Новости – Общество
Общество
Госкомпаниям вменили российских поставщиков
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Ценовая премия для отечественных поставщиков — хорошее подспорье для экономического роста
16 июня, 2016 16:30
6 мин
У отечественного бизнеса появился повод для сдержанного оптимизма. Минкомсвязи подготовило правило, дающее национальным производителям ценовое преимущество в 15% на тендерах, где госкомпании закупают товары и услуги для собственных нужд.
Это означает, что при одинаковых заявках от российской и зарубежной компаний цена отечественной будет признана ниже на указанную величину. При этом договор будет заключаться по заявленной цене. Протекционизм в химически чистом виде.
Аналогичные преференции и сегодня есть у отечественных поставщиков продуктов питания, посуды и оборудования в рамках госзаказа. К ним также приравнены производители из стран Евразийского экономического союза.
Утром фора, вечером прибыль
Закупки для собственного потребления госкомпаний составляют 9% от их общего объема; в 2015 году это соответствует 2,07 трлн руб.
Нужно ли платить дороже своим производителям, чем зарубежным? Нужно. Так наше государство достигнет кумулятивного эффекта от сбора налогов, выплаты зарплаты, приобретения опыта, квалификаций и в целом повышения отечественного кадрового потенциала. Все эти меры окажут положительное влияние на экономику России. «Это вынужденные меры нашего правительства, учитывая наличие экономического кризиса и санкций иностранных государств», — отмечает заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих РАНХиГС Николай Баранов.
Конечно, российские поставщики могут начать завышать цены, но неизбежен и встречный процесс: чтобы сохранить за собой контракты, иностранцам придется предлагать существенный дисконт (скажем, на программное обеспечение, которое еще долго не станет чисто российским).
Есть и такой важный фактор, как стоимость владения любым товаром длительного пользования. Российские поставщики могут выиграть за счет близости к покупателю и, как следствие, более низких издержек на обслуживание в рамках жизненного цикла продукции. Таким образом, российская продукция может быть востребована даже при более высокой стоимости, если разница в цене будет компенсирована экономией на издержках в процессе дальнейшего использования.
Например, российское предприятие «Метровагонмаш», несмотря на активную конкуренцию со стороны иностранных компаний (Siemens, Alstom и др.), поставляет вагоны Московскому метрополитену. Одно из ключевых условий заказчика — заключение контракта жизненного цикла на 30 лет. В рамках этого контракта поставщик обязуется осуществлять гарантийное сопровождение продукции, и здесь российское предприятие может предложить гораздо более выгодные условия.
Борьба за внутренний рынок
Иностранные компании демпингуют при выходе на рынок, но в дальнейшем окупают свои издержки за счет дорогого обслуживания или навязывания дополнительных услуг. Технологическая зависимость от иностранных поставщиков приводит к тому, что, несмотря на наличие спроса, у российских компаний не будет возможности конкурировать с ними.
Однако гораздо важнее, что закупка импортной продукции, особенно высокотехнологичной, ставит государственного заказчика в зависимую позицию на протяжении всего жизненного цикла ее использования.
Закупка импортных товаров приводит к тому, что государственные деньги уходят за рубеж либо напрямую, либо через промежуточных поставщиков, не создающих никакой добавленной стоимости. В итоге деньги российских налогоплательщиков идут на поддержание экономики других стран, хотя могут быть использованы для создания новых рабочих мест, внедрения новых технологий и расширения производства российских компаний.
Ориентация на российских поставщиков экономически эффективна для государства даже при условии более высокой цены, поскольку эта разница многократно окупится через дополнительные налоги.
«Данная мера поддержки является очень своевременной. Она более эффективна, чем те же субсидии поставщикам — ведь бизнес, имеющий стабильный госзаказ, будет развиваться эффективнее и станет более конкурентоспособным, чем бизнес, получающий субсидии, но не имеющий заказов», — говорит директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко.
Различные меры протекционизма применяются во многих странах мира, что приводит к усилению рыночных позиций предприятий этих государств. В США и Канаде ценовая фора в закупках составляет 6%, а в Египте и Омане — 15%. В Китае почти во всех случаях отдается предпочтение товарам с локализацией не менее 50%: фора по сравнению с иностранными аналогами составляет здесь 20%.
В Бразилии ценовые преференции предоставляются компаниям, которые инвестируют в развитие производства на территории страны. В Мексике более радикальный подход: иностранные компании к торгам допускаются только в том случае, если отечественные аналоги отсутствуют.
Ни одну страну не смущает членство в той или иной торговой организации. К тому же, несмотря на членство в ВТО, Россия не присоединилась к соглашению по госзакупкам в рамках этой организации, и это, по словам Николая Баранова, дает возможность устанавливать определенные преференции национальным производителям.
***
Создание преимуществ для российских компаний должно стать не кормушкой, а стимулом для развития конкурентоспособных производств. Логично было бы предоставлять ценовые преференции лишь для тех компаний, которые инвестируют в развитие высокотехнологичной и инновационной промышленности: ценовое преимущество должно быть платой за движение вперед. Если надбавка 15% будет просто оседать в карманах руководителей устаревших предприятий, не желающих развиваться, никакого положительно эффекта не будет.
При этом государственная поддержка должна оказываться не только конкурентоспособным производствам — надо учитывать и социальную политику государства. К примеру, можно было бы закрыть неэффективный АвтоВАЗ, но тогда без работы останутся десятки тысяч людей, а страна надолго расстанется с надеждой на возрождение гражданского автопрома. А те же чиновники и менеджеры госкомпаний, для которых сегодня закупают дорогие западные авто, вполне могли бы поддерживать отечественного производителя, но не делают этого, ибо «не престижно»: из-под скромных, но стильных костюмов продолжают выглядывать малиновые пиджаки 1990-х с их логикой «украсть и свалить». Пока престижным у нас считается поддержание экономики Запада, настоящего возрождения России не будет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости