Новости – Общество
Общество
Ларь-батюшка
Фото: sobranie.info
Как русский сундук был тайником, шкафом, роскошным аксессуаром и походной ванной
8 марта, 2016 06:45
8 мин
В Красноярске на пароходе «Святитель Николай» открылась выставка старинных сундуков, восстановленных усилиями специалистов краеведческого музея. В экспозиции можно увидеть обтянутый крокодиловой кожей дорожный сундук революционера Петра Красикова, домашний ларь семьи художника Василия Сурикова и еще 45 самых различных сундуков — от небольших шкатулок до огромных конструкций. «Русская планета» узнала, какими были русские сундуки во времена, когда, кроме них, в доме могло и не быть никакой другой мебели.
Из кипариса, обтянутого страусиной кожей
Сундуки на протяжении веков заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы интерьера. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были и мебелью, и центральным элементом декора. Были украшением и царских палат, и дома простого крестьянина. Их преподносили в дар, включали в приданое и передавали по наследству. Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью».
Как правило, сундуки делали из самых прочных сортов древесины — дуба или кипариса. Для дополнительной прочности оковывали снаружи железными полосами, часто крест-накрест, после чего сундук выглядел как обтянутый металлической сеткой. Иногда полосы прибивали плотно, одна к другой. Из железа делали также дополнительные накладки на углы и замочное отверстие, ручки, декоративные узорные элементы. Все это превращало сундуки в предмет роскоши: ведь до реформ Петра I практически все металлы в Россию — не только цветные, но и черные — привозили из-за рубежа. Самое простое железо стоило немалых денег и шло в первую очередь на военные нужды.
«Под железные полосы мастера подкладывали цветную слюду, красную и зеленую бумагу, а в самих полосах делали узорные просечки. Контрастная подложка подчеркивала красоту ажура на железе, — рассказывает корреспонденту РП историк Игорь Тимаков. — Иногда кованые полосы делали не узорными, а сплошными, и тогда к ним припаивали рельефные накладки из олова, которые покрывали золотом или серебром. Лучшими мастерами по декоративной железной оковке сундуков считались кузнецы из Великого Устюга и Холмогор, хорошая репутация была также у мастеров из Новгорода и Москвы».
Крышка крепилась к корпусу на железных петлях — ветлюгах. Чем больше было петель, тем выше ценился сундук. Замки делали как навесными, так и врезными. Модели с навесными замками стоили дешевле, ведь их можно было сбить, а встроенные часто делали «с секретом», и открыть их без ключа было практически невозможно.
«Внутри и снаружи готовый сундук могли обить дорогой тканью, мехом, кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Но чаще внешние стены и внутреннюю часть крышки украшали искусной росписью. И тогда лучшие художники превращали этот утилитарный, по сути, предмет в настоящее произведение искусства, — рассказывает РП кандидат исторических наук Татьяна Дромашко. — До XVII века при росписи сундуков художники применяли те же технологии, что и в иконописи: работали с яичной темперой, растворяя краски в яичном желтке. Но со временем, чтобы сэкономить, начали брать все яйцо целиком. Чаще стали использовать дешевый желтый сурик, реже работать с киноварью, золотом и серебром. Но даже после этих упрощений русские сундуки пользовались настолько отменной репутацией, что были одной из заметных статей российского экспорта».
%FOTO%
Терема и подголовники
Внутри сундуков часто делали потайные отделы, которые сложно было найти человеку, не знакомому с их устройством. В сундуках для вина внутреннее пространство делили на гнезда разного размера для различных бутылей. Самыми сложными по устройству были так называемые скрыни с отдельными дверками в тайники и выдвижными ящиками. Такие сундуки постепенно «росли» в высоту, обзавелись ножками и превратились в современные шкафы.
«Чаще всего потайные отделы делали в популярных сундуках-теремах, — говорит Игорь Тимаков. — Они получили свое название благодаря внешнему сходству с домами, в которых над большим нижним этажом был еще один меньшего размера — терем. Точно так же и в сундуках-теремах на четырехскатной крышке, закрывающей основное отделение, была небольшая надстройка. У нее была своя особая плоская крышка, под которой хранили самые ценные вещи: деньги, драгоценности, важные документы. По аналогии с двухэтажными древнерусскими постройками такие сундуки называли "двужирными"».
Особая конструкция была и у сундуков-подголовников, которые брали с собой в путешествие. Они были небольшой высоты, чтобы класть на них подушки и спать было удобнее. А чтобы в них можно было уложить побольше добра, их делали из двух частей: задней с горизонтальной крышкой и передней с наклонной.
«Сложная конструкция и художественная отделка делали кованые сундуки с росписью настолько дорогими, что их обладателями становились лишь цари, бояре, столбовые дворяне, самые преуспевающие купцы и церковные иерархи, — поясняет Татьяна Дромашко. — Предметом роскоши сундуки оставались вплоть до конца XVIII века. К этому времени железо собственного производства в России уже было, но не было пильных мельниц, с помощью которых можно было распустить бревно на тонкие доски. Поэтому стройматериалы делали вручную, и стоили они дорого. И даже после появления дешевого производства досок сундуки стали доступными по цене всем слоям населения, включая крестьян, лишь к середине XIX века, когда их производство поставили на поток, отказавшись от ручной ковки и отделки».
Фото: sobranie.info
Лубяная альтернатива
Простые же семьи использовали коробьи — сундуки, в которых из еловых досок были сделаны только дно и крышка, а стены сооружались из дешевого луба: с липы, осины или ясеня весной снимали верхний слой древесины, распрямляли его, очищали от коры, а потом сшивали лыком. Поэтому углы у лубяной конструкции получались скругленными.
«Самое интересное, что при этом дешевые коробьи можно было увидеть не только в бедных, но и в самых богатых домах, даже в покоях царицы. Вся разница была в том, сколько их было: одна, в которой умещалось все имущество семьи, или десятки. Так, историк Иван Забелин, описывая быт царицы Марьи Ильиничны (Милославской, жены Алексея Михайловича. — РП.), упоминает, что ей принадлежали 52 коробьи, — рассказывает Игорь Тимаков. — У каждой было свое предназначение: в одну укладывали постельное белье, в другую — сорочки, в третью — посуду и так далее. Коробьи пользовались настолько большим спросом, что для их продажи в Москве был выделен специальный Коробейный ряд. Если средства позволяли, их тоже оковывали железом. Но чаще в ходу были простые, неокованные модели».
Лубяная поверхность стенок была гладкой и почти идеально подходила для росписи. Ее не нужно было предварительно обрабатывать: краски и без того ложились ровно и не впитывались, достаточно было пропитать луб обычной олифой.
«Особую роль коробьи играли на крестьянских свадьбах, — продолжает рассказ Татьяна Дромашко. — Когда свадебный поезд отправлялся в церковь, на отдельных санях или возках ехали так называемые коробейные сваты. Они везли в дом жениха приданое невесты, частью которого были и сами коробьи. Нарядные и расписные, они говорили о благосостоянии невесты не меньше, чем их содержимое».
И коробьи, и сундуки вышли из моды, а потом и из употребления в начале XX века. Но до этого времени они оставались в ходу, постепенно становясь все более причудливыми. Широко известен дорожный сундук Александра III, который сейчас можно увидеть во дворце Петра I в Стрельне. В нижнем ярусе этой огромной конструкции предусмотрены ящики для белья и посуды. В средней части расположена кровать с матрасом, подушкой и грелками для воды, на которой можно спать, если откинуть крышку сундука. В верхней — множество отделений для всего самого необходимого царю в путешествии: сигарет, шляпы, эполет, портупей, фонаря, принадлежностей для бритья, коробочек с мазями и притираниями, маникюрного набора и так далее. Есть даже откидной умывальный столик с зеркалом, колбами для холодной и горячей воды и специальное приспособление для растягивания перчаток. Один такой сундук был, по сути, готовым интерьером.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости