Новости – Общество
Общество
«Настоящий правитель женат на России»
Историк Андрей Зорин считает, что русский народ не во всяком царе признаёт батюшку и более ориентирован на харизматическую личность, чем на персону, лишь облечённую регалиями власти
15 августа, 2018 13:41
3 мин
«Историк — это пророк, предсказывающий назад», — российский литературовед и историк Андрей Леонидович Зорин, профессор Оксфордского университета решил перенаправить вектор этого иронического замечания классика немецкой философии. На своей лекции «Цари, императоры, генсеки, президенты — мифология верховного правителя в русской культуре», прочитанной в бизнес-школе «Сколково» в минувший вторник, он произвёл сравнительный исторический анализ концепции верховной власти в России и её восприятие народом, и сделал интересное наблюдение. Суть его в том, что «устойчивые механизмы восприятия монархии, характерные для многих традиционных обществ, так и не сумели пустить в русской культуре глубокие корни».
Говоря по-простому, Андрей Леонидович не относит русскую политическую культуру к монархическому типу. Своё исследование Зорин строит в соответствии с концепцией политической власти Макса Вебера, делящего власть на три типа: монархический тип — легитимность власти основана на традиции, «так было всегда»; рациональный тип – основан на демократической процедуре выборов; харизматический тип — основан на персональном доверии. И особенностью русской политической культуры является та колоссальная роль харизматического типа власти, который воспроизводится теми или иными носителями.
Выступление историка сопровождалось показом слайдов, где были отмечены основные вехи истории верховной власти в России и самые главные отличительные её особенности. Хронологические рамки исследования охватывали большой промежуток, от начала русской государственности, это легендарное призвание варягов в 862 году, до нынешнего времени. Зорин проделал гигантский труд, он точно определил черты, присущие всем эпохам и классифицировал их. Точно также выделил признаки аутентичности правителя и признаки правителя «ненастоящего».
Например, настоящий царь прекращает смуту (Рюрик, Михаил Романов, Владимир Путин); преломляет ситуацию на фронте и поражения обращает в победы (Пётр I в Северной войне, Путин в чеченской войне); собирает земли (в новейшее время это Абхазия, Южная Осетия и Крым), обращается напрямую к народу поверх голов приближённых (хождение Петра I в народ, прямые линии Путина). При «ненастоящем» царе, наоборот, возвращается смута, процветает фаворитизм (Сперанский и Аркачеев при Александре I, Распутин при Николае II, Чубайс при Ельцине), большое влияние на правителя оказывает его семья (Марина Мнишек, Александра Фёдоровна, семья Хрущёва и Ельцина, Раиса Максимовна).
Наиболее интересным представляется соотношение действующего президента России с его предшественниками – монархами Российской империи. Исторические параллели были проведены довольно точные, скажем у нынешнего лидера, как и у Ивана Грозного, Петра I и Сталина, государство ставится выше семьи – «Настоящий царь женат на России», а потому и вывод прозвучал соответствующий: «У Путина все признаки настоящего царя».
Собственно, так и есть, единственную поправку, которую хотелось бы внести: «У Путина все признаки настоящего правителя», иначе это высказывание противоречит главному тезису лекции о приоритете харизматического типа власти над монархическим. Лекция Андрея Леонидовича не имела определённой этической окраски, т.е. не давала оценку хорошо это или плохо, такие выводы, основываясь на богатом историческом материале лекции, каждый слушатель делал сам.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости