Несправедливое равенство
фото: radiodacha.ru

фото: radiodacha.ru

Почему современная система образования игнорирует талантливых детей?

Уже во время обучения в первом классе между детьми начинает проявляться неравенство, незаметное в дошкольном периоде. Одни ученики приходят в школу с целым багажом знаний и навыков, умея бегло читать и неплохо считать, а другие едва могут складывать буквы в слоги.

Разумеется, на данном этапе уровень образованности детей полностью зависит от усилий их родителей и других родственников. Кто-то тратит немало времени и сил для того, чтобы дать дошкольнику как можно больше знаний и привить интерес к учебе, а кто-то предпочитает не напрягаться, полагая, что «в школе все равно научат».

В итоге, первые классы заполнены детьми с разными уровнями подготовки, и в качестве одной из основных задач для учителей начальной школы обозначено «выравнивание стартовых возможностей» учеников с ориентацией на наименее подготовленных детей.

С одной стороны, это справедливо: сами дети не повинны в лени своих родителей, не пожелавших заниматься обучением своих чад в дошкольный период. Школа нивелирует различия между детьми из разных семей, приводя всех к одному уровню.

Но в этом случае страдают интересы детей, вынужденных со скукой проходить то, что им и так уже знакомо – счет до 10, азбуку и т.п. Усилия родителей по их ранней подготовке пропадают, таким образом, втуне, а дети теряют интерес к школьному образованию, не получая новых знаний.

Разрешить эти противоречия могло бы разделение детей по классам с базовой и с продвинутой программой по итогам тестирования. Однако, пресловутые «экзамены в первый» класс часто вызывают и негативную реакцию – многие считают такую практику чуть ли не дискриминационной. По закону, проведение испытаний при зачислении в первый класс запрещено, если вопрос зачисления в определенное учебное заведение ставится в зависимость от их итогов.

В результате, многие специализированные лицеи и гимназии и вовсе отказались от начальной школы, оставив только старшие классы, перевестись в которые можно лишь по итогам специальных экзаменов. Однако, для того, чтобы ребенок мог успешно пройти эти испытания, его нужно специально готовить во время обучения в начальной школе.

Кроме того, свою «лепту» в уравнивание школьного образования внесло внедрение записи через портал электронных госуслуг, осуществляемой в автоматическом режиме, и объединение школ, осуществленное, например, в Москве. Сильные школы при этом согнали в единые комплексы со слабыми – в большинстве случаев это привело не к улучшению качества образования в отстающих, а, напротив, к деградации лидеров.

У дифференциации детей по разным классам во соответствии с уровнем их развития и подготовки есть как сторонники, так и противники.

«Мне 35… я до сих пор не могу преодолеть тяжёлые размышления о школьном детстве, даже понимая всю их бесполезность... кто имел право решить, что я должна учиться в классе "д"?», пишет, например, одна пользовательница на интернет-форуме, вспоминая собственные школьные годы в «слабом» классе, где ей пришлось учиться в компании детей из неблагополучных семей.

Но и у противоположной точки зрения тоже немало сторонников. Например, один родитель делится положительным опытом распределения детей по принципу успеваемости: «У нас есть классы, где деление на группы для изучения языка было осуществлено путем тестирования. Результаты замечательные! "Сильные" группы идут более быстрым темпом, копают "глубже", а "слабые" в комфортном для себя темпе спокойно занимаются, не мучаются от комплексов и чувствуют себя прекрасно.

Учителя свободнее себя ощущают - как он может поставить слабому ученику отличную оценку в сильной группе? А в слабой - запросто! Вчера смог из десяти слов написать только три, а сегодня семь? Молодец! А в сильной каждый раз все пишут правильно по девять-десять, и как бы этот ребенок себя ощущал?» - сложно не согласиться с такой аргументацией.

Как рассказал в интервью «Русской Планете» заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, профессор РАЕН Александр Снегуров, в настоящее время практика собеседований при приеме в школу местами существует, но это мало что дает на практике – детей в итоге все равно распределяют по классам не в соответствии с их способностями, а так, как это удобно руководству учебного учреждения и департаменту образования.

«Как правило, усилия родителей по дошкольной подготовке детей все равно пропадают, если говорить не об общем развитии, а о школьном образовании. Рассчитывать на правильное распределение по классам не следует, даже в лицеях и гимназиях, где вступительные испытания проводятся. Распространившаяся в последние годы практика зачисления детей в школу через электронный портал госуслуг я считаю неправильной.

После объединения школ в комплексы родители и дети часто даже не знают, как выглядит директор их школы, имея дело лишь с руководителем подразделений. Правильный подход – разделение детей по классам в соответствии с уровнем их подготовки, но, к сожалению, сегодня школа опирается на иные начала – в первую очередь, финансово-экономические.

Зарплата учителей зависит от «душевого набора», поэтому школы стремятся заполнить классы исходя из этих факторов. Школы не могут позволить себе более сложные программы для отдельных классов в силу финансовых соображений. Формально отбор проводится, но он зачастую имеет фиктивный характер, и в «продвинутые» классы попадают дети, не наделенные способностями, малоразвитые», - рассказал эксперт.

По словам Снегурова, школам сегодня невыгодно отделение более талантливых и целеустремленных детей в отдельные классы, мало того, страдают и спецшколы, традиционно проводившие отбор в результате объединения с заурядными учебными заведениями.

«Приведу пример: математический лицей №1557, известный своими выпускниками и уровнем подготовки, был включен в новый объединенный комплекс с обычными школами. И теперь уровень образования в этом лицее снизился. Чего уж ждать от рядовых школ, если даже такие учебные учреждения нивелируются до низкого уровня.

Что касается разделения детей на классы с расширенной и базовой программой, то надо понимать, что никакой обиды в этом нет, и не нужно называть базовые классы слабыми или отстающими. Понятно, что дети могут обзываться, да и родители не всегда корректны в своих высказываниях, но это не может быть основанием для отказа от такой дифференциации», подчеркнул педагог, добавив, что обязательно должны существовать и классы с углубленной программой, и базовой, и коррекционные классы – это совершенно нормально», подчеркнул педагог.

Эксперт дал свою оценку и активно внедряемому в последнее время инклюзивному образованию, когда детей-инвалидов отправляют учиться в обычные классы – в первую очередь, это ставит в неудобное положение самого инвалида и его семью, хотя чиновники уверяют, что такая система, якобы, призвана помочь этим детям социализироваться, а также воспитать милосердие у других детей.

Однако, на практике все оборачивается совсем по-другому, к сожалению. В действительности, это придумано в первую очередь в целях экономии – финансирование коррекционных школ и школ для детей-инвалидов сокращается, а их просто раскидывают по обычным учебным учреждениям.

«Конечно, всегда будут и противники, и сторонники дифференциации школьников - мнения родителей всегда разделяются: те, у кого проблемный ребенок, или малообразованный, естественно, настаивают на ущербности самой идеи дифференциации, а те, чьи дети развиты и опережают программу, являются сторонниками разделения.

Но если мыслить педагогически, все-таки неизбежно приходишь к выводу, что дифференциация нужна. Понятно, что проводится она должна деликатно, без обид и грубостей», подытожил Александр Снегуров.

Хотя в определенной степени практика разделения школьников по сильным и базовым классам сохраняется, она постепенно вытесняется «уравниловкой», когда дети с совершенно разным уровнем способностей вынуждены учиться в одних классах. Одной из основных причин этого является «оптимизация» школьного образования, проведенная с целью урезания финансирования учебных учреждений, которые порой просто не обладают ресурсами для обучения способных детей по углубленной и расширенной программе.

В итоге, страна может недополучить множество талантливых специалистов высокого уровня, чьи способности будут теряться, не находя нужной поддержки в условиях деградирующей системы образования. Это недальновидное стремление государства сэкономить на поддержке сильных школ и спецклассов приведет в будущем к гораздо большим потерям.

Долгопрудная долина Далее в рубрике Долгопрудная долинаУ России есть люди и ресурсная база, чтобы совершить технологический рывок

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»