Мария Египетская: к спасению из бездны греха
Мария Египетская. Фото: georgievskoe.by

Мария Египетская. Фото: georgievskoe.by

Почему в пятую неделю Великого поста Церковь вспоминает великую грешницу

В пятое воскресенье (неделю) Великого поста Православная церковь чтит Марию Египетскую — грешницу, которая стала святой. Память о ней напоминает нам о том, что прийти к Богу сможет любой, даже самый грешный человек — если его раскаяние и молитва будут искренними.

Блудница

Святитель Димитрий Ростовский пишет: Мария, прозванная позже Египетской, родилась в V веке, у нее были любящие мать и отец, но в возрасте 12 лет девочка убежала от них в Александрию, на тот момент крупнейший город Египта. Здесь она стала блудницей, предаваясь разврату, по ее словам, «не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть».

Так прошли 17 лет ее жизни. А  потом попала Мария на корабль, который вез паломников в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Она присоединилась к ним не с благочестивыми помыслами, но чтобы продолжать предаваться разврату. И подобным же образом вела себя, когда сошла на берег в Иерусалиме.

Во время праздника Мария решила зайти в храм, куда шли все люди, но не смогла сделать этого. Невидимая сила удержала ее. Тогда женщине стало страшно, и она заплакала — а плача, увидела икону Богородицы в притворе  и начала впервые в жизни молиться. После этого ей удалось зайти в храм, и она пообещала Богу, что отныне изменит свою жизнь навсегда.

Иордан

Приняв причастие, Мария ушла в пустыню за реку Иордан. Здесь, в одиночестве и борьбе с собственными страстями, она провела около 50 лет. Единственным человеком, который видел ее, был монах Зосима — ему Мария и поведала историю своей жизни. Потрясенный Зосима увидел, как во время молитвы Мария поднялась на локоть от земли и стояла в воздухе — так описывает Димитрий Ростовский встречу странствующего монаха и святой.

Она была нага и не хотела показываться Зосиме, чтобы не вводить его в смущение. Монах отдал ей часть своего одеяния. Все годы отшельничества, рассказала Мария, она питалась лишь двумя хлебами, взятыми из Иерусалима, а когда они кончились, ела растения. Долгое время демоны похоти не отступали от нее, да и сейчас, во время рассказа, Мария опасалась, как бы вслед за воспоминаниями они не вернулись вновь.

Мария попросила Зосиму через год ждать ее у реки Иордан со Святыми Дарами — чтобы она могла впервые за много лет причаститься. В назначенный срок монах вышел к реке и увидел, как Мария, не имея лодки, пошла по воде, как по твердой земле. Так состоялась вторая встреча Зосимы и святой. Мария попросила никому не рассказывать о ней до времени ее кончины и напоследок пригласила Зосиму посетить ее еще раз — снова ровно через год: на том месте, где они встретились впервые.

Когда Зосима пришел на встречу, он нашел Марию уже отошедшей ко Господу:  «Руки у нее были сложены, как подобает у лежащих во гробу, лице обращено на восток». Затем пришел лев и, склонившись перед святой, начал рыть лапами ей могилу — туда Зосима, оправившись от испуга, положил тело Марии.

Он вернулся в монастырь и рассказал братии то, что видел и слышал. «Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовью почитать память преподобной и праздновать день ее преставления», — заключает свой рассказ Димитрий Ростовский.

Значение

Церковь говорит: жизнь Марии Египетской — это напоминание о том, что, сколько бы грехов ни было на совести человека, пути в Царствие Божие для него не закрыты. При трудах покаяния он может заслужить прощение:  Господь способен вывести человека даже из самых глубин духовного падения — для этого нужны только искреннее раскаяние, смирение и молитва.

Жизнью святой Марии Церковь дает нам поддержку в посте. Она показывает путь, которым шли великие подвижники, и говорит, что в своем посте мы должны подражать и руководствоваться примером древних святых.

«Известно, что наиболее всего смущает грешника, когда он начинает приходить в раскаяние, мысль о тяжести своих грехопадений. Затем смущает его чувство пагубной привычки ко греху и трудности сражаться с нею , — писал в XIX веке о Марии Египетской святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, прозванный Русским Златоустом. — Но вот грешница, каких самый грехолюбивый мир видит у себя немного и всегда сопровождает презрением, вдруг разрывает все узы греха, на ней лежавшие, начинает жизнь святую и подвижническую, удостаивается чрезвычайных даров благодати Божией и восходит путем покаяния на такую высоту духа, что становится подобною Ангелам бесплотным. Кто после этого может отчаиваться в своем спасении?»

«Особенные дети, как фильтр, очищают нас» Далее в рубрике «Особенные дети, как фильтр, очищают нас»Ольга Ланговая, общественник и мама золотого призера Спецолимпиады, рассказала о том, как она вырастила чемпионку

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»