Не «Штормом» единым
Модель авианосца проекта 23000Э. Фото: Rus2012 / topwar.ru

Модель авианосца проекта 23000Э. Фото: Rus2012 / topwar.ru

Сколько будет стоить авианосец проекта 23000Э

На прошедшем 1–5 июля в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне представители российского оборонно-промышленного комплекса назвали примерную стоимость строительства перспективного авианосца. По предварительным оценкам, новый корабль обойдется бюджету примерно в 350 млрд рублей, причем эта сумма потребуется только лишь на создание самого авианосца. Также предстоят расходы на возведение необходимой для него наземной инфраструктуры и на суда сопровождения.

Цена вопроса

Названная представителями промышленности сумма касается строительства авианосца проекта 23000Э «Шторм», представленного в мае 2015 года петербургским Крыловским государственным научным центром. Проектирование корабля уже завершено. Окончательное решение о строительстве и сроках его начала должно принять правительство РФ. Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников говорил, что новый авианосец будет построен к 2026–2027 году. При этом представители судостроительной отрасли страны заявили, что вряд ли постройка корабля стартует раньше 2025–2030 года.

Как бы там ни было, но на постройку авианосца из госбюджета придется выделить около 350 млрд рублей. По нынешнему курсу это составляет примерно $6,2 млрд. Для сравнения: строительство первого авианосца нового типа «Джеральд Форд», сопоставимого по своим характеристикам со «Штормом», обойдется США в $12,8 млрд. Строительство второго корабля этого типа будет немного дешевле. На постройку авианосца «Викрант», спущенного на воду в 2013 году, Индия уже потратила около $3 млрд, а общая стоимость строительства корабля оценивается в $4–5 млрд.

По словам представителя отечественной промышленности, казне не придется выкладывать все 350 млрд рублей сразу. Дело в том, что строительство кораблей подобного класса требует длительного времени, а значит, и финансирование должно производиться частями. «В любом случае это будет очень дорогая программа, так как наш новый авианосец должен быть кораблем не вчерашнего дня, а современным, что, например, предполагает наличие электромагнитных катапульт, которые составят существенную часть общей стоимости», — пояснил представитель оборонно-промышленного комплекса. Ранее генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро Сергей Власов оценивал стоимость перспективного российского тяжелого авианосца в 200–280 млрд рублей.

О корабле

На первом этапе строительства авианосцев проекта «Шторм» можно будет немного сэкономить, поскольку корабли могут быть оснащены как дорогими атомными, так и более дешевыми котлотурбинными энергетическими установками. В перспективе возможна замена обычной силовой установки на новую атомную без внесения значительных изменений в конструкцию.

Водоизмещение перспективного корабля проекта «Шторм» составит около 100 тысяч тонн при длине 330 метров, ширине по ватерлинии 40 метров и осадке 11 метров. Авианосец сможет развивать скорость до 30 узлов, а его мореходность составит до семи баллов (высота волн 6–9 метров). Автономность плавания корабля — 120 суток. В состав экипажа войдут четыре-пять тысяч человек. Пока не сообщается, какое количество из них будет привязано к авиагруппе.

На новом корабле сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80–90 летательных аппаратов: палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и Т-50, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, о разработке которых пока ничего не известно, и многоцелевых вертолетов Ка-27. В случае необходимости эти летательные аппараты будут использоваться для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения противовоздушной обороны, нанесения ударов по наземным объектам противника.

Полетная палуба будет смешанного типа с четырьмя стартовыми позициями: два самолета смогут взлетать с трамплина, а два с помощью электромагнитной катапульты. Катапультой, вероятно, станут пользоваться палубные истребители, которые планируется разработать на базе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Отвечать за остановку садящихся на палубу самолетов будет аэрофинишер — устройство с натянутыми поперек палубы несколькими тросами, за которые истребитель цепляется специальным крюком — гаком.

Корабль получит и два «острова», надстройки над палубой, где разместятся посты наблюдения, командный мостик, радиоэлектронное оборудование и средства связи. Противовоздушную оборону авианосца будут обеспечивать четыре зенитных боевых модуля. Каких именно, пока не известно. Не исключено, что для новых авианосцев могут быть разработаны корабельные версии перспективных сухопутных зенитных ракетных комплексов С-500, принятие которых на вооружение запланировано на 2016 год. Предположительно ЗРК С-500 сможет обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 километров и поражать объекты, летящие со скоростью до 7 тысяч метров в секунду.

Набор собственного вооружения «Шторма» окончательно не определен. Согласно проекту, на новом авианосце могут быть размещены и средства противоторпедной обороны. В состав радиоэлектронного оборудования корабля войдут многофункциональная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой, система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

Гораздо дороже

На самом деле названная представителями промышленности стоимость окажется существенно выше. Дело в том, что авианосцы нельзя рассматривать как полностью самодостаточные и самостоятельные: столь крупные корабли обязательно требуют сопровождения. Сегодня США, например, являются единственным государством, обладающим полноценными авианосными группами, в состав которых, как правило, помимо самого авианосца, входят также два ракетных крейсера типа «Тикондерога», три эсминца типа «Арли Берк», две многоцелевых атомных подводных лодки типа «Лос-Анджелес» и корабль снабжения. Они обеспечивают в том числе безопасность авианосцев.

Теоретически в одну авианосную группу Россия могла бы включить, помимо авианосца проекта «Шторм», два-три эсминца перспективного проекта «Лидер», один или два ракетных крейсера проекта «Орлан» и одну многоцелевую атомную субмарину проекта 885 «Ясень» с крылатыми ракетами «Калибр». Преимуществом такой группы станет практически неограниченный запас хода. Для полного комплекта не хватает только палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, о планах по созданию которых пока не говорится. И все это также будет стоить сотни и сотни миллиардов рублей.

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта «Ясень».

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта «Ясень». Фото: Пресс-служба ОАО ПО «Севмаш» / РИА Новости

Кроме того, для авианосцев необходимы и особые пункты базирования. Любой военно-морской порт для них не подойдет. Обустройство инфраструктуры тоже стоит немало. При экономической нестабильности, вялотекущем финансово-экономическом кризисе и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной авианосной группы. А потребность в таких формированиях оценивается по меньшей мере в две-три единицы: РФ имеет большое по протяженности побережье на Дальнем Востоке, открытое для доступа из Тихого океана.

Впрочем, отказ от строительства новых авианосцев тоже может обойтись стране очень дорого. Дело в том, что, помимо США, стремящихся обновить свои авианосные группы, активным развитием флота занимается и Китай, уже принявший на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» проекта 1143.6) и планирующий спустя еще несколько лет вооружиться авианосцами собственной постройки. Предположительно уже к 2020 году КНР может сформировать две первые авианосные ударные группы. С этой точки зрения обеспечение безопасности страны и военного паритета с крупными мировыми державами зависит от скорости принятия решения российскими властями.

При этом не следует забывать, что у России есть пока только один авианесущий крейсер — «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», который в мае 2015 года встал на капитальный ремонт. Он сможет простоять на вооружении еще пару десятков лет, а затем будет списан. Вот и получается, что для проекции своего могущества (а строительство авианосцев — один из главных и надежных способов сделать это) нашей стране, возможно, придется сворачивать или значительно сокращать другие программы, причем не только военные. С другой стороны, не строить авианосцы нельзя: оказаться в стане отстающих для России —– непозволительная роскошь.

Нурсултан Назарбаев — взгляд из нашего окна Далее в рубрике Нурсултан Назарбаев — взгляд из нашего окнаСегодня, 6 июля, президенту Казахстана исполняется 75 лет. К юбилею политика выпущена книга «Созидатель. Нурсултан Назарбаев: взгляд из России». Ее презентация прошла в Москве

Комментарии

Не уверен, что у нас имеется нужда в таком дорогом и сложном корыте..
06 июля 2015, 16:18
тут одной вашей уверенности мало, надо ширше смотреть на геополитическую обстановку в мире, а она сейчас сложная, так что необходимость все таки просматривается
07 июля 2015, 12:14
Авианосцы нужны обычно для боевых действий в дальних походах. Своеобразный символ американской агрессии. А Россия большая - из нее можно подлететь в принципе куда угодно за относительно небольшое время. Опять же, вертолетоносцы строить собираемся - они тоже очень кстати. Тем более боевые вертушки наши весьма эффективные
07 июля 2015, 19:15
А вдруг как появится острая необходимость в подобном военно-морском ресурсе, а его под рукой не окажется...?
В таком деле нужно просчитывать все возможные варианты. По крайней мере один полноценный перспективный авианосец нам точно не помешает...!
А базироваться он должен либо на Тихоокеанском флоте, либо же в акватории Черного Моря.
08 июля 2015, 13:26
А ракеты зачем? Если нужно навести порядок на дальнем континенте, зачем туда плыть месяцами? Лучше послать подарок в виде МБР)) Проще и дешевле
07 июля 2015, 15:47
Да не скажите... В сложившихся напряженных условиях вовсе не помешает...! Но одно дело построить дополнительный корабль - нужно ведь еще и натренировать полноценную команду опытных моряков, которые в дальнейшем будут его обслуживать..
Думаю, мы всей страной как обычно затянем пояса и построим всем миром этот никому не нужный авианосец ) Только для того, чтобы наш верхушка могла бы поиграть мускулами в очередной раз.
07 июля 2015, 05:36
Пустить эти деньги на инфраструктурные проекты, например на строительство бетонных хайвеев, соединяющие между собой важнейшие экономически развитые регионы. Укрепить экономику, а потом уже пытаться поиграть своими мускулами
07 июля 2015, 15:52
у нас подобные проекты (вроде хайвеев) и прочих транспортных магистралей обычно разворовываются наполовину, а в судостроении всё на виду, под строжайшим контролем... Так что ваше предложение хоть и здравое, но рискованное...)
07 июля 2015, 06:29
Анатолий Алтаев, вы сначала найдите эти деньги, а потом уже будете запускать. Это долгосрочный проект, который требует выделения больших средств много лет подряд. Кроме того старт его даже не назначен и неизвестно когда это случится, может и через 5-10 лет, так что рано делить шкуру неубитого медведя.
Да это рогозинский пиар. Нам нужно строить не авианосцы, а лодки - убийца авианосцев!!
07 июля 2015, 09:05
Очень больной вопрос - цена. Где найти столько денег и нужен ли нам обрезанный авианосец за такие деньги? Ведь если уж делать, так надедный и передовой с атомными двигателями, а не устаревшими, потреблояющими цистерны топлива турбинами. Выйдет так же по цене. А потом решат поставить более дорогой и отмоют ещё миллиард из зарплат бюджетникам.
07 июля 2015, 12:16
Да еще у нас обычно на пол-пути обнаруживается, что проект весьма недооценен и бабла требуется больше в разы))
А вот это сто процентов. Поэтому я против строительства авианосца, 350 млрд рублей нереальная сумма, а потопить его можно одной торпедой
07 июля 2015, 19:18
Дело говоришь! Если делать - то делать на совесть!
08 июля 2015, 10:13
Стоп! У Китая и США есть авианосцы, но нужны ли нам такие же? Почему мы гонимся за соседями, если можно подумать головой и поступить умнее , без сумасшедших затрат?
10 июля 2015, 08:58
О том и речь. Авианосец - это америкаснкая фишка, и он работает когда противник заведомо слабый вроде Ирака в 1991 году. В случае войны США и России все они уйдут на дно - не зря мы строим лучшие в мире подводные лодки
09 июля 2015, 07:34
Ну, построим мы этот авианосец, а куда его ставить будем? У нас в стране ни одного порта нет, который смог бы полноценно принять такое судно. Тут попазивает громадной реформой ВМС и всей морской отрасли, а это десятки лет.
11 июля 2015, 15:02
Авианосцы - оружие специфическое и для специфических условий ведения войны. В частности, "изобретение" авианосцев происходило во времена, когда не было ракет дальнего действия. В свое время, существовали "монстры морей" - броненосцы, которые, благополучно канули в Лету с появлением вооружения, сделавшего броню на кораблях бессмысленной. Думаю, что в настоящее время, авианосцы - это "фишка" США, с помощью которой, Штаты пытаются втянуть другие страны в разорительную милитаризацию. Не следует забывать, что строительство авианосцев в США, практически, поточное дело, а другим странам, приходится все делать с нуля и это удорожает строительство многократно. Надеюсь, что скоро наступит то время, когда авианосцы будут скупаться производителями швейных иголок, в связи с неэффективностью таких громоздких сооружений и опасностью их существования для экипажей. Насколько мне известно, существует уже система, которая условно названа "фазированный металл" - это, когда излучатель внедряется в конструкцию судна в самом критическом месте, например, в качестве датчика заполнения топливных танков в подводной части, напротив листа наружной обшивки корпуса. При подаче условного сигнала, излучатель активируется и лист обшивки разрушается мгновенно. Естественно, на авианосце, таких листов будет много и он уйдет под воду раньше, чем будет использован. Обычная техногенная катастрофа, без военных действий! Не следует забывать о судьбе динозавров - они вымерли, в том числе, и по причине своей громоздкости. Гигантизм - это, прежде всего, мания величия! Т.е. болезнь, которая еще лечится, просто, надо найти хорошего доктора. Говорят, время - лечит! Будем надеяться, что и в этом деле, вылечит.
11 июля 2015, 16:18
А что, сейчас от мистралей 80 миллиардов придёт, этого хватит на пару лет строительства, а там глядишь и кризис кончится:-)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»