Недоброжелатели Церкви
Роман Силантьев. Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»

Роман Силантьев. Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»

О сознательных и несознательных группах негативного информационного влияния на Русскую православную церковь

Поток антицерковной критики во многих СМИ, порой слишком экстравагантной, а если уж называть вещи своими именами — лживой, не иссякает. Большинство читателей чувствует это лукавство, но многие, к сожалению, в него верят. Однако самое неприятное в том, что часть аудитории одолевают искушения и сомнения. И происходит это в первую очередь потому, что по поводу каких-то обвинений священноначалие и официальные структуры Русской православной церкви дают разъяснения, однако большинство вопросов остается без ответа. Причин этому несколько. Во-первых, канонические правила учат оправдываться только в случае обвинения в ереси. Во-вторых, технология всей желтой прессы построена именно на том, чтобы заставить жертву оправдываться, на что последует следующая ложь или придирки к словам — и тему можно будет мусолить бесконечно. И все же мы решили поговорить о некоторых современных тенденциях нападок на церковь.

Наш собеседник — человек, безусловно, верующий, работающий совместно с церковным управлением, хорошо информированный, к тому же ученый и мирянин. На вопросы РП отвечает Роман Анатольевич Силантьев — российский религиовед, историк религии и исследователь ислама, доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета, автор более 100 статей, в том числе в «Большой российской энциклопедии», «Православной энциклопедии» и энциклопедии «Народы и религии мира». Автор более 100 публикаций и 10 книг по исследованию ислама, автор-составитель Интерактивной карты всех религиозных общин России, руководитель Центра географии религий при Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. Кроме того, Роман Силантьев — исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. Думаем, что более авторитетного собеседника в этой области найти трудно. 

— Роман Анатольевич, борьба против Церкви была всегда, и Господь сказал, что «будете ненавидимы за имя мое». Но если брать сегодняшний, такой краткосрочный этап, то в чем особенность таких нападок на Церковь, в чем вы видите специфические черты нынешнего времени?

— Дело в том, что с каждым годом Церковь становится сильнее, играя все большую роль в нашем обществе. Сейчас РПЦ — самая быстрорастущая религиозная организация в России: за последние десять лет прирост ее юрлиц составил 25%, в то время как мусульмане и буддисты прибавили по 20%, а протестанты и вовсе стагнировали в пределах доли процента. Многих это беспокоит, и беспокоит по разным причинам. Попробую этих беспокоящихся классифицировать.

В первую очередь это, конечно, либералы. Их идеологи всегда относились к Церкви с подозрением, считая ее оплотом, как бы они сейчас сказали, «ваты» — то есть сторонников сильной и не зависимой от Запада страны. И верно: Церковь отнюдь не восторгалась прелестями рыночной экономики, а в 1993 году — самом черном для патриотов России — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил инициатором создания Всемирного русского народного собора, который объединил немало членов свежеразгромленных патриотических организаций. Либералы последовательные уже тогда требовали Церковь расколоть и вывести из игры, а либералы застенчивые были готовы терпеть Церковь в форме полуразрушенных храмов в глухих деревеньках, куда можно приехать раз в год к коллеге-интеллигенту, избравшему священнический путь, поболтать о смысле жизни и просветленным уехать обратно. А вот храм Христа Спасителя их уже категорически не устраивал, равно как и попытки Церкви донести свою позицию до общества. «Будут нас тут всякие попы учить! Их место — в религиозных гетто, бабок успокаивать и храмы древние чинить-сторожить», — заявляли они.

Со временем обнаружилась еще одна неприятная для либералов вещь — словами священноначалия и других лидеров ВРНС, некогда воспринимавшихся как носители красно-коричневых идей, все чаще стали говорить первые лица государства, и по мере усиления страны они говорили так все чаще. После «болотных событий» Церковь стала восприниматься либералами как важная опора «режима», та самая скрепа, которая препятствует всяким революциям. И тут стало ясно, что никакого мира между ними быть не может. Началась война, преимущественно односторонняя. В этот период многие либералы, еще остававшиеся в Церкви, покинули ее ряды, инкриминировав священноначалию безоговорочную поддержку Путина, наглый отказ накормить блинами «Буйных вагин» и отсутствие толерантности к гей-сообществу.

Ярких личностей в этой группе немало: тут вам и Невзоров, и Ксюша Собчак, и Познер с Гозманом, и весь комплект либеральных СМИ. К религиозным течениям вне Церкви отношение у либералов разное — традиционных мусульман, иудеев и буддистов они недолюбливают по причине той же лояльности Путину и нежеланию бежать на майданы-тахриры, а вот разные секты у них в чести. Но не все — некоторые сектанты либералов не прочь поднять на вилы.

— А вторая группа?

— Это преимущественно коммунисты-раскольники множества изводов. Хотя и внутри традиционалистов-зюгановцев такие деятели встречаются. Современная КПРФ Церкви не враждебна, а ведь именно она является правопреемницей КПСС и признается таковой компартией Китая, КНДР и многих других стран. Но, как известно, не все коммунисты сейчас подчиняются Зюганову. Отколовшиеся от него товарищи нередко критикуют современную КПРФ за «братание с попами» и всячески ратуют за возвращение эпохи воинствующего безбожия. Тогда, напомню, была разрешена только атеистическая пропаганда, а люди верующие свои взгляды до широких масс доносить не могли. Ныне шансы уравнялись: хочешь — атеизм пропагандируй, хочешь — конфуцианство. И сразу выяснилось, что атеизм, особенно в его советской, «научно-атеистической» форме, мало кому интересен. Все соответствующие кафедры закрылись или перепрофилировались на религиоведческие. Потому как иначе студенты туда не шли.

Патриарх Алексий II. Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Ныне «научные атеисты» ставят Церкви в вину насаждение Закона Божьего вместо астрономии (которая начала изыматься из школьной программы еще в позднем СССР) и рисуют графики, согласно которым число храмов растет, а число школ уменьшается, прозрачно намекая, что это взаимосвязано. Логика их понятна: попы сговорились с капиталистами против трудового народа и загоняют его в средневековье. Неудобные факты — с чего бы демонстративно православный Шойгу так резко повысил боеспособность армии на фоне бурного строительства храмов и введения ОПК (Основы православной культуры, учебный модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики», введенного Министерством образования и науки РФ в школьную практику. — РП), а православный Путин по эффективности обошел всех советских генсеков (кроме Сталина, допустим) — естественно, опускаются. Тут, кстати, можно посоветовать неплохой сайт www.ateismy.net — он опровергает большинство антицерковных мифов.

Нередко коммунисты-раскольники смыкаются в своей критике с либералами, воспроизводят либеральные же мифы и в целом принадлежат к той же категории «всепропальщиков», которым для нормальной работы на благо своего Отечества требуется немыслимое число условий — от немедленного воскрешения Сталина и Берии до ввода в Москву войск НАТО.

— Многие критикуют Церковь именно за отсутствие обличительной критики, возможно, в социальном плане...

— Дело в том, что люди не проявляют достаточного усердия в уточнении позиции Церкви. Критика раздается постоянно, другое дело, что она особо не афишируется СМИ. Например, возьмем пример из последних — Церковь выступала против закрытия больниц и традиционных театров.

— Мне особенно запомнилось рождественское послание покойного ныне патриарха Алексия II 2001 года, которое он почти полностью посвятил проблеме невыплаты заработной платы, назвав это смертным грехом. И ведь никто на это никак не отреагировал.

— Верно. А еще был острый конфликт в 1998 году, когда Немцов от имени государства пытался заставить Церковь признать нужные выводы по царским останкам, не предоставив соответствующих доказательств. Но успеха не добился, и сейчас пришлось проводить дополнительную экспертизу. Но тут надо четко понимать, что Церковь в данном случае не обращает критику против всей власти. Есть конкретные люди, которые создают конкретные проблемы. С тем же главой Минфина Кудриным были проблемы, но при этом с министром обороны и министром юстиции таких проблем не было, как не было проблем и лично с Путиным. Поэтому подобная критика имеет персонифицированный и конструктивный характер. Кстати, сейчас наблюдаются серьезные проблемы с властями Татарстана, потому как подход их к религиозной сфере — наихудший в России.

— Да, там есть проблемы.

— И это, кстати, ничуть не скрывается.

— Многие люди, к сожалению, видят в Церкви исключительно какой-то социально-благотворительный институт, и они недовольны, когда там что-то не получается или по их мнению не получается. Однако причины такого недовольства могут быть разные. Но если говорить о какой-то сознательной работе против Церкви, кому и зачем это нужно?

— Третья группа по активности — те люди, которые из Церкви ушли из-за каких-то обид. Или формально не ушли, но злобу затаили. Среди известных деятелей такого рода можно отметить Сергея Бычкова, Вячеслава Полосина, Валерия Отставных, Александра Солдатова, Иннокентия Павлова и Вадима Лурье. Кто-то из них якобы принял ислам, в душе оставаясь атеистом, два человека устроили «раскол в расколе» Валентина Русанцова, создав достаточно оригинальную секту «морганатических педофилов» (их лидером был отсидевший педофил, и базируются они в бывшем морге), один вошел в число лидеров секты «радиоактивных» (базируются на московской улице Радио и достаточно активны). Этих людей объединяет одно: они требовали от Церкви признать их особые достоинства и наделить особыми полномочиями. Безуспешно требовали, и, не добившись своего, начали мстить.

Сначала среди вышеупомянутых товарищей по активности лидировал журналист «МК» Сергей Бычков, написавший десятки статей о «табачном митрополите» и других не симпатичных ему архиереях. Его долго терпели, но потом терпение иссякло. Сначала Бычкова знатно подловило одно прокремлевское молодежное движение, подсунув для публикации статью со встроенной фразой «Мы публикуем ложь и заказные материалы за деньги». Кстати, недавно на такой штуке глупо попался небезызвестный Андрей Кураев. Проиграв три иска о защите чести и достоинства (два мне и один протоиерею Всеволоду Чаплину), Бычков резко успокоился и даже признал свои ошибки, однако на смену ему уже пришел замечательный «Портал-Кредо.ру». Этот ресурс, контролируемый лидерами вышеупомянутой секты «морганатических педофилов», задал новую планку в антицерковной пропаганде: его авторы (среди них встречаются и маргинальные буддисты, и баптисты, и атеисты, и даже один «авраамический мунотеист» — приверженец редкой исламо-мунитской ереси) стали активно печатать материалы даже самых агрессивных атеистов и сатанистов — лишь бы они как-то задевали Церковь. По мне, так полезный ресурс — вреда от него немного, но нишу важную занимает и более квалифицированных диффаматоров в нее не пускает.

Помню, был там веселый форум — сам развлекался на досуге: от имени главаря «русских мусульман» Вадима Херуна Сидорова вносил фитну в их джамааты, от чего особенно досталось нижегородским ваххабитам и тому самому авраамическому мунотеисту. Что же до Павлова и Отставных, то они стали фигурами, скорее, комическими. И да, все вышеперечисленные у нас записные либералы.

— А что с Кураевым?

— Он имеет хороший шанс присоединиться к компании Отставных сотоварищи. Все условия для этого есть — обида на недооценку, разоблачительный угар и либеральный склад мышления.

— Разоблачительный угар плох?

— Критика, если она направлена на улучшение ситуации, а не на заказное уничтожение, может только приветствоваться. Смотрите выше про критику Церкви чиновников. Она ведь принципиально отличается от либеральной, где если Путин Крым вернул, то он агрессор, а если бы не вернул, немедленно стал бы тряпкой и бумажным тигром. Потому как ничего хорошего от него ждать не приходится. Так и в случае критики в данном случае духовенства. Знаешь непотребные факты вне рамок УК РФ (если в рамках — пиши оперу) — жалуйся в церковный суд, где все обвинения, правда, придется доказать. Если не уверен — не пиши. Вот мне про самого Кураева в деталях понарассказывали намного больше, чем он про своих самых нелюбимых архиереев написал. Причем как раз по тем самым статьям. И рассказывали люди очень разные и часто нецерковные. Стоит ли поделиться с уважаемой публикой, например, историей про мужские туалеты филфака МГУ и бдительных студентов? Не уверен.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

— А четвертая группа?

— Это наши православные секты — от «бога Кузи» до царебожников. Народ очень разнообразный — кто Адольфа Мюнхенского «от жидов умученного» канонизирует, кто новую политеистическую религию с пантеоном «соискупителей» изобретет, кто чипы нехорошие из паспорта в микроволновках выжигает. Один только плюс — они обычно сами под землю зарываются, а не других закапывают, как салафиты богопротивные. Не все православные сектанты, конечно, с Церковью воюют публично, но именно им наиболее выгодно, чтобы анонимный монах с Афона воспринимался верующими таким авторитетом, что всему Поместному собору не снилось. Когда-то от лица таких товарищей Церковь обличали преимущественно члены секты братьев Дзюбанов — Диомида и Феофила, потом самой яркой личностью в их рядах стал Герман Стерлигов.

— Вы не упомянули сектантов и исламистов.

— Верно. Но сектанты немусульманские присутствуют во всех вышеперечисленных группах. Даже с «научными атеистами» у нас исхитрились блокироваться язычники. А сектанты мусульманские в России туповаты изрядно в делах антиправославных, всю фактуру берут у наставников из-за рубежа. А те христиан по конфессиям не различают, бьют по площадям. И вообще уверены, что с взятием Ватикана мы все ислам и примем.

Парус вернули Далее в рубрике Парус вернулиКак омич Сергей Щербаков и его команда возродили парусный спорт в городе, совершив кругосветное путешествие

Комментарии

22 ноября 2015, 21:53
А есть еще такие, кому просто неприятно видеть, как святые отцы, вместо того, что бы подавать пример скромности и нестяжательства, пускаются во все тяжкие, окружая себя буржуйскими атрибутами сверх всякой меры.
23 ноября 2015, 15:20
Самых нескромных святых отцов надо с позором выводить из лона церкви, дабы они своими поступками не компрометировали РПЦ
24 ноября 2015, 11:06
Постоянные разговоры об излишнем богатстве РПЦ, священниках и их автомобилях уводят человека от веры, спасения и «креста Господня», заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на церемонии освящения нового московского храма. улыбка
23 ноября 2015, 09:59
Церкви нужно постепенно входить в жизнь простого обывателя, причем входить с интересными и нужными инициативами, желательно финансовыми, тогда рост позитивных откликов и увеличение популярности обеспечено. Уже много писали о пользе церковного банкинга, лишенного ростовщического процента. На мой взгляд сейчас самое время выходить на это поприще.
23 ноября 2015, 15:22
злоупотреблений будет много, надо контролирующий орган вводить для начала и только потом запускать банкинг
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»