На войне без главнокомандующего
Фото: Hrant Khachatryan / PanARMENIAN / AP

Фото: Hrant Khachatryan / PanARMENIAN / AP

Зачем официальный Ереван инициировал конституционные изменения

Референдум по конституционным реформам в Армении завершился принятием поправок к Основному закону, превращающих государство в парламентскую республику. Теперь президент будет избираться не прямым голосованием, а собранием выборщиков, состоящим из депутатов парламента и избранных представителей органов местного самоуправления. Предусмотрен и ряд других существенных изменений в системе власти. С этим согласились 63% участников голосования, против — 32%. При этом в референдуме участвовало лишь совсем немногим более половины граждан, включенных в списки: если совсем точно, то 50,51%.

Столь малый процент голосовавших волей-неволей делает результаты референдума недостаточно убедительными. Невысокий интерес населения к изменениям, которые могут серьезно (а то и фатально) сказаться на ходе внутри- и внешнеполитической жизни Армении, отлично характеризует степень апатии и недоверия к властям. По общему мнению армянского экспертного сообщества, мало кто дал себе труд разобраться, что за реформы предлагаются и к чему они могут привести. Возможно, на этом и строился расчет официального Еревана, руководствовавшегося прежде всего мотивами сохранения власти. Вопрос о роли внешнего (западного) фактора в проталкивании реформ пока остается дискуссионным.

Превращение Армении в парламентскую республику грозит ей прежде всего размыванием властной вертикали, что вряд ли уместно в стране, де-факто находящейся в состоянии войны с Азербайджаном и в условиях экономической и транспортной полублокады. Как пояснил руководитель фракции оппозиционного «Армянского национального конгресса» в парламенте республики, координатор кампании «Нет», направленной против конституционных реформ, Левон Зурабян, инициатором изменений выступил президент Серж Саргсян, озабоченный невозможностью баллотироваться на третий срок. Переход к парламентской республике дает ему возможность сохранить политическое влияние, заняв пост этакого «генсека» и контролируя и нового президента, и премьер-министра.

Самое интересное, отметил Зурабян, что вообще-то Саргсян всегда был принципиальным противником парламентской системы управления (кстати, оба предыдущих президента Армении — Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян — выступили против реформы). Оно и понятно. «Армения находится в довольно уязвимом положении с точки зрения национальной безопасности, — напомнил Зурабян. — Переход от президентской к парламентской системе обнажает эту уязвимость и создает множество проблем, связанных с эффективным управлением вооруженными силами и ведением переговоров».

Серж Саргсян. Фото: Tigran Mehrabyan / PanARMENIAN / AP

«Ни одна из проблем Армении — системная коррупция, монополизация экономики, фальсификация выборов и так далее — не создает необходимости изменений в Конституции», — констатировал Левон Зурабян. Реформа лишь прибавит новые, причем крайне опасные для армянской государственности. Главная из них — «бардак в управлении вооруженными силами», поскольку должность верховного главнокомандующего упраздняется, а принцип применения ВС становится громоздким и непонятным.

«На фоне продолжающей расширяться географии деструктивных процессов на Ближнем Востоке, пожалуй, никто не может гарантировать, что две армянские республики (Армения и непризнанный Нагорный Карабах. — РП.) не получат внешний и внутренний удар именно в период коренного переформатирования системы государственного управления и системы обеспечения национальной безопасности, — рассуждает ереванский политолог Давид Степанян. — Конституционные реформы создадут новые угрозы, многие из которых в республике пока не осознаются». 

Кроме того, получается, что тесно связанные военными, общественно-политическими и социально-экономическими узами Армения и НКР имеют теперь разные — соответственно, парламентскую и президентскую — формы правления. «То, как будут формироваться цепочки принятия важнейших военно-политических решений, в рамках каких институтов будут преодолеваться возникающие вызовы и проблемы, по-прежнему неясно», — подчеркивает Степанян. Между тем времени на отстройку всех этих процессов у Еревана и Степанакерта попросту нет. Не случайно в армянском экспертном сообществе вновь после долгого перерыва зазвучали призывы к окончательному решению карабахского вопроса путем признания республики и включения  ее в состав Армении. Существование двух независимых армянских государств в нынешних реалиях становится недопустимой геополитической роскошью, которая может закончиться дестабилизацией обоих.

По мнению аналитиков, помимо сохранения личной власти нынешнего президента, реформирование Конституции — это попытка «размыть» ответственность за принимаемые решения. «Не будет ни одной фигуры, про которую можно сказать, что она является человеком, который сегодня руководит Арменией, — считает Левон Зурабян. — И все это только для того, чтобы Серж Саргсян использовал свои рычаги власти и продолжал управлять страной». Политик высказал мнение, что, возможно, все это делается еще и  потому, что официальный Ереван готовится пойти на уступки в карабахском вопросе (а такими уступками может быть только сдача Нагорного Карабаха) и заранее пытается снять с себя ответственность. Подобные подозрения лишь увеличивают тревогу Степанакерта.

«Конституционный эксперимент создает немало вызовов для армянской государственности, формирует во многом непрозрачную систему подготовки и принятия решений, в том числе во внешнеполитической сфере, — прокомментировал ситуацию "Русской планете" главный редактор портала Научного общества кавказоведов Андрей Арешев. — Вряд ли сегодняшние проблемы Армении связаны с несовершенством действующей Конституции. После принятия нового Основного закона понадобится основательная переделка всего законодательного поля, что потребует значительных усилий. Кроме того, возникают риски во взаимоотношениях с Нагорным Карабахом, где система управления государством не изменяется».

Он выразил надежду, что итоги референдума не станут поводом для очередной волны протестных выступлений. Российские наблюдатели уже заявили, что все прошло в рамках законности и с соблюдением демократических норм. Ясно, однако, что основные проблемы, связанные с претворением в жизнь новой редакции Конституции Армении, еще впереди, а официальная причина реформ — совершенствование схемы государственного управления — на фоне обозначенных вызовов выглядит несколько несерьезно.

Автор — секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Сирия, Ирак — далее везде Далее в рубрике Сирия, Ирак — далее вездеПосле турецкого танкового прорыва в Багдаде не исключают обращения к РФ за военной помощью Читайте в рубрике «Власть» Плата за трусостьО чем не сказал Янукович по делу о Майдане Плата за трусость

Комментарии

07 декабря 2015, 23:30
Будем надеяться, это просто смена декораций, а принципы власти в Армении не будут нарушены, радикальные перемены сейчас совершенно не нужны, опасное сейчас время для перемен
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»