Новости – Общество
Общество
Любовь — это страх
Софи Калль. Фото: artinvestment.ru
Последовательница Лакана словенка Рената Салецл исследует причины страха и возможности его преодоления
1 ноября, 2014 12:26
13 мин
Главная причина чувства страха — это желание избавиться от него, — утверждает словенский психоаналитик Рената Салецл. Она является представительницей Люблянской школы психоанализа, которая пытается свести в единое целое положение психоанализа Жака Лакана и немецкий классический идеализм. В своих исследованиях Салецл совмещает психоанализ с социологией и юриспруденцией. В эссе «О страхе» Салецл рассматривает его и как чувство, и как социальное явление в широком контексте современной культуры, отталкиваясь от тезиса Лакана, что закон — это оборотная сторона желания и наоборот.
«Русская планета» с разрешения издательского дома «Дело» публикует фрагмент книги Ренаты Салецл «О страхе», посвященный страху в любви.
Любовные отношения всегда связаны с каким-нибудь страхом. Так, для ребенка страх потери любви со стороны первичного ухаживающего — один из самых ранних травматических моментов, который в дальнейшей жизни может оказаться неотъемлемой частью, ингредиентом всех любовных отношений. Само чувство влюбленности сопровождается страхом, который, кстати, может даже перевесить любовный интерес. Когда мы влюбляемся, наша субъективность на время оказывается в подвешенном состоянии в другом человеке, и потому мы испытываем страх, разрушающий наше прежнее восприятие себя. Когда мы находим себе партнера и выстраиваем любовные отношения, то зачастую боимся любовь потерять.
В сегодняшней культуре, где страх в обществе понимается как нечто такое, что нужно уничтожить, или хотя бы свести к минимуму, где гуру индустрии самопомощи убеждают людей в том, что любовь — это всего лишь вопрос выбора, мы наблюдаем возникновение целой культуры советов, призванных справиться со страхом любви. Из этой главы мы узнаем, как, оказывается, написание любовных писем способно вызвать страх. Именно поэтому люди когда-то искали посредников, которые от их лица составляли любовные письма, а сегодня люди смотрят в интернет, чтобы немного смягчить свои любовные страхи. В интернете можно найти немало сайтов, предлагающих детально разработанные советы о том, как правильно писать любовные письма своим возлюбленным, например, по электронной почте.
На одном из таких сайтов, например, мы можем прочитать следующие инструкции:
«Уберите со стола все посторонние предметы.
Поставьте фотографию любимого человека перед собой.
Включите любимую музыку.
Возьмите самую лучшую почтовую бумагу и ручку.
На другом листе бумаге сделайте две графы: (а) уникальные черты любимого человека, (б) мечты о совместном будущем.
Продумайте обращение. Вполне подойдет приветствие «Дорогой...» или «Мой дорогой...».
Само письмо начните со слов о том, что делает вашего любимого человека особенным. Перечислите не менее трех черт, в идеале — эмоциональных, физических и духовных...
На других сайтах-советчиках потенциальным писателям, собирающимся писать любовные письма, предлагают сопутствующие товары — почтовую бумагу, специальные марки, ручки и так далее. На этих сайтах есть множество дополнительных полезных советов на тему того, как написать письмо, чтобы оно привело к успеху.
Например, «не упоминайте в письме никого, кроме себя и того, к кому вы обращаетесь», «убедитесь в том, что вы отправляете любовное письмо человеку, который сможет его оценить». Если вы затрудняетесь в написании любовного письма, или это дело отнимает у вас слишком много времени, специальные интернет сайты помогут вам с этим. Влюбленный, пользующийся такого рода услугами, предоставляет кибер-Сирано основную информацию о возлюбленной/возлюбленном, и этот самый кибер-Сирано составляет и отправляет письмо (иногда это даже письмо о разрыве отношений) адресату.
Но самый поразительный нюанс заключается в том, что множество людей отправляет различные электронные приветствия и любовные письма не каким-то далеким возлюбленным, а самим себе. (Остается лишь гадать, отправляют ли они себе письма о разрыве отношений.) На первый взгляд это может ошарашить, но все дело в том, что насчет любовных писем всегда возникает вопрос о том, кто на самом деле их адресат. Художница Софи Калль на одной из своих выставок показала любовное письмо, которое ее бывший парень написал другой женщине. Софи Калль решила вычеркнуть имя этой женщины и вставить вместо него свое. Получилось, что она написала любовное письмо себе самой. Это лишь подтверждает мысль Жака Лакана о том, что субъект, который пишет любовные письма, на самом деле адресует их не объекту своей любви, а себе самому.
Жак Лакан. Фото: lexpress.fr
Жак Лакан. Фото: lexpress.fr
Как бы ни старался любящий ухватить в письме суть своего объекта любви, в первую очередь пишет он себе, то есть имеет дело со своими желаниями, фантазиями, нарциссизмом — со всем, что образует любовное чувство. В то же самое время, тот, кто пишет любовное письмо, некоторым образом оказывается перед лицом страха. Причем, как мы увидим в этой главе, страх этот по-разному затрагивает мужчин и женщин.
В литературе и кино можно найти множество историй, в которых один человек просит другого написать за него любовное письмо, чтобы укротить страхи, связанные с выражением любви. Однако тот, кто ставит свое писательское мастерство на службу дружбе, зачастую сам влюбляется в того, кому пишет. Если понять, как акт написания любовного письма может вызвать страх — легко, то куда сложнее осознать, почему человек, предлагающий свои писательские услуги ради избавления друга от страха, сам влюбляется адресата письма.
Страх в любви касается в первую очередь того факта, что влюбленные всегда любят в своих избранниках то, чем эти последние не обладают, то, что Лакан называет объектом а, и к тому же любящие предлагают объектам своей любви не что иное, как свою собственную нехватку. В том, как именно человек справляется со своей собственной нехваткой и нехваткой в Другом, можно отчетливо увидеть различие между истерией, навязчивостью и перверсией. В этой главе мы займемся анализом этих различий на примере трех случаев: мелодрамы 1940-х годов «Любовные письма» (Уильяма Дитерле), прославленной пьесы «Сирано де Бержерак» (Эдмона Ростана) и более современного фильма «Закон желания» (Педро Альмадовара).
«Любовные письма»: истерическое желание
Вопросы о желании Другого провоцируют максимум страхов, поскольку субъект, с одной стороны, задается вопросами о том, кто он для, а с другой, он встревожен тем, чего же на самом деле хочет Другой. В любовных отношениях эти дилеммы особенно преследуют истериков, которые нередко пытаются найти решение в создании любовных треугольников. Фильм «Любовные письма» представляет собой иллюстрацию истерических любовных страхов, особенно их проблемы в связи с желанием Другого. И мы видим, что для того, чтобы влюбиться, субъект далеко не обязательно должен встретить другого человека. Необходимо лишь создать фантазийный сценарий вокруг возвышенного объекта, находящегося во владениях Другого.
Главный герой «Любовных писем» творит фантазию любви в запутанном треугольнике между солдатом Алленом, который пишет любовные письма за своего друга Роджера, отправляющего их своей подруге Виктории. По мере того как Аллен пишет письма и читает ответы Виктории, он в нее влюбляется. После войны, когда Аллен узнает, что Роджер умер, он решает найти Викторию. Случайно он знакомится с красавицей по имени Синглтон, которая не помнит своего прошлого и, судя по всему, не помнит какую-то страшную тайну. Аллен обнаруживает, что Синглтон — это на самом деле и есть Виктория, и что ее обвинили в убийстве Роджера. Виктория была глубоко несчастна, поскольку ее муж никоим образом не напоминал ей человека, которого она полюбила, читая любовные письма.
Как-то вечером, когда Виктория в очередной раз перечитывала старые любовные письма, Роджер со злостью бросил их в огонь, заявив, что не он их писал. В следующей сцене мы видим Роджера замертво лежащим на полу, а рядом с ним шокированную Викторию. Ее обвинили в убийстве Роджера, но она ничего не помнит из своего прошлого. (Впоследствии мы узнаем, что на самом деле убийцей была любящая Викторию тетя, жаждавшая освободить Викторию от мужа.) В конце фильма к Виктории возвращается память, и она понимает, что все это время она любила Аллена, поскольку именно он был автором любовных писем.
Кадр из фильма «Любовные письма». Источник: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Любовные письма». Источник: Paramount Pictures
Отнюдь не редко случается так, что у субъекта рождается желание к объекту, которого страстно хочет кто-то другой. Интерес к Виктории возник у Аллена в силу притяжения к ней Роджера, а для Роджера она становится еще более притягательной, когда он оказывается в положении посредника любовной переписки, в которой он отчетливо видит желание Аллена. Сотрудничество Аллена и Роджера помогает им обоим любить загадочную женщину, которую Аллен назвал однажды «красоткой духа».
Здесь мы имеем дело с истерией, ибо истерик пребывает в постоянной озабоченности вопросами о желании. Сначала субъекта привлекает то, что он полагает объектом желания Другого, затем он задается вопросом о том, какой объект он представляет для Другого, и поскольку он никогда не получает удовлетворительного ответа на вопрос о желании Другого, субъект интерпретирует и находит ответ в той фантазии, которую создает.
И Аллен, и Виктория влюбляются с помощью фантазии, которую они создают вокруг объекта а. Поначалу Роджер выступает в роли своеобразного почтальона, поддерживающего фантазии Аллена и Виктории, затем, когда он женится на Виктории, он начинает выполнять функцию назойливого посредника, эти фантазии разрушающего. Важно то, что у Виктории развивается амнезия, как только она начинает понимать, что любовные письма, которые она получала, были обманом, что она не была таким объектом желания для своего мужа, каким она полагала. В этот момент фантазия Виктории рушится, и амнезия помогает ей не столкнуться с истиной своего желания и желания ее мужа. После того, как Роджера убивают, Виктория становится «другой» женщиной: если Виктория казалась невинной девочкой, то Синглтон напоминает таинственную красавицу, хранящую в себе возвышенную тайну. Так что, еще до того, как Аллен узнает, что Синглтон — это на самом деле и есть Виктория, он уже очарован чем-то таким в Синглтон, что больше ее самой. Иначе говоря, другим именем тайны является, конечно же, объект а.
Возвращаясь к проблеме истерии, можно сказать, что величайшей истеричкой оказывается Виктория. И Аллен, и Роджер влюбляются в нее, будучи очарованными желанием Другого, но именно Виктория постоянно задается вопросами, каким именно объектом она является для желания Другого. Ее конфликт с Роджером разгорается из-за того, что она не узнает себя в его желании так, как узнавала она себя в любовных письмах, и ключевым оказывается момент, когда она узнает, что на самом деле письма писал Аллен, после чего у нее случается амнезия. В этом контексте мы можем понять утрату памяти Виктории как своего рода истерический симптом, в котором она находит временный выход из травматичной любовной жизни.
Салецл Р. О страхе (перевод с английского В. А. Мазина) — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости