Непотребство ширпотреба
Фото: Сергей Куликов / Интерпресс / ТАСС

Фото: Сергей Куликов / Интерпресс / ТАСС

У нас два телевидения — плохое и хорошее, и каждый выбирает из них свое

Возьмите блокнот и ручку, выйдите на улицу и, представившись социологом, спросите у прохожих, как бы они оценили российское телевидение. Уверен, почти все ответы будут такими: «сплошь вранье и реклама», «зомбоящик», «фильмы крутят одно старье», «показывают грязь», «пошлятина», ну и так далее в том же роде. Но, возможно, вам все же попадутся два-три человека, которые скажут, что телевидение у нас просто замечательное просветительское, познавательное, высококультурное, умное, иногда даже заумное.

Кто же прав? По-моему, и те, и другие. Просто они смотрят разное телевидение.

На экран выходят мародеры

В советские времена начинающим журналистам объясняли, что при решении вечной дилеммы —  опускаться до низкопробных вкусов большинства аудитории или стараться поднять ее до более высокого уровня — надо выбирать второй вариант. Но тогда этот выбор был прост: все СМИ принадлежали, по сути, государству, которое пропагандировало пуританство не только на словах, как сейчас, но и на деле.

Сегодня государственное финансирование есть не у всех телеканалов, а у которых есть, покрывает лишь малую долю необходимого. Поэтому пространство свободы немногим больше, чем было у коммунистов, но выбор, а выбирать всегда трудно, далеко не так однозначен.

Многие уверены, что руководители телеканалов специально зомбируют народ откровенными непристойностями. На самом деле это не так. Если и зомбируют, то ровно настолько, насколько народ жаждет этого зомбирования.

К примеру, программа «Прямой эфир» на канале «Россия-1», специализирующаяся на копании в грязном белье знаменитостей, в этом году «порадовала» зрителей передачей о звездах советского кино. Татьяна Окуневская, Любовь Орлова, Зоя Федорова, Лидия Русланова — у каждой актрисы своя нелегкая судьба в сталинском СССР, а у трех и вовсе трагическая, они перенесли застенки, пытки, унижения, рабский труд. От репрессий актрис не защитили ни талант, ни всенародная любовь.

Но ведущего Бориса Корчевникова интересует не это. Главное для него — что они были любовницами Сталина и Берии, а, стало быть, понятно, почему угодили в лагеря. Свою версию авторы и «эксперты» передачи подкрепляют слухами, кривотолками и, в конце концов, подают свое мнение как реальные факты. «Любовь Орлова и ее муж Григорий Александров спали в разных спальнях!», — изрекает ведущий убийственный, как ему кажется, аргумент. Так четырех прекрасных женщин, которых боготворили несколько поколений соотечественников, с улюлюканьем выволокли обнаженными на площадь. После всего пережитого при жизни им суждено после смерти еще и это.

Однако если бы «Прямой эфир», как и другие программы того же уровня, не собирали многомиллионную аудиторию, их бы закрыли и, уверяю вас, сделали это без малейшего сожаления.

Проблема на самом деле в ином: как бы кому ни нужны были деньги, каждый  — будь то человек или фирма — должен понимать, что есть черта, переступив которую, ты теряешь честь и достоинство. Если они у тебя, само собой, изначально были. Когда римский император Веспасиан произнес свое знаменитое: «Деньги не пахнут», — он говорил о деньгах, полученных с налога на общественные уборные, но это не значит, что в общественную уборную можно превратить телевидение.

Ведущий телепередачи «Пусть говорят» на Первом канале Андрей Малахов во время съемок в телецентре «Останкино»

Ведущий телепередачи «Пусть говорят» на Первом канале Андрей Малахов во время съемок в телецентре «Останкино». Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Как это делается

Ругать отечественное ТВ давно стало признаком хорошего тона. Причем если раньше, лет пять-десять назад, губы кривили только рафинированные интеллигенты, то теперь в модный тренд включились даже те, кто вряд ли знает, как правильно пишется это слово — «интеллигенция».

Раньше, едва начинаешь расспрашивать, чем именно так плохо наше телевидение, тут же выяснялось, что основным раздражителем служит программа «Дом-2» с ее вечно полуголыми персонажами, которые лежат на постели во фривольных позах и беседуют на скабрезные темы. И тут начиналось самое смешное: почти все критики возмущались этим «Домом» с поразительным знанием дела  — называли героев программы по именам и пересказывали, кто и что из них говорил. Сегодня то же самое происходит с музыкально-пародийными программами, которые буквально оккупировали ведущие телеканалы.

Раз критикуют, значит, сами все-таки смотрят! А раз смотрят, значит, им и показывают. Есть спрос, есть предложение. Таков закон рынка. Сами телебоссы этим и объясняют болезненно-пошлый контент своего эфира.

Содержание любого из крупнейших отечественных каналов обходится в сотни миллионов долларов ежегодно — оборудование студий, дорогостоящая техника, огромный штат сотрудников (от ведущих, корреспондентов, режиссеров, операторов, редакторов, осветителей, звукооператоров, гримеров, дизайнеров, инженеров до рабочих и уборщиц), корреспондентская сеть по стране и миру, постоянные командировки и пр. При этом особо выдающимся менеджерам и ведущим, которые являются лицом канала, приходится платить зарплаты и гонорары, вполне сопоставимые с заработной платой министров, дабы самые ценные кадры не перекупили конкуренты.

Как же отбить все эти сумасшедшие расходы? Главным образом на рекламе. А рекламодатель ведется только на ту программу, которая собирает большую аудиторию, он свои деньги тоже умеет считать. Для этого рекламодатель изучает телерейтинги, которые поставляет институт Гэллапа (TNS Gallup), таблицы, в которых поминутно указано, какая доля зрительской аудитории смотрела каждую передачу, включая фильмы и спортивные соревнования. Чтобы иметь такие показатели, сотрудники Гэллапа, опираясь на правила социологической выборки, установили в ряде домов телезрителей специальные приборчики, которые мгновенно отправляют сигнал на базовый компьютер, стоит только респонденту переключиться с одного канала на другой.

По вполне понятным причинам каждый телеканал старается беречь гэллаповские показатели от посторонних глаз. Что же касается самого института, фамилии и адреса своих респондентов он хранит и вовсе как государственную тайну. По этой причине некоторые злые телеязыки даже утверждают, будто на самом деле никаких респондентов и нет и в помине, а все эти гэллаповские таблицы просто рисуются с потолка.

Говорить, конечно, можно что угодно, но других измерительных средств в мировой телеприроде не существует. А жаль. Потому что всякая социологическая выборка показывает лишь «среднюю температуру по больнице», никак не учитывая, кто смотрит, например, «Пусть говорят», а кто — полуночного Владимира Познера. Этот огульный подсчет неудобен, во-первых, рекламодателям, поскольку для них все-таки крайне важно понимать и состав аудитории — что толку рекламировать автомобили в программе, которую смотрят преимущественно пенсионеры? А во-вторых, телевизионщикам, ведь если бы зрительская аудитория измерялась и, соответственно, ценилась рекламодателем не только по количеству, но также по качеству, они могли бы делать больше культурных программ, что гораздо приятнее, чем раздувать и без того уже дутые сенсации.

Нас покупают на халяву, а мы?

Да, отечественное ТВ в обилии скармливает нам откровенное непотребство. Причем не только в программах типа «Дом-2» или «Прямой эфир», но и в примитивно-глуповатых сериалах, и в отдающих дешевой идеологической пропагандой документальных фильмах, и, конечно же, в политических ток-шоу, где все происходящее напоминает сумасшедший дом, а весь разговор сводится к тому, кто кого перекричит, демонстрируя свой фальшивый патриотизм. За все это можно и нужно ругать телевидение, но, по большому счету, чего мы еще хотели, если получаем телепродукт фактически бесплатно.

В советские времена считалось, что плата за телевещание встроена в потребительскую цену телевизора — «КВНа», «Темпа», «Рекорда».  Но теперь мы покупаем в основном иностранные телевизоры и ежемесячно платим только за телесигнал. В театре, музее, цирке, на стадионе — всюду мы покупаем билет, чтобы получить право увидеть представление, культурные ценности прошлых эпох или спортивные состязания, а телевизор смотрим бесплатно.

Но ведь любой школьник знает: на самом деле ничего бесплатного не бывает. И телевидение  —  не исключение. Исследователи медиаиндустрии называют современную ситуацию в организации ТВ просто и цинично: «торговля аудиториями». Телевизионщики заманивают нас в экранное действо, а затем продают рекламодателям.

По большому счету, мы, зрители, вовсе не вершина этого треугольника. По сути, нами манипулируют. А мы почему-то ведем себя крайне пассивно. Хотя в наших руках есть действенный инструмент борьбы — телевизионный пульт. Переключайтесь на хорошие программы и хорошие каналы, где нет разнузданности и промывания мозгов пропагандой. Выбирайте «Мою планету», Animal planet, спортивные каналы или «Культуру» — поистине уникальное творение отечественного ТВ, какого за границей в бесплатном доступе еще поискать.

Автор — в 2009–2012 гг. ведущий информационно-аналитической программы «Отражение» на канале «100ТВ» (Санкт-Петербург).

Как потерять и вернуть суверенитет Далее в рубрике Как потерять и вернуть суверенитетНовые информационные технологии ставят Россию под внешнее управление Читайте в рубрике «Культура» Дмитрий Грачев: «Смех действительно продлевает жизнь»Новый герой рубрики «Наши люди» на «Русской Планете» рассказал о «механике» русского юмора Дмитрий Грачев:  «Смех действительно продлевает жизнь»

Комментарии

06 апреля 2015, 16:15
Вообще, не понимаю, кто смотрит эти передачи а-ля Андрея Малахова? Вся эта грязь, эти скандалы в прямом эфире, взаимные оскорбления.. От всего этого нормального человека может лишь воротить. Тем не менее, во многом подобные гадости пользуются спросом. Отсюда вывод - пора задуматься о моральном здоровье общества в целом.
06 апреля 2015, 22:02
Согласен. вынос мозга какой-то. А мозги и нервы нужно беречь.
06 апреля 2015, 23:23
рейтинги сумасшедшие, надо понять что наше телевидение делают для людей кому за 50, они рейтинги и делают, именно те самые кто много времени проводит у замбатора, а людям средних лет делать у ящика абсолютно нечего
06 апреля 2015, 18:51
О манипуляциях зрителями и продажей аудитории далеко не открытие. Принцип "капусту рубим, пиплы тащатся" в действии. Разогнать бы по-хорошему большую часть редакций за гешефт, который делает из людей дебилов. Пора уже задуматься, что телевидение для человека, а не наоборот.
06 апреля 2015, 22:13
Кровища всегда в рейтинге. А рейтинги - это реклама. А реклама - это бабло. Кто же от бабла откажется? Запретишь чернуху - все вылетят в трубу.
06 апреля 2015, 20:38
При том, сколько рекламы на тв, шлака, пошлости, гадости и бесконечной вереницы из низкопробных сериалов и надоевших всем звезд российской эстрады... странно было бы, если бы наше телевидение называли бы хорошим. Даже самый неразборчивый зритель уже может отфильтровать что-то.
07 апреля 2015, 09:17
Многие ругают Андрея Малахова за скандальность передачи, но ведь он поднимает действительно острые темы, которые есть и закрывая на них глаза наше общество просто обманывает себя.
07 апреля 2015, 15:16
Какие например? С кем спит Прохор Шаляпин? Очень актуальная и острая тема.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»