Не боялся огня и людоедов
Апостол Матфей. Фото: wokopedia.org

Апостол Матфей. Фото: wokopedia.org

29 ноября — день памяти апостола и евангелиста Матфея

Глядя на жизнь Христа и его апостолов, каждый верующий, скорее всего, задавался вопросом: а смог бы я так? Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, согласно преданиям, приняли мученическую кончину. Самый недостойный и грешный из 12-ти, Матфей, оказался, к тому же, и самым отважным. Он не побоялся отправиться в далекие эфиопские земли и проповедовать о Христе каннибалам.

Не праведник, но грешник

О личности апостола Матфея известно немного. Исследователям церковных преданий удалось достоверно узнать, что второе имя Матфея было Левий. Жил он в Галилее, бывшей под управлением Римской империи, и зарабатывал на жизнь весьма постыдным для иудея занятием: «мытарством», или сбором податей с соплеменников.

Мытарей ненавидели и презирали, считали их грешниками и вымогателями. Римляне определяли нужный им размер денежных сборов, а мытари жили за счет того, что выбивали из людей сверх необходимой суммы — и делали это порой самым жестоким образом.

Тем более странным было увидеть иудеям, когда именно к Матфею — презираемому обществом грешнику — обратился Христос, показывая, что врата Царствия Божьего открыты для всех. Матфей, в чьей душе воспылала вера в Иисуса, решил устроить у себя пир, куда пригласил своих друзей, таких же мытарей, чтобы и они могли услышать спасительные речи Христа. Вот как это событие описывает Иоанн Златоуст:

«И хотя все, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдой, но Христос не отрекся быть ее участником. Он благоволил быть в одном доме, за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя нарекание за то, что ел вместе с мытарями, в доме мытаря и со многими мытарями».

Как пишет святитель Дмитрий Ростовский, фарисеи были возмущены подобным поступком. Как это он ест и пьет с мытарями и грешниками? «Господь же, услышав слова их, сказал им: — Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Действительно, благодаря Матфею многие мытари и все, кто считал себя недостойным спасения из-за своих прегрешений, впоследствии обратились к Христу.

Матфей стал верным учеником Иисуса. Но другие апостолы не сразу его приняли. Ходит предание, что сам Матфей так и не признался своим собратьям по вере, что жили они, по сути, на его средства. Матфей боялся, что апостолы посчитают его деньги грязными. Все свои сбережения он отдавал на нужды церкви и остался к концу жизни без гроша.

Евангелие

После казни и Воскресения Христова Матфей отправился проповедовать. Он странствовал по Палестине, Сирии, и Индии.

Считается, что во время странствий по Палестине к Матфею обратились иудеи, желавшие следовать новой вере, и попросили передать для них учения Спасителя. Так, согласно древним церковным преданиям, и появилось Евангелие.  

Исследователи полагают, что могло существовать два варианта текста, оставленного Матфеем. Один написан на древнееврейском — чтобы жители Палестины могли узнать о Христе на своем языке. Второй — на распространенном в то время греческом, сделанный либо самим Матфеем, либо переведенный кем-то из апостолов. Папий Иерапольский, святой, который был фактически современником апостолов (родился в 70 году н.э.), свидетельствует: «Матфей записал изречения Господа на еврейском языке, а переводил (или толковал) их, кто как мог». До наших времен сохранился лишь греческий вариант текста.

«Святой Матфей и ангел»

«Святой Матфей и ангел». Картина Караваджо

В гости к людоедам

Историк церкви рубежа 4-5 веков Сократ Схоластик упоминает о том, что Матфей ушел проповедовать в Эфиопию. Однако в целом сведений о пребывании апостола в этой стране мало. Не совсем ясны и обстоятельства и место его гибели. Согласно преданиям, Матфей поставил перед собой задачу обратить в христианскую веру одно из местных чернокожих племен-людоедов, где и принял впоследствии мученическую смерть. 

Святитель Димитрий Ростовский в «Житиях Святых» пишет: неподалеку от поселения людоедов Матфей построил на горе церковь и в уединении там молился. Однажды во время молитвы ему явился в образе юноши Господь и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Из жезла вырастет дерево, которое будет приносить плоды, а от корня истечет источник воды, сказал Господь апостолу.

Наутро Матфей  воткнул жезл в землю на указанном ему месте. На глазах всего народа жезл действительно превратился в дерево, и многие пожелали принять крещение. Князь Фульвиан, правивший в тех краях, увидел в этом угрозу своей власти и обвинил апостола в колдовстве.

По приказу Фульвиана, апостола повели на костер. Однако, пишет Димитрий Ростовский, огонь не причинял вреда Матфею. Тогда Фульвиан приказал подлить в огонь масла, добавить дров, и расставил по краям кострища золотых идолов, но и снова Матфей оказался жив и невредим, а идолы расплавились. В конце концов, Матфей, предал душу Господу, а Фульвиан положил его тело в золотой ковчег и бросил в море со словами:

— Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в воде, то воистину Он - Единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех богов наших.

Так и случилось. Море вынесло ковчег наружу. Фульвиан раскаялся в своих грехах и принял крещение под именем Матфей. Таково предание о последних днях апостола.

По следам мощей

Долгие годы считалось, что мощи святого евангелиста с I века нашей эры находятся в итальянском городе Салерно. Однако в начале XX века русский исследователь Петр Семенов-Тян-Шанский изучал в Венеции манускрипт с картой мира 14 века, изготовленные в Каталонии. На ней было указано место древнего армянского монастыря на берегу озера Иссык-Куль, на территории современной Киргизии, и было сказано, что там хранятся мощи апостола Матфея. Географ предпринял попытку отыскать этот монастырь, но за долгие века акватория озера расширилась, и монастырь оказался под водой. Исполнить свою миссию Петр Семенов-Тян-Шанский так и не успел.

В 2013 году путешественник Федор Конюхов анонсировал экспедицию к берегам озера Иссык-Куль, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о месте нахождения мощей апостола. Параллельно на Иссык-Куле работают группы археологов, но вопрос пока остается открытым.

Интересно, что католическая церковь допускает вероятность нахождения мощей евангелиста в Киргизии. Представители Ватикана не раз высказывались в том духе, что почитание мощей в Салерно — это традиция, однако окончательно утверждать, что это мощи апостола Матфея, нельзя.

Неделя без света: Крым в темноте Далее в рубрике Неделя без света: Крым в темнотеКак живут крымчане, у которых почти нет электричества

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»