Новости – Общество
Общество
Мой друг — режиссер
Очередные серии «Летних историй» снимаются в школе напротив ДК «Искра». Фото: Владимир Соколов / «Русская планета»
Как делают детское кино в Перми
5 сентября, 2015 07:59
15 мин
170 фильмов, 105 кинофестивалей, 376 наград и призов — детская творческая киностудия «Макаров-фильМ» работает уже 16 лет. За это время она повидала многое: полет на вертолете, поездка на фестиваль на перекладных, взорванная кухня и сотни счастливых детских улыбок.
Корреспондент РП отправился на съемки и узнал, что детское кино можно делать почти без денег, но нельзя без любви.
Из армии — в мир кино
С Василием Макаровым, руководителем детского творческого кинообъединения «Макаров-фильМ», я познакомился случайно, во время прогулки со своими детьми по музею в Хохловке. Василий подошел сам, представился и предложил мальчишкам сниматься в кино: «Лето, все разъехались. Мне снимать, а детей даже на массовку не хватает...». Мы согласились попробовать.
Детская киностудия расположена в одном из самых отдаленных районов Перми, в ДК «Искра». Издалека видно, что ДК давно не знал ремонта. Здание выглядит заброшенным и необитаемым. Долго идем пустынными коридорами и вестибюлями, погруженными в полумрак. Наконец находим дверь с нужным номером. Именно тут проходит кастинг, кинопробы и оргсобрание — все сразу.
Ребята от 5 до 14 лет, в основном из окрестных домов. Самые маленькие — с мамами. Небольшая перекличка. Конечно же, пришли не все. Кто-то забыл, кто-то поленился, кто-то пришел на час раньше и ушел, прождав минут 40.
«Ребята, сколько раз я уже говорил — записывайте себе где-нибудь время. Если обещали прийти — мужчина должен держать слово!» — увещевает Василий своих подопечных.
Все дружно кивают, атмосфера веселая и непринужденная. В ближайшие дни планируется отснять несколько серий-короткометражек сериала «Летние истории». За 1,5 часа распределены роли и обязанности, назначены дни, время и место съемок — соседняя школа.
Как оказалось, ребята не только играют роли. Камера, микрофоны, свет, хлопушка — все в руках детей. «Я стараюсь, чтобы они были взаимозаменяемыми, чтобы понимали и как с микрофонами работать, и со светом... Если один заболел, не смог, другой его заменит», — объясняет Василий.
По словам коллег, он дает детям почти вгиковский курс кинематографии. Часть обучения проводится в игровой форме, часть невозможно дать в игре — приходится сидеть и записывать. Именно поэтому в киностудию стараются брать детей не младше 7–8 лет.
Руководитель детской студии — режиссер, продюсер и сценарист в одном лице — специальных дипломов не имеет. Он окончил пермское Военное командно-инженерное училище и отслужил 25 лет в Ракетных войсках.
«Все годы службы я чувствовал, что занимаюсь не тем. Мне и сослуживцы это говорили. Было постоянное ощущение поиска себя, — рассказывает режиссер. — Параллельно мы семьей ходили в походы, на сплавы. Уже во время службы в Иркутске купил себе фотоаппарат «Зенит». Где только я с ним не ползал — сопки, скалы, все искал интересные ракурсы...».
Потом Василий купил маленькую видеокамеру, стал снимать и монтировать ролики из своих путешествий. Желание снимать грамотно, осознанно переросло в серьезное увлечение. Зимой 1998 года в Иркутске проходил международный кинофестиваль, куда приглашали всех любителей. Макаров и его супруга отправили на фестиваль три работы, одна из которых заняла второе место. Победа на престижном фестивале вселила уверенность в своих силах. Тогда и родилась киностудия «Макаров-фильМ».
«Написал письмо во ВГИК. К сожалению, обучение там уже было платным, но зато они рекомендовали специальную литературу. Я стал читать книги по кинематографии. Что-то я покупал, что-то брал в библиотеке», — говорит Василий.
Расставшись с армией в 2000 году, Василий и его семья — жена Ирина и четверо детей — вернулись в Пермь. В 2003 году, после съемок комедии «Наука побеждать», в которых участвовало около 70 человек, встал вопрос о переименовании киностудии, ведь она перестала быть только семейной. Долго искали название: «Мечта», «Алые паруса»... Но суеверные коллеги и друзья посоветовали: «Оставьте "Макаров-фильМ", тем более что вас уже многие знают. Поменяете название — поменяется фортуна, фильмы не будут получаться». Так и оставили.
Счастливое кинодетство
Очередные серии «Летних историй» снимаются в школе напротив ДК «Искра». Василий начинает день с переклички. К его радости, сегодня все ключевые участники съемочного процесса на месте.
«Макаров-фильМ» снимает даже боевики
«Макаров-фильМ» снимает даже боевики. Фото из архива студии
Расставляются стулья и парты, настраиваются свет, микрофоны. Ребята действительно все делают самостоятельно. Каждый знает свое дело. Глаза горят, все возбужденные и веселые. Василий Макаров и его жена Ирина координируют процесс, стараясь ничего не упустить и не забыть. Мы стараемся держаться поближе к стенке, чтобы не мешать. В редкие свободные минуты удается пообщаться с ребятами.
«Я в этой студии год. Больше участвую как актер, но иногда и снимаю. У нас любой может снимать, заниматься звуком. Я снялся в трех фильмах», — рассказывает Володя Гребенников.
Папа Володи работает пиротехником на одной из киностудий в Москве. Когда-то он отвел сына на съемки, и тому захотелось участвовать. Тогда папа нашел в Перми киностудию и привел сюда сына. После школы Володя планирует поступить в Московский институт культуры и стать актером.
«Для меня кино — это отдельный интересный мир. А в нашей киностудии к тому же подобрались добрые веселые ребята. Не думаю, что такая атмосфера царит во всех киностудиях. Постоянных участников — 16 человек, — рассказывает мальчик. — А Василий — он не такой, как другие взрослые. С нами он общается не как с учениками, а как с друзьями. Каждый из нас считает его своим другом».
Это подтверждает и другая постоянная участница съемок Даша Цветкова: «Василий для нас не руководитель, а, скорее, друг». Даша тоже собирается поступать в Институт культуры, только пока не знает, на актера или режиссера.
«Год назад мы с мамой пришли сюда на праздник детского кино, посмотрели фильмы, и мне это очень понравилось, — рассказывает девочка. — Нас Василий пригласил, я стала ходить на занятия. Мы учимся, как правильно снимать кино: какие планы бывают, какие методы, что можно делать на съемочной площадке, что нельзя. Я делаю все — снимаюсь, снимаю, держу свет, звук, хлопаю хлопушкой, пишу сценарии. Тут как-то все просто, понятно. И кино снимать интересно, меня затянуло. Занятия проходят в удобное время — я могу и в школе заниматься, и сюда приезжать».
«Кинематограф — самый дорогой из всех видов искусств»
— Василий, ты ушел из армии, полностью отдался киностудии. На что же вы живете? Разве это бизнес?
— За 16 лет я убедился, что это никак не окупается. Сколько общаюсь на кинофестивалях с мэтрами кино с разных киностудий и вузов, везде один и тот же вопрос: «Ребята, зачем вы делаете детское кино, если оно нерентабельно?» И буквально единицы нас поддерживают морально, признают, что наше кино классное и нужное.
На что живет семья? Нас шестеро — Маша, Настя, Аня, Мишка и мы с Ириной. Единственное, что спасает, — военная пенсия, у меня 25 лет выслуги, и эти 17 тысяч — то, что дает хотя бы кусок хлеба. Ирина трудоустроена в этом ДК. Ей платят зарплату 6 тысяч рублей. Мало, конечно, но мы все равно очень благодарны руководителю «Искры» Екатерине Аскаровой. Вот комнату нам выделили: стол тут был, стулья, обои, розетки...
Иногда я прошу детей, родителей собрать деньги на какие-то мероприятия, поездки, реквизит. В прошлом году собирали на съемки по 500–600 рублей. Это на лето — съемочный период, потому что мы куда-то выезжаем. А в этом году деньги не собирали, и стало невозможно выживать! На съемки деньги нужны обязательно: это и такси взять, и покормиться, и реквизит кое-какой купить, на поездки нужны деньги, на отсмотр мест съемки.
В студии дети все делают сами, даже рисуют раскадровку
В студии дети все делают сами, даже рисуют раскадровку. Фото: Владимир Соколов / «Русская планета»
Буквально единицы нас слышат и пытаются помочь. Некоторые родители считают, что я обязан работать с детьми бесплатно. А кинематограф — самый дорогой из всех видов искусств. Я посчитал: чтобы киностудия функционировала нормально, на каждого ребенка надо примерно 10 тысяч рублей в месяц. Я обращаюсь за год примерно в 100 организаций. Объясняю, что это для детей, что это искусство. Если 5–6 откликнутся — уже хорошо. Если из них хотя бы одна окажет серьезную помощь — вообще счастье.
Объясняешь: это же детское кино, это же дети, это воспитание, развитие, вы же сами были маленькими, смотрели детские фильмы.
— А к властям обращались? В Минкультуры?
— Писал письма раза три Вячеславу Торчинскому (председатель городского Комитета по культуре. — РП), два раза был на личном приеме. Он сказал: да, молодец. На этом все. Почему я пошел к нему? До него была Любовь Федорова, с ней мы общий язык находили. В течение двух лет раза четыре она нам помогала деньгами хотя бы для поездок на кинофестивали. На «Кинотаврик» в Сочи мы съездили, получили Гран-при за лучший фильм. Потом поехали в Санкт-Петербург, оттуда привезли «золото», «серебро», «бронзу» в разных номинациях. А потом пришел Торчинский — и все…
Еще обращался к Мильграму, Протасевичу (министр и заместитель министра культуры Пермского края в прошлом. — РП). Тоже: «Да, молодец, приходи еще». В Комитет по делам молодежи обращался. Женя Хузин, спасибо ему, помог с оплатой проезда и гостиницы на международный фестиваль «Свет миру» в Ярославле. Мы там получили два третьих места. Были представлены очень серьезные работы профессионалов, поэтому третье место для нас — это очень хорошо.
— Я смотрел ваши ролики. Где-то участвуют военные, где-то вы используете вертолет. Помещения разные задействуете... Вы обращаетесь за помощью, и вам дают людей, технику?
— Я, конечно, бьюсь во все двери. Не всегда, но помогают. Когда нужен был вертолет, я бился-бился, в итоге дали четырехместный Robinson. Пришлось снять передние двери. Все, пролетели — снял сверху, снял диалог в кабине. Экстрим!
Автостопом на кинофестиваль
Благодаря киностудии Василию есть что вспомнить, есть над чем посмеяться, пусть порой этот смех — с горчинкой. Однажды, как раз когда снимали фильм с перестрелкой, не удалось договориться с военными насчет взрывчатки. Пришлось самому делать мину из пороха.
«И вот сижу я на кухне, делаю взрывчатую смесь. Видимо, бдительность потерял — ночь до того не спал. Немножко смеси отсыпал в сторонку, чтобы проверить, как горит, а от нее искорка отлетела и попала в основную часть взрывчатки. Как бабахнуло! — вспоминает режиссер. — Приезжают две пожарные машины с мигалками, а у нас на кухне дым. Хорошо, попался знакомый пожарный — они как-то приезжали на съемки, делали "дождь". Я ему говорю: "Помнишь, кино снимали?" Он: "А-а-а-а, детская киностудия! Так это наши ребята. Вы бы хоть жильцов предупредили. Они же не знали ничего, нас вызвали"... Он жильцов успокоил, а мы с женой потом все несколько дней отмывали. Пришлось брать кредит в банке и делать ремонт».
Безденежье толкает Макарова на безрассудства, на которые способен только фанат своего дела. Как-то зимой киностудию позвали на фестиваль в Москве. Денег не было.
«Ну, может, тысяча была на все, — вспоминает Макаров. — Я кликнул клич: "Ребята, кто не испугается поехать автостопом, кто мне доверяет — поехали, потому что я решил ехать по-любому". Все отказались, а два пацана, Тема и Гриша, им было по 12 лет, сказали: "Да мы с тобой хоть на край света". Все, ребята, вперед!».
Василий Макаров и команда многосерийного фильма «Летние истории»
Василий Макаров и команда многосерийного фильма «Летние истории». Фото: Владимир Соколов / «Русская планета»
Как ребят отпустили родители — неизвестно, да только те сходили домой, взяли с собой немного денег, еды и поехали. Не по трассе, правда, а по железной дороге. На электричке до Балезино добрались, а там пересели на товарняк.
«Я говорю: "Ребята, подвезите на кинофестиваль меня да двух пацанов". Посадили нас в задний локомотив, в кабину. Темке бабушка пирожков напекла. Мы их съели, попили чаю, машинистов угостили. Все так душевно. Потом пересели на другой товарняк… В каком-то лесу остановились. Ночь, ничего не видно. Один из ребят в туалет захотел: "Можно выйду?" Прыг — и в сугроб ушел, одна голова торчит. Вытащили его. В общем, смешного много было...».
Всю поездку Василий снимал на камеру. И поводов для зависти других своих подопечных на пленке привез немало. Например, то, как ребята тепловозом управляли: «Сидят такие радостные, счастливые. Снег валит, фара светит… Романтика!» В Москве встречающие не могли сдержать эмоций: «Вы, пермяки, вообще безбашенные! Но молодцы».
«Макаров-фильМ» привез тогда на фестиваль 14 фильмов: 12 из них заняли первые места в разных номинациях, один фильм — второе. Когда призы давали, Василий спросил: а можно вместо призов денег на обратную дорогу?.. Организаторы связались с туристическим агентством «Спутник», рассказали про пермяков, попросили помочь. Домой добирались уже с комфортом.
«Дети были в таком восторге, в глазах было столько счастья, — вспоминает режиссер. — Мы настоящими друзьями стали, я теперь в огонь и воду с ними готов. Они уже выросли и ушли из киностудии, но я их никогда не забуду! Это настоящие друзья! У меня даже фото этих двух пацанов всегда со мной — в паспорте лежит».
Дважды на съемках Василий терял сознание.
«От усталости, наверное, от голода, от переживаний. Второй раз помню хорошо, — рассказывает он. — Я снимал. "Готовы? Звук, камера! Тишина! Актеры! Начали!" И тут меня в жар кинуло, в голове помутилось. Я — бух! — и упал. И камера вслед за мной наклонилась, прямо на меня. Все снималось. И что меня тогда тронуло — Темка, 11-летний мальчишка, который снимался, подбежал, закричал: "Васька, не умирай!" Ради таких моментов стоит жить».
После того случая жена Василия Ирина поняла, что супруга не переделать и единственный выход — быть рядом и помогать. Тогда она ушла с работы на железной дороге, теперь занимается монтажом и обучает этому детей.
У Василия с Ириной много планов. Есть хорошие сценарии полнометражных фильмов, для которых требуется слишком много ресурсов. Есть желание снять серьезный военный фильм, сильный по сценарию, драматургии и персонажам.
Василий считает, что в кино должно быть как можно меньше бутафории. Если костюм мушкетера — то самый настоящий, если слезы — то искренние. Для этого нужны не только деньги, но и люди, всей душой преданные искусству кинематографа и способные оценить и понять важность того, что делают ребята.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости