Новости – Люди
Люди
Кто заплатит долги «Трансаэро»?
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Кредитовавшие авиаперевозчика банки тянут руки к госбюджету
7 октября, 2015 15:32
7 мин
Российские информагентства сообщают: Банк России весьма озабочен ситуацией на финансовом рынке, сложившейся вокруг предполагаемого банкротства «Трансаэро», и задумывается о различных мерах, которые могли бы помочь прокредитовавшим авиаперевозчика банкам. В частности, рассматривается вопрос о том, чтобы дать возможность формировать под эти кредиты резервы по специальным графикам, согласованным с ЦБ. С графиками предполагается определиться до конца недели (к 10–12 октября).
В банках, разумеется, обрадовались подобному развитию событий и с удовольствием разъяснили, что кредиторы уже направили письма в ЦБ, в коих подробнейшим образом описаны и показаны суммы кредитов, характер залогов и объем резервов по ним. Предполагается, что график будет единым для всех кредиторов независимо от величины займов и положения заимодателей. Никому никаких особых привилегий. На выручку придут всем — по общей схеме. Выделять банки, которые могут пострадать больше других, никто не собирается.
Впрочем, пресс-служба ЦБ пока не комментирует эту информацию.
Строго по графику
Резервы по ссудам — фундамент стабильной работы финансовых институтов и — шире — всего рынка банковских услуг в стране. Они призваны свести к минимуму риски и формируются для того, чтобы в критической ситуации банк мог выполнять свои обязательства до последнего.
Особый график создания резервов должен позволить банкам избежать болезненных потерь: как минимум он сохраняет для них свободу маневра. Когда речь идет о суммах, на которые кредитовалось ОАО «Трансаэро», это принципиальный момент.
Конечно, в ситуации с авиаперевозчиком бóльшая часть банков представляла себе характер рисков, потому-то и шла такая напряженная борьба за госгарантии. Но нынче, когда надежды растаяли как дым, банки ищут обходные пути.
К фатальной развязке готовы оказались не все. Так, сложности неизбежно должны возникнуть у Московского кредитного банка (МКБ): долг «Трансаэро» здесь — 7 млрд рублей, при этом размер резерва по нему не превышает 20%. В итоге по РСБУ банк в III квартале может оказаться в убытке, хотя по результатам года, как уверяют эксперты, все равно выйдет на прибыль.
В непростом положении оказался и Промсвязьбанк (8,5 млрд рублей кредита): его резерв в 30% на фоне событий выглядит крайне неубедительно. И, разумеется, любые послабления окажутся как нельзя кстати.
У нас любят поступать по завету Ходжи Насреддина, взявшегося за 30 лет обучить осла говорить. Через тридцать лет, рассуждал Ходжа, или я умру, или шах умрет, или, на худой конец, осел. Жалко только, что в случае с «Трансаэро» и его кредиторами нет у людей в распоряжении такого большого срока.
Спасти «Трансаэро» и вернуть деньги
5 октября в Ассоциации российских банков прошла встреча кредиторов «Трансаэро». Согласно официальному сообщению, опубликованному на сайте АРБ, банки договорились продолжать рабочие консультации и подготовить новое обращение к правительству РФ и к ЦБ. Однако перспективы того, что удастся достичь единомыслия банкиров, достаточно туманны. Интересы их расходятся, да и положение разнится.
Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ
Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ
Еще на прошлой неделе МКБ, Промсвязьбанк, МТС Банк, Московский индустриальный банк, «Абсолют», БФА, ФК «Открытие», Международный финансовый клуб, Внешпромбанк, «ЮниКредит» и «Еврофинанс Моснарбанк» подготовили коллективное обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву, где изливали душу, сетуя на проблемы. Банкиры уверяли, что крах «Трансаэро» приведет к недофинансированию реального сектора экономики в целом, и заявляли о готовности предоставить синдицированный кредит с целью полного рефинансирования текущего долга авиакомпании (около 90 млрд рублей) под обеспечение акциями и имуществом «Трансаэро». Разумеется, просили и 50-процентных государственных гарантий, куда ж без них.
Доля этих банков в текущем долге авиаперевозчика составляла около 56%, и их позиции выглядели достаточно весомо. Однако за неделю количество банков, радеющих о спасении авиаперевозчика, несколько уменьшилось. Из их числа выпали Промсвязьбанк и ФК «Открытие». При этом крупнейшие кредиторы «Трансаэро» — Сбербанк и Альфа-банк — заявили, что в ближайшее время готовятся подать иск о банкротстве. Так что потери будут неизбежно.
Частные интересы и общие перспективы
Разумеется, финансовая стабильность и инвестиции в реальный сектор экономики — чрезвычайно важные вещи, оказывающие самое серьезное влияние на повседневную жизнь и стратегические перспективы страны. Какие-то шаги для того, чтоб смягчить последствия гибели «Трансаэро», будут сделаны. В игру вовлечены почти все крупнейшие российские банки, и их совокупные потери могут составить, повторимся, 90 млрд рублей. Ощутимая сумма.
Но ко всей этой истории возможен и иной подход. Банки живут в условиях рыночной экономики. У нас в определенных кругах очень любят поговорить о целительной силе рынка, о том, что деньги — лучший регулятор, универсальное мерило и пр. Эти положения можно оспаривать, когда речь заходит о тонких материях, но, кажется, в финансовой области они должны быть положены во главу угла. Вступая в деловые отношения с «Трансаэро», особенно в последние годы, банки не могли не знать о проблемах в менеджменте компании. И все равно кредитовали ее и продолжали кредитовать до самого последнего момента. Что тут играло решающую роль — личные связи, административные рычаги или просто недостаток профессионализма, — так ли это важно? Существенно другое.
Со студенческой скамьи мы знаем, что между экономическим и внеэкономическим принуждением лежит пропасть. Рынок работает тогда, когда государство его только регулирует. Наша беда, что мы пытаемся решить чисто рыночные проблемы нерыночными методами в том случае, когда это нам выгодно, а когда невыгодно, кричим во весь голос о вмешательстве государства в дела вечно страдающего частного бизнеса. И почему-то обычно помощь приходит к тем, кто работает с финансовыми потоками, реже — к тем, кто занят конкретным производством, и еще реже — к потребителям.
«Все куплю, — сказало злато. Все возьму, — сказал булат». Надо выбирать: сила и возможности власти или все-таки рынок. Рынок или все-таки административное вмешательство.
Конечно, сейчас банкам надо помочь — в той части их просьб, где не требуется бюджетных трат, а нужно лишь административное снисхождение в части формирования резервов. В противном случае пострадает хозяйство страны в целом. Но приведет ли это к тому, что в следующий раз банкиры воздержатся от того, чтобы кредитовать на ощутимые суммы компанию с сомнительным менеджментом, даже если во главе этой компании стоят добрые приятели и очень влиятельные люди?
Имеются обоснованные сомнения на сей счет. Банки будут рисковать до тех пор, пока их не покинет необъяснимая уверенность в добросердечной поддержке Центробанка.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости