Методика духовного подвига
Фото: Александр Кожохин/РИА Новости

Фото: Александр Кожохин/РИА Новости

В Красноярском крае будут воспитывать школьников на примере святителя Луки

В Красноярске разработали учебную методику, основанную на изучении жизненного пути, духовного подвига и наследия святителя Луки (Войно-Ясенецкого). С ее помощью учителя смогут проводить уроки по «Основам православной культуры» и классные часы для школьников со 2 по 11 класс.

Методические рекомендации за три месяца разработала лаборатория «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» при Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при поддержке Минкультуры края. Инициатором создания методики выступили Архиерейский образовательный центр Красноярской епархии и Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка».

РП выяснила, как новая методика поможет нравственному становлению школьников и почему святитель Лука (Войно-Ясенецкий) может стать для них духовным ориентиром.

«Читали, плакали и думали»

Методические рекомендации по изучению жития святителя Луки включают в себя фото-, видео- и аудиоматериалы, наглядные презентации, задания и практикумы, позволяющие подготовить уроки и классные часы для школьников всех возрастов.

— В младшей школе, во 2–4 классах, результатом изучения жизни и духовного наследия святителя Луки должно стать осознание школьниками такого понятия как доброта, — рассказывает РП Елена Пригодич, региональный координатор ведения курса «Основы религиозных культур и светской этики», заведующая Центром воспитания и гражданского образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. — Для учеников 5–7 классов мы предлагаем использовать такой прием как составление истории. Он поможет школьникам этого возраста в формировании системы нравственных ценностей. Содержанием занятий в 8–9 классах станет размышление над тем, что включает в себя историческая память, какие ценности должны передаваться из поколения в поколение. Ученикам старшей школы будет предложено задуматься о смыслах духовного наследия святителя Луки, его философских аспектах.

По словам Елены Пригодич, месяцы, проведенные над разработкой методики, стали периодом духовного роста и для самих педагогов. «Читали, думали, размышляли, плакали, искали», — так описала она процесс работы над методическими рекомендациями. В ближайшее время они будут записаны на диски и распространены по школам Красноярского края.

Создание методики изучения жития святителя Луки (Войно-Ясенецкого) особенно актуально в Красноярском крае, где он трудился и как врач, и как ученый, и как архипастырь. Интерес к его жизни и духовному наследию постоянно растет. А в июне 2016 года в регионе будут проходить мероприятия, посвященные 55-летию со дня его преставления.

 Святитель Лука. Фото: eparhia-saratov.ru

Полотенца вместо епитрахили

В Красноярский край святитель Лука (в миру — Валентин Федорович Войно-Ясенецкий), хирург, доктор медицинских наук, профессор, автор трудов по анестезиологии, писатель и художник, попал после того, как впервые был арестован и осужден за противодействие Советской власти и участие в церковной жизни в 1923 году. В Красноярск его отправили в переделанном «столыпинском» вагоне, а затем перевели в Енисейск. Прибыв туда в январе 1924 года, он сразу же начал совершать богослужения на дому и вести прием больных, которые записывались к нему в очередь на несколько месяцев вперед.

—  Быстрый рост духовного авторитета ссыльного пастыря, конечно же, не мог понравиться наблюдателям из ГПУ, — рассказывает РП историк Иван Савельев. — Поэтому святителя решили проучить, на время отправив в глухую деревеньку Хая, расположенную в 320 км к северу от Богучан. Предполагалось, что он сделает выводы и изменит образ жизни. Но когда его снова вернули в Енисейск, продержав несколько дней в одиночной камере, святитель Лука вновь возобновил богослужения.

Тогда неудобного священника решили отправить еще севернее — в Туруханск. В ГПУ рассчитывали, что там ничего не слышали о ссыльном епископе. Но эти расчеты не оправдались: когда Лука вышел на берег, его встретили многочисленные прихожане, на коленях просившие у пастыря благословения.

— После этой встречи председатель Туруханского исполкома Василий Бабкин предложил святителю Луке сделку: он бросает богослужения и отказывается от сана епископа, а взамен получает сокращение срока ссылки, — продолжает Иван Савельев. — Епископ от сделки категорически отказался.

В Туруханской больнице Валентин Феликсович долгое время был единственным врачом. Ему приходилось самому делать буквально все, от простейших перевязок до сложнейших операций, например, по удалению катаракты. Он благословлял каждого, кому оказывал помощь, что стало новым поводом для недовольства. Однако шумный скандал разразился после того, как к нему на прием пришла женщина с больным ребенком. Когда выяснилось, что его зовут «Атом», святитель Лука поинтересовался, почему мальчика не назвали «Окном» или «Поленом». Возмущенная женщина пожаловалась мужу, которым оказался все тот же Василий Бабкин. Он потребовал от ГПУ разобраться, почему ссыльный продолжает распространять «опиум для народа».

—  После нескольких недель разбирательств, гражданина Войно-Ясенецкого отправили отбывать ссылку еще севернее — на станок Плахино, расположенный в 230 км севернее Полярного круга, между Игаркой и Дудинкой, — говорит Иван Савельев. — Там было всего три избы и землянки с глыбами льда вместо стекол. Расчет был прост: в ГПУ рассчитывали, что, не выдержав нечеловеческих условий и морозов под 45 градусов, ссыльный заболеет и умрет. Но Валентин Феликсович выстоял. Более того, продолжал помогать людям, и даже окрестил сына таежного охотника, хотя вместо епитрахили ему пришлось возложить на себя два сшитых вместе полотенца.

А в Туруханске в это время случился бунт: после того, как один из местных жителей умер потому, что ему некому было оказать медицинскую помощь, остальные вооружились вилами и топорами и отправились штурмовать сельсовет и ГПУ. Они потребовали, чтобы им вернули врача, спасшего десятки жизней. Власти были вынуждены уступить и отправить ссыльного доктора обратно в Туруханск.

Там же, в Туруханске, в ноябре 1925 года святитель Лука получил долгожданное постановление об освобождении и смог вернуться домой, в Ташкент, к своим детям.

«Прошу направить в госпиталь»

Вторую ссылку Войно-Ясенецкий отбывал в Архангельске. В 1937 году 60-летнего профессора снова арестовали, обвинив в шпионаже в пользу Ватикана, создании «контрреволюционно церковно-монашеской организации» и «вредительстве» — убийствах пациентов на операционном столе. 13 суток его продержали без сна, надеясь получить показания на других «участников заговора», но арестант не сломался, а объявил голодовку, продлившуюся 18 дней. Выбить из него признание своей вины так и не удалось.

—  В феврале 1940 года был вынесен приговор: 12 лет ссылки в Красноярском крае, — рассказывает Иван Савельев. — На этот раз местом ссылки был назначен районный центр Большая Мурта, расположенный в 120 км к северу от Красноярска. Там он работал хирургом в районной больнице. А когда началась Великая Отечественная война, ссыльный отправил в Кремль телеграмму с предложением прервать ссылку и направить его в госпиталь. Но до Москвы она не дошла. Красноярские власти приняли решение назначить профессора главным врачом эвакогоспиталя № 1515 и дать ему возможность консультировать врачей всех госпиталей Красноярского края.

В декабре 1942 года, после того, как в отношениях советских властей и православной церкви наступила оттепель, епископу Луке поручили управление восстановленной Красноярской епархией, назначив архиепископом Красноярским. Совмещая этот пост с работой хирурга, он сумел добиться, чтобы в поселке Николаевка снова открыли небольшую церковь, где он сам часто совершал службы. Однако состояние здоровья заставило архиепископа Красноярского просить о переводе в европейскую часть России. И в начале 1944 года он получил разрешение на переезд в Тамбов.

В Красноярске о подвиге святителя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) сегодня напоминают не только памятник перед бывшим архиерейским домом и мемориальная доска на здании школы № 10, где он работал в эвакогоспитале, но и музей, открытый в этой школе. Создатели методики изучения его духовного наследия надеются, что она поможет пробудить такой же интерес к его жизни и подвигу в учениках красноярских школ.

«Мудис» головного мозга Далее в рубрике «Мудис» головного мозгаПочему уход с российского рынка рейтингового агентства Moody's стал главной новостью дня

Комментарии

21 марта 2016, 11:02
Не знаю, не знаю... Лично я не хотел бы, чтобы моих детишек обучали какие-то подозрительные бородатые мужики в рясах и с огромными крестами на груди...
А житие и заслуги Святителя Луки - это скорее индивидуальное исключение из правил.
29 марта 2016, 10:11
Читайте материал внимательнее, черным по белому же написано, что данный урок разработан при консультационно-методическом участии епархии учителями для преподавания их учителями в школах.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»