Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Литература должна созидать душу, а не отравлять ее, как токсины»

Протоиерей Артемий Владимиров. Фото: Алексей Совертков/Русская Планета

Священник и писатель Артемий Владимиров о том, как привить детям любовь к классике

Анна Коузова
3 апреля, 2016 16:30
10 мин
Протоиерей Артемий Владимиров заявил, что «воспевание свободной любви» в таких школьных произведениях как «О любви» Антона Чехова, «Куст сирени» Александра Куприна и «Кавказ» Ивана Бунина, — это «мина замедленного действия для наших детей». Либеральные СМИ мгновенно истолковали слова священника как призыв изъять классиков из школьной программы.
О том, что действительно имелось в виду, как привить детям любовь к литературе и чем он сам зачитывался в школьные годы, священник рассказал партнерам «Русской планеты» — благотворительному фонду «Белый Крест».
— На ваш взгляд, почему тема школьной программы по литературе и семейных идеалов в ней вызвала такое бурное обсуждение?
— Начнем с того, что многие СМИ перевернули мои слова так, как им было нужно, в угоду «сенсации» — будто бы я предлагаю исключить классические произведения из школьной программы. Владимир Познер, например, написал, что церковники занимаются не своим делом. Но я не просто служитель Церкви, а учитель русского языка, педагог высшей категории. И речь я вел не об исключении классиков из программы, а об их правильной трактовке учителем, об отборе художественных произведений согласно возрастной психологии.
Школа призвана формировать норму — языковую, этическую. Проблемные произведения тоже могут быть предложены для внимательного изучения, но при условии учительской оценки и правильно расставленных акцентов.
— Прочитав в восьмом классе о любовном треугольнике, современный подросток вряд ли откроет для себя Америку, тем более учитывая доступ к любой информации через Интернет. Так в чем же здесь опасность?
Дети, не имеющие правильной нравственной установки, знакомясь с подобными произведениями, научаются верить, что охватившее их чувство самоценно и ничто не имеет значения, когда кипят страсти: ни сложившаяся прежде семья, ни дети. И это не просто неправильно, это опасно.
14-15 лет — это возраст первой любви, помышлений о высоком, светлом. Поэтому в средней школе можно и нужно предлагать детям такие произведения, которые будут нацеливать их в будущем на супружескую верность, взаимное самопожертвование и другие непреходящие ценности.
— Что же тогда делать, скажем, с русской классикой XIX века? Написанная в период предреволюционных настроений, она изобилует героями, которым далеко до идеала нравственности и образца для подражания?
— Конечно, классические произведения затрагивают жизнь, которая никогда не укладывается в прокрустово ложе морали. Важны и подтекст, который подразумевает автор, и мудрость самого читателя. Например, я столкнулся с парадоксом «Маленьких трагедий» Пушкина: сами по себе сюжеты довольно тяжелые, но тягостного впечатления по прочтении их не возникает. Пушкин призывает нас размышлять, он хочет, чтобы читатель отвратился от того порока и страстей, которые овладели бароном в «Скупом рыцаре» или Дон-Жуаном. При этом автор избегает всякого морализаторства. Художественное произведение будет отвечать принципу художественности, когда оно подсказывает выход.
— Есть ли, на ваш взгляд, в школьной программе такие произведения, которые не отвечают этому принципу и, следовательно, могли бы не включаться в обязательную программу?
— Есть спорные произведения. Например, «Мастер и Маргарита» Булгакова. Люди у нас сегодня близки к бытовому оккультизму и, не имея религиозной культуры, черпают некие псевдознания из астрологии и гороскопов. Чтение романа Булгакова в этом плане может стать чем-то сродни вызыванию нечистой силы. Ко мне как к священнику однажды пришла девушка, которая настолько была очарована этим романом, что пыталась вступать в контакт с демоническими силами.
Когда изучаются такие классические произведения как «Анна Каренина» Толстого или «Гроза» Островского, педагог должен помнить, что у современной молодежи жизненные силы крайне ослаблены. К сожалению, пастырям известны случаи, когда обманутые и обесчещенные девушки или же юноши, оказавшиеся в безвыходном положении, прощаются с жизнью, как с гнутой копейкой.
Если учить по старинке, как это предлагается, например, в программной статье Добролюбова «Луч света в темном царстве», то ребенку можно серьезно навредить. Педагог должен построить уроки так, чтобы молодой человек понимал, что ни при каких обстоятельствах нельзя посягать на священный дар жизни и бросать его в лицо Создателю. Педагог должен отрешиться от клишированных оценок в преподавании.
К примеру, «Герой нашего времени» — совсем не детское произведение, но в художественном отношении - один из лучших русских романов. Учителю нужно много трудиться, чтобы, читая его с детьми, самому быть носителем нравственного начала. Литература — лишь отправная точка для размышлений.
— Получается, нужно не столько школьную программу пересматривать, сколько учителей просвещать?
— Я считаю, что педагогический вуз — это такое место, где обязательно должно найтись место и пастырю, чтобы в будущих педагогах взрастить это нравственное зерно.
К сожалению, сегодня школа слагает с себя ответственность за воспитание, не бережет детскую душу. Но я знаю, что, если директор школы, учителя мотивированы как воспитатели, имеют авторские курсы преподавания, можно добиться замечательных успехов.
Там же, где царствуют казенщина или коммерческий подход, где педагоги призваны лишь натаскивать, соблюдать стандартные схемы, без заинтересованности во внутреннем мире подростка, дети уже к 6-7 классу могут испортить себе и мозг, и сердце.
Вот пример. Мальчик с девочкой в соцсетях обмениваются такими фотографиями, которые не имеют отношения не то что к любви и дружбе, но даже к здоровому человеческому поведению. Подобные инфернальные картинки могут сделать детей психопатами. Общаясь с подростками во время миссионерских поездок по России, я вижу, что школьники очень нуждаются в живом слове и в общении с пастырем.
Урок религиоведения в московской школе. Фото: Александра Мудрац/ТАСС
— Какие русские произведения, на ваш взгляд, могут сформировать у подрастающего поколения здоровый взгляд на человеческие взаимоотношения?
— В программе есть «Обломов» Гончарова, а еще два произведения из этого, по сути, триптиха — «Обрыв» и «Обыкновенная история», почему-то остались в стороне. Хотя именно в них выведены прекрасные образы девушек с христианским мышлением.
Или вот «Капитанская дочка» Пушкина. Не Пугачев с его буйной натурой и разбойничьей психологией, а Маша Миронова должна быть здесь главным предметом исследования. Настолько притягательно, живо выписан ее светлый образ. И все искусство учителя здесь будет заключаться в том, чтобы делать параллели, переклички с веком нынешним, отталкиваясь от деталей произведения, подспудно выстраивать определенную нравственную программу.
— Какие книги повлияли на ваше мировоззрение?
— Своим интересом к живому слову я более всего обязан, наверное, Чарльзу Диккенсу. Меня в юности очень впечатлили диккенсовские персонажи, особенно женские образы, высокие и благородные характеры. Говорят, что Тургенев отчасти заимствовал у Диккенса черты своих героев.
С детства для меня и для моего брата-близнеца Мити чтение стало по-настоящему важным занятием. Будучи педагогом и священником, я знаю, что круг чтения влияет не только на речевые навыки, но и на устроение души, развитие личности. И задача родителей, учителей подбирать такие произведения, которые созидают душу, а не отравляют ее, как токсины.
— Вы часто общаетесь со школьниками, студентами. Как объяснить подростку, что такое любовь?
— С одной стороны, это дар свыше. С другой – потребность служить избранному нами человеку так, чтобы будни превращались в праздники, чтобы наше общение имело полноту радости, и мы вместе чувствовали себя счастливее, чем до момента нашей встречи. Любовь — это внутренняя потребность созидать. В идеале любовь должна быть первой и единственной, вечной. Она преображает человека, делает его нравственно крепким…
— Вы сейчас нарисовали какую-то идеалистическую картину. Подросток воодушевится такими словами, а потом столкнется совсем с другой реальностью…
 — В педагогике без темы подвига и идеала не обойтись! Но до такой любви, конечно, нужно дорасти. Необходимо трудиться над собой, бороться с себялюбием, многое в себе изменить. Человек создан для любви, и Бог есть любовь. Однако в розовых очках ходить не стоит.
Нельзя быть поспешным и опрометчивым в выборе спутника жизни. Христианская мудрость в этом плане может многое рассказать современному молодому человеку. Одна из моих любимых тем для бесед со студентами — «Как не ошибиться в выборе жениха»?
— И как же?
— Это отдельная большая тема для разговора. Но вот несколько штрихов. Нужно обращать внимание на ряд важных моментов. Например, как любимый человек относится к собственным родителям. Если пуповина, которая связывает отцов и детей, будет отрезана, человек подсечет свое собственное бытие.
Родителей, конечно, не выбирают, и отношения в семьях бывают разными. Но чем выше нравственное развитие личности, тем яснее сознание, что родителей нужно жалеть, сострадать им. Другими словами, чтобы сложилась твоя собственная жизнь, покрой любовью родительские недостатки.
Весь сыр-бор в прессе произошел из-за обсуждения в том числе семейного идеала, семейных ценностей. Мне звонили из программы «Пусть говорят» и задавали такой же вопрос: «Вы думаете, что если восьмиклассница узнает о любовном треугольнике, то это повлияет на ее нравственность?». А если бы это была ваша дочь, какое понимание жизни вы захотели бы в нее вложить?
Сегодня столько красивых, милых девушек, которые, живя в многомиллионном городе, не могут найти того, кому они могли бы доверить свою судьбу! И это потому, что семейный идеал выветрен. Раньше мужчина был готов брать полноту ответственности за любимую женщину. В наше время многое изменилось. Поэтому девушке не нужно быть простодушной и податливой. Если ты сохраняешь дистанцию, то у тебя есть время узнать человека, с которым ты общаешься: думает ли он об обслуживании своих страстишек или он относится к вам благоговейно. И не лучше ли эти простые истины заложить в душу ребенка уже в средней и даже в начальной школе…
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ