Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Классики без современников

Школьники перед началом проведения единого государственного экзамена по литературе. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Сочинения ЕГЭ как зеркало современной русской литературы

Илья Носырев
11 июня, 2016 13:00
10 мин
В советские годы составители школьной программы старались давать ученикам представление не только о классической литературе, но и о «современниках»: мало того, что десятиклассников пичкали идеологически ангажированными «Разгромом» Фадеева или «Бронепоездом 14.69» Всеволода Иванова, так надо было писать сочинения и по какому-нибудь Вилю Липатову, отмечая «правду образов» и посвящая абзацы «высшей форме партийности — коммунистической партийности социалистического искусства и литературы».
В перестройку «современников» из школьной программы убрали — коммунистическая идеология приходила в упадок, а собственно литературных достоинств у них было маловато. Но, похоже, все возвращается на круги своя: учителя российских школ во время недавно прошедшего ЕГЭ давали школьникам писать сочинения по книгам нынешних писателей — Дины Рубиной, Людмилы Улицкой, Татьяны Толстой, Захара Прилепина. Надо сказать, что в каждом случае такие темы были выбором самих учителей — Минобрнауки утверждает лишь наиболее общие темы: например, «Время» или «Дом», а вот учителя уже могут попросить раскрыть их на материале книг современных авторов. Скажем, вот так: «Психологизм современной русской литературы (на материале рассказа З. Прилепина "Жилка")». В этом году школьники в различных регионах России писали сочинения по книгам 10–12 современных авторов.
Казалось бы, что плохого в том, что учителя знакомят учеников с именами современных авторов? Ведь ученики должны понимать, что русская литература не закончилась 50–100 лет назад. И все же здесь есть одна тонкость: представляя ученикам литературу через имена тех или иных писателей, преподаватели непременно впадают во «вкусовщину», подают личные пристрастия в качестве объективных достоинств любимых авторов. К примеру, на сайте российской сети учителей и работников образования одна из участниц разместила конспект своего урока под названием: «Знакомство с новыми именами руской литературы, в частности с творчеством Л. Улицкой» (вот так, с одним «с» в слове «русской»!). Ученикам дается задание ответить на вопросы: «Кто такая Людмила Улицкая? Какие открытия позволила сделать нам ее проза? Над чем заставила задуматься философия жизни современной писательницы?». Действительно, над чем она нас заставила задуматься? А вот над чем.
Несколько лет назад одно из крупных издательств выпустило серию в духе советской «Классики и современники» — на корешках увесистых томов портреты Достоевского, Толстого, Чехова сменялись лицами Акунина, Улицкой, Сорокина. Издатели, вероятно, хотели подчеркнуть преемственность — да, были великие имена, но и мы, современные, тоже не лыком шиты, утрем нос Гоголю с Пушкиным. И зря, вероятно, досточтимые нынешние авторы согласились участвовать в этой серии: дистанцию между классиками и современниками читатель, купившие пухлые тома, чувствовал необычайно остро. Персонаж повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», поверхностно образованный демагог Фома Опискин, в одной из речей честит русских писателей: «Что же делали до сих пор все эти Пушкины, Лермонтовы, Бороздны?». Восклицание выдает крайнее невежество Опискина — перечисление в одном ряду Пушкина с Лермонтовым и никому не известного Бороздны свидетельствует, что русскую литературу он изучал по вышедшему в 1852 году сборнику «Незабудочка. Дамский альбом, составленный из лучших статей русской поэзии», где произведения классиков перемежались опусами графоманов того времени. Вы вот смеетесь, а дамочкам Бороздна нравился! Иногда фарс повторяется в виде фарса.
Писатель Людмила Улицкая
Писатель Людмила Улицкая. Фото: Сергей Карпов/ТАСС
Но почему именно перечисленные авторы были удостоены чести представлять современную русскую литературу? Почему именно их чаще всего выбирают учителя, желающие познакомить учеников с современным срезом литературы? Эти авторы, несомненно, популярны среди читателей. Но стоит ли говорить о том, что популярность — весьма сомнительный критерий? В начале ХХ века самой читаемой писательницей в России была Анастасия Вербицкая, автор 33 книг, в которых героини разрывались между влюбленными в них князьями, графами, баронами, не забывая при этом произносить монологи о модных в те годы дарвинизме и марксизме. Вербицкую ее читательницы считали прогрессивной писательницей за то, что ее героини одновременно жили с двумя мужчинами — а, например, у Улицкой в книгах героини живут с одним, а рожают от другого; первый истинно благороден (это автор специально подчеркивает) и потому принимает ребенка как своего. Для юной сельской учительницы этих «прогрессивных» дамских страстей вполне достаточно, чтобы считать Улицкую живым классиком и давать детям писать по ней сочинения. Но дети, несомненно, получат весьма превратное представление о современной русской литературе. Некрасов мечтал о времени, «когда мужик не Блюхера и не милорда глупого (имеется в виду популярная в то время серия авантюрных романов. — РП) — Белинского и Гоголя с базара понесет». Это время так и не наступило, и популярность среди читателей не может служить разумным основанием для зачисления в «современники».
Быть может, таким основанием может служить частота упоминания этих авторов в прессе, число положительных рецензий? Увы, и это в наше время слабый довод. Число рецензий — сплошь и рядом заслуга самих рецензируемых. Нынешняя литература — это взаимное продвижение и постоянный самопиар. Как хорошо сформулировал некий аноним в сетевой энциклопедии «Луркоморье»: «Постоянные персонажи текстов Линор Горалик — бывший главред "Книжного обозрения" Александр Гаврилов и погодное явление Катя Метелица; в свою очередь, Горалик — постоянный гость "Книжного обозрения" и культурологических изданий, где работает Метелица. Как следствие, развивается вся экосистема, представленная означенными компонентами: книги Горалик продаются, газета "Книжное обозрение" приобретает культовый статус в узких кругах почитателей Горалик, а Катя Метелица из разряда погодных явлений попадает в раздел "культурологи". Все довольны. Пострадала собственно литература, но, не являясь одушевленной личностью, свои протесты заявить не может». Не берусь сказать, прав ли аноним в отношении упомянутых авторов, но общий принцип сотворения звездных имен в нынешней российской литературе он уловил верно. Писатели продвигают себя с помощью «тусовок», к которым принадлежат. А отмечает, что Б — тонкий стилист, Б уверяет, что писателей, равных В, в России еще не было, В называет Г гением, а Г приглашает А, Б и В в свою радиопередачу — обсудить проблемы современной русской литературы, классиками которой они все, как он расскажет слушателям, являются. Так и возникают в России целые плеяды «гениев».
Но если дружеские «тусовки» ограничены кругом знакомств авторов, то политические куда обширнее. Литературный вес Улицкой и Акунина многократно вырос после того, как они «обратились» в белоленточное движение — и стали писать о «кровавом режиме» и о том, что из России пора уезжать. Многие начинающие авторы, этакие Павленские от литературы, хорошо усвоили главный принцип: хочешь, чтобы тебя приглашали в эфир передач о культуре, писали на тебя хвалебные рецензии — начинай просить прощения у Украины за «аннексию Крыма», пиши, как тяжело жить в России при Путине, о коррумпированных чиновниках и алчных православных священниках. Правда, и некоторые представители другого лагеря не отстают: например, Прилепин превратился в самого продаваемого в книжных магазинах автора именно после того, как примкнул к официальной патриотической линии. При этом известность далеких от политики подлинных представителей первого эшелона современной русской литературы — например, таких, как Алексей Иванов, — оставляет желать лучшего: писать сочинение по его книгам учительницы вряд ли зададут. И как тут не вспомнить, что подлинные классики русской литературы практически никогда не вписывались в узкие рамки каких-либо политических движений — Толстому или Чехову не требовалось участие в политических движениях, а вот заметно менее талантливым Горькому или Леониду Андрееву оно было нужно позарез.
Беда еще и в том, что многие «современники» порой бывают довольно неграмотны. Когда авторы — без уважения к русскому языку, но с большим уважением к языкам иностранным — озаглавливают колонку в газете «Я свидетельствую это» или пишут в уютном бложике «Я доказала ему об этом», это их личное дело. Но когда все это начинается подаваться ученикам в качестве лучших образцов современной литературы, ситуация становится опасной. Фандоринский цикл Акунина хорош, а его последние повести («Вдовий плат» и т.п.) довольно-таки унылы и тенденциозны — но в любом случае изучать словесность по его книгам так же странно, как было бы странно изучать историю по его «Истории российского государства». Например, он заставляет своего Фандорина использовать в письме слово «произошедший» (реальный образованный человек XIX века еще в гимназии научился бы избегать подобного просторечия). Некоторые ляпсусы современных авторов тем виднее, чем настойчивее их тексты пытаются всучить в качестве образца изящного слога. Когда в 2013 году для «Тотального диктанта» был выбран текст Дины Рубиной, послышались возмущенные голоса: как же так, она же гражданка Израиля, а не России, разве у нас нет своих авторов?! Критики были не правы — гражданство не является препятствием для принадлежности к той или иной литературе, иначе нам придется исключить из русской литературы Набокова, Довлатова, Ивана Шмелева. Имеет значение лишь уровень произведений. А вот действительно важному обстоятельству было уделено куда меньше внимания — дело в том, что многие участники «Тотального диктанта» обнаружили в тексте ошибку в употреблении запятой. Конечно, писатель может сослаться на авторскую пунктуацию (хотя пропущенные и лишние запятые едва могут считаться ее примерами), и все же для школьной программы, для просветительских проектов требуются более однозначные тексты. Однозначные с точки зрения грамотности и качества.
И вот этого признанного, несомненного качества у широко распиаренных «современников» как раз и не хватает. Вот почему торопиться давать их произведения для школьных сочинений или тем паче включать их в школьную программу, на наш взгляд, не следует. В этом администрация дореволюционных гимназий, делавшая упор на имена, успевшие стать признанными, и избегавшая любых современных имен, была мудрее современных учителей. Время отсеет зерна от плевел, а пока этого не произошло, лучше учиться у классиков.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ