Новости – Общество
Общество
Морская блокада Крыма: как, чем и где?
Фото : Алексей Павлишак/ТАСС
Блокаду полуострова с моря, анонсируемую на Украине, просто невозможно реализовать
15 февраля, 2016 16:15
9 мин
Полигон блокад
Одним из следствий анархии на Украине стала массовая активность различных радикальных группировок, пытающихся вредить России путем разнообразных блокад.
Наиболее привлекательной мишенью их деятельности остается Крым. За последние полгода полуостров перенес как минимум три «блокады» — продовольственную, транспортную и энергетическую.
Образ Крыма, где без света и надежд бродят голодные, замерзшие люди, с каждым днем больше осознавая свою любовь к Украине, так и остался в мечтах инициаторов блокад. Политическая выгода для Киева от этой акции в лучшем случае свелась к нулю, а экономический эффект выразился в сплошных потерях.
Запрет транспортного сообщения с полуостровом ударил по логистическим компаниям юга и центра Украины, а эмбарго на экспорт продовольствия в Крым привело к убыткам украинских производителей продуктов питания, пользовавшихся услугами этих самых логистических компаний.
Энергетическая блокада создала наиболее заметные неудобства, которые были достаточно оперативно сведены к приемлемому уровню. Украина потеряла около 1,77 млрд рублей в год — именно столько стоила электроэнергия, поставляемая на полуостров. Условия, на которых осуществлялись поставки, были для Украины выгодными. Киев продавал Крыму электроэнергию по очень высокой цене — 3,54 рубля за киловатт-час, а у России для своих областей покупал ее по 2,90 рубля.
Поскольку все прочее уже было опробовано, единственная возможность попытаться досадить Крыму заключалась в организации некой «морской блокады». Об этой инициативе несколько месяцев говорят бежавшие на Украину татарские диссиденты, хотя единства в планировании акции, по-видимому, не наблюдается.
Стратегическое планирование
В декабре 2015 года один из идеологов блокад Ленур Ислямов грозился изолировать полуостров с моря «при помощи катеров», а также анонсировал удары по Крыму силами украино-татарского батальона. В том же месяце «Меджлис» заявил о готовности начать морскую блокаду Крыма, была также анонсирована некая «военная операция».
17 января первый заместитель главы «Меджлиса» Нариман Джелялов сообщил, что морская блокада обсуждается, хотя технически это очень непросто; сроки же ввода плана в действие являются глубоко секретными.
Лидер группировки Рефат Чубаров тоже не сообщил деталей плана. «Когда люди чего-то очень хотят и пытаются это реализовать, они смогут», — такова, по его словам, стратегия, которая сводится к «изучению международного морского права и опыта "Гринпис"».
Другой представитель «Меджлиса» — Мустафа Джемилев — наиболее компетентен в оценке реального боевого потенциала остатков ВМС Украины, так как заявил о невозможности справиться с задачей своими силами. Он уповает на решение Совета Безопасности ООН и помощь НАТО.
Кроме того, он заявил, что у активистов блокады полуострова есть только некоторые проекты, которые могут парализовать Керченскую переправу.
После атаки Турции грузопоток почти исчез. Фото: Алексей Павлишак/ТАСС
Блокада чего?
Прежде чем перейти к оценке проектов блокады, полезно ответить на вопрос: а что предполагается блокировать?
Как утверждали идеологи блокады, речь идет о создании препятствий неким морским поставкам грузов общего назначения.
Внешнеэкономическая деятельность Крыма в настоящее время минимальна. По данным Федеральной таможенной службы, за 9 месяцев 2015 года Крым экспортировал товаров и услуг всего на $79,8 млн, импортировал на $111,1 млн. Такая динамика является наименьшей среди федеральных округов России. В СКФО показатели экспорта\импорта — $819,4 и $805,6 млн, в ЮФО — $10 011,7 и $5337,1 млн.
Свежий отчет покажет еще большее снижение внешнеэкономических показателей. Спектр направлений импорта в Крым не особенно велик, а за пределами доступной статистики ФТС остались события осени прошлого года.
Большую долю импорта Крым получал с Украины, однако те же люди, которые настаивают сейчас на морской блокаде полуострова, в сентябре-ноябре добились запрета правительства Украины на любую торговлю с Крымом.
Вторым внешним торговым партнером полуострова была Турция, которая формально не противоречила рефлексии Киева, но никак не препятствовала частным предпринимателям выстраивать торговлю с субъектом РФ. Фактически Турция стала единственным иностранным государством, поставлявшим товары напрямую, через порты Севастополя и Евпатории.
По понятным причинам эти сделки в СМИ и статистике широко не освещаются, однако лишь за период с 1 по 19 октября сотрудники карантинного фитосанитарного контроля в Республике Крым проверили свыше 400 тонн продуктов питания из Турции. На полуостров были доставлены турецкие фрукты и сухофрукты, все они прошли санитарный контроль и благополучно попали на прилавки местных магазинов.
После атаки Турции на российский Су-24М отношения двух стран «замерзли», а грузопоток если не исчез вовсе, то сократился до минимума, то есть цели для морской блокады полуострова попросту отсутствуют.
Некоторую осмысленность заявления о блокаде получают, если трактовать их исключительно в контексте Керченского пролива и паромной переправы, по которой проходит единственный актуальный маршрут грузо- и пассажироперевозок с континента в Крым.
Трудности реализации
Даже до воссоединения Крыма с РФ вопрос «где в Керченском проливе кончается Украина и начинается Россия?» был открытым. В 1991 году, после распада СССР, Украина по собственному усмотрению определила морскую границу, в результате чего судоходная часть Керченского пролива оказалась целиком на украинской стороне.
Позиция Украины заключалась в том, что между советскими республиками РСФСР и Украиной якобы имелась некая административная граница в Керченском проливе. Так как в Советском Союзе между союзными республиками по акватории внутренних морских вод административные границы не устанавливались, а значит, не было и нет никаких документов, которые фиксировали бы линию разграничения в водах, Россия с такой точкой зрения не соглашалась.
Окончательно ситуацию запутывало то, что ширина пролива в самом узком месте — примерно две морских мили, с отмелями и сложным рельефом дна. И понять, где тут чьи внутренние воды, где появление чужих судов и кораблей может быть сочтено актом вероломной агрессии и поводом для полномасштабной войны, было весьма непросто.
Переговоры по этому поводу проходили с 1996 года, последним их актом можно считать встречу Владимира Путина и Виктора Януковича в июле 2012-го, на которой было подписано совместное заявление. Его суть сводилась к фразе «стороны считают важным провести делимитацию морских просторов в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе в духе дружбы, добрососедства и стратегического партнерства, с учетом законных интересов обоих государств». С окончательными договоренностями в очередной раз решили погодить.
Пользование Азовом определялось договором от 2003 года, согласно которому в регионе все было общее — совместное судоходство, разрешение на проход судов и кораблей друг друга и взаимопомощь в процессе навигации. Сам пролив следовало считать международными водами.
Насколько можно судить, этот договор пока является для Киева действующим, хотя были зарегистрированы законопроекты о его денонсации.
То есть попытка блокировать любым способом Керченский пролив будет поводом, как бы смешно это не звучало, обвинить Украину в нарушении договора, международного морского права и ввести какие-нибудь санкции.
Люди, которые будут в этой блокаде участвовать, могут быть сочтены украинскими войсками, вторгшимися в российские территориальные воды и подлежащими захвату либо уничтожению. Если же их официальный статус не будет подтвержден, то — пиратами, пытающимися воспрепятствовать свободному судоходству, захватить судно под российским флагом в международных водах, с теми же последствиями.
Теоретически эта же логика применима и к судам, которые движутся вдоль побережья Крыма. Какой-нибудь лихой украинский капитан может попытаться захватить некое судно в этих водах, а потом сослаться на то, что, согласно украинским законам, это и есть ответ на вторжение. Вот только украинская юрисдикция достаточно далеко, в отличие от ЧФ РФ и пограничной службы ФСБ.
Попытка объявить блокаду Крыма через Совет Безопасности ООН провалится по понятным причинам: Россия как постоянный его член наложит на решение вето. Привлечение НАТО, которое бы сделало за Украину всю работу, тоже среди возможных вариантов пока не усматривается: начинать третью мировую из-за фантомных болей Киева было бы оскорбительным для человечества.
Таким образом, юридических и физических возможностей осуществить морскую блокаду Крыма у украино-татарских экстремистов попросту нет. Единственным рычагом давления на крымчан могут стать разве что диверсии, но эти действия лежат совсем в иной плоскости, нежели санкции, эмбарго, блокада и другие экономические методы войны.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости