«Где все москвичи? Под землей»
Вид на трехполосную эстакаду в районе делового центра «Москва-Сити».Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Вид на трехполосную эстакаду в районе делового центра «Москва-Сити».Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Датский урбанист Ян Гейл рассказал, как обуздать автомобилизацию Москвы и сделать город пешеходным

15 июля в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошла встреча с датским архитектором и консультантом по городскому дизайну Яном Гейлом. Он прочитал лекцию о «живых городах XXI века» и представил результаты своего исследования «Москва. На пути к лучшему городу для людей», проведенного в 2013 году по заказу правительства Москвы. В работе Гейл рассмотрел основные проблемы города и разработал рекомендации по их устранению.

Живые города XXI века

По мнению Гейла, в 1960-е годы произошла смена парадигмы городского планирования. Это было продиктовано различными факторами: повышающимся уровнем автомобилизации и расширением застройки, а также изменением требований горожан к качеству жизни.

Ян Гейл — архитектор и консультант по городскому дизайну, обладатель премии имени сэра Патрика Аберкромби — награды Международного союза архитекторов за выдающиеся достижения в области городского планирования. Гейл является почетным профессором городского проектирования в Школе архитектуры Копенгагена, почетным доктором Университета Хериота-Уотта, почетным членом Королевского института британских архитекторов, Американского института архитектуры, Королевского архитектурного института Канады и Института планирования Австралии. Гейл участвовал во многих проектах городского дизайна по всему миру: в 2004 году он провёл исследования по качеству общественной сферы в Лондоне, в 2007 году его нанял Департамент транспорта Нью-Йорка для изменения улиц города. Гейл также проводил исследования для ряда городов Австралии и Новой Зеландии.

Для устойчивого развития города необходимо снижение числа автомобилей в нем. Для этого надо создавать развитую сеть наземного общественного транспорта, чтобы люди могли добираться на нем с не меньшим комфортом по сравнению с личным автомобилем.

Недостаток движения приводит к болезням, убивающим ежегодно больше людей, чем курение — поэтому город должен быть здоровым. Архитектор привел в пример фитнес-центр, в который люди поднимаются на эскалаторе. «В ходьбе заключается намного больше смысла, чем просто ходьба», — утверждает Гейл. Ежедневные получасовые прогулки могут продлить жизнь на семь лет. Пешеходная жизнь — это ключ к успеху, она может дать не только здоровье, но и богатую социальную жизнь: мы можем за всем наблюдать, изучать, заводить новые знакомства.

На основе этих базовых принципов и строятся лучшие города. Гейл озвучил рейтинг, подведенный изданием Monocle, согласно которому в 2013 году самым удобным для жизни городом мира стал Копенгаген. В тройке также находятся Мельбурн и Хельсинки, далее идут Токио, Вена, Цюрих, Стокгольм, Мюнхен, Сидней и Окленд.

Москва. На пути к лучшему городу для людей

Гейл впервые приехал в Россию в декабре 2011 года на Московский урбанистический форум. Позже мэр Сергей Собянин и столичное правительство заказали ему и его агентству Gehl Architecs исследование по анализу общественных пространств и общественной жизни Москвы. Ученые выбрали для изучения несколько типичных районов и улиц. Краткие итоги этой работы архитектор представил на выступлении.

Ян Гейл. Фото: Александр Кожохин / РИА Новости, архив,

Среди достоинств Москвы он отметил кольцевую структуру города, развитую сеть метро, большие водные пространства, широкие бульвары, красивую архитектуру и малоэтажность города. Москва — крупный город, только ее центр размером с типичный мегаполис.

Основная же проблема, по мнению специалиста, заключается в том, что в городе все пространство отдано автомобилям. «Я видел не так много городов, где столь наплевательски относятся к пешеходам», — подчеркнул Гейл. Он отметил, что улицы Москвы постоянно перегружены автомобилями, слишком много пространства отдано под парковку. К примеру, на улице Мясницкой 78% пространства отдано автомобилям, на Пятницкой — 74%, на Неглинной — 81%, а на Садовом кольце 87%.

Даже в центре города наблюдается недостаток мест для отдыха и явная нехватка зелени.

«Люди должны гулять, слушать и говорить, переходить дорогу, заниматься спортом, иметь места для отдыха днем и быть в безопасности ночью. Город должен быть доступен для всех, включая инвалидов»,

— отметил архитектор, говоря о ключевых вещах для городской атмосферы.

Еще одной чертой, поразившей специалиста, стало то, что в Москве люди совсем не гуляют. Пешеходов на улицах города меньше, чем в других мегаполисах — на Тверской улице их в два раза меньше, чем в пешеходной зоне Стрёгет в Копенгагене, и почти в четыре раза меньше, чем на нью-йоркской Таймс-Сквер и лондонской Оксфорд-стрит. Даже на Невском проспекте Санкт-Петербурга проходят в 4,3 раза больше пешеходов, чем на Тверской. На вопрос: «А где же люди?» возникает ответ: «Под землей». Люди слишком много времени проводят в метро, которое вот-вот будет окончательно переполнено. «Мы не будем звать людей в метро, нам нужно вывести их на улицу, даже несмотря на всю красоту московской подземки», — утверждал Гейл. Архитектора также поразило то, что даже на земле люди проводят почти все время около станций метрополитена, они не проходят и 200 метров. Около станций слишком много людей, они не гуляют просто так, они идут из-за того, что вынуждены куда-то идти. Доказательством служит то, что в Москве одинаковое количество пешеходов летом и зимой, тогда как в других городах в плохую погоду их число значительно снижается.

Карта московского метро. Фото: Сергей Бобылев / ИТАР-ТАСС

Проблемой становятся и переходы. В Москве очень много подземных переходов, хотя в европейских городах это стало пережитком 1960-70-х годов.

«На самом деле горожане ненавидят подъемы, спуски, подземные тоннели и ступеньки»,

— отметил специалист. Он привел в пример станцию Маяковская, где при выходе из метро людям приходится идти около 100 метров до пешеходного перехода, чтобы пересечь улицу.

Гейл отметил и то, что в Москве очень мало уличных кафе и веранд. К примеру, в центре Мельбурна их 15 тысяч, у нас же таких кафе меньше в разы. Уличные кафе и веранды украшают город, а в российской столице все заставлено разного вида наружной рекламой. Но и реклама становится не единственным препятствием на улице для пешехода — к примеру, на некоторых участках Тверской на каждые 100 метров людям встречается 30 препятствий (киоски, фонарные столбы и т.д.).

Еще одной проблемой российской столицы, по мнению архитектора, становится то, что набережные используются в качестве магистралей для автотранспорта. В Москве лишь 7% пространства на набережных отданы людям, тогда как в Нью-Йорке этот показатель составляет 45%, в Париже — 52%, а в Лондоне — 76%. Многие московские достопримечательности находятся недалеко от набережных, но связь с рекой практически отсутствует, необходимо дать людям возможность спуститься к воде. (После выступления Гейла главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что уже создан проект «Москва-река», который изменит эту ситуацию).

Теперь к рекомендациям специалиста. Первое, на чем он остановился — использование уникальных качеств Москвы. Особенно Гейл подчеркнул необходимость развития речного флота. Надо также существенно озеленить город, по максимуму использовать бульвары. Также специалист посоветовал сделать акцент на трех главных кольцах города — Бульварном, Садовом и Третьем транспортном. Архитектор поддержал и идею о сохранении малоэтажности Москвы.

Но все же ключевая задача, по мнению Гейла, — это решение проблемы автомобилей и внимания к пешеходам. Необходимо исправить нынешнюю ситуацию, в которой «автомобиль - король города», и отдать корону пешеходам. Нужно развивать наземный общественный транспорт, в частности, оснастить Москву новыми скоростными трамваями, и велосипедную инфраструктуру — построить велодорожки и обезопасить их от автомобилей. В своеобразной пирамиде должен сначала стоять человек, после него общественный (особенно наземный) транспорт, далее такси и лишь в конце личные автомобили. Сейчас же ситуация в городе такова, что главными являются автомобили, потом снова автомобили, после них метро и лишь в конце человек. К примеру, в Копенгагене 37% жителей передвигаются на велосипеде, 33% — на общественном транспорте, 27% — на личном автомобиле и 3% пешком. 70% людей, передвигающихся на велосипеде, продолжают ездить на нем и зимой.

Читайте в рубрике «Общество» Не тем вы, женщины, СМС шлетеЖительницу города Сочи осудили за разглашение гостайны Не тем вы, женщины, СМС шлете

Комментарии

16 июля 2013, 15:43
Велосипеды - это хорошая тема, но у нас северная страна, и если та же Дания или Голландия страны маленькие и там все чиститься, поэтому даже зимой на велике кататься можно, у нас это маловероятно. Так что зимой все-равно измучаемся в давках и пробках. А вот летом - все на великиЮ, еще бы власти стоянки велосипедные делали
16 июля 2013, 15:51
Ничего нового не узнал, хорошо быть богатым и здоровым, плохо быть бедным и больным. Естественно в городе, если работа сидячая, ходиь нужно, а лучше на велосипеде по парку гонять
16 июля 2013, 18:42
Единственный выход для Москвы - это сравнять её с землей и отстроить заново, и ни какие мега-архитекторы тут не помогут. Хватит урбанизировать столицу, пора выводить активы, а в месте с ними и популяцию в другие города!
16 июля 2013, 20:44
Хватит автомобилизировать Москву.
А жителей оставьте в покое, это наш город.
16 июля 2013, 20:14
Что уж тут говорить, современная Москва превратилась в отстой, спасибо мэрии и власти в целом!
16 июля 2013, 20:29
И сколько же московская мэрия заплатила Гейлу за подобные исследования, которое и яйца выеденного не стоят, ибо их результаты и так лежат на поверхности? И какой от них толк, если все равно нет конкретным предложений, самих механизмов выхода из этой тупиковой ситуации, да и целесообразны ли они, если таковые все же появятся? На мой взгляд проще построить рядом еще одну Москву, чем воплотить гротескные идеи её реконструкции в жизнь...
16 июля 2013, 20:43
Как Кузнецов на самом деле заботится о набережных можно понять, попробовав пройти по правому берегу Москва-реки от Строгино хотя бы до Филёвского парка.
17 июля 2013, 09:24
Вчера шел по набережной в самом центре москвы - на якиманке. Ни одной урны !!! Ни одной лавочки!! Молодежь сидит прямо на ограждении (периодически падая в воду наверное) и кидает бычки на асфальт, где носятся мерседесы. Вот и все((
17 июля 2013, 09:59
Да уж. Типичный пример европейской идеологии. Это у них там человек превыше автомобилей, а у нас как раз наоборот. Железный конь ценится намного дороже человеческой жизни. И каким бы комфортным не был общественный транспорт, но комфорта автомобиля он не заменит. Наши лучше будут часами стоять в пробках, но в уютном автомобильном кресле под любимые ритмы)
17 июля 2013, 19:57
И безопасней согласитесь. В метро давка и неадекватная молодежь битком, и кошельки воруют
17 июля 2013, 10:44
Выйдет новоизбранный мэр на главную площадь и скажет - "Москвичи, бросайте вы свои машины и ходите пешком!". И все сразу станут ходить пешком))
У нас автомобиль - это прежде всего престиж и марка. Нужно менять идеологию людей, что в принципе невозможно. По крайней мере не в наше время.
17 июля 2013, 15:01
Во-первых надо запретить В СТОЛИЦЕ все мелкие полу-легальные шайтан-такси и жестко штрафовать за это, вплоть до лишения прав и конфискации автомобиля, во-вторых повысить транспортный налог для частников и владельцев индивидуального авто, а в третьих организовать систему на принципиально ином уровне - новый, удобный и скоростной общественный транспорт, который был бы кроме прочего выгоден горожанам по чисто финансовым соображениям. Так или почти так можно будет оптимизировать транспортный поток и разгрузить улицы от постоянно растущего скопления автомобилей.
17 июля 2013, 19:56
Все москвичи на машинах по городу ездят и в пробках радио слушают, в метро одни студенты и мигранты
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»