Небо. Самолет. Деньги
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Доходы от российского неба поглощает всего одна авиакомпания

Зарубежные авиакомпании вот уже не один десяток лет исправно платят за полеты над Сибирью. Однако деньги идут почему-то не государству, а всего лишь одной компании — ОАО «Аэрофлот». Такое ощущение, что перевозчик имеет какие-то особые права на российское небо, раз забирает себе плату за полеты иностранцев из Европы в Азию.

Спустя годы подобной практики правительство РФ наконец-то задумалось над тем, что деньги, выплачиваемые иностранными компаниями, могли бы идти на финансирование модернизации системы навигации в России, а также льготные перевозки, которые выполняет «Аэрофлот». Такие предложения содержатся в проекте «Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годы».

По старой памяти

Отчисления иностранных авиакомпаний — так называемые роялти — «Аэрофлот» начал получать с 1970-х годов как единственное на тот момент авиапредприятие страны. Однако со временем в России появились десятки новых авиакомпаний, но «Аэрофлот» так и остался единоличным получателем этих выплат. Еще в 2013 году властями обсуждалось предложение перенаправить роялти из «Аэрофлота» в госкорпорацию «Организации воздушного движения», однако идея так и не была реализована.

«Пока решение не принято. Подобные попытки предпринимались и ранее, но не были доведены до конца, так что не исключено, что и сейчас этого может не произойти. Если решение все же будет принято, то вряд ли это существенно поможет всему бюджету. Эти средства могут помочь развитию воздушных перевозок, поддержать их, к примеру, в части модернизации инфраструктуры», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Объем роялти, которые ежегодно получает от иностранных авиакомпаний крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот», по разным оценкам, составляет около 250–400 млн долларов. По сути это дополнительный налог на перелеты европейских самолетов через воздушное пространство Сибири на маршруте Европа — Азия. Точные данные об объеме роялти, а также о том, на что перевозчик их расходует, в компании не раскрывают под предлогом того, что это государственная и коммерческая тайна.

Доступная цена

В этом году из российского бюджета «Аэрофлот» должен получить 1,5 млрд рублей за субсидируемые полеты на Дальний Восток, в Калининград и Крым. Хотя эти деньги очень пригодились бы похудевшему за время кризиса бюджету, отказываться от программы субсидирования правительство не намерено.

По условиям программы, правом на льготную перевозку могут воспользоваться граждане РФ в возрасте до 23 лет, женщины в возрасте свыше 55 лет, мужчины в возрасте свыше 60 лет, инвалиды I группы любого возраста и сопровождающие их лица, а также лица, сопровождающие детей-инвалидов. По итогам первых пяти месяцев 2015 года в рамках программы было перевезено 90 тысяч пассажиров и выполнено более 2,5 тысячи рейсов. «Не может быть никаких сомнений в том, что программа субсидирования необходима, — уверен Баранов. — Она позволяет значительной части населения страны, имеющей небольшой доход, воспользоваться услугами авиакомпаний и посетить нужный им населенный пункт в пределах страны». Кроме того, программа субсидирования выгодна и самим авиакомпаниям, поскольку повышает загрузку самолетов. Как добавляет Баранов, «выполняя такие рейсы, авиакомпании дают возможность заработать еще многим субъектам, так что программа субсидирования дает существенный положительный эффект для экономики в целом».

Но самые жирные бонусы достаются «Аэрофлоту». Кроме полутора миллиардов, которые он получит в виде субсидий, примерно такую же сумму перевозчику принесут роялти от иностранцев за полеты над Сибирью. По здравому рассуждению правительства, как раз этими деньгами «Аэрофлот» и мог бы «компенсировать» свои льготные перевозки. Но пока что оторвать авиакомпанию от бюджетных денег почему-то не удается.

На особых правах

В конце июня Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, в которую входят все компании, участвующие в программе субсидирования, пожаловалась премьер-министру, что многие перевозчики не могут получить бюджетные субсидии за уже выполненные рейсы. Причина — декабрьское постановление правительства «О мерах по реализации ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Согласно этому документу субсидии предоставляются только при условии, что у получателя средств нет долгов перед бюджетом. Проще говоря: заплати налоги — получи субсидии. Однако в других нормативных документах, регулирующих выплату субсидий, таких требований нет. Впрочем, для кого-то границы возможного намного шире, чем для других. Согласно отчету «Аэрофлота», кредиторская задолженность авиакомпании по налогам и сборам в первом квартале составила более 288 млн руб., а перед государственными внебюджетными фондами — около 144 млн руб.

Спад авиаперевозок

Российская авиаотрасль сейчас испытывает серьезные трудности. По данным Росавиации, с января по март этого года уровень международных перевозок российских авиакомпаний сократился на 15,6%, а суммарный пассажирооборот — на 9,7%. По итогам первого квартала три из пяти главных российских перевозчиков 2015 года показали отрицательный рост, немало перевозчиков близки к банкротству или уже разорились. Игроки, оставшиеся на рынке, борются с финансовыми трудностями путем сокращений. Председатель Федерации независимых профсоюзов России Нина Кузьмина отметила, что последствия кризиса ощутили на себе сразу несколько крупных авиаперевозчиков. Среди них авиакомпания «Ютэйр», которая уже сократила штат на 1500 человек. Финансовые трудности коснулись и компаний «Волга-Днепр», «Полет», «Оренбургские авиалинии», «Ай Флай» и «Мордовия». Петербургский авиаперевозчик «Россия», который является «дочкой» «Аэрофлота», также запланировал массовые сокращения — до конца лета сократят 223 человека. По мнению профсоюза авиакомпании, причина сокращений в том, что «Аэрофлот» забирает у «России» большой объем перевозок.

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Готовы на всё

Не удивительно, что в эти непростые времена представители авиабизнеса думают о том, как остаться в воздухе любыми способами. Так, недавно Министерство транспорта России по просьбам авиакомпаний даже предложило узаконить овербукинг — систему, при которой авиакомпании могут продавать на рейс больше билетов, чем мест в самолете. По сути, ничего нового в этой практике нет, просто раньше она была под запретом и авиакомпании пользовались ей негласно. «Овербукинг в России был всегда, и он был вне закона. И было крайне неприятно, если у пассажиров возникали проблемы при регистрации. Новый закон будет регламентировать компенсации и выплаты пассажирам согласно мировой практике», — пояснил вице-президент ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

В министерстве подчеркивают, что такую меру необходимо внедрить из-за плачевной статистики авиакомпаний, согласно которой в среднем на рейс не приходят около 20% пассажиров, в результате самолет улетает незаполненным. Узаконенный овербукинг станет для авиакомпаний своеобразной страховкой на такие случаи. Пока эта идея только обсуждается, однако закон может заработать уже в следующем году.

«Даже несмотря на непростое состояние экономики, у российской авиаотрасли есть перспективы, причем неплохие», — возражает Баранов. По его словам, авиаторы вполне способны пережить кризис и без применения сомнительных схем вроде овербукинга. «Во-первых, потому что по сравнению с другими странами у нас летают мало, а это как раз и создает предпосылки для дальнейшего роста объемов пассажирских и грузовых перевозок в стране, для улучшения экономических показателей всей отрасли и самих авиакомпаний. Во-вторых, учитывая размеры нашей страны, неразвитость транспортной инфраструктуры, именно воздушный транспорт позволяет добраться во многие населенные пункты не только быстро, но и вообще добраться, так что можно ожидать увеличения объема перевозок в том числе благодаря этим обстоятельствам. В-третьих, в России принята программа развития авиаперевозок, в том числе и региональных, весом вклад и программы субсидирования, власти намерены существенно увеличить вклад воздушного транспорта в ВВП страны, нарастить поступления от него в бюджеты всех уровней, с его помощью увеличить число рабочих мест в стране, загрузить отечественную авиационную промышленность, все это также будет способствовать увеличению как производственных, так и финансовых показателей деятельности авиаперевозчиков и всей отрасли в целом».

Светлые перспективы «Аэрофлота» тем более не вызывают никаких сомнений. В условиях, когда вся авиаотрасль испытывает финансовые проблемы и страдает от падения спроса, крупнейший российский перевозчик спокойно живет на доходы от общественного неба и вдобавок отбивает перевозки у собственных дочерних компаний. Но у российского воздушного пространства не может быть иного собственника, чем государство. Поэтому деньги, которые присваивает себе «Аэрофлот», должны пополнить отечественную казну и быть направлены на модернизацию всей системы навигации страны. 

Читать подано не везде Далее в рубрике Читать подано не вездеВ стране появилась «Литературная карта России», которая продолжает дорабатываться Читайте в рубрике «Экономика» Перспектива для всехУ регионов России существует возможность получать гранты на социальные проекты Перспектива для всех

Комментарии

03 июля 2015, 18:33
Навальный там, поэтому
03 июля 2015, 19:47
Тоже не понятная ситуация, то ли не пускают или вкладывать не выгодно, что мало вероятно.
04 июля 2015, 00:22
Все просто - большинство акционеров Аэрофлот сидят в госдуме, поэтому неудивительно, что так все происходит с полетами над Сибирью.
04 июля 2015, 11:58
Чистая прибыль Аэрофлота измеряется миллиардами рублей и растет год от года. Как-то не видно никакого влияния кризиса.
05 июля 2015, 16:10
В своё время Аэрофлот был хоть и единственной в нашей стране, но весьма престижной авиакампанией с мировым именем и прекрасной репутацией...! А летать самолетами мог позволить себе каждый. Сейчас всё обстоить не так прекрасно...(
05 июля 2015, 23:26
да и сейчас отличная авиакомпания, прекрасно кормят. новые самолеты, только билеты очень дороги, но бывают скидочные акции
06 июля 2015, 12:08
С одной стороны всё логично, нужно помогать крупнейшей российской авиакомпании. Но с другой - "Аэрофлот" в таком случае должен был бы позаботиться о доступности собственных услуг - ведь у них имеется дополнительное финансовое преимущество в виде дохода от налогов за полёты иностранных и частных авиакомпаний...
06 июля 2015, 17:33
Что-то какой-то подвох во всем этом чувствуется... Уж слишком размытой на поверку оказывается формулировка "на модернизацию всей системы навигации страны"... Как бы не получилось так, что эти деньги теперь не только не пойдут в бюджет "Аэрофлоту", но и вообще исчезнут в неизвестном направлении...(
09 июля 2015, 09:01
1. Стоит только попытаться переписать договоры о роялти, и их вообще перестанут платить (что справедливо, но жалко).
2. Овербукинг не был запрещён никогда, и не запрещён и сейчас.
3. Законопроект не предлагал компенсаций, предполагалось оставить их на нынешнем уровне: 25 рублей в час. То есть фактически ничего он не регулировал.
4. На субсидируемых направлениях у "Аэрофлота" уже давно плоские тарифы для всех, без различия пола и возраста.
5. Тарифы "Аэрофлота" не выше, чем у других.
6. "Аэрофлот" на 51,17% принадлежит государству, из остальных акций часть у госбанков. Да, можно сказать, что его акционеры сидят в Госдуме улыбка
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»