Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Кулак» и другие «враги»

Студенты Владимирского рабфака готовятся к агитационному проплыву с лозунгом «За коллективное сельское хозяйство». Фото: РИА Новости

Борясь с кулаками во время коллективизации, советская власть наносила удар по «правому уклону» в деревне и церкви

Сергей Простаков
23 февраля, 2014 11:29
16 мин
Историк Светлана Ушакова написала книгу о советских идеолого-пропагандистских кампаниях начала 1930-х годов. Казалось бы, тема тривиальная, но исследователь нашла к ней новый подход, сосредоточившись на изучении районных газет и агитационных материалов, которые создавались непосредственно на местах. Ушакова использует контент-анализ, выявляющий скрытые уровни пропагандистских кампаний. В результате получился путеводитель по идеям и механизмам массовой негативной мобилизации, приведшим к разгрому деревни и коллективизации.
В конце 1929 — начале 1930 года крестьянство не было единственной группой, которая подвергалась давлению и репрессиям со стороны государства. «Правые оппортунисты» и «левые фразеры», церковники, «буржуазная» интеллигенция, нэпманы, «бывшие», мировой империализм — таков неполный перечень «врагов» советской власти в данный период. Их упоминание вместе с «кулаками» в публикациях региональной печати было вызвано двумя причинами. Во-первых, реализация политики раскрестьянивания требовала одновременного наступления на другие относительно независимые общественные группы и институты. Во-вторых, — и в этом проявлялся мобилизационный характер идеолого-пропагандистской кампании — стремление использовать сформированные пропагандой в общественном сознании агрессивные настроения для решения задач, косвенно связанных с главным сюжетом кампании.
...Чаще всего вместе с «кулаком» упоминались «правые», что не удивительно, поскольку сама политика насильственной коллективизации и раскрестьянивания противоречила представлениям так называемой правой оппозиции о путях развития сельского хозяйства страны. Однако употребление термина «правые» на страницах региональной печати было не однозначным. В первую очередь им обозначался «правый уклон», то есть группа партийных лидеров во главе с Н. И. Бухариным, М. П. Томским и А. И. Рыковым и разделявшие их взгляды местные коммунисты, которые настаивали на сохранении принципов нэпа в развитии сельского хозяйства и сбалансированной по темпам и направлениям развития индустриализации.
В таком случае речь в советской прессе, как правило, шла о провале платформы «правой оппозиции»: «Правые оппортунисты позорно провалились: колхозы бурно растут», — под таким красноречивым заголовком в «Советской Сибири» была опубликована передовая статья «Правды». В статье И. В. Сталина «Год великого перелома» излагались доказательства победы «генеральной линии» над «правыми»: крестьяне, в том числе середняки, массово вступают в колхоз, факты крестьянского недовольства связаны лишь с замедленным темпом коллективизации, основной формой объединения на практике стали колхозы, а не кооперативы, нажим на «кулачество» вызвал не перебои с хлебом, а, напротив, перевыполнение плана хлебозаготовок.
...В конце 1929 года, когда в руководстве страны еще продолжалось обсуждение планов коллективизации и ликвидации «кулачества», преобладали газетные материалы, критиковавшие «правых» как оппозиционное течение внутри ВКП(б).
Комсомольцы извлекают зерно, спрятанное кулаками на кладбище. Фото: Макс Альперт / РИА Новости
Комсомольцы извлекают зерно, спрятанное кулаками на кладбище. Фото: Макс Альперт / РИА Новости
Показатель частоты упоминания «правых» как врагов в контексте «кулацкой» проблемы достиг максимальной величины в двух последних декадах марта, то есть после объявления кампании о борьбе с «допущенными перегибами». Данный показатель превысил даже резко возросшее в этот период количество публикаций, в которых во враждебной деятельности обвинялись те, кто, по официальной версии, был причиной «перегибов» — «левые фразеры» (13,8 и 25,9% при среднем показателе за три месяца 4%). Более снисходительное отношение власти к «левым» проявлялось и в используемой лексике («правая опасность», но «левые загибы»), и в постоянном подчеркивании того, что самым опасным из двух «антипартийных уклонов» остается «правый оппортунизм». Одним из наиболее серьезных и часто предъявляемых обвинений «левым» было указание на то, что их радикализм в осуществлении коллективизации и «раскрестьянивания» является «объективным» пособничеством «правым». Подобное обвинение прозвучало из самых высоких уст: «Не ясно ли, что авторы этих искривлений, мнящие себя „левыми“ на самом деле льют воду на мельницу правого оппортунизма!», — такой вывод сделал И. В. Сталин в своей статье «Головокружение от успехов».
Очевидно, что партийно-государственное руководство опасалось возможного истолкования мартовского «отступления» как доказательства правильности аргументов Н. И. Бухарина и др. Угрожая местным властям обвинениями в причастности к «правому уклону», оно пыталось предупредить неизбежный массовый выход крестьян из колхозов и ослабление репрессий против наиболее активных групп крестьянства. Например, в постановлении Сибкрайкома ВКП(б) от 1 апреля 1930 года предлагалось «еще более усилить борьбу с правооппортунистическими элементами, отражающими кулацкую идеологию и пытающимися тащить партию назад к индивидуальным формам сельского хозяйства, опорочивая генеральную линию партии на сплошную коллективизацию сельского хозяйства, ликвидацию кулачества, как класса и недопуск его (кулачества) в колхозы, как, якобы, ошибочную».
...Как одну из составляющих частей «антикулацкой» идеолого-пропагандистской кампании начала 1930 года следует рассматривать и антирелигиозную пропаганду. Ее активизация была связана как с реальными фактами сопротивления церкви и других религиозных объединений коллективизации и «раскулачиванию», так и с необходимостью подорвать традиционную религиозно-мировоззренческую опору крестьян. В 8% всех «кулацких» публикаций как враждебная сила упоминаются православная религия и церковь, еще в 1,2% публикаций — различные секты, также, по версии пропаганды, выступавшие с враждебных советской власти позиций. Большая часть этих публикаций содержала информацию о методах борьбы с религией. По-видимому, пресса предпочитала особенно не распространяться о значительном влиянии церкви и религии в целом на крестьянство, ограничиваясь общими фразами о сопротивлении «кулаков и попов» коллективизации и советской власти.
Колокола с Киевских церквей доставленные на завод «Знамя труда для переплавки». Фото: А. Варфоломеев / РИА Новости
Колокола с Киевских церквей доставленные на завод «Знамя труда для переплавки». Фото: А. Варфоломеев / РИА Новости
Документы партийно-государственных органов более откровенно свидетельствуют о реальном авторитете церкви в деревне и о стремлении власти свести его на нет. В постановление ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» был включен пункт о необходимости «срочно пересмотреть законодательство о религиозных объединениях в духе полного исключения какой бы то ни было возможности превращения руководящих органов этих объединений... В опорные пункты кулачества, лишенчества и вообще антисоветских элементов». Подобное решение было принято бюро Сибкрайкома ВКП (б) 2 февраля 1930 года. В составленных ОГПУ и другими организациями информационных сводках как общесоюзного, так и регионального масштаба приводятся конкретные примеры роли религии в сопротивлении крестьян коллективизации. Согласно докладной записке СПО ОГПУ «О формах и динамике классовой борьбы в деревне в 1930 году» количество выступлений «на религиозной почве» увеличилось с 307 в 1929 году до 1487 в 1930 году. В информационной сводке Сибирского краевого совета Союза воинствующих безбожников (СВБ) от 12 марта 1930 года, направленной в Сибкрайком, рассказывается об усилении агитации «церковников и руководителей сектантов, вместе с кулачеством» в связи с проведением коллективизации. В большинстве случаев, приводимых в сводке, агитация была связана с распространением слухов «об антихристе, о его слугах и печати, которую накладывают колхозникам».
При этом имелась в виду процедура записи и регистрации колхозников, то есть использовался традиционный для православной церкви (еще с попытки золотоордынских властей провести в XIII веке перепись русского населения) метод. В документе отмечены единичные случаи отказа священников от сана и попытки их вступления в коммуну, добровольной сдачи колоколов, которые составители сводки оценивают как один из методов работы «религиозников» в изменившихся условиях. О религиозности крестьян свидетельствуют приведенные в сводке факты: Индерский райком ВКП (б) (Новосибирский округ) отказался принять инструктора по антирелигиозной работе из опасения, что активная работа в этом направлении может сорвать хлебо- и мясозаготовки: «если ты скажешь, что ты безбожник, то тебе ни хлеба, ни мяса не дадут»; а в Бийском округе 50 женщин подали заявление о выходе из коммуны после надругательства комсомольцев села над ризами.
Судя по публикациям «Советской Сибири», основной формой борьбы с религией в данный период было закрытие церквей и снятие колоколов по решению сельских собраний. Реально в большинстве случаев такие решения либо отсутствовали вовсе, либо принимались под нажимом и угрозами, о чем свидетельствуют документы агитпроп-отдела Сибкрайкома ВКП(б). В своей директиве агитпропотделам окружкомов партии от 20 марта 1930 года крайком отмечал как недостаток следующее: «Приступая к организации колхоза, многие работники на местах, прежде всего, пытаются закрывать церкви, без соответствующего развертывания массовой антирелигиозной пропаганды». Однако эти действия местных властей нельзя считать произволом, поскольку решение об издании директивы, упрощающей процедуру закрытия церквей и молитвенных домов, было зафиксировано в постановлении ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», что, впрочем, не помешало И. В. Сталину в статье «Головокружение от успехов» раскритиковать те местные власти, «которые дело организации артели начинают со снятия колоколов»: «Снять колокола — подумаешь, какая революционность!». В данном случае проявилась обычная практика взаимоотношений центральных и местных властей, с одной стороны, жесткие требования и контрольные цифры, выполнение которых возможно лишь с применением давления и насилия, а с другой — предупреждения о недопущении администрирования и нажима.
Партийные органы старались использовать в антирелигиозной борьбе организованный властью внутрицерковный раскол: в директиве агитпропотдела Сибкрайкома ВКП (б) местным комитетам от 16 января 1930 года отмечалось, что многие местные парторганизации закрывали по преимуществу обновленческие церкви, идя при этом «по линии наименьшего сопротивления, так как церковное обновленчество сейчас переживает тяжелый кризис». Сибкрайком предлагал «...основной удар направить на тихоновское течение, как наиболее крупное и держащее под своим влиянием значительное большинство верующих масс».
Отдельное внимание уделялось борьбе с сектантами. Вероятно, в них власть видела соперника в борьбе за тех, кто по какой-либо причине отошел от православной церкви, а также опасалась усиления их влияния в связи с тем, что многие из них старались оказать личную, в том числе и материальную помощь верующим. Так, в «Советской Сибири» приводились факты того, как «подкулачники-баптисты», оказывая помощь беднякам якобы за счет кресткомов, вовлекали их в свои общины. Сообщения о подобных случаях содержались в информационной сводке Сибкрайсовета Союза воинствующих безбожников.
Ушакова С. Н. Идеолого-пропагандистские кампании в практике функционирования сталинского режима: новые подходы и источники — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ