«Мы преданы этим камням до бесконечности»
Севморзавод. Фото: Элина Мятыга специально для РП

Севморзавод. Фото: Элина Мятыга специально для РП

История, судьба и перспективы Севастопольского морского завода

Севастопольский морской завод впервые с 90-х будет ремонтировать военные суда и строить гражданские — это то, что его специалисты лучше всего умеют и для чего он, собственно, и строился. Как завод выстоял в Крымскую, Гражданскую, Великую Отечественную войны, но не выдержал приватизации и передела активов на Украине, и кто его будет восстанавливать сейчас, узнавала корреспондент «Русской планеты».

Времена покорения Крыма

— Севастопольский морской завод берет свое начало от Севастопольского адмиралтейства, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» директор музея завода Ирина Шестакова. — Он появился одновременно с городом и Черноморским флотом. После прихода первой эскадры на западном берегу Южной бухты были заложены первые здания города и Адмиралтейства: часовня во имя Николая Чудотворца, дом для командующего, пристань и кузница для ремонта пришедших кораблей. Дата закладки этих четырех зданий, 14 июня 1783 года, стала датой основания города и Севастопольского адмиралтейства — предшественника Севастопольского морского завода.

Изначально завод зарождался как судоремонтное предприятие, но уже спустя 12 лет после его основания были построены две первые шхуны под номерами 1 и 2. До Крымской войны завод построил более 50 парусных кораблей. Они исследовали Черное море, несли патрульную службу, участвовали в морских сражениях.

Самым легендарным кораблем стал бриг «Меркурий». Он был построен в 1820 году, а в 1829-м, во время Русско-турецкой войны, одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, десятикратно превосходящими бриг по численности экипажа и артиллерийскому вооружению. Памятник на Матросском бульваре командиру, капитан-лейтенанту Казарскому, в честь подвига команды брига с надписью «Потомству в пример» — первый монумент, установленный в Севастополе.

Еще один легендарный корабль — корвет «Оливуца» — в свое время совершил кругосветное плавание, доказав всему миру, что в Севастополе строят добротные суда.

— Во время Крымской войны русские командиры отдали приказ затопить корабли, для того чтобы вражеский флот не смог войти в бухты. Очень многие тогда были против такого решения. Моряки рвались в бой, но приказ все же был исполнен. После окончания Крымской войны Россия подписала Парижский договор, по условиям которого она лишалась права иметь военный флот на Черном море. Завод был передан в аренду акционерному предприятию «Русское общество пароходства и торговли» (РОПИТ) и стал работать для гражданских целей, — дополняет Шестакова.

Во время одной из русско-турецких войн торговые пароходы были переоборудованы и вооружены. Они вели сражения с крупными турецкими кораблями и одерживали победы. После победы России над Турцией в 1871 году Парижский договор был аннулирован, санкции сняты, и Россия возобновила строительство военных кораблей на Черном море.

— Были построены эскадренные броненосцы, первые миноносцы «Чесма» и «Синоп», для ремонта кораблей — новые доки, которые по своим техническим и эксплуатационным характеристикам превосходили аналогичные сооружения в других странах, — говорит директор музея.

В те годы был построен знаменитый бронепалубный крейсер «Очаков» с новыми мощными механизмами, котлами и вооружением, а также достроен броненосец «Потемкин», на котором в июне 1905 года произошло первое восстание на Черноморском флоте под руководством лейтенанта Шмидта.

В период Гражданской войны основной флот завода был уведен за границу, а корабли, не способные к дальним переходам, взорваны. После Гражданской войны их начали восстанавливать.

В первую пятилетку на заводе возобновили производство гражданских судов. Был построен лесовоз «Михаил Фрунзе», а также пассажирские суда, буксиры, шхуны. К 1940-м годам снова стали уделять большое внимание ремонту военных кораблей.

Торжественный спуск лесовоза «Михаил Фрунзе»

Торжественный спуск лесовоза «Михаил Фрунзе». Фото: secrethistory.su

— Грузовой пароход «Харьков» перевозил горох, — рассказывает директор музея. — В районе Босфора он сел на мель и пробил корпус. От воды горох намок, и корабль разорвало пополам. Но наши заводчане соединили две его части и отремонтировали. Так появилась присказка, что это самый длинный пароход в мире: нос в Севастополе, а корма в Константинополе.

«Ремонтировали корабль при свете осветительных бомб»

Во время Великой Отечественной войны немцы заминировали севастопольские бухты электромагнитными минами. Чтобы решить эту проблему, в город прибыла команда ученых под руководством академика Игоря Курчатова. Вместе с заводчанами они создали устройство для размагничивания корпусов судов, благодаря которому корабли могли выходить из бухты и участвовать в боях.

— На нашем заводе была оборудована плавучая зенитная батарея, которую в народе называли «Не тронь меня». Она подбила свыше 20 вражеских самолетов, — продолжает Шестакова. — Построили также три бронепоезда: «Севастополец» и «Орджоникидзе» были направлены на север, а «Железняков» обстреливал вражеские позиции в районе Мекензиевых гор. Сейчас его можно увидеть у автовокзала.

Сам завод во время войны частично эвакуировали. Первой волной — на Кавказ, в Туапсе, позднее в города Поти и Батуми. Часть производства, оставшуюся в Севастополе, разместили в подземных штольнях.

— На завод я пришел сразу после школы, — рассказывает РП ветеран труда Владимир Риммер, эвакуированный в войну в Поти. — Когда началась война, мне было всего 15 лет. Мою маму с малышом эвакуировали на север, а нас с братом направили на секретную базу, расположенную на реке Хопи. С 15 лет я находился в боевой обстановке. Нес пограничную службу по охране водного района от Поти до Турции. Из защитного обмундирования у нас были каска и жилет с металлом на животе. При этом мы должны были быстро бегать и маневрировать. То там бомба упадет, то тут. Была постоянная опасность, что немецкая авиация начнет бомбить нас с воздуха и подводные лодки противника, которые занимали позиции в районе Поти, также могут уничтожить наш корабль. Нас топили дважды. Чтобы выжить, ремонт корабля мы производили при свете осветительных бомб. Нам чудом удалось спастись, нас вытащили на буксире.

В 1954 году из Поти Владимира Риммера перевели обратно в Севастополь на Севморзавод, где он проработал вплоть до 2012 года.

В 50-е годы на заводе продолжили ремонтировать суда — уже не только военные, но и гражданские, китобойные — и заново начали их строить. В 60-е здесь возводили 100-тонники «Черноморец», а в 70-е — 300-тонники «Богатырь». Завод работал не только для СССР, но и для других стран соцлагеря — Болгарии, Польши, Румынии, ГДР.

Танкер «Кострома», недавно отремонтированный

Танкер «Кострома», недавно отремонтированный. Фото: Элина Мятыга, специально для РП

В 1974 году плавучие краны «Богатырь» и «Черноморец» удостоились Государственного знака качества. В 1978-м был построен плавучий кран «Витязь» грузоподъемностью 1600 тонн. Его изготовили по специальному заказу для строительства дамбы с комплексом для прохода судов — для защиты Ленинграда от наводнений. В общей сложности за время работы завода на нем построили более 70 различных плавучих кранов.

Помимо промышленной продукции, в советские времена на заводе производили и товары народного потребления.

— У нас выпускали металлические гаражи, кухонные гарнитуры, кровати, дорожные сумки, рюкзаки, палатки, сувенирные значки, секционную мебель и многое другое. Производство было закрыто только в 90-х годах, — говорит Ирина Шестакова.

«В один день не стало работы»

— На этом заводе у меня работали отец, муж, я, наши дети и внуки, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» бывший конструктор завода Галина Карпова. — Мы просто преданы этим камням до бесконечности. Это наше пристанище, наша память и наша боль. От завода мы получали все: образование, квартиры… Завод — это вся наша жизнь. Когда-то он насчитывал свыше 12 тысяч сотрудников, и это без учета контрагентов и смежников. Конструкторы восхищались слесарями, у них были золотые руки. У нас были свои пионерский лагерь, база отдыха, поликлиника. Завод участвовал в строительстве стадиона «Чайка», а сейчас на нем продают фрукты. Мы с нетерпением ждем его возрождения.

Как государственное предприятие превратилось в акционерное общество? — интересуюсь я у бывшего директора завода Анатолия Череватого, пришедшего на завод еще в 1962 году.

— После развала Союза у нас в один день не стало работы. Все пришли на работу, и выяснилось, что у завода нет ни одного профинансированного заказа. В советское время завод фактически на 100% обеспечивался госзаказами. Но на Украине не были приняты меры по загрузке промышленных предприятий ВПК. На вопросы от предприятий исполнительные власти отвечали: «Государство строит экономику на рыночных принципах. Рынок ответит на все ваши вопросы. Погружайтесь в конкурентную мировую систему и решайте самостоятельно возникающие у вас проблемы».

По сути, говорит Череватый, предприятия оборонных отраслей были брошены на произвол судьбы. При этом законодательное поле Украины в области хозяйственной деятельности накладывало на их руководство большие ограничения в принятии коммерческих и других хозяйственных решений.

В 1995 году завод стал акционерным обществом со 100-процентным пакетом государственных акций. Кстати, первым среди судостроительных заводов Украины.

— Мы объездили буквально полмира, доказывая потенциальным заказчикам, что есть такой судоремонтный завод и что он предлагает конкурентные условия выполнения контрактов. Для того чтобы возобновить работу с Россией, мы организовали совместное российско-украинское предприятие «Лазаревское адмиралтейство», в котором контрольный пакет принадлежал российскому партнеру. Получив необходимые лицензии, предприятие стало участниками тендеров МО РФ, и таким образом начали становиться в ремонт корабли Черноморского флота РФ.

Получив статус АО, предприятие постепенно встало на ноги. Машиностроители осваивали новые виды изделий, корабелы ремонтировали иностранные суда из Болгарии, Греции, Турции, Ливана, Мальты, Кипра и других государств. Завод продолжал строить плавучие краны, среди которых «Феодосиец» и «Севморнефтегаз», начал осваивать новые суда: транспортный док-платформу для десантных кораблей типа «Зубр», уникальное пожарное судно «Пiвденний» для порта «Южный», несамоходный плавучий кран-перегружатель «Атлас», катер бонопостановщик-нефтесборщик.

— В 1997 году началась приватизационная продажа частей государственного пакета акций завода. Руководство завода к торгам не допускалось — только участники, имеющие специальные лицензии. Кто имел доступ к этим лицензиям, догадаться нетрудно. Леонид Кучма на пике политической карьеры был президентом, а на закате — зятем миллиардера. Кто становился новым собственником, мы узнавали из официальных средств массовой информации.

В 1998 году контрольный пакет стал принадлежать Украинскому инвестиционному фонду SigmaBleyzer, а после перешел к гражданину Ливана Дау Рафику. В 2006-м он выкупил все оставшиеся акции, и Севморзавод стал частным. Эту территорию Рафик решил перепрофилировать. Чуть раньше на месте Северной площадки он уже построил зерновой терминал.

— Как получилось, что завод стал собственностью нынешнего президента Украины Петра Порошенко?

— Дело в том, что горсовет Севастополя дал понять господину Дау Рафику, что не сможет согласовать изменение целевого назначения земельного участка, на котором расположен Севморзавод, — объясняет Череватый. — Далее пошла распродажа активов завода. Северная площадка стала собственностью структуры, аффилированной с Ринатом Ахметовым, а остальная часть оказалась подконтрольной группе «Энергетический стандарт» Константина Григоришина и структуре, аффилированной с концерном «Укрпроминвест», подконтрольной Петру Порошенко. Затем Григоришин и Порошенко поделили активы морзавода, оказавшиеся в их совместной собственности. Первому досталась социальная инфраструктура на Южном берегу Крыма, а второму — производственные активы на земельных участках Севастополя.

«Мы получим мощное градообразующее предприятие на юге России»

В 2013 году Севастопольский морской завод отпраздновал 230-летие со дня основания. 28 февраля 2015 года он был национализирован в пользу города и передан в аренду северодвинскому судостроительному и судоремонтному предприятию «Звездочка».

— Почему после национализации этот завод достался именно «Звездочке»? — спрашиваю у нынешнего директора завода Игоря Дрея.

— Поскольку Севастопольский завод с момента своего рождения был ориентирован преимущественно на военный и гражданский судоремонт, в первую очередь обслуживание Черноморского флота, то наиболее близким предприятием в этой области, входящим в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), можно назвать Центр судоремонта «Звездочка», — пояснил директор.

«Звездочка» способна ремонтировать боевые корабли всех типов, а также подводные лодки и гражданские суда значительного водоизмещения. Специалисты из Северодвинска завод уже обследовали и подготовили документы для восстановления основных фондов. Сейчас разрабатывают долгосрочный проект, по которому здесь снова будут строить плавучие краны, ремонтировать военные корабли, достраивать гражданские суда, изготавливаемые в Инкермане.

— Мы получим мощное, как и прежде, градообразующее предприятие на юге России с уникальными возможностями: незамерзающим портом, развитой инфраструктурой, вместительными сухими доками. Технологические возможности завода позволят ремонтировать корабли Черноморского флота и коммерческие суда круглогодично, — заверяет Игорь Дрей.

«На стороне Феди-балалаечника» Далее в рубрике «На стороне Феди-балалаечника»Алтайский режиссер Владимир Кузнецов — о Шукшине, дружбе с Астафьевым и духоподъемной силе кино Читайте в рубрике «История» Семеро пойдут, Сибирь возьмут!Каникулы в Историю. Серия пятая. Семеро пойдут, Сибирь возьмут!

Комментарии

09 августа 2015, 18:23
Жуть!!!!!! Но обо всем по порядку.
1. "достроен броненосец «Потемкин», на котором в июне 1905 года произошло первое восстание на Черноморском флоте под руководством лейтенанта Шмидта". Уважаемый автор посмотрите фильм Эйзенштейна или почитайте "Золотой теленок" и разберитесь кто возглавлял восстания на "Очакове", а кто на "Потемкине" Эту ошибку без истерического смеха комментировать нельзя. А если серьезно то первое восстание на Черноморском флоте произошло наверное в 1830 г.
2 "После победы России над Турцией в 1871 году Парижский договор был аннулирован, санкции сняты" Какую победу Россия одержала над Турцией в 1871 г.??? Эта Пруссия разгромила Францию во франко-прусской войне и у России появились возможности выйти из условий Парижского мира.
3. "Во время одной из русско-турецких войн торговые пароходы были переоборудованы и вооружены. Они вели сражения с крупными турецкими кораблями и одерживали победы.". Ставлю автора в известность, что это война 1877-78 гг. Да и артиллерийский бой был только один между пароходом "Веста" и турецким броненосцем "Фехти-Буленд", а победа в том, что удалось уцелеть в бою с броненосцем и заставить противника прекратить преследование.
4 Миноносцы "Чесма", "Синоп" и крейсер "Очаков" не были ровесниками вопреки мнению автора первые два 1877 г. постройки, "Очаков" - 1902 г.
Автору статьи не рекомендуется писать работы по военно-морской тематике и сдавать ЕГЭ по истории в школе.
09 августа 2015, 19:38
К "дикостям" типа лейтенанта Шмидта в восстании на "Потемкине" и победы России над Турцией в 1871г., которые я уже прокомментировал выше добавлю неоднозначную фразу в статье " Были построены эскадренные броненосцы, первые миноносцы «Чесма» и «Синоп»" Я не встречал в числе первых миноносцев "Чесму" и "Синоп" - так назывались катера на "Великом Князе Константине" под командованием С. О. Макарова, но "Чесма" точно была построена не в Севастополе, а на заводе Берда в Петербурге. А вот эскадренные броненосцы "Синоп" и "Чесма" действительно строились в Севастополе. Так что есть предположение что миноносцы с броненосцами в статье перепутаны....
10 августа 2015, 12:05
Юрий, спасибо как всегда за комментарии! Про лейтенанта Шмидта правда смешно было
09 августа 2015, 20:50
Надеюсь, теперь, спустя 23 года "независимой Украины", в течение которых завод методично разрушался, грабился и растаскивался, у него откроется второе дыхание.
10 августа 2015, 11:54
Второе дыхание не откроется без крупных финансовых вливаний. Специалистов тоже придется привлекать и выращивать. Надолго все это.
10 августа 2015, 12:05
хуже точно не будет, можно ничего не делать и тогда хуже не будет
09 августа 2015, 21:41
Дай то бог развития и процветания данным предприятиям, ибо на них держится вся основа.
10 августа 2015, 07:45
Уже третий век этот завод служит России верой и правдой, а тот маленький бесславный кусок истории в составе Украины забудется без следа.
12 августа 2015, 13:25
это точно, добро пожаловать домой, хватит бродить где ни попадя)
10 августа 2015, 10:17
История, традиции - это все хорошо. А вот остались ли специалисты, способные ремонтировать и строить морские суда?
11 августа 2015, 16:35
совсем старые наверное остались, кого не смели бури прошлого, а вот с новыми уверен напряг
13 августа 2015, 00:19
проблема с кадрами в технических кластерах повсеместная
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»