Локализация подождет
Конвейер на заводе ОАО «АВТОВАЗ». Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС

Конвейер на заводе ОАО «АВТОВАЗ». Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС

Производителям разрешат и дальше собирать «российские» автомобили из иностранных деталей

Правительство РФ решило наконец-то всерьез заняться проблемой локализации отечественного автопрома. Все было бы неплохо, если бы не количество оговорок, извинений, маневров и приседаний, с которыми это делается.

Все дело в курсе

Вице-премьер Александр Дворкович, обсуждавший в Китае вопросы двустороннего сотрудничества в области транспортных систем, заявил, что кабмин планирует пересмотреть требования по локализации производства автомобилей в России. По словам Дворковича, это связано с неустойчивостью курса валют и ростом экспорта. «Не буду говорить, какой точно будет корректировка, но она нужна, чтобы компании могли нормально продолжить исполнять свои обязательства… Думаю, в течение месяца мы сможем договориться», — заявил чиновник.

В целом в правительстве планируют дать автопроизводителям больше свободы для маневра. Как пояснил вице-премьер, производителям требуется определенное время для учета курсовой динамики и разворачивания экспорта в сторону других рынков. «От того, насколько быстро можно будет увеличить экспортные поставки автомобилей, в том числе зависит выполнение требований (по локализации. — РП.). Внутренний рынок так быстро не восстановится, — констатировал Дворкович. — Как раз за счет экспорта можно частично компенсировать падение внутреннего рынка».


По соглашению о локализации от 2011 года крупнейшие автопроизводители, работающие в России, к 2018 году должны достичь 60% локализации и выйти на объемы производства 300–350 тысяч автомобилей в год. Пока что успехи в этом направлении практически у всех компаний далеки от запланированных.


Локализация с сюрпризом

Сегодня с поставленной задачей — дотянуть процент по локализации до обязательного — производители справляются с переменными успехами. Но в целом нужные цифры почти всегда отрабатываются чисто формально — деталями интерьера, экстерьера, кузова.

Такая локализация требует небольшого объема инвестиций и сравнительно несложного производственного процесса. Когда же в конце 2015 года речь зашла уже о технически сложных агрегатах и комплектующих, таких, как двигатели или коробки передач, выяснилось, что локализация-то нужна не номинальная, а реальная, а это уже совсем другие деньги.

На сегодняшний день больше всего отечественных комплектующих  (до 68%) используется при сборке Renault Logan, Renault Sandero и Renault Duster. У Hyundai локализация Solaris и Kia Rio колеблется на уровне 45–50%, у «Тойоты» — 30%, у «Мицубиси» — 20%. По данным «Автостата» за 2015 год, «российский» Ford Mondeo состоял из российских деталей лишь на 10%.

Аркадий Дворкович

Аркадий Дворкович. Фото: Андрей Епихин/ТАСС

Больше всего отечественных деталей производится к уже привычным и примелькавшимся моделям. К примеру, автовазовские новинки X-RAY и Vesta имели на старте достаточно скромные уровни локализации — 25 и 46% соответственно; при этом доля так называемого скрытого импорта у X-RAY составляла 22%, у Vesta — 20%. Теперь же эти показатели планируется кардинально улучшить и довести долю отечественных комплектующих до 75% всего за год. При этом многие эксперты отмечают, что развитие производства комплектующих — удовольствие не менее дорогое, чем выпуск автомобилей, и потребует  такой же серьезной господдержки, какую получают сегодня автопроизводители. Пока в этом отношении у правительства не будет ясного понимания, трудно ожидать какого бы то ни было прорыва в автоотрасли, особенно на фоне кризиса и смутных перспектив выхода из него.

Учитывать тонкости и нюансы

И вот на этом фоне Минэкономразвития и Минпромторг и собираются — не ужесточить, нет! — ослабить требования к локализации автомобильного производства. Согласно проекту «О внесении изменений в порядок промсборки», который был предложен в январе и обсуждался в конце марта, устанавливается единый уровень локализации 40–45% на третий и четвертый год после старта предприятия. «За пятый календарный год — не менее 50%; за шестой — не менее 55%; за седьмой календарный год со дня вступления дополнительного соглашения в силу — не менее 60%», — гласит документ.

Таким образом, конечные показатели остаются прежними, а вот график их достижения сдвигается на год. Нет никакой гарантии, что новые графики не будут пересмотрены точно так же, как любят говорить чиновники, «в соответствии с текущей конъюнктурой». Таким образом, вложения в развитие местных производств автомобильных деталей могут год за годом откладываться «на потом».

Да и каким образом тонкости и нюансы валютных курсов, а также задачи экспорта, о которых говорил Дворкович, в принципе могут ограничивать развитие производства автокомпонентов в России, не вполне понятно. Ведь именно низкая цена делает российские машины особо привлекательными за рубежом. Производство деталей в РФ снижает, а не повышает себестоимость автомобиля. Или мы чего-то не понимаем?

Обо всем этом очень хочется спросить Аркадия Дворковича, но он вряд ли ответит на такие вопросы. У него другая логика и другие аргументы: курсы валют, падение спроса, во-ла-тиль-ность. Какое хорошее слово: волатильность. Все объясняет, все покрывает и, главное, абсолютно понятно каждому, даже самому неискушенному гражданину России.

***

С большими оговорками, трудностями и задержками, но производство автомобилей в нашей стране перестает быть просто «отверткой». Возможно, машиностроение и способно стать одним из новых пусковых механизмов экономического роста, как это и планирует правительство, но для этого надо выполнить ряд условий. Необходимо, чтобы наши «управленцы высшего звена» признали, что их единственная задача — развивать промышленность и сельское хозяйство не на Азорских островах, и даже не в Малайзии, а именно тут, дома, плясать не от торговли и финансов, а от производства.

Губернатору Приморья грозит больше, чем отставка Далее в рубрике Губернатору Приморья грозит больше, чем отставкаФракция КПРФ в Госдуме просит прокуроров и правительство проверить деятельность Владимира Миклушевского

Комментарии

25 марта 2016, 20:16
Наглядный пример работы лоббистов. Они умеют убеждать и депутатов и министров. За месяц уж точно договорятся.
25 марта 2016, 20:20
Грустно смотреть на все этиифейковые потуги и самообман, рассчитанный на то, чтобы создать видимость некой "бурной деятельности".
Остаётся гордиться лишь воспоминаниями о некогда великой, могучей и прославленной стране, которой больше нет, и, судя по всему, не будет...(((
26 марта 2016, 22:14
Локализация производства компонентов и запчастей - это прежде всего удешевление готового продукта. А, значит, она должна быть в приоритете.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»