Бесполезные полпреды
Валентина Матвиенко. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Валентина Матвиенко. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Реформу региональной политики следует начать с ликвидации института полпредов

Представители российской власти все чаще проявляют обеспокоенность ситуацией в регионах. На минувших выходных председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала изменить основы региональной политики в РФ.

В интервью «Общественному телевидению России» Валентина Матвиенко рассказала о том, что волнует ее сегодня больше всего. «На мой взгляд, пришло время менять основы региональной политики в Российской Федерации… Мы живем уже в новых условиях. Если посмотреть за последние пять лет, то, к сожалению, финансовое положение большинства субъектов федерации ухудшилось», — отметила Матвиенко.

Повод для тревоги действительно есть: задолженность субъектов федерации выросла в два раза, практически вдвое возросло и количество дефицитных бюджетов (76 регионов), наблюдается очень высокая дифференциация в доходах бюджетов и населения.

Спикер Совфеда предложила изменить концепцию межбюджетных отношений — сегодня 35% всех доходов остается в регионе, 65% направляется в федеральный бюджет. По словам Матвиенко, в итоге главы регионов теряют мотивацию для экономического развития, тратят силы на выбивание различных субсидий и дотаций из бюджета обратно, поэтому больше доходов должно оставаться на местах. Глава Совета Федерации подчеркнула, что в плане принятия законов существует «перекос» в сторону федерального центра, и региональные парламенты должны получить больше полномочий при сохранении единого правового поля.

В данный момент Совет Федерации и правительство РФ готовят новый вариант региональной политики с привлечением руководителей регионов и экспертов.

Бремя полномочий

Сложно отрицать имеющийся в России перекос в сторону федерального центра. Специфика нашего государства, обладающего огромной территорией, заключается в необходимости жесткого централизованного контроля. Предоставление парламентам большей свободы с точки зрения государственной безопасности не представляется целесообразным. Кроме того, в сегодняшних реалиях, когда уровень коррупции растет пропорционально от центра к Дальнему Востоку, увеличение бюджетов региона может привести к росту масштабов коррупции, а не экономическим прорывам.

О планах, созвучных идеям Матвиенко, сообщал на прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Козак, который представил Совету Федерации разрабатываемые правительством основы региональной политики. В основу ляжет принцип широкого делегирования федеральных полномочий регионам: по аналогии с Крымом динамично развивающимся субъектам обещаны гранты, а губернаторов за неисполнение экономических обязательств перед федеральным центром ждет дополнительная ответственность. Пример Крыма, региона с уникальным бэкграундом, все же представляется малоубедительным.

«Регионы, которые получают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, должны заключать соглашения с центром и брать на себя обязательства по наращиванию экономического потенциала. В случае их невыполнения должна быть финансовая ответственность, и будем решать вопрос о политической ответственности руководителя региона», — пояснил Козак.

Есть и другая проблема — отсутствие ресурсов для исполнения полномочий в самих регионах. По замечанию вице-премьера, все чаще регионы просят вернуть на федеральный уровень ряд полномочий, особенно социальной направленности, в связи с недостаточностью ресурсов. В том числе речь идет и о кадровых вопросах. Так что новым широким полномочиям регионы могут оказаться и не рады.

Эффективные решения

Одним из реальных решений для «региональной реформы» могла бы стать ликвидация института президентских полпредов. Эта надстройка появилась в 2000 году по инициативе Владимира Путина в целях укрепления вертикали власти. Представителям главы государства были делегированы функции наблюдения за исполнением решений центра в регионах, кадровой политикой и приведения местного законодательства в соответствие с федеральным.

Вбросы в СМИ о грядущем упразднении института полпредов появлялись еще два года назад, а сегодня вопрос уже «перезрел». Тогда целями несостоявшейся реформы были заявлены повышение эффективности власти и борьба с размыванием ответственности. Сегодня мы наблюдаем укрупнение институтов власти и кристаллизацию ее структуры прежде всего в силовой сфере как основе государства, то же самое может произойти в региональной политике.

Упразднение институтов полпредов — это и существенная экономия бюджета, актуальная в сегодняшних непростых условиях. Кроме того, функции полпредов и региональных властей нередко дублируются и приводят к конфликтам. В рамках предстоящих выборов это особенно актуально. Рассуждения о том, что Москва избегает прямого общения с региональными элитами, нерациональны, как и слова Валентины Матвиенко: «Из Москвы все зарегулировать невозможно, такие попытки приводят к плохим результатам».

Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что диалог о ситуации в регионах Владимир Путин ведет все-таки не с полпредами, а с губернаторами, вызывая их в Кремль для беседы с глазу на глаз. Выступая на пленарном заседании ПМЭФ, президент пообещал провести серьезный анализ происходящего в сфере бизнеса в каждом регионе и подвести итоги этой осенью. Лучшие региональные управленческие команды получат поощрения, худшим грозят «кадровые решения». «Серьезный разговор», анонсированный президентом, может повлечь новые отставки губернаторов, в то время как институт полпредов никакой ответственности за происходящее не несет.

Самый большой минус реформаторских планов и правительства, и Совфеда в том, что все они хорошо выглядят на бумаге и на словах. Пока региональная политика остается слабым местом РФ. Геополитические победы на дальних рубежах, масштабные интеграционные проекты и представительные форумы — это повод для гордости, но тыл пока остается без эффективных решений.

Топор для образования Далее в рубрике Топор для образованияНе желая повышать стипендии для студентов дневных отделений, правительство готовится запретить заочное обучение в гуманитарных вузах Читайте в рубрике «Политика» Плата за трусостьО чем не сказал Янукович по делу о Майдане Плата за трусость

Комментарии

20 июня 2016, 19:52
Мне кажется истинная цель наговоров от Матвиенко - оправдать существование самого Совфеда. Вот мне лично кажется, что Совфед - это тупо отстойник для отработанных или неудавшихся политиканов. Я бы вот оставил полпредов, а Совфед расформировал. Толку от него реально никакого. Только баламутят, - поддержим, не поддержим..
21 июня 2016, 15:04
Самый большой минус реформирования на самом деле состоит именно в том, что на любое реформирование нужны средства. Так что стоит хорошо подумать, прежде чем начинать что-то реформировать и тем более ликвидировать!
21 июня 2016, 19:12
Полпреды - это та самая вертикаль власти. Убери ее - никаким образом это ситуацию в стране не оздоровит. Эффективность управления надо повышать, а не кусалово устраивать.
22 июня 2016, 13:02
Надо сократить гос.служащих, процентов на 30, вот где реальная экономия. А то сидят, у каждого по 2 компьютера, шикарные кабинеты, служебные тачки и т.д. А КПД от них 0. Практически везде семейные кланы и панибратство. Самое "смешное", что большая часть служащих вообще ничего не делает, как в поговорке, если платят - значит эта работа "нужна". А играть в компьютеры, бесконечно пить чай и т.д. можно и дома...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»