Кризис доверия
Кризис доверия

РП поговорила о цинизме как болезни современного общества с ученой Ангелиной Гуковой, получившей медаль РАН за исследование этого феномена

Философская работа о повсеместном распространении цинизма, выполненная аспиранткой ТГУ Ангелиной Гуковой, удостоена медали Российской академии наук. Исследовательница рассказала «Русской планете», почему цинизм, глубоко укоренившийся в современном обществе, ставит под угрозу все наши традиции и ценности.

— Ангелина, давайте для начала определимся с терминами. Что же это такое — цинизм?

— Принято считать, что цинизм — это качество, присущее лишь отдельным людям, как правило, маргинальным, не принимающим активного участия в жизни общества, исключенным из него. Большинство людей думает, что, встретив циника, они моментально его узнают: это такой злой, негативно настроенный субъект, который сразу выделяется из толпы. Но мало кто осознает, что современный циник больше не похож на гротескную маску из античной комедии.

В своей работе я исхожу из другого посыла: что циничное отношение сейчас характерно для каждого члена общества. Присуще всем нам. Немногие назовут себя циниками, прямо заявят, что их отношение к жизни цинично, разве что в качестве бравады. Но фактически цинизм стал одной из основ нашего мировоззрения, перестал быть исключением и стал явлением обыденным. На все, что происходит вокруг, мы смотрим через призму цинизма, сами об этом не подозревая. Поскольку цинизм стал присущ не отдельным людям, а всем нам, мы перестали его замечать.

– И в чем же состоит циничное отношение к жизни?

– Современный цинизм — это феномен, благодаря которому каждый из нас склонен оценивать все происходящие вокруг негативно. Что бы вокруг не происходило, мы пытаемся отстраниться от этого, не хотим ни в чем принимать участия, поскольку не верим, что в итоге получится хоть что-то хорошее. А сами не пытаемся ничего делать, так как убеждены, что это не имеет смысла — все равно все закончится крахом. Считаем бесполезным любое начинание. Начинаем отрицать все ценности и моральные нормы.

Прямым следствием глобального распространения цинизма в обществе становится потребительское отношение к жизни, радикальный прагматизм. К любым знаниям, умениям, ко всему, что не касается наших бытовых интересов, мы относимся либо как к чему-то ненужному, либо к тому, что нам мешает. Оцениваем все с точки зрения того, насколько это нам самим выгодно и полезно. Для нас перестает быть важным все, что не приносит выгоды. И это происходит на всех уровнях — мы относимся цинично и к бытовым событиям, и к общественной жизни, и ко всем социальным институтам.

— Что же превратило цинизм в правило из исключения?

— Причину глобального распространения цинизма следует искать в исторических событиях. В XX веке российское общество видело слишком много примеров крушения идеалов, моральных ценностей. Люди стремились к ним, верили в них, и раз за разом они себя не оправдывали. Закономерно, что это привело к отрицанию и критике любых начинаний.

Аспирантка Ангелина Гукова

Аспирантка ТГУ Ангелина Гукова. Фото из личного архива

— Многие нации бравируют своим цинизмом, например, англичане. Как вы полагаете, есть ли разница между русским цинизмом и цинизмом других народов?

— Я бы назвала англичан скорее не циниками, а скептиками. Скептицизм — это более здоровое явление, в его основе лежит сомнение. Он позволяет здраво относиться к предметам или явлениям, мешая погрязнуть в идеализме. Скептик сомневается в результате, поэтому хочет все проверить и убедиться лично, но не ставит под вопрос саму возможность чего-то достичь. Если у него не получается добиться желаемого результата, он не перестанет пытаться, а повторит попытку еще раз. Попробует что-то изменить, чтобы все же достичь цели. А цинизм приводит к тому, что, потерпев неудачу в чем-либо, человек больше не предпринимает новые попытки, и поэтому он имеет более разрушительные последствия.

— Исторически в цинизме всегда присутствовал элемент иронии, юмора, попытка увидеть ситуацию под другим углом, в иной, неожиданной плоскости. В современном цинизме сохранилась эта особенность?

— Сейчас она исчезает. То, о чем вы говорите, было справедливо скорее в отношении цинизма в античном понимании. Тогда он воспринимался как овод, который кусает ленивого вола. С помощью юмора, иронии, цинизм помогал развиваться тому, что застоялось. А современный цинизм этого качества лишен, и в этом его основная беда. Теперь он превращается не в то, что нас подстегивает к развитию, а в фактор, способствующий застою. Ведь если мы считаем, что любые начинания все равно потерпят неудачу, то и делать ничего не хотим.

— Но ведь многие создают, к примеру, благотворительные фонды, помогают другим людям, не имея от этого никаких бонусов, даже репутационных?

— Действительно, таких примеров можно привести достаточно много. Но беда в том, что даже на самые позитивные явления мы все равно смотрим через призму цинизма. Про людей, которые пытаются сделать что-то хорошее, мы думаем, что таким образом они стремятся получить какие-то барыши. К самым бескорыстным поступкам относимся с подозрением, считая, что за ними все-таки кроется нечто негативное.

Про тот же благотворительный фонд мы думаем, что, возможно, его создали мошенники. Я перечислю им деньги — и они положат их себе в карман. Глобальное недоверие мешает разглядеть альтруизм в других людях, понять, что все не так плохо, как нам кажется.

— Как думаете, а кто сейчас циничнее — взрослые или дети?

— Думаю, цинизмом все заражены в равной степени, но у детей он проявляется ярче. Подходить ко всему с точки зрения прагматизма среди школьников сегодня очень модно — ведь все негативное всегда выглядит притягательнее. Более того: ситуация, сложившаяся в школьном образовании, это поощряет. Многие школьники оправдывают свое нежелание изучать те или иные предметы тем, что по ним не нужно сдавать ЕГЭ. А раз они не нужны для поступления в вуз, то и усилия на них можно не тратить.

— Так или иначе, но государству придется противостоять цинизму, отрицающему какие-либо моральные ценности или нравственные устои. Может ли в этом помочь религия?

— Полагаю, что да, и растущий в обществе интерес к религии об этом свидетельствует. У людей всегда есть потребность в идеале, в устойчивом основании, на которое можно опереться. Самому циничному человеку все-таки хочется думать, что есть непоколебимая истина, от которой он может оттолкнуться. Ему необходимо почувствовать под собой твердую почву. Ведь жить в ситуации постоянного отрицания и недоверия ко всему очень тяжело.

— А какие еще пути преодолеть глобальный цинизм, помимо религии, вы видите?

– Мне кажется, что в этом может помочь популяризация науки, литературы, искусства. Если у людей станет больше путей для получения знаний, образования, то сфера их интересов начнет расширяться. У них появится больше возможностей реализовать себя, а значит, соблазн скатиться к цинизму уменьшится. Если учителя сумеют показать школьникам, сколько всего хорошего и интересного существует в мире, помимо прагматичных вещей, это будет здорово. Дети увидят, что если даже какие-то начинания не слишком удались, то в их основе лежало стремление к добру, к прогрессу. Но для этого учителя должны не натаскивать детей на сдачу ЕГЭ, а вдохновлять их, пробуждать интерес к знаниям. Объяснять, что мы изучаем и для чего, какая в этом ценность. Пока же школьники получают представление о мире не на школьных уроках, а из Интернета, что и делает их прагматичными и циничными.

— Экономический кризис поможет излечиться от цинизма или усугубит ситуацию?

— Изначально усугубит, поскольку мы начнем еще более негативно относиться ко всему происходящему. Но с другой стороны, возможен и другой сценарий, когда кризис подвигнет нас на поиск ориентира, который поможет не допустить повторения кризисной ситуации, на поиск чего-то лучшего, что приведет к прогрессу. Ведь очевидно, что на одном негативе далеко не уедешь.

«Умение писать о частной жизни — пропуск в мир великих» Далее в рубрике «Умение писать о частной жизни — пропуск в мир великих»Писатель Андрей Рубанов — о «настоящих мужиках» в литературе и особенностях «мужской» прозы 

Комментарии

07 февраля 2016, 14:06
Всегда думал, что циники — это разочарованные романтики.
07 февраля 2016, 19:10
Умничка девочка
07 февраля 2016, 23:35
Да ну ерунда это все! Полно народу альтруистов. Все эти приюты для кошечек и собачек тому доказательство. Да и люди много чем занимаются, кроме работы и погони за массовым потреблением. Хобби, увлечения... А что касается недоверия к фондам, так это как раз скорее скептицизм, а не цинизм. Ценностей у наших людей всегда хватало.
08 февраля 2016, 12:04
Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом. Это еще Бернард Шоу говорил.
08 февраля 2016, 16:07
Бездомные киники-собаки бродили по древней Греции с котомкой за плечами и посохом, презирая власть имущих и богачей рабовладельцев. Самый известный киник жил и учил в бочке из под вина и просил Александра Македонского, посетившего бомжа-философа только об одном, чтобы тот не загораживал ему Солнца. Здесь же в России картина обратная, власть имущие и богатеи-миллиардеры-циники, набивают брюхо, строят виллы и дворцы, но разочарованы настолько, что не хотят пальцем шевельнуть на благо простого человека (не чета Александру Македонскому), а за Солнцем едут отдыхать и жить в Средиземноморье.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»