Новости – Общество
Общество
Начальники монахов российских
Святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Источник: pravicon.com
Свою обитель Антоний и Феодосий Печерские подняли из пещер
15 сентября, 2015 06:42
5 мин
15 сентября Церковь чтит память Антония и Феодосия Печерских, которых называют основателями монашества на Руси. Первый принес в Киев традиции святой горы Афон, второй добавил к ним монастырский устав и пламя собственной веры.
Афон на Днепре
Историки полагают: афонский монах Антоний появился в Киеве в 1051 году. Тогда же, обойдя город и не удовлетворившись состоянием нарождавшихся местных монастырей (их устраивали в Киеве греки), Антоний ушел в леса, к берегам Днепра. Крутые склоны напомнили ему Афон. На одном из них Антоний нашел пещеру и поселился в ней — так началась история Киево-Печерской лавры.
О призвании Антония в Киев святитель Димитрий Ростовский пишет следующее: игумену афонского монастыря Эсфигмен, где подвизался молодой монах, было «внушение от Бога» — отправить Антония в Русскую землю для «утверждения веры христианской». Автор жития объясняет: Антоний был выбран для этой миссии, потому что сам был родом русский. Он родился близ Чернигова и с ранних лет ушел скитаться по миру, желая для себя монашеской жизни (в некоторых редакциях жития преподобного есть сведения, что до Афона он посетил также Палестину, пройдя по местам жизни Христа). На святой горе Антоний прожил несколько лет. «Он преуспевал в покорности и послушании, так что все радовались, глядя на его жизнь», — сообщает Димитрий Ростовский. Когда игумен сказал Антонию о предстоящей миссии, тот принял его слова как «исходящие из уст Божиих» и не медля покинул святую гору.
Пещера, где поселился Антоний, находилась у села Берестово (в других источниках это место называют еще Берестовой горой). О происхождении пещеры спорят: по одной версии, ее вырыл священник Илларион, ставший позже Киевским митрополитом, по другой, пещеру оборудовали варяги княжьей дружины, дабы хранить военную добычу. Антоний стал жить здесь в молитве и посте, употребляя в пищу только сухой хлеб и воду, «и то мерою через день или два».
Слава о подвижнике, поселившемся на Берестовой горе, пошла по Руси. Одним из первых в ученики к Антонию пришел Феодосий — юноша, носивший железные цепи, чтобы усмирить плоть. А когда численность братии, постоянно живущей в пещере, достигла двенадцати человек, повелел Антоний устроить на этом месте церковь, трапезную и кельи. Сам же по завершении строительства оставил учеников и ушел еще дальше в леса, где выкопал себе новую пещеру. Теперь эти два подземных комплекса Киево-Печерской лавры называются «ближними» и «дальними» пещерами.
Первое правило
О преподобном Феодосии известно следующее: он пришел в пещеру к Антонию в возрасте 24 лет, а родительский дом покинул тайно. Феодосия воспитывала мать (отца он потерял, когда ему было 14). Стремление сына к уединению пугало ее. Когда Феодосий впервые надел вериги — железные цепи, которыми пользовались аскеты, чтобы причинить неудобство телу, она наказала его. И также продолжала наказывать впредь за излишнюю, по ее мнению, тягу к духовным делам.
Через четыре года после ухода из дома мать отыщет Феодосия в пещере и будет умолять его вернуться. Феодосий убедит ее не печалиться и самой идти в монастырь. Так сообщает летописец Нестор, автор жития преподобного: пытаясь отлучить сына от Бога, она в итоге сама пришла к Нему.
Предположительно, в 1057 Феодосия избрали игуменом монастыря — это произошло еще при жизни Антония, который предпочел устраниться от управления обителью. К тому времени число монахов, подвизавшихся в монастыре, приблизилось к сотне. Для XI века это число весьма внушительно — далеко не все греческие монастыри могли похвастаться таким количеством насельников. Тогда же Феодосий послал одного из монахов в Константинополь — для переписи монастырского Студийского устава, свода правил, по которым должна жить обитель. От Печерского монастыря этот устав распространился по всем другим монашеским общинам Руси.
Житие сообщает: даже в статусе игумена Феодосий не переставал носить ветхие одежды и власяницу (грубую рубашку из шерсти), из-за чего люди нередко насмехались над ним, принимая за простого монаха.
Он предсказал свою кончину за несколько дней. Собрав братию, Феодосий повелел ей поставить нового игумена, а сам с молитвой отошел. Согласно житию, это произошло в 1074 году (основатель обители преподобный Антоний умер годом ранее).
Основанные отцами пещеры стали и местом их погребения. Впрочем, в настоящее время нахождение мощей святых неизвестно: за десять столетий существования монастырь пережил многое — монголо-татарское нашествие, разграбления, пожары, годы безбожия.
По монастырской легенде, тело преподобного Антония исчезло вскоре после его кончины. Когда преподобный простился с братией, земля обвалилась, а когда монахи захотели откопать его мощи, из-под земли вырвалось пламя и отогнало их.
Мощи преподобного Феодосия перенесли из пещер в Успенский собор в 1091 году. Во время Батыева нашествия их вновь переместили, пытаясь спрятать от захватчиков, и впоследствии место захоронения было утеряно.
Печерский монастырь не был первым в Киевской Руси — летописи сообщают о появлении безымянных обителей уже при князе Владимире Крестителе. Историк Антон Карташев полагает, что эти первые монастыри не были самостоятельными учреждениями, они ютились возле церквей, а проживали в них большей частью в одиночку или небольшими общинами любители монашеской жизни. По летописям известно о строительстве двух монастырей князем Ярославом в середине XI века — Георгиевского и Ирининского. Однако именно Киево-Печерской лавре было суждено на века стать центром монашества, духовной жизни и просвещения. За это преподобных Антония и Феодосия в Церкви иногда с любовью называют «начальниками всех монахов российских».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости