Кто заплатит долги «Трансаэро»?
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Кредитовавшие авиаперевозчика банки тянут руки к госбюджету

Российские информагентства сообщают: Банк России весьма озабочен ситуацией на финансовом рынке, сложившейся вокруг предполагаемого банкротства «Трансаэро», и задумывается о различных мерах, которые могли бы помочь прокредитовавшим авиаперевозчика банкам. В частности, рассматривается вопрос о том, чтобы дать возможность формировать под эти кредиты резервы по специальным графикам, согласованным с ЦБ. С графиками предполагается определиться до конца недели (к 10–12 октября).

В банках, разумеется, обрадовались подобному развитию событий и с удовольствием разъяснили, что кредиторы уже направили письма в ЦБ, в коих подробнейшим образом описаны и показаны суммы кредитов, характер залогов и объем резервов по ним. Предполагается, что график будет единым для всех кредиторов независимо от величины займов и положения заимодателей. Никому никаких особых привилегий. На выручку придут всем — по общей схеме. Выделять банки, которые могут пострадать больше других, никто не собирается.

Впрочем, пресс-служба ЦБ пока не комментирует эту информацию.

Строго по графику

Резервы по ссудам — фундамент стабильной работы финансовых институтов и — шире — всего рынка банковских услуг в стране. Они призваны свести к минимуму риски и формируются для того, чтобы в критической ситуации банк мог выполнять свои обязательства до последнего.

Особый график создания резервов должен позволить банкам избежать болезненных потерь: как минимум он сохраняет для них свободу маневра. Когда речь идет о суммах, на которые кредитовалось ОАО «Трансаэро», это принципиальный момент.

Конечно, в ситуации с авиаперевозчиком бóльшая часть банков представляла себе характер рисков, потому-то и шла такая напряженная борьба за госгарантии. Но нынче, когда надежды растаяли как дым, банки ищут обходные пути.

К фатальной развязке готовы оказались не все. Так, сложности неизбежно должны возникнуть у Московского кредитного банка (МКБ): долг «Трансаэро» здесь — 7 млрд рублей, при этом размер резерва по нему не превышает 20%. В итоге по РСБУ банк в III квартале может оказаться в убытке, хотя по результатам года, как уверяют эксперты, все равно выйдет на прибыль.

В непростом положении оказался и Промсвязьбанк (8,5 млрд рублей кредита): его резерв в 30% на фоне событий выглядит крайне неубедительно. И, разумеется, любые послабления окажутся как нельзя кстати.

У нас любят поступать по завету Ходжи Насреддина, взявшегося за 30 лет обучить осла говорить. Через тридцать лет, рассуждал Ходжа, или я умру, или шах умрет, или, на худой конец, осел. Жалко только, что в случае с «Трансаэро» и его кредиторами нет у людей в распоряжении такого большого срока.

Спасти «Трансаэро» и вернуть деньги

5 октября в Ассоциации российских банков прошла встреча кредиторов «Трансаэро». Согласно официальному сообщению, опубликованному на сайте АРБ, банки договорились продолжать рабочие консультации и подготовить новое обращение к правительству РФ и к ЦБ. Однако перспективы того, что удастся достичь единомыслия банкиров, достаточно туманны. Интересы их расходятся, да и положение разнится.

Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Еще на прошлой неделе МКБ, Промсвязьбанк, МТС Банк, Московский индустриальный банк, «Абсолют», БФА, ФК «Открытие», Международный финансовый клуб, Внешпромбанк, «ЮниКредит» и «Еврофинанс Моснарбанк» подготовили коллективное обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву, где изливали душу, сетуя на проблемы. Банкиры уверяли, что крах «Трансаэро» приведет к недофинансированию реального сектора экономики в целом, и заявляли о готовности предоставить синдицированный кредит с целью полного рефинансирования текущего долга авиакомпании (около 90 млрд рублей) под обеспечение акциями и имуществом «Трансаэро». Разумеется, просили и 50-процентных государственных гарантий, куда ж без них.

Доля этих банков в текущем долге авиаперевозчика составляла около 56%, и их позиции выглядели достаточно весомо. Однако за неделю количество банков, радеющих о спасении авиаперевозчика, несколько уменьшилось. Из их числа выпали Промсвязьбанк и ФК «Открытие». При этом крупнейшие кредиторы «Трансаэро» — Сбербанк и Альфа-банк — заявили, что в ближайшее время готовятся подать иск о банкротстве. Так что потери будут неизбежно.

Частные интересы и общие перспективы

Разумеется, финансовая стабильность и инвестиции в реальный сектор экономики — чрезвычайно важные вещи, оказывающие самое серьезное влияние на повседневную жизнь и стратегические перспективы страны. Какие-то шаги для того, чтоб смягчить последствия гибели «Трансаэро», будут сделаны. В игру вовлечены почти все крупнейшие российские банки, и их совокупные потери могут составить, повторимся, 90 млрд рублей. Ощутимая сумма.

Но ко всей этой истории возможен и иной подход. Банки живут в условиях рыночной экономики. У нас в определенных кругах очень любят поговорить о целительной силе рынка, о том, что деньги — лучший регулятор, универсальное мерило и пр. Эти положения можно оспаривать, когда речь заходит о тонких материях, но, кажется, в финансовой области они должны быть положены во главу угла. Вступая в деловые отношения с «Трансаэро», особенно в последние годы, банки не могли не знать о проблемах в менеджменте компании. И все равно кредитовали ее и продолжали кредитовать до самого последнего момента. Что тут играло решающую роль — личные связи, административные рычаги или просто недостаток профессионализма, — так ли это важно? Существенно другое.

Со студенческой скамьи мы знаем, что между экономическим и внеэкономическим принуждением лежит пропасть. Рынок работает тогда, когда государство его только регулирует. Наша беда, что мы пытаемся решить чисто рыночные проблемы нерыночными методами в том случае, когда это нам выгодно, а когда невыгодно, кричим во весь голос о вмешательстве государства в дела вечно страдающего частного бизнеса. И почему-то обычно помощь приходит к тем, кто работает с финансовыми потоками, реже — к тем, кто занят конкретным производством, и еще реже — к потребителям.

«Все куплю, — сказало злато. Все возьму, — сказал булат». Надо выбирать: сила и возможности власти или все-таки рынок. Рынок или все-таки административное вмешательство.

Конечно, сейчас банкам надо помочь — в той части их просьб, где не требуется бюджетных трат, а нужно лишь административное снисхождение в части формирования резервов. В противном случае пострадает хозяйство страны в целом. Но приведет ли это к тому, что в следующий раз банкиры воздержатся от того, чтобы кредитовать на ощутимые суммы компанию с сомнительным менеджментом, даже если во главе этой компании стоят добрые приятели и очень влиятельные люди?

Имеются обоснованные сомнения на сей счет. Банки будут рисковать до тех пор, пока их не покинет необъяснимая уверенность в добросердечной поддержке Центробанка.

«Газпром» может повторить судьбу РАО «ЕЭС России» Далее в рубрике «Газпром» может повторить судьбу РАО «ЕЭС России»Для начала чиновники предлагают разделить монополию по видам деятельности

Комментарии

07 октября 2015, 22:57
Когда рушились туроператоры, только " Трансаэро" пришло на помощь туристам и вывозили за свой счет. А сейчас компанию дербанят. За что??? Наверное, кому то мешает?
07 октября 2015, 23:36
Если б наше государство так о благополучии граждан заботилось, как о выполнении обязательств этой авиакомпании перед банками. Банки не могли не догадываться об истинном положении дел у заемщика, так что и ответственность тоже должны разделить !
09 октября 2015, 08:26
правильно, пускай себе в убыток запишут, а потом отчитаются на совете директоров, а еще лучше публично расскажет в думе кому и на каких условиях выдавали кредиты, в прямом эфире. а министр транспорта предложит конкретную программу действий или подаст в отставку
а то все сильно озаботились?)))
16 октября 2015, 23:21
И все же они добиваются своего через наемных лоббистов , которые имеют большие связи и материальные возможности, естественно за счет заказчика.
08 октября 2015, 15:55
Если компания неэффективная то безусловно надо ее банкротить, только не за неделю как это делается сейчас, Трансаэро между прочим входит в десятку крупнейших перевозчиков Европы, сотни тысяч людей, огромный парк, и например кнкретно сейчас есть целая проблема у людей вылететь с Дальнего или на Дельний Восток, Аэрофлот в одиночку не вытягивает, плюс сотни чартеров в Турцию, Египет и Тайланд, сейчас например сидят туристы в гостиницах и думают улетят они с забугорья или нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»