«Малый и средний туристический бизнес исчезнет»
Александр Кряжев / РИА Новости

Александр Кряжев / РИА Новости

Компания «ИнтАэр» стала пятым российским туроператором, приостановившим свою деятельность

Компания «ИнтАэр», входящая во второй десяток списка крупнейших туроператоров России, объявила о прекращении своей деятельности. Таким образом, за последние три недели обслуживание клиентов прекратили уже пять российских туроператоров.

Как говорится на сайте «ИнтАэр», компания приостанавливает работу «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками». Согласно пресс-релизу компании, это решение — вынужденное, и связано прежде всего с резким падением спроса и покупательской способности, которые вызвал рост курса валют и негативная политическая ситуация.

За получением компенсации клиенты компании, уже оплатившие ее услуги, должны будут обратиться в страховую фирму «РЕСО-Гарантия». С этой компанией «ИнтАэр» связывают два договора страховой ответственности, заключенные в феврале этого года, — на 30 млн рублей каждый. Поскольку туроператор уже уведомил страховщика о невозможности исполнения своих обязательств перед заказчиками, что расценивается как наступление страхового случая, «РЕСО-Гарантия» должна будет выплатить компенсации туристам. Обратиться с требованием выплаты возмещения должны будут и клиенты турагентств, заключивших договор с туроператором «ИнтАэр».

На сайте российской «Ассоциации туроператоров» уточняется, что сейчас за рубежом по линии «ИнтАэр» находятся около 500 туристов. Объединение «Турпомощь» выразило желание помочь в вывозе туристов с курортов, однако, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, компания уже заявила о том, что доставит клиентов на родину собственными силами. Всего на данный момент, по оценкам самого туроператора, продано около 1,2 тысячи туров, действовавших вплоть до 1 февраля следующего года.

Как рассказала «Интерфаксу» руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова, в результате прекращения деятельности компании в общей сложности пострадают около 2 тысяч туристов. «За рубежом на данный момент находятся 500 клиентов "ИнтАэр". В основном это Греция. Не смогут отправиться в отпуск 12001300 человек», — пояснила она. Однако Щеголькова считает, что проблем с выплатой компенсаций не возникнет, и 60 млн рублей, содержащихся в страховом договоре, хватит на всех. По ее данным, сама компания оценивает ущерб в 40 млн рублей.

Московский туроператор «ИнтАэр», представленный двумя юридическими лицами — ООО «ИнтАэр» и ООО «ИнтАэр Трэвел» — был основан в феврале 1992 года. В последние годы этот туроператор специализировался на греческом направлении и продолжал оставаться во «втором эшелоне»: в рейтинге «Ассоциации туроператоров», подготовленном по заказу «Коммерсанта» в 2011 году, он занимал 13-е место с товарооборотом в 3,23 млрд рублей и клиентским потоком в 141 тысячу человек в год. Из них полноценный тур от «ИнтАэр» приобрели 103,2 тысячи человек. В дальнейшем подобные рейтинги не составлялись, однако издание «РБК» еще летом 2012 года сообщало, что этот туроператор может прекратить свое существование из-за долгов. К концу 2012 года выяснилось, что компания нашла необходимые деньги и рассчиталась с партнерами.

Туристы на острове Корфу, в Греции. Фото: Алексей Даничев / РИА «Новости»

«ИнтАэр» стал пятым российским туроператором, приостановившим свою деятельность за последние три недели. Первым о невозможности дальнейшего обслуживания клиентов в середине июля этого года объявила компания «Нева», одна из старейших турфирм России, основанная еще в 1990 году сослуживцем российского президента Владимира Путина по ленинградскому управлению КГБ Владимиром Стржалковским. Гражданская ответственность этой компании была возложена на страховую фирму «Возрождение», лицензия которой была отозвана 30 июля ради «обеспечения сохранности имущества страховщика». Петербургский туроператор объяснил свой крах «плохим туристическим сезоном», вызванным, в том числе, запретом на выезд за рубеж для сотрудников МВД. К моменту принятия решения о прекращении деятельности за рубежом находились 7160 клиентов «Невы», однако сейчас все они, за исключением 20 человек, продолжающих свой отдых и планирующих попасть на родину в запланированные даты, вернулись в Россию.

Вслед за «Невой» 25 июля свою деятельность приостановил туроператор «Роза ветров Мир», объяснивший такое решение «невозможностью выполнения своих обязательств перед туристами и партнерами». Его турпоток был значительно меньшим, нежели у «Невы» — к моменту закрытия фирмы за рубежом находились всего 130 его клиентов, еще у около 800 человек были оплачены путевки на ближайшие месяцы. Спустя пять дней деятельность приостановил петербургский туроператор «Экспо-Тур», назвав в качестве одной из причин произошедшего проблемы с выполнением круиза по Черному морю.

В начале августа туроператор «Идеал-тур» не смог расплатиться за рейсы с дочерней компанией «Аэрофлота» «Оренбургские авиалинии». Из-за этого основному клиенту «Идеал-тура», компании «Лабиринт», также пришлось приостановить свою работу. В качестве причин такого решения компания указала на «резкий рост курса валют, который сказался на покупательской способности», «негативную политическую и экономическую ситуацию, повлиявшую на количество бронирований», а также «смещение принципа подачи заявок» (клиенты этой фирмы, преимущественно, бронировали «горящие» туры»). К моменту прекращения деятельности «Лабиринта» за рубежом находилось беспрецедентное для подобных ситуаций количество туристов — около 25 тысяч человек. Сейчас их число сократилось до 1315 тысяч.

Доставка клиентов «Лабиринта» на родину осуществлялась преимущественно за деньги объединения «Турпомощь», однако, как сообщила накануне представитель Ростуризма Щеголькова, ему пришлось обратиться за финансовой поддержкой к государству. В тот же день стало известно, что ситуация с разорившимися туроператорами привлекла внимание Следственного комитета. Как пояснял официальный представитель ведомства Владимир Маркин, следователи подозревают сотрудников компаний «Нева» и «Лабиринт» в мошенничестве, в результате которого их клиенты не смогли выехать на отдых или вернуться домой. Помимо этого, как говорится на сайте московского управления Роспотребнадзора, в отношении «Лабиринта» вынесено определение о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.4 КоАП (оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов). В общей сложности на возвращение клиентов «Лабиринта» на родину уже было потрачено 35 млн рублей.

Между тем исполняющий обязанности главы Ростуризма Олег Сафонов рассказал «Интерфаксу», что накануне его ведомство направило в Следственный комитет, Генпрокуратуру, ФСБ и Центробанк письма с просьбой проверить не только «Неву» и «Лабиринт», но и все остальные турфирмы, приостановившие свою деятельность в последние недели. Щеголькова уточнила агентству, что запросы составлены с целью выяснить, не было ли банкротство той или иной турфирмы вызвано преднамеренно.

Как рассказала накануне в эфире телеканала «Россия-24» исполнительный директор «Ассоциации туроператоров России» Майя Ломидзе, поток российских туристов на европейские курорты в этом сезоне по сравнению с прошлым летом снизился на 30%. «По истечении сезона это может быть совсем другая цифра, еще более драматичная и серьезная», — добавила она. В качестве причин, спровоцировавших такое падение, Ломидзе назвала не только массовую приостановку деятельности туроператоров, но и внешние факторы, такие как рост курса евро, из-за которого российским туристам приходится выбирать путевки в Турцию и Египет, поскольку цены на них исчисляются в долларах.

Генеральный директор туроператора DZBW-Tours Карен Гончаров назвал приостановку деятельности туроператора «ИнтАэр» обычным для российского рынка процессом. «ИнтАэр» — небольшая компания, каких-то глобальных позиций на рынке они не занимали. Множество предприятий ежегодно разоряется и в России, и в США», — констатирует он.

Майя Ломидзе. Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

«Когда разоряется какая-нибудь компания, особенно крупная, в данном случае речь идет не про «ИнтАэр», а, например, про «Неву», естественно, на какое-то время продажи замирают, но потом, спустя 23 недели, все восстанавливается примерно в том же объеме», — пояснил Гончаров «Русской планете». Общее снижение объема продаж на российском туристическом рынке он связывает с окончанием летнего сезона.

Генеральный директор «Клуба защиты прав туриста» Дмитрий Давыденко полагает, что «ИнтАэр» изначально был недееспособным туроператором, а в закрытии других турфирм видит тенденцию. «Я думаю, у «ИнтАэр» просто нет денег платить по всем долгам, иначе они не приостановили бы свою работу. Это логическая цепочка, которая будет и дальше продолжаться в развитии. На рынке останутся только крупные компании, малый и средний туристический бизнес исчезнет, так как он не в состоянии конкурировать с крупным бизнесом», — предположил он.

По словам Давыденко, у туристов, находящихся за рубежом, не возникнут проблемы, если у них уже оплачены проживание и билеты на авиарейс. «В случае необходимости мы будем ими заниматься, вывозить их оттуда. Но я пока не слышал о туристах, которые там застряли. Тем клиентам «ИнтАэр», кто купил путевки, но еще находится в России, следует обращаться в ОСАО «РЕСО-Гарантию». Там застрахован риск на 30 млн рублей», — рассказал он РП. Давыденко считает, что «РЕСО-Гарантия» — крупная компания, поэтому шансы вернуть деньги есть у всех туристов, однако, если сумма компенсаций превысит 30 млн рублей, то «кому-то может и не хватить».

Как пояснил РП юрист «Общества защиты прав потребителей» Олег Фролов, находящиеся за рубежом россияне, воспользовавшиеся услугами фирм, приостановивших свою деятельность, должны в обязательном порядке подойти на стойку администрации отеля и получить документы, подтверждающие, что их пребывание должна была оплатить турфирма. По возвращении на родину с этими документами необходимо обратиться в компанию — страховой агент туроператора, которая должна будет рассмотреть вопрос о выплате потраченных денег в течение 30 дней.

В случае если деньги не будут возвращены в указанный срок, турист вправе обратиться в мировой суд и дальнейшие инстанции, однако, как подчеркнул Фролов, на его практике к положительному исходу такие тяжбы не приводили. На возможность получения компенсации не только потраченных на путевку денег, но и морального вреда, юрист посоветовал не надеяться. «Люди, которые сейчас находятся в аэропортах в ожидании свободного места в самолете, компенсации за свои, условно говоря, нравственные и физические страдания не получат. В случае если средства из страхового фонда туроператора заканчиваются, деньги чаще всего не возвращаются. Сейчас мы именно это и наблюдаем в большинстве случаев. Судебные тяжбы могут продолжаться бесконечно, но, в любом случае компания, которая прекратила свою деятельность, перестает нести ответственность и начинает перекидывать ее на страховую фирму. Поэтому здесь исключительно вопрос везения — если вы были одним из первых, обратившихся с требованием вернуть деньги, то вы их получите, а если не успеете — то нет», — пояснил он. 

ДТП с многолетними последствиями Далее в рубрике ДТП с многолетними последствиямиВодитель-иностранец получил почти семь лет колонии за столкновение с рейсовым автобусом под Подольском, в результате которого погибли 18 человек

Комментарии

05 августа 2014, 15:31
Как хорошо, то мы с мамой у спели слетать в отпуск через эту компанию,а ведь думали еще на август,но решили что июнь будет лучше всего и не прогадали.
05 августа 2014, 19:43
Как бы вслед за туристическими компаниями не начали закрываться страховые. Судя по реформам в этой сфере все возможно.
06 августа 2014, 09:16
Пока у людей есть лишние сбережения, эти финансовые паразиты не закроются, не волнуйтесь.)
А вообще, на мой взгляд, страховая компания должна быть в стране одна, и принадлежать она должна государству!
05 августа 2014, 21:26
"В случае если средства из страхового фонда туроператора заканчиваются, деньги чаще всего не возвращаются. Сейчас мы именно это и наблюдаем в большинстве случаев." Думаю, что если есть решимость и средства чтобы судиться во всех инстанциях и повезет с адвокатом, то можно избежать участи "большинства". Мой коллега оказался в подобной ситуации в связи со страхованием имущества, в мировом сам думал справиться - не вышло. Потом через бесплатный спаспортал нашел адвоката и во второй инстанции дело было пересмотрено и спор выигран. Это только если "не хочется связываться", тогда да, будет как "в большинстве случаев".
05 августа 2014, 22:21
вот сижу сейчас на отыдхе в отеле и думаю увезут домой или здесь оставят работать на хлопоковой плантации, да будет все хорошо
06 августа 2014, 09:25
Ну и поделом им! Не захотели в Крым, Сочи и в Абхазию - получайте! ))
06 августа 2014, 10:06
Это нормально. Россияне вообще очень много трятят в путешествиях, наполняют свежей кровью экономики других стран. А они, неблагодарно вводят в отношении нашей страны всякие санкции. Вот и пусть теперь сидят. Нам пора развивать туризм внутри своей страны.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»