«Литература должна созидать душу, а не отравлять ее, как токсины»
Протоиерей Артемий Владимиров. Фото: Алексей Совертков/Русская Планета

Протоиерей Артемий Владимиров. Фото: Алексей Совертков/Русская Планета

Священник и писатель Артемий Владимиров о том, как привить детям любовь к классике

Протоиерей Артемий Владимиров заявил, что «воспевание свободной любви» в таких школьных произведениях как «О любви» Антона Чехова, «Куст сирени» Александра Куприна и «Кавказ» Ивана Бунина, — это «мина замедленного действия для наших детей». Либеральные СМИ мгновенно истолковали слова священника как призыв изъять классиков из школьной программы.

О том, что действительно имелось в виду, как привить детям любовь к литературе и чем он сам зачитывался в школьные годы, священник рассказал партнерам «Русской планеты» — благотворительному фонду «Белый Крест».

— На ваш взгляд, почему тема школьной программы по литературе и семейных идеалов в ней вызвала такое бурное обсуждение?

— Начнем с того, что многие СМИ перевернули мои слова так, как им было нужно, в угоду «сенсации» — будто бы я предлагаю исключить классические произведения из школьной программы. Владимир Познер, например, написал, что церковники занимаются не своим делом. Но я не просто служитель Церкви, а учитель русского языка, педагог высшей категории. И речь я вел не об исключении классиков из программы, а об их правильной трактовке учителем, об отборе художественных произведений согласно возрастной психологии.

Школа призвана формировать норму — языковую, этическую. Проблемные произведения тоже могут быть предложены для внимательного изучения, но при условии учительской оценки и правильно расставленных акцентов.

— Прочитав в восьмом классе о любовном треугольнике, современный подросток вряд ли откроет для себя Америку, тем более учитывая доступ к любой информации через Интернет. Так в чем же здесь опасность?

Дети, не имеющие правильной нравственной установки, знакомясь с подобными произведениями, научаются верить, что охватившее их чувство самоценно и ничто не имеет значения, когда кипят страсти: ни сложившаяся прежде семья, ни дети. И это не просто неправильно, это опасно.

14-15 лет — это возраст первой любви, помышлений о высоком, светлом. Поэтому в средней школе можно и нужно предлагать детям такие произведения, которые будут нацеливать их в будущем на супружескую верность, взаимное самопожертвование и другие непреходящие ценности.

— Что же тогда делать, скажем, с русской классикой XIX века? Написанная в период предреволюционных настроений, она изобилует героями, которым далеко до идеала нравственности и образца для подражания?

— Конечно, классические произведения затрагивают жизнь, которая никогда не укладывается в прокрустово ложе морали. Важны и подтекст, который подразумевает автор, и мудрость самого читателя. Например, я столкнулся с парадоксом «Маленьких трагедий» Пушкина: сами по себе сюжеты довольно тяжелые, но тягостного впечатления по прочтении их не возникает. Пушкин призывает нас размышлять, он хочет, чтобы читатель отвратился от того порока и страстей, которые овладели бароном в «Скупом рыцаре» или Дон-Жуаном. При этом автор избегает всякого морализаторства. Художественное произведение будет отвечать принципу художественности, когда оно подсказывает выход.

— Есть ли, на ваш взгляд, в школьной программе такие произведения, которые не отвечают этому принципу и, следовательно, могли бы не включаться в обязательную программу?

— Есть спорные произведения. Например, «Мастер и Маргарита» Булгакова. Люди у нас сегодня близки к бытовому оккультизму и, не имея религиозной культуры, черпают некие псевдознания из астрологии и гороскопов. Чтение романа Булгакова в этом плане может стать чем-то сродни вызыванию нечистой силы. Ко мне как к священнику однажды пришла девушка, которая настолько была очарована этим романом, что пыталась вступать в контакт с демоническими силами.

Когда изучаются такие классические произведения как «Анна Каренина» Толстого или «Гроза» Островского, педагог должен помнить, что у современной молодежи жизненные силы крайне ослаблены. К сожалению, пастырям известны случаи, когда обманутые и обесчещенные девушки или же юноши, оказавшиеся в безвыходном положении, прощаются с жизнью, как с гнутой копейкой.

Если учить по старинке, как это предлагается, например, в программной статье Добролюбова «Луч света в темном царстве», то ребенку можно серьезно навредить. Педагог должен построить уроки так, чтобы молодой человек понимал, что ни при каких обстоятельствах нельзя посягать на священный дар жизни и бросать его в лицо Создателю. Педагог должен отрешиться от клишированных оценок в преподавании.

К примеру, «Герой нашего времени» — совсем не детское произведение, но в художественном отношении - один из лучших русских романов. Учителю нужно много трудиться, чтобы, читая его с детьми, самому быть носителем нравственного начала. Литература — лишь отправная точка для размышлений.

— Получается, нужно не столько школьную программу пересматривать, сколько учителей просвещать?

— Я считаю, что педагогический вуз — это такое место, где обязательно должно найтись место и пастырю, чтобы в будущих педагогах взрастить это нравственное зерно.

К сожалению, сегодня школа слагает с себя ответственность за воспитание, не бережет детскую душу. Но я знаю, что, если директор школы, учителя мотивированы как воспитатели, имеют авторские курсы преподавания, можно добиться замечательных успехов.

Там же, где царствуют казенщина или коммерческий подход, где педагоги призваны лишь натаскивать, соблюдать стандартные схемы, без заинтересованности во внутреннем мире подростка, дети уже к 6-7 классу могут испортить себе и мозг, и сердце.

Вот пример. Мальчик с девочкой в соцсетях обмениваются такими фотографиями, которые не имеют отношения не то что к любви и дружбе, но даже к здоровому человеческому поведению. Подобные инфернальные картинки могут сделать детей психопатами. Общаясь с подростками во время миссионерских поездок по России, я вижу, что школьники очень нуждаются в живом слове и в общении с пастырем.

Урок религиоведения в московской школе. Фото: Александра Мудрац/ТАСС

— Какие русские произведения, на ваш взгляд, могут сформировать у подрастающего поколения здоровый взгляд на человеческие взаимоотношения?

— В программе есть «Обломов» Гончарова, а еще два произведения из этого, по сути, триптиха — «Обрыв» и «Обыкновенная история», почему-то остались в стороне. Хотя именно в них выведены прекрасные образы девушек с христианским мышлением.

Или вот «Капитанская дочка» Пушкина. Не Пугачев с его буйной натурой и разбойничьей психологией, а Маша Миронова должна быть здесь главным предметом исследования. Настолько притягательно, живо выписан ее светлый образ. И все искусство учителя здесь будет заключаться в том, чтобы делать параллели, переклички с веком нынешним, отталкиваясь от деталей произведения, подспудно выстраивать определенную нравственную программу.

— Какие книги повлияли на ваше мировоззрение?

— Своим интересом к живому слову я более всего обязан, наверное, Чарльзу Диккенсу. Меня в юности очень впечатлили диккенсовские персонажи, особенно женские образы, высокие и благородные характеры. Говорят, что Тургенев отчасти заимствовал у Диккенса черты своих героев.

С детства для меня и для моего брата-близнеца Мити чтение стало по-настоящему важным занятием. Будучи педагогом и священником, я знаю, что круг чтения влияет не только на речевые навыки, но и на устроение души, развитие личности. И задача родителей, учителей подбирать такие произведения, которые созидают душу, а не отравляют ее, как токсины.

— Вы часто общаетесь со школьниками, студентами. Как объяснить подростку, что такое любовь?

— С одной стороны, это дар свыше. С другой – потребность служить избранному нами человеку так, чтобы будни превращались в праздники, чтобы наше общение имело полноту радости, и мы вместе чувствовали себя счастливее, чем до момента нашей встречи. Любовь — это внутренняя потребность созидать. В идеале любовь должна быть первой и единственной, вечной. Она преображает человека, делает его нравственно крепким…

— Вы сейчас нарисовали какую-то идеалистическую картину. Подросток воодушевится такими словами, а потом столкнется совсем с другой реальностью…

 — В педагогике без темы подвига и идеала не обойтись! Но до такой любви, конечно, нужно дорасти. Необходимо трудиться над собой, бороться с себялюбием, многое в себе изменить. Человек создан для любви, и Бог есть любовь. Однако в розовых очках ходить не стоит.

Нельзя быть поспешным и опрометчивым в выборе спутника жизни. Христианская мудрость в этом плане может многое рассказать современному молодому человеку. Одна из моих любимых тем для бесед со студентами — «Как не ошибиться в выборе жениха»?

— И как же?

— Это отдельная большая тема для разговора. Но вот несколько штрихов. Нужно обращать внимание на ряд важных моментов. Например, как любимый человек относится к собственным родителям. Если пуповина, которая связывает отцов и детей, будет отрезана, человек подсечет свое собственное бытие.

Родителей, конечно, не выбирают, и отношения в семьях бывают разными. Но чем выше нравственное развитие личности, тем яснее сознание, что родителей нужно жалеть, сострадать им. Другими словами, чтобы сложилась твоя собственная жизнь, покрой любовью родительские недостатки.

Весь сыр-бор в прессе произошел из-за обсуждения в том числе семейного идеала, семейных ценностей. Мне звонили из программы «Пусть говорят» и задавали такой же вопрос: «Вы думаете, что если восьмиклассница узнает о любовном треугольнике, то это повлияет на ее нравственность?». А если бы это была ваша дочь, какое понимание жизни вы захотели бы в нее вложить?

Сегодня столько красивых, милых девушек, которые, живя в многомиллионном городе, не могут найти того, кому они могли бы доверить свою судьбу! И это потому, что семейный идеал выветрен. Раньше мужчина был готов брать полноту ответственности за любимую женщину. В наше время многое изменилось. Поэтому девушке не нужно быть простодушной и податливой. Если ты сохраняешь дистанцию, то у тебя есть время узнать человека, с которым ты общаешься: думает ли он об обслуживании своих страстишек или он относится к вам благоговейно. И не лучше ли эти простые истины заложить в душу ребенка уже в средней и даже в начальной школе…

Кара-ба-бах Далее в рубрике Кара-ба-бахОбострению ситуации и началу военных действий в Нагорном Карабахе способствовала поддержка со стороны США и Турции

Комментарии

03 апреля 2016, 22:23
Артемий Владимиров абсолютно прав, пора пересмотреть школьную программу по литературе, зачем детям надо проходить Евгения Онегина, это же вредная книга ничему хорошему не учит, или например зачем детям читать книги предателя Солженицына, много лишних книг проходят в школе, лишних не в принципе, а лишних для детей школьного возраста
04 апреля 2016, 08:29
Онегин и не призван чему-то учить читателя. Читатель должен читать и делать выводы. Ну и плюс наслаждаться слогом автора.
04 апреля 2016, 12:03
Пушкина трогать не стоит, а вот Солженицына, вместе с его унылой диссидентской пропагандой - в топку!!!
03 апреля 2016, 22:56
В семье надо формировать нравственность будущей личности. А когда в семье уважения между супругами нет, то о каком нравственном воспитании ребенка может идти речь?
04 апреля 2016, 12:01
Совершенно верно, я тоже разделяю данную позицию. Больше высокоморальных и просветительных произведений, поменьше драматизма и грязи, школьникам оно ни к чему!
А вот в ВУЗах, для первокурсников, стоило бы включить в обязательную программу сводный курс Русской и Иностранной Литературы, в котором рассматривался бы уже более широкий спектр произведений.
А вот сторонником целенаправленного преподавания религиозной литературы, в рамках общего начального образования, я не являюсь, увы, скорее наоборот...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»