«Нам не нужны психологи, у нас глаза не унылые»
Фото из архивов Свято-Никольского сестричества милосердия г. Казани

Фото из архивов Свято-Никольского сестричества милосердия г. Казани

Как живут казанские сестры милосердия

Сегодня в Татарстане действует пять общин сестер милосердия. А возрождение этой деятельности началось после многих лет послереволюционного забвения при Свято-Никольском соборе в Казани в 2009 году. Сестры кормят бездомных, ухаживают за больными на дому, в хосписах и больницах. Их миссия — не только служить телесным нуждам человека, но и оказывать духовную помощь. «Русская планета» встретилась с казанскими сестрами милосердия и узнала, чем живет сестричество.

— Мы не монахини, не даем обет безбрачия. Живем обычной жизнью, работаем, и не всегда в медицинской сфере, у нас есть семьи, дети, внуки. Но свое свободное время отдаем служению — кто как может. Важно, что это служение «во славу Божью». Мы ни с кого никаких денег не берем, ничего не получаем.

Основала сестричество ныне старший координатор сестринской группы Татьяна Колчина.

— В 2009 году я поехала в Петербург, в Казанский собор, и там встретила женщин из Ассоциации сестер милосердия Санкт-Петербурга. Заинтересовалась их служением. У меня и до этого были планы создать в Казани общину, я читала литературу, а тут меня Господь привел. Так, с благословения моего духовника, отца Сергия Филимонова начала это дело.

Сейчас сестринские общины существуют не только в Казани, но и в Елабуге, Набережных Челнах, Пестрецах и Зеленодольске. В столице Татарстана служение развито в нескольких направлениях. Первое — это «кормление». Каждую субботу сестры готовят и кормят бездомных. Второе — патронаж на дому. Третье — помощь в детском хосписе им. А. Вавиловой и гематологическом отделении ДРКБ. Сестры не только помогают медперсоналу, но и читают больным духовные книги, отвечают на их вопросы о православной вере, проповедуют, оказывают диаконическое служение: готовят людей к причастию, помогают священнослужителям в совершении святых таинств.

Кроме того, несколько лет назад сестры создали свой кукольный театр. В праздники ездят со спектаклями в православные школы, больницы. Кукол и декорации мастерят сами. Ездят сестры и в совместные паломнические поездки. Регулярно проводят акцию «Белый цветок»: делают цветы из бумаги и дарят их за пожертвования, которые идут, например, на операцию ребенку или в помощь детям-инвалидам.

«До конца своей жизни стараться помогать болящим»

Чтобы стать сестрой милосердия, нужно пройти серьезное обучение на трехмесячных сестринских курсах. Сейчас в Казани 55 посвященных сестер. А недавно набрали 36 новых кандидаток. Каждое воскресенье им читают лекции разные специалисты-врачи: онколог, эндокринолог, психиатр, терапевт. Они учат оказывать паллиативную, патронажную помощь. Есть и практические занятия, где обучают делать уколы, перевязки, правильно переворачивать человека после инсульта, а также общаться с больными, ведь психика человека меняется в зависимости от болезни.

Сестры обязаны также быть сведущими в духовной науке. Поэтому им читают лекции священнослужители, раскрывая сущность сестринского служения, его догматическую, нравоучительную основу. Знакомят с историей развития сестричества, начиная с Марии Магдалины, служившей Христу.

— Вообще сестринское служение — это служение в духе евангельских Марии и Марфы. Мария избрала благую весть, молитву и внимала Христу, а Марфа суетилась о многом. Вот так и мы. Как Марфа, суетимся, стираем, варим, в магазин ходим. Но также и молимся, готовим к таинству наших болящих, — говорит Татьяна Колчина.

Очередное посвящение сестры запланировали на 22 мая — престольный праздник святителя Николая. Совершить это таинство может только митрополит Казанский и Татарстанский. При этом сестра дает обет милосердия, выдержки из которого звучат так: «Я, недостойная раба Божия (имярек), вступая в общину сестер милосердия во имя Святителя Николая Чудотворца, даю обещание перед Богом, перед Святым Его Евангелием и Честным Крестом неуклонно выполнять обязанности сестры милосердия, стараться проходить это служение с искренним бескорыстием, смирением, самоотвержением, усердием, любовию к ближнему моему и послушанием поставленному надо мной начальству. <…> Где бы и в каком бы положении я ни оказалась, буду до конца своей жизни стараться помогать болящим и страждущим».

Фото из архивов Свято-Никольского сестричества милосердия г. Казани

Фото из архивов Свято-Никольского сестричества милосердия г. Казани

Что изменилось после того, как вы стали сестрами милосердия?

— Приняв обет, становишься тверже духом, — отвечает сестра Ирина Андрюшина, координирующая служение сестер в хосписе. — Свое молитвенное правило ты уже не можешь оставить. Духовная помощь сестер помогает, знаешь, что они и твое имя перед Богом поминают утром и вечером. А служение больным учит смирению и терпению. Потому что больные разные. Есть психологически неуравновешенные, разочарованные… Они могут и с агрессией на тебя. А ты же понимаешь, что пришел во славу Божью трудиться, не за благодарностью.

На полной самовыживаемости

Духовник сестер — проректор по учебной работе Казанской духовной семинарии, иеромонах отец Роман (Модин). Сейчас он в отъезде, зато к нашей беседе присоединился настоятель Никольского кафедрального собора, протоиерей Иоанн Барсуков, возглавляющий «Братство Святителя Николая Чудотворца», под началом которого действует сестричество.

— Само служение сестричества исходит из желания православного христианина проявить свою любовь к Богу, согласно евангельской заповеди, путем проявления любви к ближнему. Этимология слова «милосердие» — милостивое сердце. «По тому Я узнаю вас, что вы любите друг друга». Сестра может ухаживать за тяжелобольным мусульманином, неверующим, атеистом. За всяким, кто нуждается в помощи. И через дела милосердия в наши сердца вселяется неимоверная радость. Мы делимся друг с другом, у нас есть чувство локтя. Нам не нужны психологи, у нас глаза не унылые. Это то, чего так не хватает в современном мире, где, несмотря на материальный достаток, у людей «душа болит, — рассказывает отец Иоанн.

Родоначальница сестричества в России, напоминает настоятель, — великая княгиня царствующего дома Романовых Елизавета Федоровна, аристократка. Она в 1909 году открыла в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где сестры, образованные женщины, занимались благотворительной и медицинской работой. И сегодня среди сестер в основном представители интеллигенции: врачи, химики, юристы, музыканты, инженеры. Средний возраст — за 40. Но этот показатель меняется год от года, просто молодые выходят замуж, уходят в декретный отпуск, уезжают, окончив учебу.

— Проблем много. Общий экономический кризис дошел и до нас. Труд сестер полностью бескорыстный, более того, они сами делают символические взносы. Иногда жертвуют прихожане Никольского храма. Но систематически никем наша деятельность не финансируется. Мы на полной самовыживаемости. А ведь надо купить подгузники, перчатки, одноразовую посуду, продукты... На 70 порций бездомным еженедельно нужно не меньше 2 тыс. рублей. Не хватает поддержки со стороны церковных служителей, занимающих высокие посты. Без нее трудно выйти на городскую администрацию. Мы мечтаем открыть богадельню, — делятся своими заботами сестры.

«За исключением нас, никому больной не нужен»

— Как правило, зрелая жизнь нынешних пожилых людей пришлась на время, когда шла борьба с церковью. Поэтому они по возрасту уже созрели принять знание о Боге, но антирелигиозное воспитание им очень мешает. Преодолеваем большие трудности, — рассказывает одна из сестер, ухаживающая за пожилыми больными на дому.

— Например 82-летняя женщина, ярая атеистка. Наша сестра милосердия должна понимать: как к ней подход найти? Эта женщина уже закоснела в своем самомнении, она имеет образование, которое само по себе плод безбожной системы. Как помочь ей? — рассуждает отец Иоанн.

— Она ведь и сама учить начинает… Но вчера было уже получше, — замечает сестра Ирина. — «Я Богу помолилась, и Он мне дал...». То есть начинает по-другому мыслить потихоньку.

— Иногда, за исключением нас, никому больной не нужен, — включается в беседу сестра Светлана. — Ухаживали за раковой больной. Она попала к нам за полгода до смерти. Верующая, иконки у нее. Родственники живут в Москве, приехали только за неделю до смерти, никакой помощи от них не было.

— Ухаживаем за молодой женщиной, которая не может выйти из квартиры несколько лет, у нее проблемы с родственниками, — продолжает отец Иоанн. — В силу образования и широты душевной она пишет прекрасные стихи. Но в силу своей болезни и удаленности от Бога впала в отчаяние, и ее стали посещать суицидальные мысли. Наше сестричество молится за нее. Я был у нее, беседовал. Литературу духовную привезли. Как нам ее сохранить? Не дай Бог, чтобы вражья сила победителем вышла, и она ушла из этой жизни... И таких случаев много.

«Мы с детства понимали, что о будущем можем не мечтать» Далее в рубрике «Мы с детства понимали, что о будущем можем не мечтать»Семья Дворецких — о том, как не сойти с ума, пожив здоровым в интернате для душевнобольных

Комментарии

14 марта 2016, 09:06
Эх, бабоньки, милые, дай бог вам здоровья! Благое дело делаете, вкладываете душу и частичку своего женского тепла и обаяния в этот зачерствевший мир...! Спасибо вам за всё!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»