Небо под контролем правительства
Фото: avia.pro

Фото: avia.pro

Российские власти хотят лишить Межгосударственный авиационный комитет всех полномочий

Межгосударственный авиационный комитет уже не занимается сертификацией самолетов, а теперь еще может остаться и без прав на расследование авиапроисшествий. Вопросы к работе МАК появились еще прошлой осенью, когда он лишил сертификата Boeing 737, заявив о технических дефектах в этих лайнерах. Окончательное решение по эксплуатации самолетов в нашей стране принимает Росавиация, а она выводы МАК не поддержала.

Председатель правительства Дмитрий Медведев осенью 2015-го заявлял: «время показало, что эти полномочия нужно иметь именно в нашей системе исполнительной власти» и «для совершенствования системы государственного управления гражданской авиации предлагается предоставить Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации функции по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов, аэродромов».

В декабре правительство решило передать полномочия по сертификации авиатехники другим ведомствам. У МАК же сохранились функции по расследованию авиапроисшествий. Теперь в кабмине намерены забрать и это. Схему передачи функций поручил проработать вице-премьер Аркадий Дворкович.

Предлагается также выйти из международных соглашений, которые связаны с МАК. Против этого уже выступил Минтранс. В ведомстве отмечают, что до этого нужно создать аналогичную независимую структуру. В отрасли же добавляют, что «еще остались вопросы с сертификацией и пока возникают препятствия с выходом на рынок российской техники».


СПРАВКА: МАК СНГ — надгосударственный орган. Он учрежден в 1991 году по соглашению 12 республик бывшего СССР. Основные функции — выдача сертификатов типа самолетов, аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. Сертификация авиакомпаний в начале 2000-х годов в РФ перешла к Росавиации. МАК с 1991 года возглавляет Татьяна Анодина, финансирование производится из взносов стран пропорционально объему перевозок (от РФ в 2015 году — 253,9 млн руб.) и отчислений от сборов за аэронавигационное обслуживание и сертификацию.


Источник, знакомый с ситуацией, отметил, что инициатива забрать у МАК расследование авиапроисшествий кулуарно обсуждается «уже некоторое время». По его словам, рассматривалась возможность перевода этих функций в ведение Центра обеспечения расследования авиапроисшествий при Минобороны. Но с учетом критериев независимости, предъявляемых к новому органу, идею пока обсуждать перестали.

«Необходимые для расследований авиапроисшествий ресурсы МАК унаследовал от СССР»,— напоминает глава Infomost Борис Рыбак. Воссоздание аналогичной структуры с нуля в современных условиях потребует существенных временных и материальных затрат, говорит он, добавляя, что если это будет означать выход РФ из соглашений о деятельности МАК, то «это породит целый букет дипломатических проблем», рассказал источник.

Бывший сотрудник Госавианадзора СССР летчик-испытатель Владимир Герасимов в своей книге «Тайны авиакатастроф» высказывает следующие претензии к МАКу:

недопустимое затягивание сроков расследования по ряду авиакатастроф на срок до нескольких лет, в результате чего в ряде случаев истекает даже срок давности по возбужденным в отношении этих катастроф уголовным делам;

одновременная сертификация гражданских воздушных судов, аэродромов и их оборудования и расследование происшествий с ними одной и той же организацией могут приводить к неэффективности проводимых расследований;

бессменный председатель МАК Татьяна Анодина одновременно с этим является президентом некоммерческой общественной организации Международная ассоциация авиастроителей и аффилированным лицом (членом совета директоров и матерью генерального директора) авиакомпании «Трансаэро», что может создавать конфликт интересов с участниками данных организаций;

статус дипломатического представительства не позволяет привлекать сотрудников МАК к ответственности за допущенные в ходе расследования нарушения.

Так считает летчик-испытатель. На наш же взгляд, самое важное то, что МАК неизменно руководствуется Стандартами ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization) во всех аспектах своей деятельности, в том числе в области независимого расследования авиационных происшествий, сертификации типов воздушных судов и международных (категорированных) аэродромов. А это означает, что организация может руководствоваться не национальными интересами, а принципами международной организации. В этом смысле заявление главы правительства о том, что полномочия должна иметь исполнительная власть, а не политизированные структуры Запада, как ни странно, имеет определенный смысл.

Комментарии

18 июля 2016, 15:57
Да ладно нам своих то спецов троллить! Вон голландские "специалисты" два года тянут кота за хвост с результатами расследования катастрофы Боинга над Донбассом. И что дальше? Никто не вякает, заметьте...
18 июля 2016, 17:20
Какой ещё там троллинг, давайте начистоту? Система явно требует серьезной чистки - ведь мало того, что во главе МАК стоит аффилированное лицо в лице коррупционерши Анодиной, так она и её окружение еще и пользуются неприкосновенным статусом..!
Чувствуете, чем пахнет? Вам нужен подобный прогнивший орган?
19 июля 2016, 13:40
Я так скажу - в насквозь прогнивших и погрязших в коррупции коридорах власти давно нужно устроить генеральную чистку. А устраивать выборочное линчевание, когда остальная масса лоббистов и воров уже не различает, где взятка, а где спонсорская помощь, просто аморально.
18 июля 2016, 17:27
Нам надо как можно скорее, но предельно аккуратно избавляться от всех этих непонятных надстроек, которые блокируют нормальное функционирование системы и как следствие развитие нашего государства.
19 июля 2016, 13:41
Это вы про Кабинет министров? Да, эти надстройки нуждаются в серьезной корректировке.
20 июля 2016, 05:26
Реорганизацию надо проводить, а не с нуля все строить. Если система работала много лет, а теперь дала сбой, значит не те люди там сидят, но система сбея не изжила. Нужно ее совершенствовать, а не тратить уйму денег и времени на создание новой и ограниченной одним государством.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»