«Поосторожнее обходитесь с нами, мы теперь шахтеры»
Строящийся подземный тоннель московского метрополитена, 1937 год. Фото: Иван Шагин / РИА Новости

Строящийся подземный тоннель московского метрополитена, 1937 год. Фото: Иван Шагин / РИА Новости

Книга о строительстве московского метрополитена рассказывает о генезисе и особенностях советского общества

Строительство коммунистического «рая на земле» началось не в 1917 году, после прихода к власти большевиков, а в 1928-м, когда начались пятилетки, по итогам которых СССР превратился в индустриальную державу. За короткий срок деревня была разорена в результате коллективизации, уровень жизни рабочих стал ниже, чем в предыдущие десять лет, а ГУЛАГ стал разрастаться за счет осужденных по 58-й статье.

Но парадокс российской истории в том, что именно эти пять лет истории стали, возможно, самым духоподъемным ее периодом. Никогда прежде миллионы людей одновременно не были уверены в том, что участвуют в превращении утопии в реальность. Стремительно строящиеся заводы и гидроэлектростанции, сотни километров новых железнодорожных путей и перепроектировка городов — все доказывало массам правоту Маркса, Ленина и лично товарища Сталина.

В книге немецкого историка Дитмара Нойтцара генезис советской общественной системы рассмотрен через призму одного из самых амбициозных проектов советской власти — строительства московского метрополитена. Он был зримым символом прорыва в социалистическое будущее, которое на глазах становилось настоящим. Но эта стройка была еще и местом титанической концентрации экономических, технических и человеческих ресурсов. Нойтцар считает метрополитен местом рождения советского человека, которое приходится на время первой пятилетки.

«Русская планета» с разрешения издательства РОССПЭН публикует фрагмент книги немецкого историка Дитмара Нойтатца «Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897—1935)».

В значительной мере как мотивация комсомольцев, так и сотрудничество рабочих с режимом и их интеграция основывались на успешно формировавшемся групповом осознании себя «метростроевцами». У комсомольцев этот фактор играл важную роль, для остальных рабочих его нельзя выразить количественными параметрами. С уверенностью можно сказать, что трудовой коллектив Метростроя не был монолитным единодушным сообществом гордых метростроевцев, каким его изображала пропаганда и каким он представал в интервью с комсомольцами, ударниками и функционерами, которые действительно верили в это. Но при всех оговорках, связанных с доступным автору источниковым материалом, можно исходить из того, что проблема самосознания метростроевцев не сводится к выставленному напоказ дискурсу немногих лиц. Даже не будучи энтузиастом и не принося себя в жертву, равно как не отказываясь совершенно от своенравной модели поведения, рабочие смогли развить идентичность метростроевца, которая, впрочем, не была единственной. Так, некоторые, по всей вероятности, чувствовали себя связанными с коллективом и строительством, так что были в большей степени готовы к достижениям и трудностям. Сооружение метро, в конце концов, было не рядовой стройкой, а классическим престижным проектом 1930-х годов. Формированию общего группового сознания способствовала относительно единая возрастная структура рабочих: Метрострой являлся предприятием, на котором ощутимо преобладали юноши и молодые мужчины. Средний возраст рабочих составлял 23 года.

Уполномоченный по кадрам при руководстве Метростроя Кузнецов, сотрудник ОГПУ, побывавший на множестве заводов и строек, свидетельствовал, что строителям метро был присущ больший энтузиазм, чем другим рабочим, с которыми ему приходилось иметь дело, и объяснял это тем, что метростроевцы ощущали «исключительность стройки» и значение метрополитена. На других стройках или заводах при задержке зарплаты рабочие толпами осаждали профком предприятия и много шумели; метростроевцы стойко переносили затяжку выдачи денег и тяжелые условия труда. Звучали отдельные выражения недовольства, но массовых акций не случалось.

cover

Подобные высказывания звучали и из уст самих рабочих. «Где-нибудь еще, на другой стройке, я бы не стала так делать. Однако здесь мы строим первое метро в Советском Союзе и хотим показать его загранице», — отвечала одна бетонщица, член комсомола, на вопрос, что она чувствовала при такой тяжелой работе. «Я уже много проработал на производстве, но таких рабочих, как здесь, еще никогда не встречал, это прочная, спаянная семья. Они все кажутся мне героями — я говорю это совершенно серьезно», — так отзывался начальник шахты № 12 о своих подчиненных. Разумеется, речь при этом шла о комсомольской шахте, и в таких выражениях до некоторой степени желаемое выдавалось за действительность. Но вполне заслуживает доверия тот факт, что метро в силу его особенностей высвобождало силы, не находившие себе применения где-либо еще. Многие из тех, кто поначалу хотел сбежать со стройки и лишь под влиянием долгих уговоров решил остаться, спустя несколько недель настолько идентифицировали себя со строительством, что больше не думали о побеге.

Уже в 1934 году некоторые осознали, что на строительстве метро можно получить орден, тогда как на заводах подобные настроения были слабо выражены. Чувству гордости за свое дело способствовало и то, что союзная пресса уделяла строительству метро повышенное внимание и что в эту кампанию были вовлечены высшие партийные деятели. Случалось, что мобилизованные с фабрик рабочие спустя некоторое время посещали свой прежний партком как метростроевцы и заявляли: «Поосторожнее обходитесь с нами, мы теперь шахтеры». Олицетворением метростроевца стал проходчик, работавший в штольне с отбойным молотком. Для тех, кто идентифицировал себя с метро, это была самая желанная профессия, тогда как на другие работы, такие как транспортировка и укладка вынутого грунта, они соглашались с неохотой.

Командированные на строительство партийные секретари разъясняли своим рабочим метрополитен как целостную систему, чтобы те осознали, что они строят, и приглашали архитекторов для показа рабочим моделей будущих станций. Становлению группового сознания способствовал также хороший стиль руководства людьми: «Инженер Баранов смог сплотить коллектив. Мы жили как одна семья, как единый коллектив», — восхищался один плотник стилем работы на 8-й дистанции.

Для ряда рабочих, в первую очередь для юных комсомолок, стройка стала своего рода бегством от повседневной действительности. Молодые женщины говорили в своих интервью, что отдавали своих детей бабушке с дедушкой или тете, теряли из виду друзей и знакомых и почти все свое свободное время проводили на стройке. Все дружеские чувства и связи концентрировались на строительстве.

Строители московского метро стали первыми его пассажирами, 1935 год. Фото: Иван Шагин / Фотохроника ТАСС

Строители московского метро стали первыми его пассажирами, 1935 год. Фото: Иван Шагин / Фотохроника ТАСС

Со своими коллегами и в нерабочее время у них находилось больше пищи для разговора, чем с другими людьми. Одна комсомолка, против воли мужа устроившаяся на строительство метро, так описывала начало своей служебной и комсомольской карьеры:

«У меня есть сын четырех с половиной лет. Его воспитывает сестра моей матери, чтобы он не мешал мне в общественной работе и на производстве. Домашним хозяйством я не занимаюсь. [...] Когда я прихожу домой в 8 часов утра, мой муж уже на службе, и я сплю, пока не высплюсь. Часто и свободное время я провожу на шахте. [...]

Я сама не могу сказать, почему хожу туда. Иногда я остаюсь дома, и мне нечем заняться. Куда пойти? Ты забываешь всех знакомых и родственников и идешь на шахту. Приходишь в ячейку, идешь в комитет шахты, в контору. [...] Раньше, когда я работала на фабрике, так не было, после работы я сразу шла домой».

Шахта и для других служила заменой семьи или местом общения:

«С тех пор как поступила на шахту, я все время провожу на шахте. Выйдешь из шахты, пойдешь в столовую, потом опять зайдешь в ячейку, там какое-нибудь заседание, собрание или политзанятия».

«Я не могла (находилась на больничном листе. — Дитмар Нойтатц) работать, но каждый день приходила на шахту. Дома мне скучно, я не нахожу себе места. Когда я прихожу на шахту, я слышу знакомые голоса, смех юношей и девушек, сливающийся воедино. Там звучит украинская песня, и мне становится легче на сердце, как будто я нахожусь в каком-то другом мире».

К чертам группового сознания метростроевцев в известной мере принадлежали также готовность к активным действиям (акционизм) и фамильярность. На стройках первых пятилеток в этом не было ничего необычного. Работали не как на нормальной стройке или заводе, но находились в «боеготовности». У некоторых мобилизация началась с того, что они без всякой необходимости вскакивали с постели и посреди ночи бежали в райком партии, чтобы узнать, откомандировали ли их на Метрострой. Хрущев и Каганович также любили созывать совещания по ночам или лично явиться на место, чтобы проследить за ходом работ. Такой образ действий повышал сознание востребованности и готовность к свершениям. Каждый на себе ощущал то исключительное положение, в котором находилось строительство метро.

За акционизмом по преимуществу стояли члены партии и комсомола. На стройплощадках они постоянно размещали открытые письма, транспаранты, плакаты или «молнии» (листовки с указанием текущих неполадок или ошибок) с целью ускорить темпы строительства или устранить недостатки. Злободневная работа, с которой следовало по возможности быстрее справляться, направив на нее всю энергию всегда была решающим участком.

Успехи также инсценировались в акционистском стиле. Когда шахта № 17 и № 18 соединили свои штольни, руководство решило послать делегацию в партком Метростроя, где как раз проходило заседание. Рабочие пришли сюда в грязных спецовках, отрапортовали о соединении штолен и пригласили всех присутствовавших на «митинг» в шахте. Партком прервал свое заседание и отправился в шахту. Здесь присутствовали полный состав парткома, руководство Метростроя и все начальники других шахт. Абакумов лично пробрался через пролом, позволил себя сфотографировать и затем выступил с речью.

Зачастую активность рабочих приобретала черты хулиганства, которое современниками в смягченной форме именовалось партизанщиной. Когда на 5-й дистанции срочно потребовалось помещение для конторы, размещенной во временной обстановке, рабочие ночью направились в парикмахерскую, выбросили парикмахера на улицу и заняли помещение для своего управления. Рабочие шахты № 33—35 самовольно вселились в освобожденный от жильцов дом на Арбатской площади, сломав окна и двери, так что, в конце концов, пришлось вмешаться милиции, и виновные предстали перед судом. На шахте № 12 в январе 1935 года группа рабочих третьего участка с кулаками, лопатами и трамбовками набросилась на рабочих второго участка, чтобы отнять у них вагонетку с бетоном. Только когда дежурный вызвал вооруженную охрану НКВД, нападавшие скрылись.

Нойтатц Д. Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897—1935) — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2013.

Комментарии

03 ноября 2013, 20:08
Мне довелось побывать в бункере Сталина в Самаре который в 1942 год в обстановке полной секретности построили метростроевцы , там даже сами стены - это стандартный метротуннель, врытый вертикально на 38 метров, очень интересно
04 ноября 2013, 10:36
Конструкция надежна и сделана на века,выдержит любые взрывы. Однако какой ценой все это строилось..
16 ноября 2013, 06:09
Это мелочь по сравнению со строительством "города на Неве", однако, Петру-самому первому, не ставят в упрек. Проходит время - меняются оценки. В ТО время стройка была жизненно необходима, что бы сейчас москвичи делали без метро? То - то...
05 ноября 2013, 10:09
Да, что и говорить, метростроевцы - это была сила. Идея претворилась в жизнь и героев этих запомнят на века.
05 ноября 2013, 10:47
Да уж, как пел в свое время Владимир Семенович:
"Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,
Мы спросили: "Зачем?" - он в ответ:
Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет..! "
05 ноября 2013, 10:10
Это просто интернета тогда не было. А то пошли бы они работать в забой сутками, ага.
05 ноября 2013, 11:21
Раньше любая работа была почетной. Хоть комбайнер ты, хоть шахтер, хоть простой учитель. Зато сейчас эти нужные профессии по сути превратились в удел быдло. Топ менеджеры, юристы и экономисты рулят!
05 ноября 2013, 12:29
Тот невероятный уровень трудового участия и экономического подъема можно было бы представить как разве что сейчас, на данном своем этапе, Россия проложила бы подземный тоннель через всю Сибирь, да еще и построила бы там несколько десятков крупных промышленных городов.
У нас же, вместо этого, предпочитают вкладывать миллиарды в очень сомнительные авантюры вроде Сколково и прочих афер, совершенно позабыв о развитии и совершенствовании государства. А потому встает резонный вопрос - кто на самом деле стоит у власти в России, с чьего молчаливого согласия она медленно но верно катится под откос!??
05 ноября 2013, 15:17
Вот строили метро с душой и полной самоотдачей - оно и работает. В то время было создано несколько грандиознейших сооружений, в числе которых БАМ, ДнепроГЭС, Байконур, Магнитка и другие не менее значимые объекты. Это были настоящие достижения. А что сейчас? Дорогу нормальную построить не могут - смывает после первого дождя.
16 ноября 2013, 06:03
главное не качество, а рабочие места.... ну и подряд, проложил дорогу - возвращайся к старту и начинай все с начала... технология отработана, и люди (наше главное богатство) при деле
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»