Кто перепил Россию
Вадим Дробиз. Фото: Евгений Дудин / Коммерсантъ

Вадим Дробиз. Фото: Евгений Дудин / Коммерсантъ

Россия заняла четвертое место в мире по употреблению алкоголя, на первом месте — белорусы

В рейтинге самых пьющих стран Всемирной ассоциации здравоохранения за 2013 год Россию опередили лишь три государства, и все постсоветские — Белоруссия, Молдова и Литва, позади — Румыния и Украина. По данным рейтинга, на душу населения в России приходится 15 литров чистого спирта в год, что примерно в 2,5 раза больше, чем в среднем по миру, и за последние десять лет этот показатель не менялся. При этом на каждого мужчину, употребляющего алкоголь, приходится 32 литра, на каждую женщину — 12. В основном россияне пьют крепкие напитки — это 51 процент употребляемого алкоголя, меньше — пива и вина (37 и 11 процентов соответственно).

По данным ВОЗ, в принципе употребляет алкоголь 38% процентов всего населения в мире, при этом спиртное становится все более популярным среди женщин. В 2012 году более трех миллионов человек умерли по различным причинам, связанным с алкоголем. В основном это цирроз печени и дорожные аварии в состоянии опьянения. Самые высокие показатели потребления алкоголя стабильно выявляются в Европе, меньше — в Северной и Южной Америках. А самый низкий показатель на Ближнем Востоке и в азиатских странах — в большинстве этих стран на человека приходится всего по несколько литров спирта в год.

В последние годы место России в рейтинге ВОЗ остается стабильным, а десять лет назад мы отставали от лидеров гораздо больше. Например, в докладе за 2004 год Россия была только на 19 месте, а затем сильно «продвинулась» вперед. Но это не сравнить с ростом потребления алкоголя в Белоруссии. Если верить отчетам ВОЗ, в 2004 году страна занимала только 44 место, в 2011 году уже восьмое, а теперь и вовсе занимает пальму первенства. Причиной может быть то, что 15% населения республики, по данным Национальной академии наук Беларуси, занимается самогоноварением. По мнению белорусского политолога Валерия Карбалевича, дело же вовсе не в самогоне, а, наоборот, в излишней доступности легальной водки. «Государство в Беларуси никак не борется с алкоголизмом: это одна из немногих стран, где цена водки ниже цены хорошего вина, — рассказал „Русской планете“ Карбалевич. — Электорат Лукашенко — в большей степени люди с низкой квалификацией, с невысоким образованием, которые живут в провинции, и они, конечно, не ведут здоровый образ жизни. Преобладающая часть населения — наемные работники, очень слаб частный бизнес. Ответственность за свою судьбу многие перекладывают на работодателя, то есть на государство. А оно никак не борется с употреблением алкоголя и наркотиков, и потребление растет».

Вадим Дробиз, глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «Цифра», цифрам ВОЗ не доверяет в принципе. «Корректной статистики потребления алкоголя не существует ни в отдельных странах, ни в мире в целом, а ВОЗ — это, в первую очередь, коммерческая организация, заинтересованная в получении денег на программы по борьбе с алкоголем. Уже лет тридцать Финляндия, Швеция и целый ряд других стран придерживается рекомендаций ВОЗ по сокращению числа точек продажи алкоголя, времени их работы и так далее — и все эти программы всё равно не привели к снижению потребления, наоборот, продолжается рост. Хотя легальный рынок как падал, так и падает, — считает эксперт. — А нелегальный рынок есть в любой стране, и это 15—20% всего потребления». По его словам, смертность в стране в принципе не зависит от употребления алкоголя напрямую, поскольку ее обуславливает уровень качества жизни и медицины.

Между тем к 2020 году Минздрав России планирует сократить потребление алкоголя в стране до 10 литров в год на человека. Добиться этого чиновники намереваются при помощи контроля за рекламой, акцизов и ограничений возможности для покупки спиртного. С 2005 года по всей России действуют ограничения на продажу алкоголя по времени: купить спиртное в Москве, например, законно можно только с восьми утра до одиннадцати вечера, в Подмосковье и вовсе до девяти вечера. Но такие меры, по мнению Дробиза, никак не помогают отучить людей от алкоголя, а скорее наоборот. «Представьте себе: у вас в доме 24 часа работает магазин — вы будете покупать больше, чем одну бутылку? Нет. А если магазин работает по несколько часов в день в 500 метрах от вашего дома, вы всегда возьмете про запас. Вместо одной вы возьмете две и поставите их дома, а эти запасы, к сожалению, стимулируют и потребление. И это касается не только алкоголиков, наоборот — нормальный человек, заботящийся о своем здоровье, должен иметь в доме запасы качественного алкоголя: мало ли, придут внезапные гости, и идти за алкоголем куда-нибудь в подворотню ночью ему будет не нужно», — говорит Дробиз.

По его мнению, в России сейчас нет социально-экономических предпосылок для снижения потребления алкоголя, а вот для роста, напротив, есть — это «социально-экономический коллапс». «В регионах сейчас обычная зарплата — это 8-9 тысяч рублей, минимальная — 5—6 тысяч, поэтому люди пьют безбожно, и пьют суррогаты. Уровень цен на легальный алкоголь зашкаливает, и 65% потребления — это нелегальная продукция, — возмущается Дробиз. — Почему? В любой европейской стране на минимальную зарплату или пособие по безработице можно купить 200 бутылок водки. В России — 35—45 бутылок. А доступность легального, а значит, качественного и безопасного крепкого алкоголя — это основа политики любой страны в мире, исключая постсоветское пространство».

Не хочу, но одобряю Далее в рубрике Не хочу, но одобряюAmnesty International: почти половина россиян опасаются пыток в случае ареста, при этом четверть жителей страны допускают, что пытки оправданы для защиты общества

Комментарии

13 мая 2014, 22:55
Мда, есть о чем задуматься. Алкоголь для многих из нас превратился в норму жизни.
14 мая 2014, 07:35
А все говорят, что в Белоруссии жить хорошо. Только вот от хорошей жизни пить как лошадь же не будешь.. А если еще 15% населения гонит самогон - так это вообще учитывать сложно.
14 мая 2014, 09:12
Вы как хотите, а что-то не сильно верю в объективность подобных "рейтинговых исследований", хотя признаю, что пьют у нас здорово, но и в той же Европе пьют не меньше, не говоря уже про некоторые американские штаты и конечно же Мексику. Но качество нашего алкоголя оставляет желать лучшего...(
14 мая 2014, 09:36
Я не оптимист и не пессимист. Я алкоголик. В моем случае стакан наполовину виски, наполовину кола.))
14 мая 2014, 09:43
Ну знаете,если вы алкоголик идите лечитесь ,потому что это заболевание кардинально меняет состав и плотность вещества в голове и люди круто меняются в худшую сторону.
14 мая 2014, 13:33
Смотря что подразумевать под понятием алкоголик. Есть горькие и запойные алкоголики - таким действительно нужно лечиться. А есть люди, выпивающие перед ужином по 150 грамм самогончика. Вполне нормальные и адекватные.
15 мая 2014, 08:29
Вы просто любитель выпить. А алкоголики не пьют виски с колой - они пьют всё подряд, то что есть. Большинство предпочитают водку, но есть и "червивщики", только последние долго не живут.
14 мая 2014, 16:25
Лично я склонен не доверять подобным исследованиям. На самом деле нельзя точно посчитать, сколько алкоголя выпивается населением той или иной страны. Можно посчитать производство алкоголя ликеро-водочными заводами + импорт, но сколько продается в розницу, вычислить в принципе нельзя, как и количество алкоголя, находящегося на складах крупных оптовых баз. Все это очень относительно. Так же нельзя с уверенностью говорить о том, что покупая бутылку водки, человек сразу же ее выпьет. Может, он просто запасает водку на черный день?
03 ноября 2014, 03:58
Я с вами полностью согласен. И у меня есть убедительные доказательства. Я вот уже более 25 лет работаю на железной дороге и могу с уверенностью сказать что в застойные времена большая часть спирта, процентов 70, выдаваемая для проверки рельсового хозяйства в цехах дефектоскопии использовалось не по прямому назначению, для обеспечения акустического контакта рельсов, а раздовалось, продавалось, обменивалось и в конечном счете выпивалось народом. В настоящее время спирт заменили на техническую жидкость. Другой пример из нашего времени со слов приближенных людей к этому бизнесу, большая часть вино-водочной продукции Мариинского завода уходит нелегально, а значит и не подлежит ни какому учету. А если это все примерно подситать в масштабах всей страны, то фактический уровень употребления алкоголя вырастет на гораздо большую цифру.
15 мая 2014, 01:05
Алкоголь это настоящее бедствие и не только для России. С одной стороны конечно к этому вопросу можно отнестись довольно скептически – мол, своеобразный естественный отбор. Но при этом нельзя забывать о том насколько это страшная вещь. Сколько людей пропало и погибло из-за алкоголя, сколько семей он разрушил.
15 мая 2014, 08:33
Несомненно. Но, Считаю, что основная наша проблема - не в количестве пьющих, а в очень низком качестве алкоголя!
Да и те же жуткие "молодежные" химо-коктейли уже давно пора повсеместно запретить раз и навсегда! Хочешь алкогольного коктейля - купи качественное спиртное, сок, газировку и прочие необходимые качественные ингредиенты и сделай коктейль сам, или же закажи его в баре, у профессионального бармена!!!
03 ноября 2014, 06:43
Специалисты из Австралии заявляют: алкоголь в любом ви-де и дозе вредит организму без исключения. Алкоголь ока-зывает влияние только на рост заболеваемости раком, диа-бетом и болезнями сердца.
Самыми общественно-опасными разновидностями алко-гольных ядов являются пиво и шампанское. Именно с них, как правило, начинается движение по наклонной плоскости. Без них было бы практически невозможно втягивание в пьянство женщин и детей. Самыми общественно-опасными типами пьющих людей являются, так называемые, культурно пьющие. Именно они несут в общество установку на позитивное отношение к алкоголю, несут программу наркотизации последующего поколения. Пиво – это самый опасный легальный наркотик, прокладывающий путь другим, более сильным нелегальным наркотическим средствам. Именно потребление пива является первопричиной искалеченных судеб миллионов наших соотечественников. Наркологи давно пришли к выводу, что алкоголь является самым аг-рессивным из наркотиков, а пивной алкоголизм характери-зуется особой жестокостью. Этим и объясняется завершение пивных вакханалий драками, убийствами, изнасилованиями и грабежами. ПИВО – Путь Интенсивного Вырождения Общества.
28 февраля 2015, 04:52
бара я бы посоветовал избегать, имхо бармены жулики еще те улыбка
07 ноября 2014, 12:53
все эти изыскания - полный бред.Пьют не только в России,но и Западе и далеко не по-малу.Мне приходилось видеть большое кол-во пьяных в пабах Англии и не только
26 февраля 2015, 12:15
Пить это не хорошо, об этом знает даже ребенок. Но пьет большая часть населения не только России но и практически всех европейских стран. Руководящие деятели государств знают это и пользуются этим объявив госмонополию на спиртное. То что пьющий человек это недочеловек (клетки мозга отвечающие за интеллект у пьющего, даже умерено, убиты спиртным -научный факт). Отсюда вывод пить или не пить личное дело каждого. Или как говорили Ильф и Петров "спасение утопающих дело рук самих утопающих". В данном случае очень многое зависит от нас . Если Вы не пьете и к тому же грамотны в этом вопросе. Несите информацию о пагубности алкоголя окружающим особенно детям и подросткам. При такой активной позиции трезвенников количество пьющих будет сокращаться.
28 февраля 2015, 04:47
цифры какие-то нереальные. Я себя считаю умеренно выпивающим. Норма у меня раз в две недели с другом пропустить одну бутылочку крепкого. А если посчитать 15 литров на душу в год, то выходит 5 бутылочек в месяц улыбка то есть в неделю должен раза два выпивать? Когда работать в таком случае?
04 апреля 2015, 07:32
Подождите, вы со своими "бутылочками" скоро до этого и докатитесь, до того, что пить уже будете вместо работы.
28 февраля 2015, 11:11
Абсолютно согласен! Цифры вранье!!! 15 литров на душу в год?!!! Я в лучшие времена выпивал бутылку коньяка или бутылку водки 0,7 в месяц. В пятницу, субботу за ужином по три, четыре рюмочки. Данные даны на душу населения. Мой сын в 4 годика не пьёт, и жена не пьет. Значит я должен выпивать и их водку, вернее спирт. Здесь вопрос не когда работать, а когда жить! Посмотрим вокруг. Может я один такой индивид-трезвенник. Один друг совсем не пьет, отец больше по пиву и то же бутылочки две три на выходных, кум охотник так и он за выходные на охоте не более 3х бутылок водки выпивает и это за три дня охоты и раз в месяц, а еще у него две дочки и жена которые не пьют. И так далее и тому подобное. По поводу того. что спиртное не продают после 22 часов это не проблема. Проблема, что спиртное не продают раньше 11 часов!! Вот это проблема!!! Надо подарить презент, в какой нибудь организации или отблагодарить кого то, вынужден пол дня ждать пока можно будет купить. И по поводу того, что приходится дома держать целый бар, так как могут нежданно нагрянуть гости. Все уже давно без приглашения не приходят. Иногда даже уговаривать приходится. что бы пришли. Как прийти без приглашения? У друзей дети, на работу рано утром, на дачу завтра и пить нельзя так как за рулем. И в завершение. Особенно порадовало про Беларусь. Якобы половина жителей конченные алкаши и поэтому они голосуют за Батьку. Прямо как про Новороссию!!! Сепаратисты воюют потому, что они якобы все алкаши и наркоманы, а не потому, что они против олигархов и бендеровцев. Итог. Статья для того чтобы опустить Россиян и Белорусов. Если мы такие алкаши как же мы тогда 1000 лет живем в России, (и это только после крещения) и первые в космос полетели. А Америкосам всего 250 лет как их Колумб открыл.
01 марта 2015, 15:27
я верю статистике в Беларусси пьют самогон а России брагу особенно в глубинке вот вам и первое место
03 апреля 2015, 23:41
Алкоголь это наркотик !!!
04 апреля 2015, 07:30
Автор пишет: "А доступность легального, а значит, качественного и безопасного крепкого алкоголя"?!
Алкоголь, как утверждают все энциклопедии, это ЯД. Как яд может быть безопасным?
04 апреля 2015, 08:54
Цифры нереальные.. 32 литра в год - это перебор. В 0.5 литровой бутылке водки содержатся 200 граммов чистого спирта. Помножим на 365 дней - 73 литра в год если каждый взрослый будет выпивать по бутыке в день, или если вливать "по пузырю на брата" через день, то получается 36,5 литров чистого спирта,то есть практически как в результатах исследования. Но я не знаю никого в своем окружении, кто бы так "динамично" и регулярно квасил. А алкоголиков, по статистике около 2х миллионов человек, что составляет менее 2х процентов от населения России. Даже если удвоить это количество, все равно не справятся они с подовбными объемами. Я воспринимаю этот "опус" как продолжение информационной войны против России - создают плохой имидж русских. И это тем более странно, если в европе пьют уж точно не меньше нашего. Французы пьют вино как мы чай - практически под каждый прием пищи. Немцы дуют столько пива, что даже мой тренированный желудок не вмещал такие объемы. А еще есть англичане, которые, по традиции, обожают проводить вечера в пабах, а вечер пятницы - это просто повальное пьянство. Еще больше пьют ирландцы... В общем мой совет этим "исследователям" - прежде чем наши грехи выставлять - пусть разберутся со своими...
04 апреля 2015, 09:02
Мера - всему голова. В меру иияд змеи полезен. Для себя недавно открыл обмывание покупки. Оказывается это действительно работает. Не знаю как, но символическое обмывание неиподразумевает род собой - напиться и уснуть в салате, культурно можно даже в туалет ходить, а выпивать тем более, было бы желание.
06 апреля 2015, 10:31
Беларусь на первом месте?))))) Смешно. Может дело в том, что там госмонополия и весь алкоголь идёт в статистику и экспортируется. А в России даже в МЕТРО мы покупали контрофактную текилу)
06 апреля 2015, 12:08
Правильно если мясо дороже водки естественно волей не волей будешь меньше пить в СССР мясо стоило 1,70 руб. киллограм водка стоила 2,60руб. водой водку не каждый будет запивать ...
06 апреля 2015, 12:17
В Белоруссии сало валом картошки валом естественно и пьют больше ,здесь же в России хорошее сало 250-280 рублей кг. и нахрень мне водка если зарплата 10 000-15 000 тыч подогнать разложить один заход хороший заход выходит по 1 000-1 500 рублей и если семью кормить, коммуналку то подумаешь что по чем и зачем жить тогда ,богатым ,чиновникам им такие цены как с гуся вода для народа же это тяжелый груз ..Хочу в СССР там были все равны и царь был один и всех кормил с руки государственной не с руки чиновника ...
07 апреля 2015, 00:22
Всё это ерунда. Кто платит деньги, тот и результаты заказывает. В сравнении с временами СССР Россия, особенно молодёжь - страна трезвенников. А уж как пьют финны в Росси знают не понаслышке. Тревогу бьют в Англии, традиционно потребляют много французы, поляки и американцы готовы спорить с кем угодно. Что там могут знать "островные" австралийцы?
07 апреля 2015, 10:48
На мой взгляд это чушь какая-то. Южане всегда самогон гнали. На кой им эта водка, когда можно своё домашнее получить.
Большая часть моих знакомых не пьёт. Спирт покупают "чистый" для работы. Если пересчитать на градус водки, то получится, что каждый из них выпивает бутылку в месяц. Тоже, наверное, как алкашня в статистику вошли.
07 апреля 2015, 13:27
Интересно, как можно посчитать ; мужчины ,выпили столько, женщины -столько, статистика сказки пишет,если почитаешь все алкаши.
08 апреля 2015, 16:52
Прожив пол года за границей составил личный рейтинг пьянства у народов мира:
1 место англичане - пьют очень много и регулярно напиваясь до беспамятства.
2 место фины - пьют немного но регулярно и тоже до беспамятсва
3 место французы - пьют подолгу и регулярно но редко напиваются
4 место итальянцы как и французы
5 место американцы, канадцы и австралийцы пьют так же как англичане только не так часто и в меньшем количестве.
6 место немцы и скандинавы (шведы, норвежцы, датчане)
7 место русские и выходцы из СНГ (конечно не беру в расчет отдельных маргинальных личностей которые могут затмить собой всех остальных и заставить развернуть самолет)) пьют редко (1-2 раза в неделю) но напиваются часто до неадекватного состояния с 20% вероятностью проекции агрессии на окружающих.
8 место восточные и юговосточные азиаты - пьют 2-3 раза в неделю слабоалкогольные напитки, напиваются редко.
9 место выходцы из мусульманских стран с оч.жесткими антиалкогольными законами. Предпочитают принимать крепкий алкоголь преимущественно в темное время суток в узком кругу.

Считаю необходимым отметить не сколько количество выпитого на душу, а именно культура потребления характеризует данный феномен. Не смотря на то что русские пьют достаточно мало и редко, но в состоянии подпития зачастую полностью теряют контроль над собой. В то же время с перманентно пьющими французами такого практически не происходит. Те же англичане часто доводя себя алкоголем до неадекватного состояния, редко инициируют драки, которые являются практически обязательным атрибутом у русских. Неприятно удивили казахи, пьющие по формуле русских но теряющих адекватность практически 85% вероятностью.
Так же надо отметить что в нашей стране проживает массу разных народов имеющих собственную культуру потребления алкоголя. Например приятно удивили жители Якутии не смотря что они так же перманентно употребляют алкоголь как французы (только преимущественно крепкий) мною небыло замечено ни одного случая потери контроля над собой и вообще проявления какой либо агрессии даже в состоянии сильного подпития.
10 апреля 2015, 07:56
откуда у тебя такие данные дружище, за пол года, это даже не смешно...
14 апреля 2015, 19:14
Из личного общения...как и понятно из поста. поэтому ИМХО.
Байкерам байкерский закон смеяться не позволяет)))
09 апреля 2015, 17:15
Кто бывал в Питере летом, вероятно, знаком с "пьяными рейсами" финнов и скандинавов по выходным дням.
10 апреля 2015, 07:50
к сожалению, ...пожалуй, одна из немногих статей где не чего добавить и поспорить не получиться....я сам москвич, байкер, и поверьте, пить стали РЕАЛЬНО много....
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»