Новости – Люди












Люди
Миграционный подлог

Лагерь мигрантов в Кале. Фото: Philippe Huguen
Заверения еврочиновников о положительном влиянии мигрантов на экономику стран Евросоюза служат интересам крупных корпораций
2 марта, 2016 03:50
9 мин
Очередные беспорядки вспыхнули на днях в палаточном лагере мигрантов во французском Кале — попытки сотрудников правопорядка его снести натолкнулись на ожесточенное сопротивление беженцев, которых пришлось разгонять при помощи спецсредств. В результате столкновения несколько полицейских пострадали. Минувшей ночью неизвестные подожгли палаточный город (население которого оценивается уже в 4 тысячи человек), получивший у местного населения название «Джунгли». К счастью, огонь удалось быстро потушить.
Одновременно с этими событиями канцлер Германии Ангела Меркель выступила с призывом открыть границы Евросоюза для еще одного миллиона беженцев из Сирии. По мнению политика, в настоящее время в Европе не так уж и много мигрантов, и европейские страны могут приютить дополнительные партии переселенцев.
Невзирая на растущее среди европейцев недовольство из-за наплыва приезжих из стран Ближнего Востока и Африки (особенно неприятное впечатление произвели события в германском Кельне, когда мигранты атаковали беззащитных горожан на ночных улицах), европейские власти продолжают настаивать на необходимости принятия новых беженцев.
Одним из популярных аргументов в пользу политики «открытых границ» является концепция экономической целесообразности притока в «стареющую» Европу иностранной рабочей силы.
В частности, Европейская комиссия опубликовала заявление, в котором говорится о благотворной роли мигрантов на экономику ЕС — по мнению еврочиновников, миграция позволит европейским странам выйти из периода стагнации. В ЕК подсчитали, что, если три четверти беженцев будут относиться к лицам трудоспособного возраста, это увеличит общее количество рабочей силы Евросоюза на 0,1% в этом году, и на 0,3% в 2016 и 2017 годах.
В январе аналогичный доклад представил МВФ — аналитики фонда полагают, что при условии быстрой и успешной интеграции мигрантов в европейский рынок труда, мигранты станут фактором роста европейской экономики. В фонде признают, что появление дешевой рабочей силы мигрантов окажет негативное влияние на средний уровень зарплат в ЕС, однако утверждают, что этот эффект будет временным. Кристин Лагард, представившая доклад в рамках Всемирного экономического форума в Давосе призвала европейские государства снять барьеры на пути трудоустройства мигрантов.
Уход в тень
Действительно, на территории большинства европейских государств, в частности, в Германии, действуют законы, призванные оградить рынок труда от экспансии дешевой рабочей силы, способной вытеснить собственных граждан. Прежде чем взять на работу иностранца, компании должны предлагать вакансию согражданам, и только в случае их отказа можно нанимать мигранта. Впрочем, компании находят возможности обходить эти запреты — понятно, что найм приезжих выгоден — мигранты зачастую соглашаются на худшие условия труда, чем коренные жители.
В частности, в ряде стран процветает теневой рынок труда. К примеру, по сведениям главы шведского профсоюза, занятого защитой прав мигрантов Стена-Эрика Йоханссона, компании используют государственные бюро по трудоустройству для найма приезжих, однако о соблюдении трудового права по отношению к таким работникам речи не идет. Никто не проверяет впоследствии, на каких именно условиях трудятся переселенцы, нередко не имеющие даже документов, говорят в профсоюзе.
Следует отметить, что большинство приезжих, получающих отказ в предоставлении официального статуса, вовсе не торопятся возвращаться домой и встраиваются в теневую экономику, трудясь без оформления. В частности, многие жители палаточного городка в Кале признаются, что въехать в Великобританию они планируют как раз для поиска нелегальной работы.
Дублинские соглашения, действующие на территории Европы, способствуют развитию черного рынка труда: по их условиям, беженец может натурализоваться лишь в стране прибытия, но приграничные государства (в частности, Италия и Сербия) не в состоянии создать условия для ассимиляции всех прибывающих мигрантов. Беженцы пускаются в странствия по Европе в поисках лучшей доли, однако на территории других стран-участниц ЕС они зачастую не получают официальный статус и становятся нелегалами. Не получая пособий, положенных «официальным» мигрантам, они устремляются в теневую экономику.

Пожар в палаточном городке. Фото: Mannone Cadoret / Newzulu / TACC
Трудовой демпинг
В то же время выплата пособий мигрантам также является серьезной обузой для бюджетов европейских стран: в среднем размер выплат беженцам в Германии составляет 670 евро, и это не считая затрат на проживание и обучение приезжих языку и профессиям. Но сокращение выплат способно вытолкнуть мигрантов на рынок труда, что, с одной стороны, сняло бы нагрузку с государства, а с другой — снизило бы доходы местного населения и спровоцировало бы рост безработицы.
В докладе Банка Англии, представленном в конце прошлого года говорится о снижении заработной платы низкоквалифицированных британцев из-за притока мигрантов в страну, прежде всего, речь идет о выходцах из стран Восточной Европы. По мнению представителей банка, появление большого количества мигрантов наносит ущерб британской экономике.
Что касается беженцев из стран Африки и Ближнего Востока, их популярность у европейских работодателей также растет: по данным проведенного недавно опроса, более трети немецких компаний заинтересованы в найме иностранцев. Бизнесмены считают выгодным решением замену местных работников приезжими — это и не удивительно, так как запросы последних по зарплате и условиям труда ниже. Таким образом, мигранты «демпингуют» на рынке труда, как это происходит, например, и в России, где приезжие постепенно вытеснили местных работников из целого ряда областей деятельности.
Не все в Европе разделяют мнение, согласно которому мигранты способны обеспечить рост европейской экономики: экс-глава Чехии Вацлав Клаус в начале этого года заявил, что прибытие в ЕС мигрантов не окажет никакого положительного влияния на европейскую экономику, и приведет к одним расходам. По словам политика, Европа, вопреки распространенному мнению, не испытывает дефицита рабочей силы, напротив, безработица в ЕС составляет около 10%. Кроме того, Клаус раскритиковал популярную мысль о том, что мигранты новой волны возьмут на себя непрестижную в среде европейцев работу.
«Люди, которые, приезжая сюда, отказываются от бутылок с водой, потому что хотят «Кока-колу», вряд ли станут теми, кто займет вакансии, на которых не хотят работать европейцы», — подчеркнул он.
Тем более, что с технологическим развитием экономики такой «черной» работы, не требующей ни знания языка, ни специальных навыков, становится все меньше. По мнению ряда экспертов, если Европа и испытывает необходимость в импорте трудовых резервов, то в первую очередь квалифицированных.
«Неквалифицированная иностранная рабочая сила в некотором смысле создала европейский экономический рост 60-70 годов, но сейчас в Евросоюзе наблюдается избыток мигрантов, и их КПД на рынке труда резко снижается. Тем не менее для европейского бизнеса зачастую выгоднее принимать на работу приезжих, которые менее требовательны, а иногда даже являются нелегалами, нежели оплачивать труд европейцев, защищенных разного рода стандартами Евросоюза», сказал в интервью «Русской планете» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО, кандидат политических наук Александр Тэвдой-Бурмули.
«Что касается Ангелы Меркель, то она вынуждена делать заявления о приеме беженцев, подчиняясь определенному ценностному режиму Европейского союза. Меркель с одной стороны, говорит о том, что ЕС должен принять вынужденных переселенцев, но с другой — Брюссель в последнее время ужесточает режим фильтрации и приема мигрантов. У Европейского союза по данному вопросу довольно двоякая позиция», — отметил эксперт.
Добавим, что многие граждане Германии видят в наплыве мигрантов угрозу для своего благополучия: к примеру, на востоке страны действует движение PEGIDA («Патриотические европейцы против исламизации Запада»), активистами которого являются обычные работники, представители среднего класса. Движению удавалось выводить на улицы до 30 тысяч человек — одним из требований протестующих было недопущение вытеснения мигрантами немцев с рабочих мест. Говорить о том, что все жители Западной Европы трудятся лишь на высококвалифицированных должностях, о чем нередко упоминают сторонники миграции, было бы преувеличением.
Наверное, все-таки лучшим решением проблемы беженцев было бы не переселение их на чужбину, а обеспечение безопасного и стабильного существования на родине. К сожалению, именно стабильности и препятствует политика США и Евросоюза на международной арене. Проявлять «жалость» к беженцам, превратив перед этим их родные страны в средоточие хаоса и войны, по меньшей мере лицемерно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости