Национальная идея России — патриотизм
Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости

Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости

Президент Владимир Путин поставил точку в дискуссии длиной в четверть века

«У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — заявил Владимир Путин, выступая на активе Клуба лидеров, неформального объединения средних и мелких предпринимателей. Президент также добавил: «Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо». Таким образом глава государства поставил точку в начавшихся в постсоветской истории спорах о том, какова должна быть национальная идея «новой России». По справедливому замечанию философа Андрея Ашкерова, «уже никто не решается называть Россию "новой"» — тем не менее поиски национальной доктрины упорно продолжались все это время, аккурат до 3 февраля 2016 года, когда президентом была озвучена окончательная формулировка.

В самые первые годы после падения советской власти казалось, что антисоветизм, демократия, свободный рынок, правовое государство как раз и составляют новую национальную идею. Но очень быстро стало ясно: это всего лишь инструменты для развития чего-то более величественного и важного, чем и является Россия. Да и инструменты эти очень быстро показали свою если даже и не несостоятельность, то по меньшей мере уязвимость.

Но государство, правящее от имени народа и во его имя, крайне нуждается в национальной идее. В монархической Великобритании все просто: «Боже! Храни королеву!» — и точка. Есть там еще, правда, патриотическая песня «Правь, Британия морями!» — но это так, фольклор, если угодно, и всего лишь одно из многих похожих народных песнопений.

Демократическое же государство, дабы доказать свою легитимность, должно иметь национальную идею, чтобы ее защищать и через это иметь право властвовать. По крайней мере, русская ментальность, кажется, предполагает именно такой подход. Иначе столичная высшая политическая власть чувствует себя просто голой. Но и это лишь только политическая сторона проблемы. И если бы все дело заключалось в ней, она была бы давно найдена.

Ведь была одна формулировка, которая, на наш взгляд, приблизилась к идеалу. Это сурковская формула «суверенной демократии». Вначале казалось, что Владислав Юрьевич поймал эту «национальную идею» за хвост. В ней многое объяснялось и определяло. Но! Взятая из англосаксонского политического словаря и пересаженная на русскую почву, она, как это часто бывает с заимствованиями, расцвела слишком буйным политическим цветом. А русскому человеку подавай нечто большее.

Вот почему уже в конце 80-х, когда СССР только разваливался, возникла потребность в национальной идее: во имя чего мы теперь будем действовать? Каковы теперь наши цели? И более того — кто мы теперь?

Было какое-то особое у всех понимание, что эта ускользнувшая после краха СССР национальная идея изначально была в том или ином виде всегда в нашей стране, и еще до советского периода. Но любые попытки примерить перекроенные под новые реалии старые одежды, взятые из архивов, оказывались насквозь фальшивыми и ни к чему не пригодными. Собственно, этим и занимались усердно почти 25 лет меняющиеся политтехнологи и идеологи Российской Федерации.

И тут надо отдать должное Владимиру Владимировичу. Он, безусловно, остро чувствовал, с одной стороны, необходимость формулирования национальной идеи, видя в ней не только голую политическую доктрину. С другой, понимал, что некий алгоритм национальной идеи передается «из поколения в поколение». И посчитал, что это патриотизм. Кажется, Владимир Путин попал в десятку. Именно он завершил дискуссию, продемонстрировав свои способности не только политического лидера, но и идейного авторитета. Кроме того, президент разъяснил суть патриотизма именно в качестве национальной идеи.

«Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом, — объясняет свое видение Владимир Путин.— Если мы хотим жить лучше, то нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной, и чиновничество, и госаппарат должны быть более эффективными». Пожалуй, сейчас ничего лучше и придумать нельзя. Это как раз тот случай, когда все гениальное просто.

Но опять же, даже то обстоятельство, что слово «патриотизм» имеет ярко выраженную позитивную и универсальную коннотации, решение президента оказалось, на наш взгляд, сугубо политическим. Блестящим, своевременным, удачным — каким угодно, но политическим. С другой стороны, президент России и есть главный политик страны. И эта формула может поддержать в нашей жизни на долгие годы некую идеологическую стабильность, сформировать определенный центр, вокруг которого и будут вестись все иные идеологические и практические дискуссии. В этом отношении произошедшее событие можно считать одним из главных в стране за последнее время.

Однако в общеисторическом контексте признание за патриотизмом статуса национальной идеи можно считать парадоксальным. Слову «патриотизм» часто крупно не везло. Да и сейчас представители лагеря общечеловеков считают его просто ругательным. Парадоксально, но первые христиане не считали патриотизм никакой ценностью — проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма. Христианство отрицало всякие различия. Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего… облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол., 3:11).

Уже многим позже патриотизм стал и христианской добродетелью, когда христианам с оружием в руках пришлось защищать своих близких. «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин.; 15:13). И пройдут тысячелетия, прежде чем блаженной памяти патриарх Алексий II скажет: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А "человек мира" — это то же самое, что бездомный человек».

Сразу же в прессе появились отсылки идеи Владимира Путина к ненавистной несколькими столетиями нашей прозападной общественности теории старца Филофея «Москва — Третий Рим». А чаще всего раздаются обвинения в аналогии с «теорией официальной народности» графа Сергея Уварова, министра просвещения императора Николая I. Кратким девизом этой теории является выражение «православие, самодержавие, народность».

Президент России Владимир Путин

Президент России Владимир Путин. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Современные критики Путина указывают на то, что, дескать, из нафталина вытащена идея, что «русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понимается как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как "вольнодумство" и "смутьянство"».

Но ничего подобного нет в рассуждениях Владимира Путина о патриотизме как современной национальной идее. И прежде всего потому, что где критики нашли в нынешней России самодержавие. Можно как угодно характеризовать существующую форму правления, но уж самодержавием ее никак назвать нельзя, ни по какому из ее признаков. Православных у нас теперь намного меньше, чем в веке XIX, да и статусом государственной Церковь никоим образом не обладает, как бы либералы ни жаждали представить ситуацию в таком свете. Что касается народности, то кто и где в последний раз ее видел?

И самое главное — в доктрине Путина нет ничего религиозного. И в этом-то и заключается, по нашему мнению, ее недостаток — но времена сейчас такие-с. Религиозность и не могла возникнуть в концепции главы нынешней России. И не будем тут говорить о том, что в США даже на банкнотах можно печатать «На Бога мы уповаем», а в официальных речах президента России лишь допускается изредка касаться темы бытия Божьего, после чего в адрес главы государства и Церкви летят разного рода обвинения и оскорбления.

Часто вспоминают теперь остроумную фразу Михаила Салтыкова-Щедрина: «О патриотизме заговорили — значит проворовались». Понятно, что в данном случае она к делу не относится. Эта сентенция применима абсолютно ко всем русским: любого сословия и во все времена. Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Великий писатель полагал так: «Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. — Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет… Если он восстановительный — патриотизм покоренных, угнетенных народов — армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия».

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Сэмюэла Джонсона: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Владимир Ильич Ленин в «Апрельских тезисах» идейно заклеймил патриотичных «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством. После революции 1917 года и до середины 1930-х в СССР понятие «патриотизм» имело явно негативный характер. Словом «патриот» называли тех, кого в других случаях звали «буржуем» или «недобитой контрой». Причем такое отношение к понятию «патриотизм» было массовым. Иосиф Сталин резко изменил ситуацию — началась Великая Отечественная война.

Во время и сразу после перестройки патриотизм вновь попал в число неугодных понятий. «Ты что? Может быть, патриот?» — говорили, например, сторонникам ГКЧП или Коммунистической партии. Слово на несколько лет стало неприличным. Как ни странно, позитивный характер патриотизму вновь даровал Борис Ельцин. Времена менялись, и становилось все более очевидным, что заморские ценности не только не помогают русским, а становятся их врагами.

Думается, все дело в том, что патриотизм — это прежде всего чувство, а если подробнее, то «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя». Вот почему в зависимости от понимания предназначения своего Отечества в данный исторический период менялась и интерпретация понятия. Хотя в любое время для людей думающих, чистосердечных и особенно простых оно оставалось ценностью.

Один современный остроумный философ отметил: «Назвать национальной идеей патриотизм — значит признать национальной идеей тавтологию. И бормотать постоянно что-то типа: "Люблю любимку любименькую"». Да, патриотизм — это прежде всего чувство. А национальная идея в философии — «систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования». И самое важное — «часто национальная идея имеет религиозный аспект, так как религия является одним из мощных факторов, способствующих объединению народа».

Философ Владимир Соловьев определял национальную идею так: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Поэтому, как нам кажется, наиболее близко к формулировке национальной идеи приблизился Федор Достоевский, который считал, что русские — народ-богоносец и его миссия в том и заключается, чтобы быть провозвестником Правды Божией для всего мира. РП писала уже об этом.

Вот почему Россия в течение почти тысячелетия, до трагических событий революции 1917 года, считала себя прежде всего страной — защитницей вселенского православия. Россия вела многочисленные войны, дабы облегчить или освободить братьев-христиан. Даже сельское сословие называлось «крестьянами», то есть «христианами». Императрица Екатерина II обосновала отстранение от престола Петра III только одним аргументом: «Закон наш православный греческий первый почувствовал потрясение и истребление преданий церковных. Церковь наша увидела опасность перемены древнего православия на иноверный закон». И это сразу легитимировало ее, несмотря на то что никаких других прав на корону у нее не было.

Вот почему так сильна была большевистская концепция «мировой революции» и «освобождения мирового пролетариата». Это искаженный тезис того же Достоевского: «русские — народ-богоносец». А теперь нам, кажется, нечего предложить миру — технологии рванули вперед в иных землях, благополучие укрепилось в других странах. Но мы же знаем: это все преходящее, временное. Поэтому не стоит ли вернуться к изначальной, христианской миссии нашего народа? Тем более что, по многочисленным пророчествам российских православных старцев, так и будет. «Нас увлекает Запад, но на Западе уже заходит солнце правды, а мы, восточные, должны пребывать в свете, и не только сами освещаться, но и всем светить», — писал святой Иоанн Затворник. А святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Но предопределений Промысла Божия о России не изменить. Святые Отцы православной Церкви (Св. Андрей Кесарийский), в толковании на Апокалипсис (гл. 20), предсказывают России необыкновенное гражданское развитие и могущество».

Выраженное желание современных русских православных иметь в качестве национальной идеи слова святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца: «Русь Святая, храни Веру Православную», пока невозможно. Кто знает, может, и придут такие времена, когда это сердцем и душой будет принято всеми. Ну а пока почему бы национальной идеей не быть и патриотизму. Как писал Александр Пушкин:

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была без них мертва,

Как... пустыня.

И как алтарь без божества».

Евгений Боткин: с царем до конца Далее в рубрике Евгений Боткин: с царем до концаДоктора, расстрелянного вместе с царской семьей, причислили к лику святых Читайте в рубрике «Общество» Плата за трусостьО чем не сказал Янукович по делу о Майдане Плата за трусость

Комментарии

05 февраля 2016, 10:52
Что хорошего могли породить антисоветизм и "демократия" конца 80-х - поливание грязью своей страны и "свободный рынок" - ее разворовывание?!
Естественно, ничего хорошего! Какой может быть патриотизм как национальная идея в стране, где ограблены десятки миллионов?! Нынешние пенсионеры, почти треть населения, в 1992, в результате злонамеренного грабежа - "либерализации цен" лишь на незначительную часть созданного ими национального достояния, лишились полученных за свой труд и накопленных за годы денег. Сейчас они получают за тот свой труд нищенские пенсии, которых не хватает на еду. А сотни тысяч "приватизировавших" основную часть созданного ими национального достояния, купаются за их счет в роскоши, не создав для страны ничего. Только подсадив ее на пресловутую нефтяную иглу.
Что может их объединить? Какой патриотизм должен испытывать попавший в беду - заболевший и лишившийся возможности зарабатывать деньги средний россиянин когда мама - родина заставляет его платить деньги на лечение или умереть, потому что "закончились квоты" на операцию?
И ситуация эта не исправляется, она усугубляется все 20 лет с развитием "рынка", с продолжением приватизации.
05 февраля 2016, 11:18
Григорий, здравствуйте!
С интересом и удовольствием прочитал вашу статью. Хотел найти более удобное место для прямого контакта с вами, но нашел другую вашу статью "Школьный апокалипсис", которая окончательно убедила меня в том, что нам обязательно нужно пообщаться.
Я провожу исследования по широкому кругу вопросов нашей жизни и пришел к выводу о том, что сегодня для Государства Российского существует только два самых важных вопроса:
1. Коллективное государственное мировоззрение - взамен любой национальной государственной идеи;
2. Три культуры (физическая, ментальная, наследования) - взамен системы образования.

Эти используемые мною словесные символы, конечно же, требуют пояснений, но суть-то как раз в том, о чем Вы пишите в своих двух статьях:
1. Школьный апокалипсис
2. Национальная идея России — патриотизм

Все это обо одном и том же. И ваши, и мои суждения и выводы схожи. И если Вас заинтересуют результаты проведенных мною исследований, то я бы очень хотел поделиться ими с вами.
05 февраля 2016, 12:20
Разговаривать надо не наедине с Григорием, или кем-то ещё, а выносить эту тему на всеобщее обсуждение, больше разбирать и анализировать эти вопросы публично, и не только критиковать или сетовать на что-то там такое, но и предлагать, демонстрировать, показывать пример... Проблема ведь не только и не столько в образовании, но и в воспитании! И эта проблема комплексная.
05 февраля 2016, 12:27
Сергей, это публичное место, поэтому даже если я обращаюсь именно к Григорию, то согласно сложившейся традиции в интернете, я обращаюсь ко всем читателям.

Вы пишите "больше разбирать и анализировать эти вопросы публично, и не только критиковать или сетовать на что-то там такое, но и предлагать, демонстрировать, показывать пример..."
Мне кажется, что эти ваши слова к моим комментариям не относятся. Я именно предлагаю, именно подаю пример.

Если Вам интересно то, о чем я написал в своих комментариях, то я с радостью буду это обсуждать с вами, с любым другим читателем.
05 февраля 2016, 11:59
Григорий, не уверен, но надеюсь на то, что Вы ответите на мои комментарии, что между нами произойдет плодотворное общение.
Не ожидая вашего ответа, хочу дать пояснения к словесным символам, которые я использовал в своем предыдущем комментарии.
Коллективное государственное мировоззрение, это такое мировоззрение, которое должно быть сформировано на базе фундаментальных исследований специально назначенными для этого научно-исследовательскими институтами. Работа колоссальная, рассчитанная на сотни лет вперед.
Самая пагубная ошибка, которая может произойти при формировании государственного мировоззрения, заключается в том, что не будут проводиться фундаментальные исследования, а будет выполнена подтасовка словесных конфигураций с применением методов вербального жонглирования.
В результате проделываемой исследовательской работы должно быть сформировано государственное постоянно переутверждаемое мировоззрение. Постоянно переутверждаемое потому что по мере углубленных исследований представления исследователей о мироустройстве будут регулярно и постоянно видоизменяться.
На базе постоянно переутверждаемого государственного мировоззрения должна формироваться конституция!!! А это неизбежно повлечет за собой изменения государственной политической власти.

Что такое мировоззрение в моем понимании?
Мировоззрение, это комплекс физическо-материальных объектов внутри мыслительной системы человека, который физически, физиологически, материально, функционально разделен на три части:
- миропонимание, т.е. хранилище информации о том, как и что устроено;
- намерения, цели, желания, мечты, идеи;
- мораль, т.е. личный моральный кодекс, т.е. набор инструкций по безопасному выживанию, т.е. набор программ реагирования на любые известные человеку раздражители.

Процессы формирования индивидуального, коллективного и государственного мировоззрения неразрывно связаны с тем, что я в своих текстах обозначаю словесным символом "три культуры":
- культура физическая, в которой люди учатся управлять своим физическим телом и т.д. и т.п.;
- культура ментальная, в которой люди учатся управлять своей мыслительной системой и т.д. и т.п.;
- культура наследования, в которой люди сохраняют наследие предков, обучаются им пользоваться.

Мною разработаны и описаны в основных деталях все те действия, которые необходимо предпринять для полноценного внедрения всего того, что я называю:
- Коллективным, государственным, личным постоянно переутверждаемым мировоззрением;
- Тремя культурами, среди которых ментальная культура сегодня практически совсем не развита.

Все, о чем я здесь очень кратко рассказываю, является единым неделимым целым. Все это может и должно быть реализовано в двух вариантах:
- государственными структурами;
- общественными объединениями граждан или в индивидуальном порядке.
Если одно из двух направлений не будет реализовано, должного эффекта получено не будет.

Если все здесь описанное будет интересно, то я готов дать более развернутые пояснения по каждому отдельному вопросу.
05 февраля 2016, 12:10
Патриотизм патриотизму - рознь. Для некоторых это пустой звук, а кто-то воспринимает его чересчур близко к сердцу, или же в неком извращенном виде, провоцируя и обостряя таким его восприятием скандалы и конфликты.
Так что в первую очередь нам надо стремиться к здоровому социалистическому обществу, к правильному воспитанию наших детей, к взаимному уважению наших общероссийских традиций и культурно-исторических ценностей!
05 февраля 2016, 12:22
ВВП просто обрубил веревку исканий и вопрошаний.
05 февраля 2016, 12:30
Полагаю, что обрубить такую вещь можно только в кругу подчиненных тебе людей, а для остальных это лишь дополнительный повод для более интенсивного поиска и вопрошания.
05 февраля 2016, 12:29
Не во всем согласен с Путиным.

Национальных идей у россиян как минимум три - мы народ победитель, мы самая большая страна на планете, и мы первые в космосе!!
05 февраля 2016, 12:43
Сейчас очень тяжелое время для всех жителей нашей страны и любовь к Родине, на уровне самопожертвования лучший фактор для единения граждан, но как этого добиться вопрос совершенно другой, поколение воспитали на одном инстинкте потребление, и как это забороть словами не совсем понимаю, кураж от присоединения Крыма постепенно сходит на нет
05 февраля 2016, 13:05
Всё старо как мир. Чтобы эту напасть победить нужно "Учиться, учиться и еще раз учиться", как завещал великий Ленин, как учила КПСС. Правда, они предлагали учиться только в рамках диалектического материализма.

В религиях тоже пользуются этим же девизом.
В современном капиталистическом демократическом коммунизме тоже призывают к обучению, но на базе других мировоззренческих ценностей.

Я, Тимур, предлагаю учиться на базе трех культур:
- культура физическая;
- культура ментальная;
- культура наследования.

При этом я предлагаю использовать все наследие из всех мировоззрений и мировоззренческих систем.
Нужно будет фильтровать наследие на основе принципа "Только практика является критерием истины".

Вот так очень коротко. Подробнее обо всем этом я рассказываю в своих дневниковых записях "Записки о мироздании "Байтерек", которые уже насчитывают более 4-х тысяч страниц печатного текста формата А4. Все размещено в свободном бесплатном доступе в интернете.
05 февраля 2016, 13:12
Вообще-то это не идеи, это просто рекламные лозунги, речевки и не более того.

Идея, это конечная цель существования, опирающаяся на миропонимание и мораль.

Патриотизм, это дисциллят без солей, без вкуса, без запаха, которым можно поливать любое мировоззрение.

Патриотизм, если его использовать в качестве государственной или национальной идеи, должен быть подкреплен описанием того, как и что устроено на Земле, он должен быть подкреплен описанием конечных целей существования государства, он должен быть подкреплен моралью.
Кстати, любая политика, это и есть мораль.

Мораль, это свод правил и законов поведения, это сборник инструкций по безопасному выживанию, это набор программ реагирования на любые раздражители.

Любая политика, это и есть мораль, т.к. любая политика, это набор действий, которые осуществляются на основании набора правил поведения.

Любые правила поведения опираются на миропонимание и цели.
Любая государственная политика всегда опирается на миропонимание и цели.

На какое миропонимание, на какие цели опирается любая политика любого современного государства?
Кто ответит кратко?
05 февраля 2016, 14:34
"Народ - победитель" - это который? НародЫ СССР - мощного индустриального государства-победителя имеются в виду? Так СССР развалили начав как раз с провозглашения суверенитета ельцинской РСФСР!
О том, что первые в космосе, в строительстве АЭС и атомных ледоколов и проч., и проч. народы именно разваленного с 1990 СССР как-то и напоминать совестно.
Сейчас у нас рыночное государство с рыночной, соответственно, моралью - все скопировано с запада и трепетно сохраняется с 1992-1993. Остается гордиться, что в самой большой стране ее валюта падает строго пропорционально цене на разведанную и разработанную СССР нефть
05 февраля 2016, 12:46
Теперь я хочу разъяснить истоки моих предложений, обозначенных словесным символом "Коллективное государственное постоянно переутверждаемое мировоззрение".

Изначально я пытался найти именно идею, но при детальном изучении вопросов, связанных с мыслительной деятельностью человека, пришел к выводу, что идея, это цель, подкрепленная миропониманием и моралью.
Далее я пришел к понимаю устройства мировоззрения, которое у любого человека чисто физически, чисто физиологически разделено в мыслительной системе человека на три функционально различные части:
- Миропонимание;
- Намерения, цели, желания, мечты, идеи;
- Мораль, т.е. набор программ реагирования на любые известные человеку раздражители.

Анализируя идеи, которые витают над человеческой земной цивилизацией в целом и над гражданами Государства Российского, я пришел к выводу, что нужно говорить не об идее, а о мировоззрении. Нужно говорить об индивидуальных (единичных) человеческих мировоззрениях, о групповых, о государственных, о прочих.
Я решил сгруппировать все имеющиеся сегодня у людей на Земле мировоззрения. У меня получилось три глобальные мировоззренческие системы:
- монотеизм;
- техно (материально-техническая мировоззренческая система, опирающаяся на диалектический материализм);
- эзотерика (все, что не попадает в монотеизм или техно).

Конечно, мировоззрения можно группировать, кому как нравится. Я сгруппировал так, как счел правильным. Три глобальные мировоззренческие системы:
- монотеизм;
- эзотерика;
- техно.
Являются фундаментально различными, у них различное миропонимание, различные конечные цели жизни человека, различная мораль.
А ГОСУДАРСТВУ НУЖНА МОНОЛИТНОСТЬ… !!!

Мы все живем в общем на всех мироздании.
Мы все живем в общей на всех галактике.
Мы все живем в одной на всех Солнечной планетарной системе.
Мы все живем на общей для всех планете Земля.
Здесь на Земле действует один единственный комплект законов мироздания, природы, бога, как угодно можно называть этот один единственный общий для всех комплект законов.

Мироздание одно на всех.
Галактика и планетарная система одна на всех.
Земля одна на всех.
Комплект законов жизни, бытия, мироздания, природы, бога и т.д. и т.п. один на всех.
Все в одном экземпляре, а у мыслящих великих людей, аж три глобальных мировоззренческих системы, каждая из которых делится на бессчетное количество вторичных мировоззренческих систем, третичных и так до индивидуальных.
Не жирно ли?

Отсюда и посыл о формировании единого коллективного обобщающего постоянно переутверждаемого государственного мировоззрения на базе фундаментальных исследований.
Кстати, такие исследования я провожу с 1991 года. Я сформировал свое личное мировоззрение, но его никак невозможно использовать в качестве государственного. Государство само должно провести соответствующие фундаментальные исследования и всем публично заявить о том, как оно видит основы устройства жизни на Земле. А из этого видения будет сформирована конституция, далее будут сформированы государственные законы и т.д. и т.п.
05 февраля 2016, 14:02
Все то, о чем я здесь рассказал, невозможно сделать за один года, даже за несколько лет. Это очень длительная кропотливая и очень трудная работа.
Я предлагаю здесь то, что сам прошел, пощупал, опробовал на личной практике.
Я предлагаю то, что сам способен организовать, если у кого-то будет желание в этом участвовать.

Все проверено лично, все опробовано на практике, просто это сложно и трудно, поэтому и желающих не находится.

Поживем, увидим...

Намного проще и удобнее обходиться краткими лозунгами и речевками...
08 февраля 2016, 00:29
Ну тоже мне открыл Америку! Да любая национальная идеология строится на патриотизме. А с нашей многонациональностью ничего иного нам и не остаётся, как отмеживаться от запада и гнуть свою линию! Иначе костей не соберём по просторам необъятной Родины!
15 марта 2016, 10:17
Патриотизм есть чувство Родины, причастность к истории, преданность Родине в действии. Это чувство общности людей в государстве, которое неотделимо от осознания исключительности своей личности, мерой которого является достоинство, и осознания душевного единства с другими людьми, понимаемое как братство в Божьем мире. Поскольку все начинается с себя, компактная национальная идея может звучать как «Достоинство, братство, патриотизм!».
Слитность этих призывов в контексте достоинство – личность, братство – народ и Бог, патриотизм – государство придаст национальной идее объемность и цельность.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»