Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Левый авангард и насилие

Реконструкция «Рабочего клуба» Александра Родченко, экспозиция Третьяковской галереи на Крымском Валу, 2008. Источник: ГТГ
Философ Игорь Чубаров рассказал, как авангардисты пытались изменить мир
Иван Мартов
7 октября, 2014 09:39
12 мин
В Книжном клубе РГГУ обсудили книгу «Коллективная чувственность: теории и практики русского авангарда» старшего научного сотрудника Института философии РАН и члена редколлегии журнала «Логос» Игоря Чубарова. «Русская планета» записала основные тезисы автора книги.
Авангард и коллективность
В своей книге я обозначил ряд проблемных точек, связанных с феноменом левого авангарда. Авангардисты в своей теории и практике претендовали на многое, они собирались изменить наличное состояние действительности, и эта связь с марксистским политическим проектом, с русской революцией очень важна, и следует разобраться в том, как вообще возможно сведение столь разных явлений. Конечно, я не смог остаться в положении независимого исследователя: авангард не закрепился в виде некоего канона, он остался проблематичным, по поводу него еще продолжаются какие-то схватки. Меня интересовала, в первую очередь, идея авангарда, и поэтому я должен был учитывать различные обстоятельства и в то же время собственную включенность в этот проект. Авангард как некая сущность, как эпоха в истории искусства и человечества потребовал вычленения определенного периода, в котором авангардность себя проявила. На мой взгляд, это произошло в двадцатые годы, когда авангард пришел к пониманию своего происхождения, а не в десятые, когда он исторически возник. Левый авангард двадцатых годов приобрел такую форму, которую предшествующая и последующая эпохи не могли себе позволить: художнику выпала возможность принять участие не просто в какой-то музейно-выставочной деятельности, но заниматься, по выражению Маяковского, поэзией улиц. Художник вернулся в повседневную жизнь людей, и ему были предоставлены новые ресурсы и в плане медиа, и в плане выражения, и в плане сотрудничества с представителями других видов деятельности. Именно это и составляло ту коллективность, о которой идет речь в книге.
Коллективность также связана с новыми массовыми медиа, которые начали активно развиваться в начале XX века, — прежде всего кино и фотография. Масса как исторический субъект приобрела благодаря этим медиа, как писал Беньямин, возможность увидеть себя, обрести язык и найти образы для выражения новой возможности социального сосуществования. Для меня определить авангард означает разобраться с этим милитаристским термином: почему впереди, почему на переднем крае, что это за война и против кого она ведется? Подсказки со стороны политического авангарда русской революции здесь только сбивают с толку, потому что, как я пытался показать, советская власть с самого начала чинила левому авангарду всевозможные препятствия. Даже если первоначально идее производственного искусства оказывалась какая-то поддержка на уровне наркома просвещения, то в скором времени, после известного высказывания Ленина о футуристах и выхода книги Троцкого, стало понятно, что они конкуренты. Продолжение революции на уровне способов существования, быта, эстетической революции в широком смысле не могло быть поддержано политиками в конкретных исторических условиях по разным причинам. В этом заключается еще одна драма и противоречие, с которым сложно справиться до сих пор, потому что есть люди, которые по-прежнему мыслят себя как части этого закрытого, неосуществленного проекта.
Авангард и насилие
Конечно, речь идет не об оправдании насилия, проповеди обмана или технологий абсурда, но о том, что за ведущими философскими понятиями обнаружилось второе дно, их подлинная суть, что авангардисты и попытались разоблачить. Большая часть книги представляет собой попытку приблизиться к такому пониманию.
Проблемой насилия я занимаюсь не как внешней проблемой, которую можно изучать на примере агрессивности определенных групп граждан. Я считаю, что это некая негативная субстанция. Таким образом, перед любым произведением искусства или типом философствования всегда стоит проблема: не является ли сама эта художественная деятельность или тип философствования всего лишь функцией некоего процесса, который художник или философ не в состоянии контролировать. На мой взгляд, в редкие исторические периоды отдельные люди до этого понимания доходили, и как раз в авангарде появилась возможность говорить об этом прямым текстом, а также производить нечто, альтернативное тем видам оправдания и поддержания насилия, которые приняты в истории. Они дошли в проблематизации насилия если не до конца, то, по крайней мере, до невероятных глубин.
Производственное искусство
То искусство, о котором я пишу, является производственным. Это означает, что художник отказывается от станковой картины, от света рампы, от театральных подмостков, даже от написания книг, как Андрей Платонов, и идет Тамбовскую губернию строить коммунизм. Он занимается изготовлением костюмов, как Родченко, Попова и Степанова, спортивных костюмов на фабрике, работает как конструктор и инженер, от него как от художника остаются только эти идеи.
Евгения Соколова (Жемчужная) демонстрирует спортивный костюм, спроектированный Варварой Степановой. Источник: ГТГ
Евгения Соколова (Жемчужная) демонстрирует спортивный костюм, спроектированный Варварой Степановой. Источник: ГТГ
Люди поняли, что то, что они создают в качестве шедевров, в качестве картинок, соблазняющих публику, развлекающих ее или дающих отдохновение или даже очищение аффектов, — это на самом деле игра как раз в той зоне, которую они хотели покинуть, в зоне несправедливых отношений между людьми, где искусство, да и философия чаще всего занимают очень реакционное положение, поддерживая своими средствами такой порядок вещей. Речь идет о проблеме такого уровня, которую художник даже не может на себя взвалить в одиночку. На мой взгляд, именно поэтому авангардисты работали командой. Это объясняет, почему у нас такое странное представление об авангарде. Мы все еще говорим о каких-то произведениях, но если вернуться к Любови Поповой и Варваре Степановой, то им как раз удалось совместить те вещи, которые для обычного индивидуалистичного современного художника вообще непонятны, — привлечь в свое творчество рабочего, инженера, управленца, поставщика, чтобы создать одну-единственную новую вещь, которая называется женское платье, и в нем потом сможет ходить москвича в 1924 году. Сменилось понимание искусства в том плане, что оно начало производить сами вещи.
Авангард и быт
Экономист Александр Чаянов в двадцатые годы предложил отказаться от еды и перейти на химические заменители, чтобы разум был полностью отъединен от вещей и пищи. Художники авангарда считали, что нужно отказаться от произведений искусства и создавать сами вещи, но так, чтобы ты к ним не привязывался.
При чем здесь вещи, почему от них нужно отрешиться? Конечно, не для того, чтобы сидеть и в одиночестве мыслить о Боге, вечности и бесконечности. Дело в том, что вещи носят характер не просто каких-то предметов, которыми мы пользуемся, но в них заключены те вызовы, которые обращены к субъекту. Структура индивидуальной чувственности связана с пониманием того, что в психоанализе называется Das Ding, что представляет собой эта странная вещь, почему она так привлекает, будоражит, почему мы хотим ее обрести? Прежде всего, потому, что вещь выступает предметом постоянного раздора, спора. Вопрос заключался в том, как производить вещи, чтобы они не вызывали зависть у другого. Человек должен был лишиться того качества, которое с точки зрения фрейдовской традиции является субъектообразующим, а именно зависти другого, когда другой дает тебе образ тех вещей, которые ты можешь пожелать, но сам ты при этом будешь думать, что это и есть твое желание. В этом и состоит ловушка данной структуры, которую нужно изменить, перейти к идее коллективного пользования вещами, в чем и заключалась идея коммунальности. Мы, современные люди, эту идею просто не в состоянии понять. Для нового субъекта истории, который представляли собой пролетарии, этот тип чувственности, этот тип отношения к вещам, по мнению авангардистов, должен был быть адекватен.
Преодоление экономии насилия
Если попытаться примерить на себя авангардистский проект, соотнестись с его задачами, то, скорее всего, это приведет к противоречию со всем миром. Для меня авангард — событие такого рода, когда искусство попыталось вернуться к своему изначальному состоянию, когда оно было частью жизненных практик и жизненного мира. Мечта всех художников — пробиться к этому жизненному миру, и такая возможность вдруг была им предоставлена, пускай и в ограниченных зонах.
Реконструкция «Рабочего клуба» Александра Родченко. Источник: ГТГ
Реконструкция «Рабочего клуба» Александра Родченко. Источник: ГТГ
На мой взгляд, любое произведение авангарда изначально является подделкой. Малевич мог что угодно говорить о «Черном квадрате», и в каком-то смысле художник Илья Глазунов прав: квадрат может нарисовать кто угодно, но дело не в этом. Он открывает новую эпоху в искусстве и говорит, что мы сейчас занимаемся анализом, а дальше открывается широкое пространство возможностей. Вот почему двадцатые годы я выделяю в качестве особого, важного периода: искусство сталкивается с самим собой, оно обретает себя, выделяется из культовых практик, где определяются миметические двойники, жертвы, исключенные, и начинает заниматься производством совершенно нового мира, где отношения с вещами формируются в ином режиме. Моя книга посвящена коллективной чувственности, потому что авангардисты искали новые слои чувственности, чтобы на ее основе выстроить новое видение, чтобы увидеть иной мир. Речь идет не о том, чтобы навязать миру какие-то нормы и законы, они в мире уже есть, но только как возможности, нереализуемые возможности.
Вокруг этих сюжетов я выстроил каркас своего исследования. Оно собрано из разных кусков, но посвящено одной теме. Это тема насилия, не как противостояния каким-то насильственным действиям со стороны тех или иных сил, а самой его идее, которая кажется чем-то, на что мы обречены. Многие теоретики насилия, например Жирар, говорят следующее: да, существует определенная экономия насилия, но с этим ничего не поделаешь, мы просто должны как-то в ней устроиться, желательно с минимальными для себя потерями. Им чужда странная левая идея преодоления насилия как такового, причем речь идет не о пацифизме, но о том, что ему можно противопоставить другой тип экономии, для которой марксизм является не случайной отсылкой, но крайне важным источником.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ