Крым пока за бортом
Старая вертолетная площадка на ЮБК. Фото: Дмитрий Смирнов/«Русская планета»

Старая вертолетная площадка на ЮБК. Фото: Дмитрий Смирнов/«Русская планета»

Почему на полуострове пробуксовывает развитие малой авиации

Лето 2015 года, Симферополь. Аэродром аэропорта Заводское, некогда мощного предприятия, вокруг которого во второй половине прошлого века вырос целый жилой микрорайон с развитой инфраструктурой. По краю аэродрома, сплошь покрытого высокими крымскими травами, гуляет молодая мама, держа за руку мальчика лет двух-трех.

— Мама, смотри — самолет! — кричит ребенок, показывая на стоящую неподалеку технику.

— Это не самолет, а вертолет, — поправляет женщина.

— Вертолет летает?

— Нет, этот не летает.

— А-а! Вот самолет! — снова голосит малыш, показывая на «кукурузник» на другом краю поля, и утвердительно добавляет: — Самолет летает.

— Нет, Саша, этот самолет тоже не летает. Тут давно уже ничего не летает.

В Керчь за девять рублей

Транспортное сообщение Крыма с материковой Россией сейчас оставляет желать лучшего. Полноценного наземного нет, мост через Керченский пролив — в начальной стадии строительства, а с помощью паромов и cимферопольского аэропорта ликвидировать проблему невозможно. При этом такой транспорт, как малая авиация, остается «за бортом», хотя во времена СССР последняя успешно работала в Крыму и брала на себя существенную долю перевозок.

До начала 1990-х самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2 и Ми-4 летали каждый день, и любой мог добраться на них, например, из Симферополя в полтора десятка населенных пунктов полуострова. Согласно путеводителю по Крыму от 1988 года, воздушные путешествия на Ан-2 из этого города можно было совершить в Золотое Поле, Керчь, совхоз «Кировский», Красноперекопск, Ленино, Межводное, Нижнегорский, Первомайское, Раздольное, Славное и в Советский, а вертолеты связывали Симферополь с Южным берегом.

Заброшенный аэродром в Раздольном

Заброшенный аэродром в Раздольном. Фото: Дмитрий Смирнов/«Русская планета»

Кроме того, рейсы Ан-2 совершались регулярно в Бердянск, Винницу, Запорожье, Кривой Рог, Мелитополь, Одессу, Полтаву, Черновцы и еще в десяток городов.

Полет на Ан-2 из Симферополя в Керчь занимал полтора часа, стоил билет девять рублей, а в Нижнегорский можно было добраться за полчаса за три рубля. Сейчас за такие рейсы частники-авиаторы, как удалось узнать РП, запросили бы примерно 15 тысяч и 5 тысяч рублей с человека соответственно. Естественно, если бы смогли организовать перевозки. Про современные же государственные расценки, которые явно были бы ниже частных, говорить не приходится — в Минтрансе Крыма РП признались, что не занимались этим вопросом.

Деньги на воздух

После вхождения Крыма в состав Российской Федерации намерение возродить здесь работу малой авиации высказывали разные чиновники.

— Нам важно восстановить инфраструктуру, необходимую для малой авиации, — сообщил «Русской планете» Михаил Шеремет, первый заместитель председателя Совета министров Крыма. — Малая авиация очень актуальна, особенно учитывая, что мы фактически пока на острове.

По оценкам специалистов, во всем Крыму сейчас насчитывается лишь полтора десятка пилотов, которые в состоянии справиться с подобной работой, а ведь кроме летчиков нужны еще и техники, и диспетчеры. За минувший год предпринимались неоднократные попытки перевести дело из разряда риторики в практическую плоскость. Федерация любителей авиации Крыма, к примеру, представила в республиканский Минтранс программу реанимации легкой авиации.

Построить и обновить полосы и вертодромы, создать инфраструктуру, привлечь инвестиции. Предварительная стоимость проекта — 300 млн рублей.

— Идет разработка программы развития малой авиации, но идет тяжело, пока это очень сырой вопрос, — сказала РП пресс-секретарь Министерства транспорта РК Наталья Разинкина. — Этим занимаемся мы и Минкурортов. Нет квалифицированных специалистов, которые могли бы этим заниматься. Есть много идей, но они финансово неосуществимы, к сожалению. Нужно выделять много денег из бюджета, это вопрос затратный, а бюджет не резиновый.

Вот пример для понимания величины расходов: одна только регистрация собственного самолета потребует минимум 300 тысяч рублей. На его содержание в год необходимо от 500 тысяч до миллиона рублей.

Небесная бюрократия

Впрочем, как говорят авиаторы, проблема сейчас не только в деньгах, но и в отсутствии нормативной базы. Нет современных правил производства полетов легкомоторной авиации, и не только в Крыму, бреши на этот счет есть и в остальной России.

— То, что мы видим сегодня, — это симптомы тяжелой хронической болезни, вызванной тем, что малые воздушные суда искусственно выключены из правового поля, — сообщил «Русской планете» ветеран малой авиации Станислав Грач. — Начнем с того, что даже термина «малая авиация» в законодательстве нет.

Другая трудность — высокие налоги на землю под ВПП. Крымские пилоты рассказывают: в Евпатории есть частный аэродром, хозяин которого отказался регистрировать его, потому что иначе ему «капает» 1,5 млн рублей налогов в год, причем затраты не окупаются. При этом приземление в действующих гражданских аэропортах тоже чрезвычайно дорого. В аэропорту Симферополя, скажем, 28 тысяч рублей за одну посадку.

Советская открытка, рекламирующая полеты малой авиации в Крыму

Советская открытка, рекламирующая полеты малой авиации в Крыму. Фото: forum.simferopolcity.info

— Практика использования малой авиации сейчас широко распространена во многих регионах России, и Крым мог бы воспользоваться опытом Ульяновской области или Казани, где органы власти изменили статус нескольких участков сельхозземель, передав их для развития авиации, — отметил Станислав Грач. — Установили льготную ставку налога на землю под аэродромами и вертодромами и снизили в 10 раз налог на авиатранспорт — с 25 рублей с каждой лошадиной силы до 2,5 рубля.

Кроме того, в Крыму в принципе не хватает земель, которые можно было бы преобразовать в аэродромы и вертодромы. Для них нужны ровные участки с подъездами к ним. Такие есть, к примеру, в районе той же Евпатории, но почти все подходящие территории или находятся в реестре земель сельхозназначения, или контролируются военными.

— Проще восстановить аэропорты в Багерово, в Нижнегорском и Кировском районах, чем переоформлять сельхозземли, менять их целевое назначение, строить новые площадки, — пояснил РП председатель правления Федерации любителей авиации Крыма Андрей Елецкий. — Есть люди на континенте, которые могут отдать самолеты в управление, но нам нужно убрать бешеные налоги на транспорт и землю, и государство должно выкупить некоторые земли, числящиеся как земли сельхозназначения, и отдать их в управление специально созданному предприятию по обслуживанию малой авиации. Тогда создадутся условия, при которых авиаторы и инвесторы реально заинтересуются этой темой.

***

Несколько недель назад один из российских бизнесменов анонсировал начало перевозок пассажиров на своем вертолете Ми-2 через Керченский пролив — из поселка Ильича, что неподалеку от порта «Кавказ» в Краснодарском крае, до посадочной площадки в районе порта «Керчь».

— В вертолете восемь посадочных мест, преодолеть Керченский пролив можно будет за семь минут, — обещал корреспонденту РП предприниматель. — За полет буду брать по 2500 рублей, детям — скидка 50%. Буквально несколько дней еще нужно на окончание оформления документов, и начнем летать.

Казалось, дело сдвинулось с мертвой точки — появилась первая винтокрылая «ласточка», за которой последуют и другие. Однако до сих пор перелеты через пролив не начались, и сейчас бизнесмен уже гораздо более сдержанно высказывается о сроках старта перевозок. Говорит, поживем — увидим. 

Юные герои Великой Отечественной войны и их подвиги Далее в рубрике Юные герои Великой Отечественной войны и их подвигиДвенадцать из нескольких тысяч примеров беспримерного детского мужества Читайте в рубрике «Власть» Будет ли шоу продолжаться?Пламенные борцы с коррупцией получили отрезвляющий окрик из Кремля Будет ли шоу продолжаться?

Комментарии

20 июля 2015, 15:13
Опыт других регионов Крым может использовать, но для этого еще нужно восстановить инфраструктуру и технику.
20 июля 2015, 15:32
И очень жаль. Малая авиация действительно могла бы стать дополнительной "изюминкой" Крыма и способствовать его активному развитию... Надеюсь, что всё исправится к лучшему...
Все там будет. Дайте Крыму время подняться после 24 лет украинской оккупации. И Ротенбергу мост построить.
20 июля 2015, 22:42
это точно. дайте войти в ритм, присоединения только год назад состоялось, а уже говорят надо малую авиацию поднимать
20 июля 2015, 16:45
А где вообще в России есть развитый сектор малой авиации? Да нигде. Даже оперативные службы, которые должны быть всегда самые первые на происшествиях, по факту простаивают в пробках, пока в авариях погибают люди. А ведь своевременно оказанная мед.помощь сохраняет жизнь в большинстве случаев. Кто хоть раз видел спасательный вертолет? Для России это нонсенс. А вы хотите, что бы через год в Крыму уже все жужжало и летало.
20 июля 2015, 17:04
Полностью солидарен с вами. Малая авиация в нашей стране загублена и задавлена лоббистами большой авиации. У нас частная авиация так дорого обходится предпринимателям, что закупать маломоторные воздушные суда выгодно лишь для развлекательных полётов или в труднодоступных местах страны, где иного способа логистики просто нет.
20 июля 2015, 20:06
А самое интересное, что у крупных российских авиакомпаний практически все самолеты зарегистрированы в офшорах. Что бы не платить налоги в российский бюджет. Знали такую фишку?

К примеру, у того же "Аэрофлота" бОльшая часть авиапарка зарегистрирована на Бермудах.
21 июля 2015, 04:24
Не знал такого.
Получается наше государство само себе вредит двойными стандартами, а винит в этом лишь запад. Удобно бревно в своём глазу не замечать.
А ведь действительно, если сейчас одним махом развить вертолетные маршруты, то и переправа разгрузится. Ведь вместо одного автобуса с людьми на паром помещается три машины. Кроме того вертолеты могут летать и в Краснодар и стоить при этом такой полёт будет не очень дорого.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»