Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Мы могли бы быстрее делать корабли»

Завод «Янтарь» за время своей работы построил и отремонтировал порядка 1000 кораблей разных классов. Фото предоставлено пресс-службой Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»
Когда российский флот пополнится «адмиральскими» кораблями
Артемий Украинский
16 августа, 2015 16:00
12 мин
В Калининградской области как в стратегическом регионе в советское время было множество оборонных предприятий, большая часть которых сейчас годится разве что под офисы. Но одно из них — Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» — осталось на плаву и продолжает укреплять «щит Родины». Как ему это удалось, корреспонденту «Русской планеты» рассказали сотрудники одной из знаменитейших верфей России.
Завод с историей
Для Калининграда это предприятие совсем не типично. Самый западный регион РФ в постсоветскую эпоху характеризовался наличием мелких компаний, обилием частных предпринимателей, процветанием купли-продажи и реэкспорта, хотя в немецкое время и 50 лет спустя область являлась крупным промышленным центром. Но вот уже четверть века мы развиваемся в ином направлении, постепенно отказываясь от «золотой жилы», доставшейся нам когда-то ценой величайших усилий десятков тысяч людей.
Как и многие калининградские крупные производства, «Янтарь» имеет немецкие корни. Кёнигсбергский завод построен в 1912 году «Союзом литейщиков» — компанией, известной еще с XIX века. За 50 лет она прошла путь от изготовления канализационных люков до постройки кораблей и паровозов. Кстати, именно инженером этого завода была придумана автоматическая сцепка вагонов, применяемая до сих пор как в Рязани или Дрездене, так и в Канзасе или Киото, то есть абсолютно в любом городе мира.
Не менее амбициозным проектом компании было и строительство нового автомобильно-железнодорожного моста через Прегель. Пусть и доработанный советскими инженерами, мост существует по сей день.
Но экономические кризисы всегда отражались на промышленных гигантах: поток хороших заказов стремительно иссякал уже в конце 20-х годов прошлого века. И в 1930-м «Союз литейщиков» был куплен компанией «Шихау», специализировавшейся на военной продукции. Деятельность завода не прекращалась даже под обстрелом советских войск 9 апреля 1945 года, в день взятия города. Предприятие пострадало не сильно. И уже спустя несколько месяцев совместный коллектив, состоящий из немцев и советских специалистов, приступил к судостроению на новом объекте, именуемом «Завод № 820». К слову, именно сотрудников судостроительной верфи советские власти депортировали в Германию позже всех.
«820-й» в 1966 году стал называться заводом «Янтарь». Это было передовое предприятие целой области, в лучшие годы насчитывающее до 9000 человек в штате. Производственные мощности позволяли выпускать десятки кораблей ежегодно.
— После перестройки начался сложный процесс реструктуризации завода под новые условия работы. Прошла приватизация, — рассказывает Сергей Михайлов, пресс-секретарь компании. — Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» стал акционерным обществом с сохранением контрольного пакета акций в руках государства.
На «оборонку» особо рассчитывать не приходилось, штат сократился до 1500 человек. Коммерческие заказы гражданского типа для западного рынка стали спасением для «Янтаря».
— Завод не занимался проектированием, мы только строили суда для Германии, Норвегии, Швеции. От европейских партнеров нам доставался готовый проект и вся черновая работа, — не без сожаления говорит заместитель директора по производству Олег Шумаков.
Заказчики приходили не только из Европы. Дружественные еще с советских времен страны тоже старались произвести определенные работы на заводе «Янтарь».
— Индийское правительство обратилось к России с желанием построить три военных корабля. Это был российский проект, но Индия сама подбирала начинку судна, в том числе и иностранного производства. Главное, что наше предприятие не стояло без дела и показало себя с хорошей стороны. Индийцы заказывали свои корабли как в Санкт-Петербурге, так и в Калининграде, и теперь у них есть выбор, где строить дальше. Мы готовы снова работать с ними! — надеется Сергей Михайлов.
Провал в импортозамещении
«Янтарь», как и многие российские компании этого же профиля, входит в Объединенную судостроительную корпорацию — государственный холдинг, созданный по распоряжению президента Владимира Путина в 2007 году. Через ОСК проходят все военные и крупные гражданские объекты судостроения.
Вообще, сам процесс создания судна на первый взгляд достаточно прост: по разработанному проекту (в том числе и с участием конструкторских бюро корпорации) на заводе начинает собираться корпус корабля, затем туда устанавливается необходимое оборудование, проводится внутренняя и внешняя отделка. Производство такого крупного объекта, как военный корабль или гражданское судно, требует невероятного усердия нескольких тысяч человек. И даже при удачном раскладе строительство корабля среднего класса завершается в лучшем случае через три года — для судостроения это отличный срок. Правда, бывают и исключения. Так, заложенный еще в советское время на «Янтаре» сторожевик «Неприступный» был достроен спустя 20 лет, но уже под именем «Ярослав Мудрый». Наверное, это самый затянувшийся проект завода за всю его историю, включая немецкую.
Срок постройки кораблей среднего класса — три года
Срок постройки кораблей среднего класса — три года. Фото предоставлено пресс-службой Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»
Конечно, это не вина руководства завода или его рабочих. Они справились на отлично. Дело в сложной геополитической и экономической обстановке. К сожалению, история любит ходить кругами, и сейчас завод оказывается в похожей ситуации.
— У нас был заключен контракт на постройку шести кораблей для Черноморского флота РФ, так называемая адмиральская серия — суда названы в честь адмиралов русского флота, — рассказывает Олег Шумаков.  
— Первые два «адмиральских» корабля мы должны сдать в этом году, параллельно с этим проектом мы сдали одно океанографическое судно и готовим к сдаче большой десантный корабль. Четыре корабля в год — очень напряженная сдаточная программа. Никогда в новое время такого еще не было, — добавляет Сергей Михайлов.
— Мы могли бы достроить оставшиеся корабли быстрее, будь у нас в наличии все необходимое оборудование. Но правительство Украины прекратило военно-техническое сотрудничество с Россией, а двигатели, которые мы всегда использовали, поставляло именно украинское предприятие «Зоря» — «Машпроект». Теперь по линии импортозамещения мы переходим на оборудование отечественного НПО «Сатурн» (Рыбинск). Там к 2017–2018 годам наладится производство аналогичных энергетических установок, с тем чтобы потом использовать их на различных российских кораблях, — поясняет замдиректора по производству.
Так что, похоже, «адмиральская» серия в полном составе начнет бороздить Черное море не раньше 2020 года. А кто займется обслуживанием уже установленных украинских двигателей, никто не знает. Остается лишь надеяться, что таких уязвимых мест у отечественной оборонной промышленности не так уж и много.
«Пусть построят пароход с нуля»
Сейчас на «Янтаре» открыто семь цехов. Завод обеспечивает работой свыше 3700 человек. И еще около полутора тысяч, включая привлеченных специалистов из самых разных уголков России, задействованы в смежных организациях-партнерах или работают на территории завода.
Миф об отсутствии достойной смены поколений здесь успешно опровергается. Более четверти сотрудников огромного судостроительного предприятия — молодые люди в возрасте до 30 лет.
— Никто не старается избавиться от «старожилов», из них выходят отличные наставники для начинающих рабочих. Ведь к нам приходят люди и с не морскими техническими специальностями. Так или иначе, в работу им предстоит вливаться несколько месяцев, без посторонней помощи и советов тут не обойтись, — комментирует врио директора по персоналу Игорь Грушевский.
С годами здесь выработали идеальную схему вовлечения специалистов в процессы производства. Особенно она актуальна сегодня, учитывая реалии профессионального российского образования.
— Среди наших рабочих есть люди и с высшим образованием, и со средним специальным. Ежегодно с калининградской кафедры кораблестроения КГТУ мы забираем по 10–12 человек к себе на работу. Мне кажется, это правильно, когда человек знает не только теорию, но и собственными руками может сделать ту или иную работу. Ценность такого работника вырастает в разы, а в будущем он сможет легко руководить цехом, если придется. Если есть не согласные, пусть построят пароход с нуля! — шутит Грушевский.
В сборочном цеху рабочие производят в том числе и сварочные работы
В сборочном цеху рабочие производят в том числе и сварочные работы. Фото предоставлено пресс-службой Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»
Устраиваться на «Янтарь» приходят и с других заводов, даже, как было упомянуто раньше, сюда приезжают из далеких российских регионов. Зарплаты здесь достаточно внушительные, тем более для калининградцев — в среднем 40 000 рублей.
В представлении многих выпускников заводы, которые они в процессе обучения могли видеть только на картинках, сейчас выглядят иначе, нежели чем бывшая судоверфь «Шихау». На огромной территории (свыше 80 га) расположились старые немецкие корпуса и более новые — советские. Современных зданий из стекла и бетона здесь не найти. На работу сюда приходят не в белых воротничках. Здесь царят грубая сила, сталь, сжиженные газы, отработанные масла; и над всем заводом — стойкий запах топлива и металла.
Поддерживая ритм
Руководство «Янтаря», как и его рядовые сотрудники, постоянно находится в рабочем режиме. Здесь не увидишь праздношатающихся людей, наоборот, мне даже показалось, что все готовы работать сверх нормы. Но Олег Шумаков находит несколько минут и для нас, чтобы в очередной раз вспомнить о негативном влиянии кризиса на производство.
Мы вновь возвращаемся к теме кораблей для Черноморского флота. Вообще, она еще долго будет витать в воздухе: до тех пор, пока все не разрешится, рабочие будут опасаться за свои места.
— Вы мыслите в правильном направлении: простаивающее стапельное место — это совсем нехорошо. Но, говоря об «адмиральской» серии, которую мы строим сейчас: в процессе производства мы еще не подошли к точке, когда отсутствие главных энергетических установок приведет к экономическим убыткам, а в перспективе и к сокращению или зарплат, или штата. Мы решаем этот вопрос на разных уровнях, — отмечает Шумаков.
По его словам, самое простое решение проблемы — обеспечить завод еще несколькими долгосрочными контрактами по линии Министерства обороны.
— Не так давно мы сдали им новое океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010, названное в нашу честь. Мы делали этот новый сложный проект целых пять лет. Не скрою, уже ведутся переговоры о строительстве еще одного судна такого же типа. Когда пройдут последние испытания головного судна (по данным пресс-службы ОСК, испытания глубоководных аппаратов «Янтаря» в Атлантике начались 10 августа 2015 года. — РП), станут известны точные данные планируемого контракта, в том числе и срок завершения строительства судна, — говорит Олег Шумаков. — Для завода и его сотрудников это замечательные новости. Для нас главное — сохранять ритмичную работу завода. Мы представляем ОСК программу загрузки наших мощностей, занимаемся поиском заказчиков самостоятельно, то есть не сидим на месте и не ждем непонятно чего.
Исследовательское судно «Янтарь» проходит первые испытания в Атлантике
Исследовательское судно «Янтарь» проходит первые испытания в Атлантике. Фото предоставлено пресс-службой Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»
По частному мнению Олега Шумакова, не все заказы Минобороны были оправданы необходимостью. Так, злосчастные «Мистрали» видятся ему излишеством, и, возможно, к счастью, что правительство от них отказалось. Теперь настало время «Янтаря» и многих других российских судостроительных заводов, готовых к выполнению государственных контрактов. Они способны выпускать технику не хуже, чем за рубежом. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ