миллиарды

Характерно, что в предположительном списке этих регионов отсутствует Челябинская область, дороги которой совсем недавно возмутили премьера. Видимо, по зрелом размышлении Медведев счел, что губернатор Дубровский не заслуживает помощи центра. Зато починят часть дорог в Саратове, по которому премьер в апреле прокатился лично, за рулем.

Что ж, вся история с «Платоном» и затевалась под предлогом улучшения качества дорог, так что правительство, казалось, начинает отвечать за свои слова. Ан не тут-то было. 10 миллиардов — хорошие деньги, много дорог можно отремонтировать, вот только денег этих в системе… нет. За пять месяцев работы системы оператором «Платона» в федеральный дорожный фонд было перечислено лишь 6,9 млрд рублей. И это при том, что оператор — ООО «РТ-Инвест» — трудится не бесплатно, а за 10,6 млрд руб. в год.

Мы давно подозревали, что правительство России живет в какой-то воображаемой реальности, но сейчас это подтверждено научно.

Так на какие деньги чинить дороги?

Ненужные тендеры

Чтобы оценить масштаб проблем, мы исследовали сайт госзакупок в части тендеров на капитальный ремонт автодорог. И столкнулись с тем, что есть два основных типа этих тендеров.

Первый — циничная закупка услуги «У единственного поставщика» (то есть без проведения торгов) или победа единственного кандидата. Так или иначе, но лот уходит по максимально возможной стоимости. Это, как правило, городской уровень торгов.

Второй — реальные аукционы, где сомнительные участники сбивают цену до неприличия. Это происходит на торгах местных, низовых администраций, которые действительно вынуждены экономить каждую копейку, а об откатах даже не мечтают.

Обе крайности плохи. В первом случае мы получаем щедрое расходование государственных денег с возможной казнокрадской составляющей, во втором — откровенно низкое качество работ.

И вместо того чтобы разбираться в происходящем, наказывать заказчиков в первом случае и подрядчиков во втором, мы начинаем распределять деньги, которых нет!

В поисках диагноза

На самом деле у забавного решения правительства есть не менее забавная предыстория. Наши витающие в облаках министры изначально не нашли ничего умнее, чем анонсировать трату средств от «Платона» на… строительство новых платных дорог. Просто вдумайтесь: собрать с людей (напрямую с дальнобойщиков, косвенно со всех россиян, ведь рост логистических расходов приводит к росту цен) деньги для того, чтобы… собирать с них еще больше денег! Воистину, чем глубже кризис, тем выше цинизм.

К сожалению, неблагодарные автоперевозчики не прочувствовали всю гениальность этого решения, и от него с грустью пришлось отказаться. И тут потребовалось придумать какое-то другое применение деньгам — не говорить же водителям, что все средства ушли на оплату услуг по сбору средств! Так и родилось невнятное распоряжение о выделении несуществующих денег на ремонт дорог. Именно этим можно объяснить отсутствие четкого распределения средств по регионам — ведь конкретику легче проверить, чем судьбу абстрактных денег, которые когда-нибудь в будущем принесет система «Платон». Федеральный дорожный фонд как выделял деньги, так и продолжит их выделять, а откуда там появился тот или иной рубль — из бюджета или от «Платона» — проверить невозможно.

Таким образом, перед нами не обычное распоряжение первого министра крупной державы, заботящегося о комфорте граждан. Перед нами симуляция действительности, виртуальная реальность, альтернативная Вселенная. По степени отрыва от настоящей жизни нынешнее правительство далеко превзошло партийных бонз времен СССР — разогнавшись по идеальному асфальту Кутузовского проспекта, оно не просто взмыло в небеса, а набрало уже первую космическую скорость и готово выйти на околоземную орбиту.

Жаль только, что при этом правительственные чиновники продолжают издавать какие-то постановления и распоряжения. Если бы они просто наслаждались жизнью за счет казны, это обошлось бы России гораздо дешевле.

Они изволят сердиться Далее в рубрике Они изволят сердитьсяИстерика госсекретаря США показала, что Россия движется в правильном направлении Читайте в рубрике «Общество» Плата за трусостьО чем не сказал Янукович по делу о Майдане Плата за трусость

Комментарии

06 мая 2016, 11:34
Да какая разница, откуда придут деньги? Главное, что бы дороги сделали приемлемыми, а то только платные участки в порядке поддерживают, а остальные дороги - как после бомбежки
06 мая 2016, 15:00
Предлагаю противникам систем "Платон" ездить по дорогам БЕСПЛАТНЫМ , они за Уралом - возите полезные для страны грузы совершенно БЕСПЛАТНО! Но, а по дорогам с комфортом мы конфетки- бараночки перевезём и без Вас. Хватит дурить мозги жителям центра России о повышении цен, Ваши проблем - они Ваши! Приглашаем большегрузы в Сибирь и Магадан - ездите без оплаты..
06 мая 2016, 16:23
Вообще, конечно, обложили автомобилистов со всех сторон. Штрафы бешеные, транспортный налог, везде помимо Платона еще обычные платные дороги. Только от всех этих нововведений почему то не меняется статистика ДТП. Те же сотни тысяч калек ежегодно и десятки тысяч погибших.
08 мая 2016, 19:43
Полная сарказма статья. Якобы разоблачительная. На деле же как-то не учитывается, что плата оператору будет выплачена по окончанию года с момента запуска, это же ежегодная плата. И 7 млрд собрано за 5 месяцев, первые пару месяцев в системе ещё даже не регистрировались. А с каждым месяцем собирается всё больше (в каждом последующем больше, чем в предыдущем). Уже сейчас посчитали, что соберут больше 20 млрд. А Екатеринбургу, например, уже выделено 700 млн, Твери тоже одобрено выделение средств на дороги. Можно сколько угодно ругать и называть решения неправильными, но на самом деле судить можно только по делам. Деньги выделены - ждём результата.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»