Мост с пролетом
Проект моста через Керченский пролив. Кадр: YouTube

Проект моста через Керченский пролив. Кадр: YouTube

Проекты переправы через Керченский пролив — от Менделеева и англичан до Шпеера, Сталина и Тимченко

Самый амбициозный инфраструктурный проект в современной России — строительство моста через Керченский пролив. Долгое время, пока еще Крым находился под юрисдикцией Украины, в обеих странах обсуждалась возможность этой грандиозной стройки, однако дальше разговоров дело не пошло. Киев с Москвой даже не демаркировали границу по акватории Азовского и Черного морей. Присоединение Крыма к России ускорило процесс строительства.

Через Тузлу

В начале сентября этого года глава Минтранса РФ Максим Соколов доложил президенту страны Владимиру Путину, что строительство моста началось. «Разрешите доложить об исполнении вашего поручения в части ускорения начала работ по транспортному переходу через Керченский пролив, — отрапортовал Соколов. — Сам проект включает в себя несколько участков. Помимо мостового перехода через основной створ канала, около шести километров, это участки прохождения по косе Тузла — 6,5 км, а также дамбе и участку существующего пролива — тоже примерно 6,5 км (то есть в общей сложности около 19 км. — РП). Сейчас самый длинный мост в России общей протяженностью 5,8 км, переброшенный через Волгу, находится в Ульяновске.

По словам министра, на Таманском полуострове будет построено 40 км автомобильных и 42 км железнодорожных подъездов к мосту. Сам мост, в представлении Соколова, будет включать автомобильный переход и двухпутную электрифицированную железную дорогу, по своей мощности и провозной способности соответствующую Транссибу, то есть способную пропускать около 100 млн тонн грузов в год и «достаточное количество пассажирских поездов».

Если исходить из слов министра, то из 74-х вариантов маршрута моста, которые были рассмотрены экспертным советом «Автодора» еще в мае текущего года, предпочтение было отдано Тузлинскому, несмотря на то, что Жуковский вариант, предполагающий строительство тоннеля, втрое короче — 6 км. Как заявили в «Автодоре», который непосредственно занимался оценкой проекта, тоннель обладает меньшей сейсмостойкостью, а восстановить его в случае воздействия природных и техногенных факторов будет гораздо сложнее. Кроме того, в подобном тоннеле будет сложнее обеспечить безопасность людей.

Был озвучен и бюджет проекта — согласно Госзаказу, он составляет 228 млрд рублей (это делает мост через Керченский пролив вторым по стоимости возведения в мире — дороже только висячий мост через залив Сан-Франциско в штате Калифорния между городами Сан-Франциско и Оклендом, который обошелся $6,4 млрд). Срок завершения строительства — декабрь 2018 года.

Еще в мае утверждалось, что строительством моста займутся некие китайские компании. Однако то ли сам проект показался китайцам трудно выполнимым, то ли санкции Запада против компаний, работающих в Крыму, подействовали, но предприниматели из КНР отказались участвовать в проекте.

Вскоре появилась информация, что контракт на строительство моста будет отдан без конкурса одному единственному подрядчику. И, по всей видимости, им станет «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, а субподрядчиком может выступить «Мостотрест» братьев Роттенбергов и УСК «Мост», также контролируемое «Стройтрансгазом».

Окончательно проект обещали утвердить в самом начале октября, но пока об этом решении так и не было объявлено. Если предположить, что строительством займется все же «Стройтрансгаз» и будет выбран вариант с Тузлой, то не исключено, что стоимость работ возрастет — в августе сам Тимченко оценивал возведение моста в 300 млрд рублей и при этом он же одобрительно отзывался и о проекте с тоннелем.

Между тем пока в Москве тянут с решением, целесообразность строительства моста была поставлена под сомнение в самом Крыму. Местная компания «Великий шелковый путь Евразия» предложила Путину отказаться от проекта моста через пролив и реконструировать существующую паромную переправу.

Паром на Керченской переправе в порту «Крым». Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Свое отношение к строительству моста через пролив высказали и в ЕС. Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности и заместитель главы Еврокомиссии Федерика Могерини призвала приложить все усилия, дабы не допустить создания сухопутного коридора между Крымом и остальной территорией РФ. Очевидно, в Брюсселе опасаются, что постоянная переправа окончательно закрепит Крым в составе России. Собственно, об этом же и говорят нынешние власти полуострова, связывающие окончание «переходного периода» именно с завершением строительства моста через пролив.

От Тмутаракани до Шпеера и Сталина

Во времена Боспорского царства через пролив уже существовала постоянная переправа, о чем можно судить по названию греческого города Порфимий («Переправа»), расположенного в северо-восточной части современной Керчи. В Античные времена преодолеть пролив было, видимо, легче, чем в наши дни, так как уровень моря был ниже (сейчас наибольшая глубина Керченского пролива — 18 метров). Нынешний уровень Черного и Азовского морей установился приблизительно тысячу лет назад, в то время, когда на берегах Керченского пролива существовало русское Тмутараканское княжество. В 1792 году на берегу пролива был найден Тмутараканский камень, надпись на котором гласит: «В лето 6576 года (1068 год по современному исчислению) князь Глеб мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева (Керчь) 14 тысяч саженей (более 20 километров. — РП)». Ученые предполагают, что камень этот был поставлен на переправе как своеобразный дорожный указатель.

Первый проект моста через пролив предложил в конце XIX века сын великого ученого Дмитрия Менделеева Владимир. Его план заключался в сооружении запруды от мыса Павловского к косе Тузла, а потом с нее — на Тамань. Как вспоминает Дмитрий Менделеев, проект родился у его сына, тогда еще пятнадцатилетнего подростка, когда они вместе путешествовали по Крыму и Южной России в 1880 году. Однако осуществиться планам Владимира Менделеева было не суждено — в 1898 году он умер в 33-летнем возрасте. Спустя несколько месяцев после его смерти в Санкт-Петербурге была издана книга «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива. Составлен Владимиром Дмитриевичем Менделеевым. Посмертное издание, с приложением 2 карт и 5 разрезов».

Но Менделеева-младшего в первую очередь интересовало повышение судоходности Азовского моря, а не строительство постоянной переправы — в своей работе он указывал на недоступность Азовского моря для больших морских судов, возрастание роли этого важного водного пути в связи с развитием хлебной и каменноугольной торговли в регионе. Автор проекта предложил перекрыть Керченский пролив плотиной и поднять уровень моря на 20,5 метра. Это открыло бы доступ океанским судам непосредственно к причалам Мариуполя, Таганрога, Ростова, Бердянска. Однако зона затопления при сооружении дамбы составила бы одну пятую от площади всего Азовского моря. Несмотря на всю грандиозность проекта, а возможно, и в силу этого публикацией труда все дело и ограничилось.

Рабочие компании «Мостотрест» у моста через реку Ока во Владимирской области. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

К идее сооружения переправы через Керченский пролив возвращались в начале ХХ века англичане, которые проложили здесь по дну телефонный кабель. Однако реализации проекта помешали войны и революции.

Идея дамбы с пропуском воды и гидроузлов разной конструкции еще долго не отпускала прожектеров в связи с повышением солености Азовского моря — оно получает все меньше воды из рек, которые разбираются на сельскохозяйственные и промышленные нужды, компенсируя это более соленой черноморской водой. Эту идею, в частности популяризировал в 1972 году журнал «Вокруг света». Издание оценило строительство плотины с автомагистралью в 300 млн рублей. «По всему фронту бетонной плотины устроят двести донных отверстий — прямоугольных проемов размером в сечении пять на два с половиной метра, перекрываемых металлическими поворотными затворами. В зависимости от направления, силы ветра и высоты волн можно будет, маневрируя затворами, регулировать водообмен между морями, предотвращать нежелательное перемешивание, пресловутые нагоны и сгоны», — писал журнал.

Первыми же, кто соорудил постоянную переправу через Керченский пролив, оказались немецкие оккупанты. Правда, это была всего лишь канатная дорога с дневной пропускной способностью в тысячу тонн. Как пишет в своих воспоминаниях рейхсминистр вооружений и боеприпасов Германии Альберт Шпеер, «такой объем грузов худо-бедно обеспечивал потребности находившейся в обороне на Кубани 17-й армии».

По словам Шпеера, в начале 1943 года, когда немецкие войска на Кавказе уже потеряли инициативу, а судьба 6-й армии под Сталинградом была решена, Гитлер отказывался признать, что перелом в войне наступил и потребовал строительства пятикилометрового шоссейного и железнодорожного моста через Керченский пролив. «Свой приказ о строительстве моста, — пишет Шпеер, — он недвусмысленно обосновывал необходимостью снабжения передовых частей на Кубани техникой и свежими пополнениями для новой наступательной операции». Весной 1943-го началась непосредственная подготовка к строительству, по плану мост должен был быть полностью закончен к августу 1944-го. В Крым начали поступать отдельные конструкции для моста, шпалы, рельсы и прочее, хотя Шпеер признавал, «тогда уже было очевидно, что мост этот никогда не будет достроен». Действительно, к 9 октября 1943 года все гитлеровские войска покинули Кубань, и необходимость в таком сооружении отпала.

Альберт Шпеер во время интервью в своем доме в Гейдельберге, ФРГ, 11 сентября 1969 года. Фото: Kurt Strumpf / AP

Альберт Шпеер во время интервью в своем доме в Гейдельберге, ФРГ, 11 сентября 1969 года. Фото: Kurt Strumpf / AP

И все же мост был возведен, но уже усилиями СССР (разрушенная гитлеровцами при отступлении канатная дорога также была восстановлена). Для этой стройки широко использовались уже заготовленные немцами материалы (большие запасы цемента и металлоконструкций — длинномерные широкополочные двутавровые балки Пейне высотой один метр и сваи из шпунта и швеллеров) и уже проделанные первичные строительные работы. То есть, по существу, Сталин реализовал проект Шпеера. Полную длину мостового перехода, который протянулся от косы Чушка до Еникальского полуострова между мысом Опасное и поселком Жуковка, образовали 115 однотипных 27-метровых пролетов, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролетное строение двойного отверстия над фарватером крупных судов, а также эстакады и каменные дамбы у берегов. Всего было забито 2340 свай. На строительстве было занято 11 500 человек. Мост сдали во временную эксплуатацию в ноябре 1944 года, а уже в феврале 1945-го по нему прошел поезд советской делегации, которая возвращалась с Ялтинской конференции. Но буквально через несколько дней шторм и мощный ледоход из Азовского моря — явления, привычные для этих мест — разрушили 15 пролетов моста. К концу февраля оказались разрушенными 42 из 115 опор. После окончания войны Сталин в силу непомерных затрат отказался от идеи воссоздания моста, приняв решение ограничиться паромной переправой. Оставшиеся же от моста опоры еще долгое время осложняли судоходство в проливе — от них избавились только к концу 60-х годов.

Те же причины, которые не дали связать два берега пролива советским строителям, могут и сейчас помешать замыслам российского руководства. Речь идет в первую очередь о природных факторах. Расчетная сейсмичность керченского региона составляет 8–9 баллов, раз в пять лет здесь наблюдаются крайне суровые зимы с мощными девятибалльными штормами. Азовское море вообще считают одним из самых штормовых и опасных для судоходства в мире. Помимо этого, средняя толщина ледяного покрова в проливе составляет 30 сантиметров, максимальная — 64 сантиметра. Чтобы противостоять этим природным факторам, опоры моста должны быть максимально укреплены, однако тут возникает другая сложность: большую часть дна пролива составляет многометровый слой ила, поэтому сваи для опор должны быть чрезвычайно длинными — до 100 метров. Опыта реализации проектов такой сложности отечественные мостостроители не имеют, да и вряд ли в мире кто-то способен сегодня построить такой мост.

Деловая поездка закончилась катастрофой Далее в рубрике Деловая поездка закончилась катастрофойВодитель снегоуборочной машины, при столкновении с которой загорелся самолет Falcon с главой нефтегазового концерна Total на борту, был пьян Читайте в рубрике «Власть» Жириновский против губернатораЛидер ЛДПР попросил президента России рассмотреть вопрос об отставке губернатора ХМАО Натальи Комаровой Жириновский против губернатора

Комментарии

21 октября 2014, 15:56
Не знал, что при Сталине мост почти построили, но строить однозначно надо, японцы осилили, шведы с датчанами смогли, а мы что хуже что ли, нет не хуже, потому должны построить
21 октября 2014, 16:13
Место сейсмическое, проблем будет много, но мост необходим! Весь Крым его ждет, и дождется!! Владивосток же дождался?
21 октября 2014, 18:35
Можно только в одном случае отложить строительство моста - если армия Новороссии отобьет у нацгвардии сухопутный коридор.
22 октября 2014, 17:37
Только вот для этого Херсон с Одессой должны присоединиться к Новороссии в своем стремлении к независимости от остальной бандеровско-нацистской Украины!
21 октября 2014, 17:55
Пролеты эти никому не нужны, сейчас идет речь о скорейшей постройке нормальной переправы,стационарной, так пусть будет мост хотя бы в две полосы- пусть движение по нему будет медленным, но это лучше чем по двое суток на солнцепеке ждать парома.
21 октября 2014, 23:34
Если делать - то делать капитально, с железнодорожным полотном и полосами для автотранспорта!
22 октября 2014, 11:13
Очередной глобальный проект, на котором своруют миллиард и затянут на 5 лет.
22 октября 2014, 14:43
да пусть своруют, главное чтобы результат был по итогам воровства, как во Владике, вроде и денег украли, но и мост построили
22 октября 2014, 17:14
А что - разве без этого ни как нельзя!? Что за разгильдяйство в государственных масштабах!?
27 октября 2014, 11:35
Слишком много в строительстве откатов. Знакомый , работающий в большом строительстве говорил еще несколько лет назад, что когда считают смету то умножают полученный результат на 2.5 иначе тендер тебе не получить, ведь полтора от этого коэффициента ты отдашь чиновникам , думаю сейчас коэффициент вырос.
27 октября 2014, 15:36
А кому нужен мост во Владике?
21 октября 2014, 18:33
Мост однозначно нужен, паромами ничего не сделаешь. Если хотим развивать крымский туризм, то без моста не обойтись. Те, кто по нескольку суток простоял в этом году на керченской переправе, в следующем году в Крым уже не поедут.
21 октября 2014, 20:40
стоять в Крыму с ребенком в машине сутки на переправе точно ад, а без машины в Крыму делать особо нечего, такие пейзажи и красота, что жалко просидеть в одном месте.
21 октября 2014, 20:46
Угробить кучу народных денег, а потом придется всё вернуть украинцам? Идиотская затея. В стране море нерешенных проблем, а тут выдумывают новые. У нас через Волгу мост уже 10 лет построить не могут, а здесь вместо нашего строят для дяди.
21 октября 2014, 23:32
Вернуть все, кому это вернут? Как пить дать - вы не из Поволжья!
22 октября 2014, 00:39
1. Как вернуть?
2. Сколько мостов через Волгу, а сколько через Керченский пролив?
22 октября 2014, 12:46
Фантазер, однако. Крым был и останется русским! Никогда и никто уже не вернет полуостров Украине.
23 октября 2014, 08:36
Фантазер фантазером, а набрал плюсов большую кучу, видимо много у него сторонников и сообщников.
21 октября 2014, 23:24
Кто что украинцам вернет? Прикалываетесь? Там даже гадальный с Ходорковским Крым российским признали, Украина пусть внутренние проблемы решает
21 октября 2014, 23:44
А может быть все-таки сделать подводный тоннель? Это конечно куда более затратно, но ведь и более надежно...
К тому же ведь расстояние не такое уж и большое - около 10 км. Загнать туда московских метростроевцев, и айда бурить. Глубина там не такая уж и большая, насколько я понимаю, ведь так?
22 октября 2014, 00:42
Грунты неустойчивые. Плюс сейсмичность. Если говорят сваи вбивать на 100 метров, то тоннель надо ещё глубже, а это уже бред. На таком уровне самое глубокое метро в мире - в Питере.
22 октября 2014, 10:30
Однако ведь питерский метрополитен как-то умудрились построить, при чем еще пол-века назад...! А тут каких-то 10 километров тоннеля не могут проложить....!?
11 февраля 2015, 17:23
питерский метрополитен идёт в более-менее твёрдом грунте намного ниже 30-40-метрового слоя жидкой грязи. а тут надо заглубляться на 100 метров только под ил, значит на 150 метров минимум...
с учётом максимального уклона для ж/д путей 1:100 надо будет делать плавные спуски по 15 км с каждой стороны - т.е. туннель будет не каких-то 10 км, а все 50 - с учётом того, что на болотистой Тамани надо будет найти сухое местечко для начала вбуривания.
и все эти 50 км должны быть защищены от тектонического сдвига...
да и туннелей должно быть либо 1 сверхширокий и многоуровневый (2-полосная ж/д + 2х3-полосные автострады + технические туннели для спасения, ремонта и т.д.), что упирается в проблему строительства 2 сверхшироких проходческих щитов, либо 4 параллельных для разнесения вышеуказанного - а это уже 200 км туннеля.
для справки: весь Ленметрополитен составил 120 км за 60 лет...
22 октября 2014, 14:06
А как кстати строили мост во Владике? На подвесных системах.
22 октября 2014, 17:46
Один мост уже построили подобный, не простоял он долго, так что в этот раз будут строить основательно. Хотя я считаю, что самый лучший и безопасный вариант- понтонный мост, никакие землетрясения ему не страшны и это гораздо дешевле, чем вбивать сваи на 100 метров внизу, на протяжении 10 км.
22 октября 2014, 04:49
Мост через залив Сан-Франциско подвесной, а не висячий.
22 октября 2014, 09:52
Краткое содержание статьи: Шпеер и Сталин 70 лет назад мост не построили, значит это невозможно.
22 октября 2014, 17:40
Значит особой нужды в том не было - вот и не строили! В то время Украина и Россия были едины и неделимы!
22 октября 2014, 10:32
Последний абзац статься наводит вообще на мысль, а будет ли он безопасен при таких условиях. Хотя если честно, не каждому удобен самолет, т.к. Это нужно конкретно и задолго планировать, чтобы хоть как-то сэкономить, но и ждать на паром по суткам тоже ад, не могут они ничего с паромами придумать. Т.к. в большой шторм не ходят паромы.
Zed
22 октября 2014, 10:32
Только канатная переправа? )))
22 октября 2014, 14:07
Смех смехом... По-моему, дешевле помочь ополченцам выбить украинские войска из мариуполя и бердянска, погнать укропов до крымского перешейка и забрать под контроль проезд в Крым по земле!!
22 октября 2014, 17:35
Может проще насыпь замастырить, или вообще дирижабли пустить!? )
22 октября 2014, 18:10
все так переживают из-за стоимости, а толку. Мы с вами этих денег все равно не увидим, ведь все проблемы были и до присоединения Крыма и ничего не кинулись делать, так может пусть хоть что-то путное будет. Кстати, на пароме и ехать дорого получается на машине, так что мост для людей не только удобно, но и явно дешевле.
23 октября 2014, 16:51
Мне представляется, что таким комментаторам, у которых рождаются идеи об оказании военной помощи ополченцам Донецкой области для "пробивания" сухопутного коридора от территории Ростовской области до Крымского полуострова, надо срочно обращаться к врачам! Жители южных областей Украины сами сделают выбор своего будущего, в особенности после событий лета и осени 2014 года. А относительно моста через Керченский пролив можно и нужно прекратить дебаты в современной международной обстановке. Пусть даже сверхпрочным оказался бы этот мост, но простоял бы до первого ракетного удара с территории Турции, которая входит в блок НАТО, а натовские вояки очень любят наносить ракетные удары, в особенности с тех территорий, где им самим можно спуститься в подземные бункеры. Если уж пытаться всерьёз заботиться о туристах из континентальной России в Крым, то самым лучшим способом перевозки пассажиров были и будут поезда, маршруты следования которых пролегают через Мелитополь. Пользуясь возможностью общения с комментаторами настоящего портала, я попытаюсь вкратце обратиться через комментаторов к миллионам жителей нашей планеты с предупреждением о том, что российские чиновники, которые готовы выделить на мостовой переход через Керченский пролив сотни миллиардов рублей, игнорируют предупреждения учёных о вероятности разрушения земляной плотины Цимлянского гидроузла из-за подвижек земных блоков по линиям глубинных тектонических разломов, обнаруженных ими под этой земляной плотиной, а также под площадкой Ростовской АЭС, расположенной на побережье Цимлянского водохранилища вблизи города Волгодонск Ростовской области. После разрушения этой земляной плотины вода уйдёт не только из чаши Цимлянского водохранилища, но также и из водоёма-охладителя Ростовской АЭС. О последствиях отсутствия запаса воды на площадке АЭС можно судить по событиям на японской АЭС "Фукусима-1". Катастрофа на Ростовской АЭС будет отличаться тем, что радиоактивные воды из систем охлаждения двух атомных реакторов будут отправлять по руслу реки Дон мимо множества городов и посёлков в долине Дона, а после отравления всего живого в долине Дона радиоактивные воды отравят акваторию Таганрогского залива и прибрежные воды, омывающие территории Донецкой, Запорожской и Херсонской областей. Апофеозом моей многолетней переписки с российскими чиновниками по поводу необходимости предотвращения катастрофы на Нижнем Дону и в Азовском море можно считать следующие строки из ответа мне руководителя "Ростоблкомприроды" Г. И. Скрипки: "... поскольку масштабных катастроф в этом районе не было зарегистрировано в обозримом прошлом, нет оснований ожидать их в обозримом будущем".
11 декабря 2014, 15:44
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»