Месяц с «Платоном»
Автомашина контроля оплаты проезда пользователей, зарегистрированных в реестре государственной системы взимания платы «Платон». Фото: РИА Новости

Автомашина контроля оплаты проезда пользователей, зарегистрированных в реестре государственной системы взимания платы «Платон». Фото: РИА Новости

Какой ущерб нанесла России система покилометровой оплаты проезда грузовых фур

15 декабря исполнился месяц с того дня, как в России официально заработал «Платон» — система покилометрового дорожного сбора для владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн. Ее запуск сопровождался беспрецедентной акцией протеста перевозчиков, к которой присоединились 40 регионов страны. Весь последующий месяц дальнобойщики тоже прожили неспокойно. Тем не менее в середине декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев четко дал понять, что отменять «Платон» никто в правительстве не планирует.

Единственная преференция, которой до сих пор удалось добиться протестующим, — это снижение штрафов за неуплату сборов: вместо чудовищной вилки от 5 до 450 тысяч рублей в кабмине решили остановиться просто на 5–10 тысячах. С таким решением согласился президент РФ Владимир Путин; соответствующий документ был подписан им как раз через месяц после того, как «Платон» был введен в действие.

Чья правда правее

Данные о числе дальнобойщиков, успевших к настоящему времени зарегистрироваться в системе, в правительственных кабинетах разнятся. Медведев, например, утверждает, что таких дальнобойщиков большинство и что в систему уже включились перевозчики, выполняющие 85–90% рейсов по стране. А в Росавтодоре тем временем говорят, что специальными бортовыми устройствами для контроля маршрута и подсчета километража пока обзавелись владельцы только 650 тысяч транспортных средств; а это — если верить данным Минтранса, согласно которым по России колесит около полутора миллионов большегрузных фур — менее 44% от общего числа подпадающих под действие закона большегрузов. На большинство эта цифра явно не тянет.

Впрочем, чьи подсчеты вернее, роли уже не играет. Компания РТИТС (на 50% принадлежит бизнесмену Игорю Ротенбергу) отхватила правительственный контракт на обслуживание системы «Платон» сроком на 13 лет и уже получила добро на выпуск 1,5 млн контролирующих устройств. И значит, деньги она получит — а не получит, так отобьет тем или иным способом (как за 1,5 млн приборов). И никого не волнует, будут они востребованы на 85, 44 или 4%.

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Хитрость «Платона»

Сведения о качестве упомянутых бортовых приборчиков, поступающие из многочисленных официальных и не очень источников, разнятся не меньше.

РТИТС, например, с гордостью заявляет, что бортовые устройства производятся в России, на предприятиях Ленинградской области, исключительно на основе российских технологий. И вполне возможно, что так оно и есть, вот только дальнобойщики, уже имевшие дело с этими приборами, говорят, что собраны они из китайских комплектующих.

В компании также уверяют, что процедура получения прибора учета занимает всего 5–10 минут при личном обращении и еще меньше времени — при оформлении заявки через сайт. Водители в ответ сетуют, что общение с операторами «Платона» нередко затягивается и на полчаса.

Сами приборы, по их словам, работают с перебоями, некоторые выходят из строя, а те, что не выходят, ведут себя, как мошенники. Сразу после запуска «Платон» проявил такое рвение в собирании денег в пользу своих хозяев — ну и государственного бюджета, конечно, — что бойко списывал плату за одну и ту же поездку по несколько раз; кроме того, система, как заправский таксист, мухлюет при прокладке маршрутов, отдавая приоритет именно федеральным трассам и тем самым вынуждая водителей проезжать как можно больше «платных» километров. Как говорят водители, маршрут, проложенный «Платоном», может оказаться на четверть дороже, чем вариант, составленный с помощью бесплатного сервиса вроде «Яндекс-карт».

Еда еще дороже, жилье еще недоступнее

Впрочем, все перечисленные технические нюансы — лишь часть беды. Они, конечно, прибавляют неудобств и волнений дальнобойщикам, работу которых и без того не назовешь оплотом безмятежности и комфорта. Но эти проблемы касаются конкретно грузоперевозчиков. Куда хуже те последствия «Платона», что отражаются на состоянии российской торговли, а значит, и на наших с вами кошельках.

Транспортные компании, как и обещали (впрочем, и выбора особого у них в этом плане не было), начали поднимать тарифы, стремясь компенсировать рост своих издержек. Например, стоимость заказных контейнерных перевозок грузов с обратной доставкой порожних контейнеров из Санкт-Петербурга в Москву выросла на 2,5–3 тыс. рублей. Пока. А ведь практически весь маршрут между двумя столицами проходит как раз по федеральным трассам.

Часть предприятий, связанных с торговлей, также сообщает, что после введения «Платона» их затраты на сотрудничество с грузоперевозчиками возросли на 20–30%. А отдельные направления, по неофициальной информации, подорожали на все 80–90%.

И вот здесь-то как раз очень кстати придутся официальные подсчеты Росавтодора, согласно которым 83% всех грузов, перевозимых по территории России посредством автотранспорта, — это стройматериалы, а еще 8,5% — продукты питания. Нетрудно догадаться, что именно эти важнейшие для большинства российских домохозяйств товары сильнее всего подорожают благодаря запуску «Платона».

Аналитики уже предупредили, что средний рост затрат на строительство может достичь 4%, а, к примеру, в подмосковном регионе, по данным президента Ассоциации застройщиков Московской области Андрея Пучкова, себестоимость строительных работ увеличится не менее чем на 7–8%. Что касается еды, то «Платон» даст продуктовой инфляции как минимум 1–2% дополнительного роста.

«Корежим всю систему экономических отношений ради маленького выигрыша»

Однако в правительстве продолжают упорно отрицать закон экономических причин и следствий и заявляют, что «Платон» не окажет серьезного влияния на удорожание важнейших видов товаров. Так, замминистра финансов Максим Орешкин заявил, что вклад нового дорожного сбора в рост потребительских цен в 2016 году составит максимум 0,1%. Прикидка Росавтодора оказалась более значительной, но и там чиновники не ожидают скачков выше, чем на 1%.

В общий фон бодрых заявлений не вписались лишь заявления руководства Минэкономразвития о том, что «Платон» влечет за собой «избыточные административные и иные ограничения и обязанности» для бизнеса и способствует возникновению необоснованных расходов для бюджетов всех уровней.

«Каждый раз мы стремимся получить маленький выигрыш, покорежив систему экономических отношений, — посетовал глава ведомства Алексей Улюкаев. — Мы опять изменяем условия для очень широкого круга бизнеса. Это ведь не только перевозчики, это грузоотправители, торговые сети — все вместе. И они должны подстраиваться под то, что мы хотим собрать 30 млрд рублей для дорожного фонда. Это несоизмеримо, — подчеркнул министр. — И тем более во время экономической стагнации».

В Минэкономразвития предупредили, что тариф на грузоперевозки нельзя делать выше 97 копеек за километр вплоть до 2019 года. Однако сообщения Улюкаева и его коллег благополучно потонули в потоке кабминовского оптимизма.

Между тем остается всего два месяца до вступления в силу второй очереди повышения расценок за грузоперевозки. До марта 2016 года проезд по федеральным трассам будет обходиться в 1,53 руб. за километр, а с началом весны расценки «Платона» поднимутся до 3,06 руб. А значит, основные подсчеты убытков еще впереди. И не только российского бизнеса — грузоперевозчиков, строителей, сельхозпроизводителей, ритейлеров, — но и большинства из нас.

Индия претендует на С-400 Далее в рубрике Индия претендует на С-400Предполагается, что вопрос будет решен во время поездки премьер-министра Индии в Россию

Комментарии

18 декабря 2015, 20:34
Грузоперевозки дорожают, продукты дорожают, водители озлоблены, народ в шоке...
Какой идиот пхвсе это придумал?!?
Ведь как ни крути, а получается, что выгоду от всего этого извлекает исключительно компания Ротенберга и кремлевские лоббисты. А в целом для страны это просто засада какая-то...!!!
18 декабря 2015, 21:49
Путин потребовал снизить акциз для машин, оборудованных системой Платон. А взимаемые средства, до копейки уходят в строительство дорог в регионах. Это очень важно для развития рынков по всей стране. Ведь главная задача импортозамещения не может быть выполнена без спроса на продукцию и развитой логистики. Мы не импортируем, а значит надо продавать больше внутри страны, а новые дороги обеспечат доставку товаров в самые глухие поселения. Кроме того, с развитием логистики поднимается уровень сельского хозяйства. И эти же поселки отплатят стране вдвое больше своим трудом. Этим и призван окупить себя Платон. А Ротенберг как бизнесмен отобьет свое несомненно, в рамках контракта. На его месте мог быть и Прохоров , и кто-либо еще. Те, кто говорит об этом, только отвлекают от сути, а нужно общаться с дальнобойщиками и прислушиваться к их мнению, не душить драконовскими тарифами.
Дороги это хорошо. Но, есть неоспоримые негативные стороны: 1) Что Вы скажете если у Вашей семьи на эти дороги отнимут до половины заработка? 2) ВВП не соврал когда заявил, что 100% сбора идет в бюджет. Вот только он почему-то забыл сказать, что Платон не задаром эту систему создал и несет расходы на её обслуживание и поддержку. Поэтому часть собранных средств потом (т.е. не сразу после сбора) направляется из бюджета на счет Платону (а это без малого до 25 % от собранного, даже гуманитарные фонды только 20 % забирают от пожертвований). 3) Система по любому ударит по частному извозу, поскольку делает обслуживание и работу на одной фуре не выгодным. Выживают крупные транспортные предприятия. Как ни крути это очередной удар по малому бизнесу. А как же слова о его поддержке? По словам самого ВВП на предыдущем открытом сообщении более 80% (не помню точную цифру) предприятий малого и среднего бизнеса в стране было разорено в процессе судопроизводства - не потому, что виноваты, а потому, что им не давали работать в этот момент. А это миллионы рабочих мест. 4) Еще одна капелька в повышение инфляции на товары.
Этот перечень можно продолжить и по прочим пунктам уже косвенного влияния на экономику. Не знак как у Вас уважаемый в семье. Наверное там все в порядке с деньгами, и дай Бог, чтобы было все нормально, а моя семья объективно еле концы вяжет и сделать ничего нельзя. Налоги, инфляция, ЖКХ и т.п. съедают 90 % доходов семьи, на еду немного остается, как в Африке (интернет одно удовольствие и развлечение), и если они и дальше будут расти, а они будут расти (уж поверьте и очень быстро. Англосаксонская спекулятивная экономическая система работает нормально и патологическую жадность олигархов и чиновников никто не отменял, и они при любом кризисе с нас свою прибыль получат) такими благими намерениями путь выстлан в ад всем кто небогат. Для меня экономическая безопасность семьи важнее, а не прихоти зажравшихся.
20 декабря 2015, 12:55
Я думаю, хорошего от этого будет больше чем плогохо. Перевозки - это огромный рынок и он нуждается в регулировании. Тем более с нашими дорогами и снашей аварийностью.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»