Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Мост с пролетом

Проект моста через Керченский пролив. Кадр: YouTube
Проекты переправы через Керченский пролив — от Менделеева и англичан до Шпеера, Сталина и Тимченко
Петр Бологов
21 октября, 2014 14:34
14 мин
Самый амбициозный инфраструктурный проект в современной России — строительство моста через Керченский пролив. Долгое время, пока еще Крым находился под юрисдикцией Украины, в обеих странах обсуждалась возможность этой грандиозной стройки, однако дальше разговоров дело не пошло. Киев с Москвой даже не демаркировали границу по акватории Азовского и Черного морей. Присоединение Крыма к России ускорило процесс строительства.
Через Тузлу
В начале сентября этого года глава Минтранса РФ Максим Соколов доложил президенту страны Владимиру Путину, что строительство моста началось. «Разрешите доложить об исполнении вашего поручения в части ускорения начала работ по транспортному переходу через Керченский пролив, — отрапортовал Соколов. — Сам проект включает в себя несколько участков. Помимо мостового перехода через основной створ канала, около шести километров, это участки прохождения по косе Тузла — 6,5 км, а также дамбе и участку существующего пролива — тоже примерно 6,5 км (то есть в общей сложности около 19 км. — РП). Сейчас самый длинный мост в России общей протяженностью 5,8 км, переброшенный через Волгу, находится в Ульяновске.
По словам министра, на Таманском полуострове будет построено 40 км автомобильных и 42 км железнодорожных подъездов к мосту. Сам мост, в представлении Соколова, будет включать автомобильный переход и двухпутную электрифицированную железную дорогу, по своей мощности и провозной способности соответствующую Транссибу, то есть способную пропускать около 100 млн тонн грузов в год и «достаточное количество пассажирских поездов».
Если исходить из слов министра, то из 74-х вариантов маршрута моста, которые были рассмотрены экспертным советом «Автодора» еще в мае текущего года, предпочтение было отдано Тузлинскому, несмотря на то, что Жуковский вариант, предполагающий строительство тоннеля, втрое короче — 6 км. Как заявили в «Автодоре», который непосредственно занимался оценкой проекта, тоннель обладает меньшей сейсмостойкостью, а восстановить его в случае воздействия природных и техногенных факторов будет гораздо сложнее. Кроме того, в подобном тоннеле будет сложнее обеспечить безопасность людей.
Был озвучен и бюджет проекта — согласно Госзаказу, он составляет 228 млрд рублей (это делает мост через Керченский пролив вторым по стоимости возведения в мире — дороже только висячий мост через залив Сан-Франциско в штате Калифорния между городами Сан-Франциско и Оклендом, который обошелся $6,4 млрд). Срок завершения строительства — декабрь 2018 года.
Еще в мае утверждалось, что строительством моста займутся некие китайские компании. Однако то ли сам проект показался китайцам трудно выполнимым, то ли санкции Запада против компаний, работающих в Крыму, подействовали, но предприниматели из КНР отказались участвовать в проекте.
Вскоре появилась информация, что контракт на строительство моста будет отдан без конкурса одному единственному подрядчику. И, по всей видимости, им станет «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, а субподрядчиком может выступить «Мостотрест» братьев Роттенбергов и УСК «Мост», также контролируемое «Стройтрансгазом».
Окончательно проект обещали утвердить в самом начале октября, но пока об этом решении так и не было объявлено. Если предположить, что строительством займется все же «Стройтрансгаз» и будет выбран вариант с Тузлой, то не исключено, что стоимость работ возрастет — в августе сам Тимченко оценивал возведение моста в 300 млрд рублей и при этом он же одобрительно отзывался и о проекте с тоннелем.
Между тем пока в Москве тянут с решением, целесообразность строительства моста была поставлена под сомнение в самом Крыму. Местная компания «Великий шелковый путь Евразия» предложила Путину отказаться от проекта моста через пролив и реконструировать существующую паромную переправу.
Паром на Керченской переправе в порту «Крым». Фото: Лев Федосеев / ТАСС
Свое отношение к строительству моста через пролив высказали и в ЕС. Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности и заместитель главы Еврокомиссии Федерика Могерини призвала приложить все усилия, дабы не допустить создания сухопутного коридора между Крымом и остальной территорией РФ. Очевидно, в Брюсселе опасаются, что постоянная переправа окончательно закрепит Крым в составе России. Собственно, об этом же и говорят нынешние власти полуострова, связывающие окончание «переходного периода» именно с завершением строительства моста через пролив.
От Тмутаракани до Шпеера и Сталина
Во времена Боспорского царства через пролив уже существовала постоянная переправа, о чем можно судить по названию греческого города Порфимий («Переправа»), расположенного в северо-восточной части современной Керчи. В Античные времена преодолеть пролив было, видимо, легче, чем в наши дни, так как уровень моря был ниже (сейчас наибольшая глубина Керченского пролива — 18 метров). Нынешний уровень Черного и Азовского морей установился приблизительно тысячу лет назад, в то время, когда на берегах Керченского пролива существовало русское Тмутараканское княжество. В 1792 году на берегу пролива был найден Тмутараканский камень, надпись на котором гласит: «В лето 6576 года (1068 год по современному исчислению) князь Глеб мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева (Керчь) 14 тысяч саженей (более 20 километров. — РП)». Ученые предполагают, что камень этот был поставлен на переправе как своеобразный дорожный указатель.
Первый проект моста через пролив предложил в конце XIX века сын великого ученого Дмитрия Менделеева Владимир. Его план заключался в сооружении запруды от мыса Павловского к косе Тузла, а потом с нее — на Тамань. Как вспоминает Дмитрий Менделеев, проект родился у его сына, тогда еще пятнадцатилетнего подростка, когда они вместе путешествовали по Крыму и Южной России в 1880 году. Однако осуществиться планам Владимира Менделеева было не суждено — в 1898 году он умер в 33-летнем возрасте. Спустя несколько месяцев после его смерти в Санкт-Петербурге была издана книга «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива. Составлен Владимиром Дмитриевичем Менделеевым. Посмертное издание, с приложением 2 карт и 5 разрезов».
Но Менделеева-младшего в первую очередь интересовало повышение судоходности Азовского моря, а не строительство постоянной переправы — в своей работе он указывал на недоступность Азовского моря для больших морских судов, возрастание роли этого важного водного пути в связи с развитием хлебной и каменноугольной торговли в регионе. Автор проекта предложил перекрыть Керченский пролив плотиной и поднять уровень моря на 20,5 метра. Это открыло бы доступ океанским судам непосредственно к причалам Мариуполя, Таганрога, Ростова, Бердянска. Однако зона затопления при сооружении дамбы составила бы одну пятую от площади всего Азовского моря. Несмотря на всю грандиозность проекта, а возможно, и в силу этого публикацией труда все дело и ограничилось.
Рабочие компании «Мостотрест» у моста через реку Ока во Владимирской области. Фото: Станислав Красильников / ТАСС
К идее сооружения переправы через Керченский пролив возвращались в начале ХХ века англичане, которые проложили здесь по дну телефонный кабель. Однако реализации проекта помешали войны и революции.
Идея дамбы с пропуском воды и гидроузлов разной конструкции еще долго не отпускала прожектеров в связи с повышением солености Азовского моря — оно получает все меньше воды из рек, которые разбираются на сельскохозяйственные и промышленные нужды, компенсируя это более соленой черноморской водой. Эту идею, в частности популяризировал в 1972 году журнал «Вокруг света». Издание оценило строительство плотины с автомагистралью в 300 млн рублей. «По всему фронту бетонной плотины устроят двести донных отверстий — прямоугольных проемов размером в сечении пять на два с половиной метра, перекрываемых металлическими поворотными затворами. В зависимости от направления, силы ветра и высоты волн можно будет, маневрируя затворами, регулировать водообмен между морями, предотвращать нежелательное перемешивание, пресловутые нагоны и сгоны», — писал журнал.
Первыми же, кто соорудил постоянную переправу через Керченский пролив, оказались немецкие оккупанты. Правда, это была всего лишь канатная дорога с дневной пропускной способностью в тысячу тонн. Как пишет в своих воспоминаниях рейхсминистр вооружений и боеприпасов Германии Альберт Шпеер, «такой объем грузов худо-бедно обеспечивал потребности находившейся в обороне на Кубани 17-й армии».
По словам Шпеера, в начале 1943 года, когда немецкие войска на Кавказе уже потеряли инициативу, а судьба 6-й армии под Сталинградом была решена, Гитлер отказывался признать, что перелом в войне наступил и потребовал строительства пятикилометрового шоссейного и железнодорожного моста через Керченский пролив. «Свой приказ о строительстве моста, — пишет Шпеер, — он недвусмысленно обосновывал необходимостью снабжения передовых частей на Кубани техникой и свежими пополнениями для новой наступательной операции». Весной 1943-го началась непосредственная подготовка к строительству, по плану мост должен был быть полностью закончен к августу 1944-го. В Крым начали поступать отдельные конструкции для моста, шпалы, рельсы и прочее, хотя Шпеер признавал, «тогда уже было очевидно, что мост этот никогда не будет достроен». Действительно, к 9 октября 1943 года все гитлеровские войска покинули Кубань, и необходимость в таком сооружении отпала.
Альберт Шпеер во время интервью в своем доме в Гейдельберге, ФРГ, 11 сентября 1969 года. Фото: Kurt Strumpf / AP
Альберт Шпеер во время интервью в своем доме в Гейдельберге, ФРГ, 11 сентября 1969 года. Фото: Kurt Strumpf / AP
И все же мост был возведен, но уже усилиями СССР (разрушенная гитлеровцами при отступлении канатная дорога также была восстановлена). Для этой стройки широко использовались уже заготовленные немцами материалы (большие запасы цемента и металлоконструкций — длинномерные широкополочные двутавровые балки Пейне высотой один метр и сваи из шпунта и швеллеров) и уже проделанные первичные строительные работы. То есть, по существу, Сталин реализовал проект Шпеера. Полную длину мостового перехода, который протянулся от косы Чушка до Еникальского полуострова между мысом Опасное и поселком Жуковка, образовали 115 однотипных 27-метровых пролетов, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролетное строение двойного отверстия над фарватером крупных судов, а также эстакады и каменные дамбы у берегов. Всего было забито 2340 свай. На строительстве было занято 11 500 человек. Мост сдали во временную эксплуатацию в ноябре 1944 года, а уже в феврале 1945-го по нему прошел поезд советской делегации, которая возвращалась с Ялтинской конференции. Но буквально через несколько дней шторм и мощный ледоход из Азовского моря — явления, привычные для этих мест — разрушили 15 пролетов моста. К концу февраля оказались разрушенными 42 из 115 опор. После окончания войны Сталин в силу непомерных затрат отказался от идеи воссоздания моста, приняв решение ограничиться паромной переправой. Оставшиеся же от моста опоры еще долгое время осложняли судоходство в проливе — от них избавились только к концу 60-х годов.
Те же причины, которые не дали связать два берега пролива советским строителям, могут и сейчас помешать замыслам российского руководства. Речь идет в первую очередь о природных факторах. Расчетная сейсмичность керченского региона составляет 8–9 баллов, раз в пять лет здесь наблюдаются крайне суровые зимы с мощными девятибалльными штормами. Азовское море вообще считают одним из самых штормовых и опасных для судоходства в мире. Помимо этого, средняя толщина ледяного покрова в проливе составляет 30 сантиметров, максимальная — 64 сантиметра. Чтобы противостоять этим природным факторам, опоры моста должны быть максимально укреплены, однако тут возникает другая сложность: большую часть дна пролива составляет многометровый слой ила, поэтому сваи для опор должны быть чрезвычайно длинными — до 100 метров. Опыта реализации проектов такой сложности отечественные мостостроители не имеют, да и вряд ли в мире кто-то способен сегодня построить такой мост.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ