«Люди боятся слова "ДЦП" — такой пещерный уровень»
Во время перемены в среднеобразовательной школе № 1161. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Во время перемены в среднеобразовательной школе № 1161. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Корреспондент РП посетил круглый стол о перспективах инклюзивного — то есть не разделяющего детей на «здоровых» и «инвалидов» — образования в России

В пятницу в московском Независимом пресс-центре медики и психологи обсудили достоинства и недостатки инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — это совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Внимание уделяется индивидуальным потребностям и особенностям каждого ребенка, и преподавание строится, исходя из этих потребностей и особенностей. В России инклюзивное образование регулируется Конституцией, законом «Об образовании», законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка, Протоколом  № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенцией о правах инвалидов. По данным Минтруда, к концу 2013 года в России должно быть более пяти тысяч инклюзивных школ. В мире инклюзивное образование внедряется с 1970-х годов.

По словам ревматолога Александра Шелехова-Кравченко, врачам не совсем ясна концепция такой педагогической модели. «Инклюзивное образование вводится быстро, без широкого обсуждения с врачами, родителями и вообще с общественностью. Медицинский аспект этого введения непонятен: не ухудшит ли совместное обучение медицинское состояние детей? Также не совсем понятен адаптационный период для такого образования в России», — сказал он.

«У ребенка с ограниченными физическими возможностями другой ритм жизни, другое восприятие мира. Он по-другому спит, его день наполнен по-другому, гигиена, физические нагрузки — все другое. Раз мы его вводим в жизнь обычных детей, то и дома ему надо такую жизнь сделать», — рассуждал доктор медицинских наук, врач-реабилитолог Евгений Блюм.

«Если исходить из того, что ребенок здесь главный, то нужно понять, что будет на выходе и за что мы боремся: за результат, за процесс или отдаем дань современным гуманистическим течениям, — задался вопросом реабилитолог. — Хотим ли мы приравнять детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями к здоровым, а здоровых — к ним, или хотим найти нечто среднее?»

По словам директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ, кандидата психологических наук Светланы Алехиной,

в области инклюзивного образования Россия отстает от остального мира на 30—40 лет.

«До 1 сентября 2013 года (дата вступления в силу нового закона "Об образовании". — РП) инклюзивное образование находилось в процессе обсуждения, и лишь единицы из российских школ пробовали включать детей с ограниченными возможностями в обычные классы.

Сейчас 53—55% таких детей учатся в обычных школах, это общероссийский показатель», 

отметила она и напомнила, что в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов.

По мнению Алехиной, проблема инклюзии является настолько серьезным вызовом для системы образования, что все решения в этой области являются политическими. И образование пока не готово на этот вызов ответить. «К 2016 году требуется, чтобы только 20% учреждений достигли высокого уровня инклюзивного образования, создали инклюзивные образовательные пространства, среду и так далее», — отметила она.

«Традиция заключается в том, что мы видим проблему в ребенке и адаптируем его к условиям российского образования, сегментируем детей по типу нарушений здоровья и адаптируем. И дети находятся в обществе себе подобных, потому что проще создать им специализированные условия в отдельном учреждении, чем во всей системе образования», — рассказала Алехина.

Коллега и сын Евгения Блюма Леонид Блюм обратил внимание на то, что говорить об инклюзивном образовании вне контекста социальной среды в целом бессмысленно:

«Посмотрите на обычную девятиэтажку: инвалид там застрянет».

По мнению Блюма-сына, главный положительный эффект инклюзивного образования — в том, как оно влияет на обычных, здоровых детей.

Евгений Блюм. Фото: lindarevista.es

Евгений Блюм. Фото: lindarevista.es

«Дети с раннего возраста учатся воспринимать других такими же, как они сами, но с особенностями. В этом заключается принципиальный прорыв», — убежден врач. Кроме того, у родителей детей-инвалидов появляется право выбора.

«Одна семья отдаст ребенка в интернат для слабовидящих детей на 5 дней в неделю, а другая отдаст ребенка в инклюзивный класс. Все родители разные», — поддержала его Алехина.

По мнению Блюма-сына, сейчас дети с ограниченными возможностями находятся в России в своеобразной резервации.

«Люди боятся слова "ДЦП" как тотемного знака — такой пещерный уровень.

Резервация сохранится и будет разрушительно влиять на общество, пока мы не преодолеем это тотемное мышление», — уверен врач.

«Инвалид выполняет сверхважную роль оздоровления общества. Иначе мы скатываемся к спартанскому подходу», — предупредил Блюм-сын, имея в виду, очевидно, упоминавшийся у Плутарха спартанский обычай сбрасывать «слабых и уродливых» младенцев в ущелье.

Для успешного обучения ребенка в инклюзивной системе требуется адаптация к его возможностям образовательной программы, создание специальных условий и психолого-педагогическое сопровождение, а некоторым детям необходимы тьюторы — персональные наставники, рассказала Алехина. По словам психолога, на данный момент трудности начинаются уже с вопроса транспортной (как детям-инвалидам добраться до школы) и архитектурной (как попасть в класс) доступности. Кроме того, инклюзивная школа не может обойтись без психологов, логопедов и дефектологов, но пока 85% бюджета школ уходит на зарплаты учителям-предметникам.

«Нет никакой безбарьерной среды, у входа в каждый кабинет — порожек. Тратим деньги на сенсорные комнаты, с которыми не умеем работать, а элементарные меры по доступности принять не можем», — сетует Алехина.

«Медики же сейчас выведены из системы образования. Мы решаем включить в школу детей с инвалидностью, и лишаем их медицинской помощи. Это очень серьезное противоречие, — добавила она. — Школа становится инклюзивной только тогда, когда создает условия для детей с разными потребностями».

По словам Алехиной, уже сейчас в педагогических вузах открываются магистратуры по инклюзивному образованию, в четырех вузах открыт бакалавриат. Также обсуждается вопрос о том, чтобы ввести модуль по инклюзии в программу общей подготовки учителей. Блюм-отец тут же задался вопросом, на кого будет ориентироваться педагог в классе — «на сильное или на слабое звено»?

«Введение инклюзивного образования потребует много времени, и это будет непросто — в людях очень много психологических барьеров, в том числе в учителях и родителях», — резюмировала Алехина.

Ранее «Русская планета» писала об инклюзии в связи с вступлением в силу нового закона об образовании: сомнения учителей вызывала как готовность школ к такой системе, так и разработка новых профессиональных стандартов.

«Заниматься с этими детьми в обычных школах никто не умеет, мы не можем переходить на инклюзию, — говорила тогда исполнительный директор центра „Контакт“ Елена Багарадникова. — Кроме того, положенные четыре часа бесплатной коррекции теперь урезали в два раза, и этим можно заниматься только в неучебное время. Это невозможно без продленки, а продленка платная. Мы не знаем, что делать».

«Я видел выжимку из проекта профстандарта. Согласно ему, учитель — это супергений, который непонятно где обучался и непонятно где работает», — отмечал в сентябре член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, говоря о преподавании в инклюзивных классах. «В стандарте заложен супергений. Ни один из работающих учителей такому стандарту не соответствует», — уверен педагог.

Комментарии

21 декабря 2013, 15:59
Я в детстве учился с пареньком у которого был ДЦП, при чем в очень сложной форме, и ничего, нормально! Иногда за партой с ним сидел, общались... Нормальный кстати пацан, с чувством юмора и, как ни удивительно, поборовший собственные комплексы (хотя повторяю - форма ДЦП была тяжелая). Многое, конечно, ему пришлось пережить - десятки операций и прочее..., но он не сдался. Слыхал он сейчас живет, работает, даже на старенькой отцовской Волге иногда гоняет! )
21 декабря 2013, 19:30
Дети сами по себе более жестокие, чем взрослые. Могут затравить ребенка инвалида((
22 декабря 2013, 12:17
Но и более чуткие,там где взрослый может даже не заметить ребенок испытает сочувствие,обратит внимание,поможет.
22 декабря 2013, 10:44
Дистанционное обучение нужно развивать, а не выдумывать всякие ухищрения.
22 декабря 2013, 12:05
Ну, а разве - это, не страшно?
Умный, может быть даже - гениальный человек, должен уйти из этой жизни, только потому, что государство - в первую очередь, должно обеспечить законоизбраных "проституток" - я имею ввиду нашу (Недо)Думу!
Это - одна сторона. Другое заключается в том, что, каким-то, "сказочным" образом, таких детей становится все больше и больше. Идиотов, ввиду состоятельности их родителей, в нашей (стыдно её так назвать) ДУМЕ, становится с каждым годом, все больше...
22 декабря 2013, 12:47
Инвалиды - это черное пятно на совести нашего государства((
22 декабря 2013, 15:55
И не только инвалиды,пенсионеры,сироты,простой народ...
23 декабря 2013, 09:38
Дети с ДЦП чаще всего талантливее и умнее своих сверстников,более чутко понимают мир. Бог дал =бог взял,за все надо платить,взять хотя бы профессора Хоббкинса.
23 декабря 2013, 10:00
А что, эта "инклюзия" - единственный способ социальной адаптации инвалидов и привития человеческой морали неинвалидам? Там, где это возможно - почему нет? Если это не в ущерб самим инвалидам. Может быть, действительно, приспособить для реализации этого одну - две школы на город.
Я встречал людей, которые боятся сам ДЦП, но не встречал тех, кто боится этого слова, что за глупость. А Блюму-сыну Блюм-папа должен был бы нарвать уши. Потому что у сына инвалиды из цели нагло превращаются в средство.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»