Неприкасаемые
Торговля в переходах. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Торговля в переходах. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Имена и визуальные изображения великих соотечественников хотят запретить использовать в коммерческих целях

Зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Сердюк («Справедливая Россия») готовит обращение на имя федерального министра культуры Владимира Мединского с просьбой создать механизм защиты имен и визуальных изображений выдающихся деятелей страны от использования в коммерческих целях. Законодатель отметил, что в последние годы на рынке систематически появляются товары или проводятся рекламные кампании с использованием изображений или имен великих россиян, в основном уже ушедших от нас. Во многих случаях такие действия выглядят более чем сомнительно. Для прекращения подобной практики, как отметил парламентарий, правильным решением будет составление некого списка «неприкасаемых» соотечественников, которые внесли значительный вклад в историю России и память о которых не должна подвергаться недобросовестному использованию со стороны сегодняшних бизнесменов.

Коммерческие компании, как российские, так и иностранные, в погоне за прибылью готовы идти на любые «свершения», лишь бы привлечь интерес к своему товару со стороны покупателей. Зачастую этот интерес достигается за счет использования имен и изображений всеми узнаваемых и уважаемых россиян.

Пожалуй, наиболее часто подобные сомнительные маркетинговые ходы предпринимают производители одежды. Как мелкие компании, так и широко известные используют изображения всем известных и популярных соотечественников для печати на майках или толстовках. Так, в интернете можно легко встретить предложения изготовить под заказ майки или толстовки с изображением актера и поэта Владимира Высоцкого, поэта Сергея Есенина или самого великого российского оружейника Михаила Калашникова. Широко распиаренный бренд «Денис Симачев» еще в 2011 году представил несколько новых моделей футболок. Среди прочего была представлена футболка с изображением последнего российского императора Николая II, на которое выдающаяся фантазия создателя наложила изображение тогдашнего президента страны Дмитрия Медведева. Еще на одной футболке можно было увидеть космического первооткрывателя Юрия Гагарина, который отпускает в адрес Валентины Терешковой фривольную фразу: «Детка, ты космос».

Летом прошлого года уже в Крыму вспыхнул скандал вокруг одного из рекламных баннеров: предприниматель поместил фотографию космонавта Юрия Гагарина вплотную к призыву покупать пиво и раков. Стоит отметить, что младшая дочь Юрия Гагарина еще в начале 2011 года подала заявку в Роспатент на бренд имени своего отца. Тогда она отметила, что не видит ничего зазорного в своем решении, отметив, что в современной России на имени ее отца зарабатывают все подряд. Тогда же эксперты оценили предположительную стоимость бренда «Гагарин» в миллиард рублей.

Примечательно, что живущие ныне пытаются бороться за эксклюзивное использование не только имени или изображения выдающегося россиянина, но и брендов, которые они создали при своей жизни. Буквально вчера концерн «Калашников» отсудил у родственников Михаила Калашникова право на использование товарного знака АК-47 (автомат Калашникова). Судебные разбирательства вокруг этого дела продолжались с 2014 года.

«На сегодня действительно не всегда приятным является то, что мы можем встретить изображение русского царя или Юрия Гагарина на бутылке водки или пива, а закон никак не запрещает такие маркетинговые манипуляции. Сами эти люди, вероятно, не сильно были бы рады узнать, что после их смерти они будут использоваться для пиара сомнительных товаров, — отметил законодатель. — С этой целью мы предлагаем Министерству культуры составить определенный список людей, выдающихся для нашей страны, имена и изображения которых не могут использоваться в коммерческих целях. Это будет данью уважения их памяти», — отметил Михаил Сердюк.

На западе ряд компаний выпускает водку с использованием имени или изображения Николая II в разных вариациях. На некоторых бутылках можно увидеть портрет российского царя, на некоторых — просто надпись Nikolai, нанесенную на герб с двуглавым орлом. В истории водки можно встретить и другие злоупотребления известными именами. Так, была водка, посвященная Иосифу Сталину, а также вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину. При этом один из производителей назвал свою водку «Ленин на разливе».

Недалеко ушли от иностранцев и российские алкогольные производители. Так, в 2014 году пивоваренная компания ОАО «САН ИнБев» решила к 9 мая выпустить коллекционную партию пива. Креативный отдел компании решил изобразить на банках с пивом героев Великой Отечественной войны, таким образом решив рассказать юным любителям хмельного напитка о подвигах их предков. В результате давления общественности производитель принял решение отказаться от своей идеи.

«В психологии есть такой термин "эффект ореола", когда эмоции по отношению к одному предмету переносятся на другой, который с первым предметом и самими эмоциями не связан. Ярким примером может служить звездное спонсорство, когда выбирается харизматическая сильная личность и в дальнейшем с ней ассоциируется бренд. Человеку потом сложно разделить эмоции и воспоминания. Такой прием в маркетинге дает успешный результат практически в 100 процентах случаев», — поделился с РП эксперт в поведенческом маркетинге Арсен Даллакян.

Знаменитые россияне, такие как Михаил Калашников и многие другие, сумели своим трудом на протяжении жизни добиться уважения и памяти о себе на многие века вперед. Но никто не пытается скрывать, что, эксплуатируя эту память, можно зарабатывать колоссальные деньги. Однако практика подобного зарабатывания показывает, что далеко не всегда современные бизнесмены готовы корректно и уважительно относиться к памяти человека. И в нынешних условиях, безусловно, разумным решением будет введение законодательных ограничений на коммерческое использование тех или иных имен и изображений. Напомним, что ранее, как писала РП, представители фракции КПРФ в Госдумы предложили запретить иностранным компаниям в России эксплуатировать в коммерческих целях изображение красной звезды.

Бензиновые гонки Далее в рубрике Бензиновые гонкиВопреки обещаниям чиновников, повышение акцизов вызвало существенный рост цен на бензин

Комментарии

06 апреля 2016, 15:40
Инициатива здравая. Как бы не совсем правильно пользоваться заслугами соотечественников в своих меркантильных целях. А если пользуешься изображением уважаемого человека, то надо платить вознаграждение хотя бы его наследникам.
06 апреля 2016, 17:26
ну почему же, например многие знают картину Шишкина - Сосновый лес исключительно по конфетным обёрткам, правильно это или нет, точнее не так это разве плохо?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»