На нефтяном рынке готовится суперспекуляция
Нефтебаза Роттердама. Фото: Alamy/TASS

Нефтебаза Роттердама. Фото: Alamy/TASS

Продавцы топлива ожидают многомиллиардных прибылей

В Роттердаме, крупнейшем порту Европы, скопилось рекордное количество танкеров с нефтью за последние 7 лет. По информации местных СМИ, разгрузки ожидает 50 судов. Виновниками «толкучки» оказались нефтетрейдеры, или попросту перекупщики, которые затарились топливом в период минимальных цен и теперь ждут роста мировых котировок, чтобы заработать на разнице. Держать нефть на танкерах для них намного выгоднее и проще, чем на земле. А уж если спекулянты приготовились к повышению цен, можно не сомневаться в том, что они повысятся.

Повторим 2008-й

Аналитики со всех сторон трезвонят: «забитость» танкеров вызвана тем, что все наземные и подземные нефтехранилища и резервуары уже заполнены под завязку и продолжение «медвежьего» тренда неизбежно. «Во второй половине 2016 года мы будем заливать нефть даже в бассейны», — пошутил в начале января глава BP Роберт Дадли.

Однако, несмотря на подобные прогнозы, ситуация очень похожа на ту, что имела место в 2008–2009 годах, когда трейдеры развязали так называемое суперконтанго — наняли свыше 130 танкеров, заполнили их нефтью и стали ожидать повышения цен. Надо сказать, тогда им удалось весьма неплохо заработать: меньше чем за два года стоимость барреля Brent выросла с менее чем $40 до $125 за бочку, а те, кто сделал ставку на рост цен, заработали миллиарды. Сегодня все указывает на то, что повторение подобного сценария не то что возможно, а скорее даже неизбежно.

Догоним и перегоним 2009-й

Термин «контанго» используется как на сырьевых, так и на несырьевых товарных рынках и означает, что, если вы купите товар сегодня, он будет стоить дешевле, чем если вы договоритесь о поставке на следующий месяц, год, десятилетие и т.д. Чем больше срок поставки, тем выше цена, так как в нее будет входить стоимость хранения товара все это время.

В 2015–2016 годах средняя стоимость хранения барреля нефти на танкере в течение одного месяца составляет чуть более доллара США (сумма немного разнится в зависимости от судна и региона, но можно ориентироваться на нее). То есть, если через месяц цена фьючерса на нефть вырастет всего на один доллар, это окупит затраты трейдеров на ее хранение. Если же цена будет расти намного быстрее, чем на доллар в месяц (а подобное мы уже наблюдали в 2009–2011 годах), то $50 тысяч за один день аренды танкера  покажутся копейками на фоне астрономических прибылей спекулянтов.

Если данные голландских СМИ верны, можно предположить, что мы находимся в начале пути к «суперконтанго» 2009 года и возврату стоимости нефти к отметкам, которые сильно выше нынешних унылых $30–40 за баррель. Об этом же свидетельствуют и данные агентства Bloomberg, согласно которым еще в январе у берегов Сингапура и Малайзии известная швейцарская компания-нефтетрейдер Glencore наняла четыре крупнотоннажных танкера в качестве плавучих нефтехранилищ. В самой компании от комментариев отказались, но, учитывая ее репутацию и авторитет на рынке, вряд ли Glencore пошла на этот шаг просто так, не стремясь заработать на будущем повышении цен на нефть.

Цены против, цены за

Сегодня мир производит на 1 млн баррелей больше, чем ему необходимо. Однако подобная ситуация неизбежно изменится уже в самое ближайшее время.

Во-первых, по сланцевой нефти уже нанесен удар, и разорение большинства не суперрентабельных месторождений — вопрос времени. По данным Wall Street Journal, уже в ближайшее время около трети сланцевых компаний США объявят о банкротстве, если цена на нефть «хотя бы не вернется к отметке в $50 за баррель».

Во-вторых, Россия и Саудовская Аравия (читай, ОПЕК) наконец-то смогли договориться о заморозке текущего уровня добычи. На днях глава Минэнерго Александр Новак даже заявил, что уже более 15 стран, на которые приходится 73% всей нефтедобычи в мире, официально подтвердили заморозку добычи на уровне января 2016 года. То есть если предположить, что договоренности будут соблюдаться, то восстановление баланса спроса и предложения мы увидим уже в ближайшие месяцы.

Правда, в уравнении все еще остается два неизвестных. Первое — это реальные возможности Ирана, который отказался замораживать свою добычу на требуемом уровне, назвав его «смехотворным». Вторая — планы Ливии, у которой есть потенциал наращивания добычи на 1 млн баррелей в день. Однако в глобальном плане эти дополнительные баррели лишь отсрочат неизбежное. Как известно, чем дольше тянуть резину, тем сильнее будет отскок.

Кто тут в цари крайний? Далее в рубрике Кто тут в цари крайний?В традиционный конфликт между ветвями власти Севастополя вмешался экс-министр обороны Украины Читайте в рубрике «Экономика» Последнее сирийское предложениеСША планируют решить с Россией вопросы по Сирии до ухода Обамы Последнее сирийское предложение

Комментарии

02 марта 2016, 15:55
Хм. Хотеть - одно, а реалии несколько иные. Вообще не вижу причин для роста цен на нефть. Тем более к отметкам 100$. Высокие цены на нефть в период с 2009 года были обусловлены, в первую очередь программой количественного смягчения, проводимой ФРС. Сейчас станок остановлен, в мире дефицит ликвидности, финансовые рынки близки к краху. Опять же, перепроизводство, замедление роста. Предпосылок попросту нет.
02 марта 2016, 16:38
100$ это космос, в ближайшие пару лет не будет точно, а вот баксов 40-50 вполне реально, но для этого промышленное производство должно расти, а оно падает, точне не падает, а темпы роста снижаются
02 марта 2016, 22:03
Если ФРС не начнет разбрасывать деньги с вертолета, как они грозились как-то сделать, то ничего, в принципе, не изменится. Люди богаче не становятся, у предприятий кучи плохих долгов, с чего развиваться-то?
Уже сорок крепко сидит. До полтинника дойдем к лету. А там и до сотни дотянем, республиканцы откровенно побеждают в США, все зависимо от этого
02 марта 2016, 16:00
В том то и дело, что весь этот "нефтяной кризис" по сути имеет во-многом искусственное происхождение и был спровоцирован в рамках одной огромной спекуляционной аферы.
Я бы на месте танкеровозов тоже отсиделся в Роттердаме. Ну а что - теплая зима, днем - пабы и кофешопы, а вечером - девочки на улицах красных фонарей...
03 марта 2016, 17:08
Роттердам он погаже Амстердама, такие себе заводские окраины, но название конечно мегагодится
02 марта 2016, 21:22
Интересен тот факт, что менее двух процентов фьючерсных сделок на бирже заканчиваются поставкой базового актива. Все остальные сделки приходятся на спекулятивную торговлю или на сделки, которые предназначены, чтобы ограничивать финансовые потери от изменения цен на свои активы.
Так что маловероятно, что эти баржи как то смогут повлиять на цену в корне. В прямом смысле 98% сделок на бирже по фьючерсам, лишь на бумаге, то бишь спекулятивное ценоформирование на биржах бредовое. Напоминает что то типа: А я могу дать 100 долларов за баррель за всю нефть на рынке и посветить своими деньгами(что они есть), и нефть взлетает в цене, но парадокс - этот человек который хвастал своими деньгами не хера ее не покупает, а лишь забирает разницу в курсе себе в карман. Никто ему не везет нефть в условленный период, никто не спрашивает доволен ли он качеством этой нефти, не опоздала ли доставка. ЕЕ просто нет, появилась только новая цена!
02 марта 2016, 22:04
Все беды в мировой экономике из-за ростовщиков и спекулянтов
03 марта 2016, 07:45
В статье говорится о 50 судах, ожидающих разгрузки, однако, по данным маринтраффика, их там никак не менее двух сотен. И это только тех, кто стоит на якоре.

А почему вы думаете, что они чего-то ждут? Может просто затоваривание, некуда сливать, нет покупателей, и прочее. Кризис в мире, скоро увидим волну банкротств
03 марта 2016, 17:09
скорее на танкере хранение дешевле, плюс слив/налив не надо делать, а это опять деньги
03 марта 2016, 15:48
Насколько я знаю в штатах сейчас пузырь чуть ли не в два раза больше, чем в 2008 году. Только он сейчас на рынке кредитования. Экономика вроде как растет. Но кто знает как оно вывернется. Все зыбко. Может нефтетрейдеры думают, что $28 за баррель это ниже некуда и неизбежен рост. Но кто его знает, как оно там получится. Мне кажется, что экономике в нынешнем виде расти уже не интересно. Хочется чего то нового и эффективного, хочется технологического скачка, технологий порядкового уровня. Но как на самом деле трудно сказать. Поживем увидим.
03 марта 2016, 16:13
Чего-то нового и эффективного? А на мой взгляд мир тянут в кровопролитную войну, так как по мнению некоторых горячих голов именно война дает хороший толчок мировой экономике. Американцы за последние две войны неплохо нагрелись, только теперь очкуют, поскольку и их может зацепить.
03 марта 2016, 22:58
Мировая экономика в ее нынешнем состоянии расти уже просто не может, так как ростовщическая модель развития показала свою полную ущербность. Это путь в никуда, и чем дальше по нему идти, чем кошмарнее будет конец. Вот и сейчас мы вплотную подошли к этому концу, и все это прекрасно понимают.
04 марта 2016, 18:27
Ирану сейчас глупо замораживать объемы, десять лет их не было, а тут взять и заморозить - было бы преступлением против страны.
09 марта 2016, 10:00
А нефть-то дорожает! Значит, не зря спекулянты выжидают, 40 баксов за бочку уже
12 марта 2016, 04:31
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
12 марта 2016, 04:40
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»