Ларь-батюшка
Фото: sobranie.info

Фото: sobranie.info

Как русский сундук был тайником, шкафом, роскошным аксессуаром и походной ванной

В Красноярске на пароходе «Святитель Николай» открылась выставка старинных сундуков, восстановленных усилиями специалистов краеведческого музея. В экспозиции можно увидеть обтянутый крокодиловой кожей дорожный сундук революционера Петра Красикова, домашний ларь семьи художника Василия Сурикова и еще 45 самых различных сундуков — от небольших шкатулок до огромных конструкций. «Русская планета» узнала, какими были русские сундуки во времена, когда, кроме них, в доме могло и не быть никакой другой мебели.

Из кипариса, обтянутого страусиной кожей

Сундуки на протяжении веков заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы интерьера. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были и мебелью, и центральным элементом декора. Были украшением и царских палат, и дома простого крестьянина. Их преподносили в дар, включали в приданое и передавали по наследству. Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью».

Как правило, сундуки делали из самых прочных сортов древесины — дуба или кипариса. Для дополнительной прочности оковывали снаружи железными полосами, часто крест-накрест, после чего сундук выглядел как обтянутый металлической сеткой. Иногда полосы прибивали плотно, одна к другой. Из железа делали также дополнительные накладки на углы и замочное отверстие, ручки, декоративные узорные элементы. Все это превращало сундуки в предмет роскоши: ведь до реформ Петра I практически все металлы в Россию — не только цветные, но и черные — привозили из-за рубежа. Самое простое железо стоило немалых денег и шло в первую очередь на военные нужды.

«Под железные полосы мастера подкладывали цветную слюду, красную и зеленую бумагу, а в самих полосах делали узорные просечки. Контрастная подложка подчеркивала красоту ажура на железе, — рассказывает корреспонденту РП историк Игорь Тимаков. — Иногда кованые полосы делали не узорными, а сплошными, и тогда к ним припаивали рельефные накладки из олова, которые покрывали золотом или серебром. Лучшими мастерами по декоративной железной оковке сундуков считались кузнецы из Великого Устюга и Холмогор, хорошая репутация была также у мастеров из Новгорода и Москвы».

Крышка крепилась к корпусу на железных петлях — ветлюгах. Чем больше было петель, тем выше ценился сундук. Замки делали как навесными, так и врезными. Модели с навесными замками стоили дешевле, ведь их можно было сбить, а встроенные часто делали «с секретом», и открыть их без ключа было практически невозможно.

«Внутри и снаружи готовый сундук могли обить дорогой тканью, мехом, кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Но чаще внешние стены и внутреннюю часть крышки украшали искусной росписью. И тогда лучшие художники превращали этот утилитарный, по сути, предмет в настоящее произведение искусства, — рассказывает РП кандидат исторических наук Татьяна Дромашко. — До XVII века при росписи сундуков художники применяли те же технологии, что и в иконописи: работали с яичной темперой, растворяя краски в яичном желтке. Но со временем, чтобы сэкономить, начали брать все яйцо целиком. Чаще стали использовать дешевый желтый сурик, реже работать с киноварью, золотом и серебром. Но даже после этих упрощений русские сундуки пользовались настолько отменной репутацией, что были одной из заметных статей российского экспорта».

  • Сундук, подаренный последним владельцам Царского Села. Фото: http://tsarselo.ru/
  • Подголовник и ларец-сундук, окованные резным железом (XVIII в.). Фото: Минкевич/РИА Новости
  • Народный сундук. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
  • Сундук с изображением тритонов и нереид работы мастера XVI века. Рим. Государственный Эрмитаж. Фото: Б. Манушин/РИА Новости
  • Сундук расписной (архангельская область, начало ХХ века). Фото:  Валерий Левитин/РИА Новости
  • Дорожный сундук, с которым Н.В. Гоголь ездил в многочисленные путешествия. Фото: Александр Уткин/РИА Новости
  • Сундук, подаренный последним владельцам Царского Села. Фото: http://tsarselo.ru/
  • Подголовник и ларец-сундук, окованные резным железом (XVIII в.). Фото: Минкевич/РИА Новости
  • Народный сундук. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
  • Сундук с изображением тритонов и нереид работы мастера XVI века. Рим. Государственный Эрмитаж. Фото: Б. Манушин/РИА Новости
  • Сундук расписной (архангельская область, начало ХХ века). Фото:  Валерий Левитин/РИА Новости
  • Дорожный сундук, с которым Н.В. Гоголь ездил в многочисленные путешествия. Фото: Александр Уткин/РИА Новости
1 / 6
Крупнее
подсказка закрыть листать
Сундук, подаренный последним владельцам Царского Села. Фото: http://tsarselo.ru/
Сундук, подаренный последним владельцам Царского Села. Фото: http://tsarselo.ru/
Подголовник и ларец-сундук, окованные резным железом (XVIII в.). Фото: Минкевич/РИА Новости
Подголовник и ларец-сундук, окованные резным железом (XVIII в.). Фото: Минкевич/РИА Новости
Народный сундук. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
Народный сундук. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
Сундук с изображением тритонов и нереид работы мастера XVI века. Рим. Государственный Эрмитаж. Фото: Б. Манушин/РИА Новости
Сундук с изображением тритонов и нереид работы мастера XVI века. Рим. Государственный Эрмитаж. Фото: Б. Манушин/РИА Новости
Сундук расписной (архангельская область, начало ХХ века). Фото:  Валерий Левитин/РИА Новости
Сундук расписной (архангельская область, начало ХХ века). Фото:  Валерий Левитин/РИА Новости
Дорожный сундук, с которым Н.В. Гоголь ездил в многочисленные путешествия. Фото: Александр Уткин/РИА Новости
Дорожный сундук, с которым Н.В. Гоголь ездил в многочисленные путешествия. Фото: Александр Уткин/РИА Новости
1 / 6

Терема и подголовники

Внутри сундуков часто делали потайные отделы, которые сложно было найти человеку, не знакомому с их устройством. В сундуках для вина внутреннее пространство делили на гнезда разного размера для различных бутылей. Самыми сложными по устройству были так называемые скрыни с отдельными дверками в тайники и выдвижными ящиками. Такие сундуки постепенно «росли» в высоту, обзавелись ножками и превратились в современные шкафы.

«Чаще всего потайные отделы делали в популярных сундуках-теремах, — говорит Игорь Тимаков. — Они получили свое название благодаря внешнему сходству с домами, в которых над большим нижним этажом был еще один меньшего размера — терем. Точно так же и в сундуках-теремах на четырехскатной крышке, закрывающей основное отделение, была небольшая надстройка. У нее была своя особая плоская крышка, под которой хранили самые ценные вещи: деньги, драгоценности, важные документы. По аналогии с двухэтажными древнерусскими постройками такие сундуки называли "двужирными"».

Особая конструкция была и у сундуков-подголовников, которые брали с собой в путешествие. Они были небольшой высоты, чтобы класть на них подушки и спать было удобнее. А чтобы в них можно было уложить побольше добра, их делали из двух частей: задней с горизонтальной крышкой и передней с наклонной.

«Сложная конструкция и художественная отделка делали кованые сундуки с росписью настолько дорогими, что их обладателями становились лишь цари, бояре, столбовые дворяне, самые преуспевающие купцы и церковные иерархи, — поясняет Татьяна Дромашко. — Предметом роскоши сундуки оставались вплоть до конца XVIII века. К этому времени железо собственного производства в России уже было, но не было пильных мельниц, с помощью которых можно было распустить бревно на тонкие доски. Поэтому стройматериалы делали вручную, и стоили они дорого. И даже после появления дешевого производства досок сундуки стали доступными по цене всем слоям населения, включая крестьян, лишь к середине XIX века, когда их производство поставили на поток, отказавшись от ручной ковки и отделки».

Фото: sobranie.info

Лубяная альтернатива

Простые же семьи использовали коробьи — сундуки, в которых из еловых досок были сделаны только дно и крышка, а стены сооружались из дешевого луба: с липы, осины или ясеня весной снимали верхний слой древесины, распрямляли его, очищали от коры, а потом сшивали лыком. Поэтому углы у лубяной конструкции получались скругленными.

«Самое интересное, что при этом дешевые коробьи можно было увидеть не только в бедных, но и в самых богатых домах, даже в покоях царицы. Вся разница была в том, сколько их было: одна, в которой умещалось все имущество семьи, или десятки. Так, историк Иван Забелин, описывая быт царицы Марьи Ильиничны (Милославской, жены Алексея Михайловича. — РП.), упоминает, что ей принадлежали 52 коробьи, — рассказывает Игорь Тимаков. — У каждой было свое предназначение: в одну укладывали постельное белье, в другую — сорочки, в третью — посуду и так далее. Коробьи пользовались настолько большим спросом, что для их продажи в Москве был выделен специальный Коробейный ряд. Если средства позволяли, их тоже оковывали железом. Но чаще в ходу были простые, неокованные модели».

Лубяная поверхность стенок была гладкой и почти идеально подходила для росписи. Ее не нужно было предварительно обрабатывать: краски и без того ложились ровно и не впитывались, достаточно было пропитать луб обычной олифой.

«Особую роль коробьи играли на крестьянских свадьбах, — продолжает рассказ Татьяна Дромашко. — Когда свадебный поезд отправлялся в церковь, на отдельных санях или возках ехали так называемые коробейные сваты. Они везли в дом жениха приданое невесты, частью которого были и сами коробьи. Нарядные и расписные, они говорили о благосостоянии невесты не меньше, чем их содержимое».

И коробьи, и сундуки вышли из моды, а потом и из употребления в начале XX века. Но до этого времени они оставались в ходу, постепенно становясь все более причудливыми. Широко известен дорожный сундук Александра III, который сейчас можно увидеть во дворце Петра I в Стрельне. В нижнем ярусе этой огромной конструкции предусмотрены ящики для белья и посуды. В средней части расположена кровать с матрасом, подушкой и грелками для воды, на которой можно спать, если откинуть крышку сундука. В верхней — множество отделений для всего самого необходимого царю в путешествии: сигарет, шляпы, эполет, портупей, фонаря, принадлежностей для бритья, коробочек с мазями и притираниями, маникюрного набора и так далее. Есть даже откидной умывальный столик с зеркалом, колбами для холодной и горячей воды и специальное приспособление для растягивания перчаток. Один такой сундук был, по сути, готовым интерьером.

Главный день весны Далее в рубрике Главный день весныРедакция РП поздравляет всех женщин с 8 марта! Читайте в рубрике «Культура» Мария Шалаева: «Я так рыдала, когда узнала, что поступила в театральный»«Я спрашиваю у коллег по театру: «Ребята, со мной что-то не так?» Мария Шалаева: «Я так рыдала, когда узнала, что поступила в театральный»

Комментарии

09 марта 2016, 10:41
Сундук - это как тотем. У моих стариков в деревне обязательно в каждом доме добротный такой сундук стоял, с петлями и с навесным замком. В таком сундуке всей семьей можно было спрятаться при желании.
09 марта 2016, 15:16
Да-да, помнится и я в детстве видал такие у своих дедули и бабули. Говорят, что свадебное приданое в них изначально хранилось, а потом уже использовали в кладовках под различные нужды.
Но одежда и крупы в них плохо хранилась - много моли и прочих жучков заводилось... В итоге такие сундуки стали рудиментами и практически вышли из обихода. Хотя штука безусловно очень солидная и раритетная...!
10 марта 2016, 12:03
И все же это хорошо, что эти громоздкие деревянные коробки вышли из моды, а вместо них появились более элегантные и удобные кожаные чемоданы. Хотя в повседневном обиходе русские лари и сундуки очень даже можно использовать и по сей день. Эдакий своеобразный "фолк-эпатаж"
14 марта 2016, 15:48
Самоварчик еще на углях к сундуку со сказками.
21 марта 2016, 11:37
Жить на своем добре - пережиток средневековья. Сейчас другие вещи создают уют в доме, такие как айфон, макОС,айпад айпод, айтюнс и так далее и тому подобное. Не до сундуков)
Я тут на антикварном вернисаже посмотрел сколько такие сундучки стоят.. от десяти тысячи и выше...
Само слово "сундук" - явно тюрксое, прижилось после монгольского ига. А правильное славянское слово - "ларь"!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»