Новости – Люди












Люди
Небо под контролем правительства

Фото: avia.pro
Российские власти хотят лишить Межгосударственный авиационный комитет всех полномочий
18 июля, 2016 12:45
4 мин
Межгосударственный авиационный комитет уже не занимается сертификацией самолетов, а теперь еще может остаться и без прав на расследование авиапроисшествий. Вопросы к работе МАК появились еще прошлой осенью, когда он лишил сертификата Boeing 737, заявив о технических дефектах в этих лайнерах. Окончательное решение по эксплуатации самолетов в нашей стране принимает Росавиация, а она выводы МАК не поддержала.
Председатель правительства Дмитрий Медведев осенью 2015-го заявлял: «время показало, что эти полномочия нужно иметь именно в нашей системе исполнительной власти» и «для совершенствования системы государственного управления гражданской авиации предлагается предоставить Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации функции по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов, аэродромов».
В декабре правительство решило передать полномочия по сертификации авиатехники другим ведомствам. У МАК же сохранились функции по расследованию авиапроисшествий. Теперь в кабмине намерены забрать и это. Схему передачи функций поручил проработать вице-премьер Аркадий Дворкович.
Предлагается также выйти из международных соглашений, которые связаны с МАК. Против этого уже выступил Минтранс. В ведомстве отмечают, что до этого нужно создать аналогичную независимую структуру. В отрасли же добавляют, что «еще остались вопросы с сертификацией и пока возникают препятствия с выходом на рынок российской техники».
СПРАВКА: МАК СНГ — надгосударственный орган. Он учрежден в 1991 году по соглашению 12 республик бывшего СССР. Основные функции — выдача сертификатов типа самолетов, аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. Сертификация авиакомпаний в начале 2000-х годов в РФ перешла к Росавиации. МАК с 1991 года возглавляет Татьяна Анодина, финансирование производится из взносов стран пропорционально объему перевозок (от РФ в 2015 году — 253,9 млн руб.) и отчислений от сборов за аэронавигационное обслуживание и сертификацию.
Источник, знакомый с ситуацией, отметил, что инициатива забрать у МАК расследование авиапроисшествий кулуарно обсуждается «уже некоторое время». По его словам, рассматривалась возможность перевода этих функций в ведение Центра обеспечения расследования авиапроисшествий при Минобороны. Но с учетом критериев независимости, предъявляемых к новому органу, идею пока обсуждать перестали.
«Необходимые для расследований авиапроисшествий ресурсы МАК унаследовал от СССР»,— напоминает глава Infomost Борис Рыбак. Воссоздание аналогичной структуры с нуля в современных условиях потребует существенных временных и материальных затрат, говорит он, добавляя, что если это будет означать выход РФ из соглашений о деятельности МАК, то «это породит целый букет дипломатических проблем», рассказал источник.
Бывший сотрудник Госавианадзора СССР летчик-испытатель Владимир Герасимов в своей книге «Тайны авиакатастроф» высказывает следующие претензии к МАКу:
недопустимое затягивание сроков расследования по ряду авиакатастроф на срок до нескольких лет, в результате чего в ряде случаев истекает даже срок давности по возбужденным в отношении этих катастроф уголовным делам;
одновременная сертификация гражданских воздушных судов, аэродромов и их оборудования и расследование происшествий с ними одной и той же организацией могут приводить к неэффективности проводимых расследований;
бессменный председатель МАК Татьяна Анодина одновременно с этим является президентом некоммерческой общественной организации Международная ассоциация авиастроителей и аффилированным лицом (членом совета директоров и матерью генерального директора) авиакомпании «Трансаэро», что может создавать конфликт интересов с участниками данных организаций;
статус дипломатического представительства не позволяет привлекать сотрудников МАК к ответственности за допущенные в ходе расследования нарушения.
Так считает летчик-испытатель. На наш же взгляд, самое важное то, что МАК неизменно руководствуется Стандартами ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization) во всех аспектах своей деятельности, в том числе в области независимого расследования авиационных происшествий, сертификации типов воздушных судов и международных (категорированных) аэродромов. А это означает, что организация может руководствоваться не национальными интересами, а принципами международной организации. В этом смысле заявление главы правительства о том, что полномочия должна иметь исполнительная власть, а не политизированные структуры Запада, как ни странно, имеет определенный смысл.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости