Криминальная Россия
фото: gulagu.net

фото: gulagu.net

В РФ существует неэффективная и громоздкая уголовно-исправительная система

По итогам 2016 года более миллиона россиян были привлечены к уголовной ответственности, а количество заключенных на 1 января 2017 года составило 630 тысяч 155 человек — это на 2% меньше по сравнению с показателем 1 января 2016 года. Также на 9% уменьшилось число арестантов: сегодня в СИЗО содержится 107,3 тысячи человек.

Статистика, предоставленная Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН), — не повод для торжества. Львиная доля проблем до сих не решена, а сокращение заключенных на 15 тысяч человек ситуацию не меняет. Так, на учете уголовно-исполнительных инспекций сейчас состоят более 400 тысяч граждан, а годом ранее — 306 тысяч.

Количество уголовно-исполнительных инспекций с 2004 года выросло на 488 единиц, до 2488. При этом число лиц, состоящих на учете, в целом уменьшилось. Одновременно был сокращен лимит наполнения СИЗО с 168 тысяч 944 человек в 2010 году до 129 тысяч 516 человек в 2015 году.

Куда уходят деньги?

Работа ФСИН скрыта от людских глаз, однако даже поверхностный анализ открытых данных свидетельствует о том, что деятельность ведомства не отличается эффективностью. Опустим причитания правозащитников о нарушениях прав заключенных, и посмотрим на сухие факты, которые позволяют составить шокирующую картину.

Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет около 296 тысяч человек. Таким образом, на двух постояльцев колоний приходится один сотрудник ФСИН. Естественно, всю эту армаду необходимо содержать на деньги налогоплательщиков. Уголовно-исправительная система поглотила в 2015 году 266 миллиардов рублей, заняв шестую строчку по объему бюджетных расходов среди других ведомств.

На ФСИН уходит больше денег, чем на министерство внутренних дел, Минздрав, МЧС и даже главного строителя российских дорог Росавтодор. С 2003 по 2015 годы бюджет службы исполнения наказаний увеличился почти в 7 раз, хотя количество заключенных последовательно сокращалось.

Из данных о бюджетных расходах следует, что на содержание каждого заключенного уходит более 469 тысяч рублей в год или 1,2 тысячи рублей в день. Эти средства уходят на еду, улучшение бытовых условий, оплату труда сотрудников ФСИН и прочие расходы. Однако постояльцы колоний с зарплатами в три тысячи рублей в месяц этих денег явно не ощущают.

У ФСИН, правда, другая статистика. 30 ноября 2016 года советник директора ведомства Владимир Седых посетовал, что сокращение расходов на уголовно-исполнительную систему может отразиться на питании заключенных. По его словам, на осужденного в день в 2015 году приходилось 86 рублей, а не 1,2 тысячи рублей.

Стоит отметить, что Седых имел в виду продукты питания, хотя с какой стороны ни посмотри, подобные упреки в адрес государства весьма странными. Советник директора ФСИН грозит, что с 2019 года заключенных будут кормить на 69 рублей в день, то есть дешевой куриной похлебкой, хлебом и кашей на воде.

Седых утверждает, что непосредственно на содержание постояльцев колоний в 2015 году ушло 20,5 миллиарда рублей, а в 2019-м эта сумма составит 15,2 миллиарда рублей. «Это порог, за которым стоит задуматься — а что дальше?» — философски заявил Седых, опуская вопрос: куда в 2015 году были израсходованы остальные 246 миллиардов рублей, и почему нельзя выделять больше денег на еду для заключенных, сократив расходы на другие нужды.

ФСИН нужна реформа

Своеобразным ответом на жалобы ФСИН стало сделанное 7 декабря замечание со стороны президента РФ Владимира Путина: «Федеральной службе исполнения наказаний важно неукоснительно соблюдать требования к условиям содержания осужденных, никогда не забывать, что это оступившиеся, но тоже граждане России».

Глава государства призвал руководителей ФСИН «повышать надежность охраны следственных изоляторов и исправительных учреждений за счет внедрения современных технологий». Господин президент, как всегда сказал все верно, только вот одного пожелания недостаточно. Нужна комплексная реформа по оптимизации деятельности ФСИН, которая будет выражаться в сокращении персонала и более адекватного перераспределения бюджета уголовно-исправительной системы.

Например, в 2015-2016 годах из МВД уволили более 100 тысяч человек, которые как раз занимались охраной. На несколько тысяч сотрудников был «порезан» штат ФСКН, ФМС и других ведомств. От этого правоохранительная система не стала работать хуже, равно как и лучше. Почему аналогичные меры нельзя принять в отношении ФСИН? Или почему бы не задуматься о возвращении службы в состав Минюста, как это было сделано с ФСКН и ФМС, которые влились в прошлом году в МВД?

Преступность растет

Реформы последних лет, увеличение, а потом уменьшение финансирования репрессивного аппарата не привели к существенным положительным сдвигам. Ситуацию усугубляет растущий уровень бедности населения из-за ухудшения социально-экономической обстановки и низкий уровень правовой грамотности граждан. В итоге страна получила в 2016 году более миллиона уголовников.

«Следует отметить относительно низкий уровень эффективности работы правоохранительных органов (в 2013–2014 годы не раскрытым оставалось каждое второе преступление). Последнее обстоятельство формирует у преступников ощущение безнаказанности, что стимулирует рост числа нарушений закона: за 2014–2015 годы количество зарегистрированных преступлений увеличилось на 8,6%», — рассказал «Русской планете» управляющий партнер юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов.

Увеличение персонала ФСИН эксперт объясняет расширением контрольных функций. «Эта тенденция в целом характерна для государственных органов в последние годы. С целью увеличения эффективности их работы, постоянно увеличиваются механизмы контроля. В результате растет численность сотрудников, занятых не исполнениями прямых функций того или иного ведомства, а составлением разнообразной отчетности», — констатировал Бишенов.

Эксперт указывает, что численность бюрократов нередко сопровождается сокращением специалистов-«практиков». «Как это ни парадоксально, создается ситуация дефицита кадров. В сложившихся условиях более разумным представляется не сокращение личного состава, а изменение его структуры в сторону увеличения доли сотрудников, непосредственно исполняющих функции обеспечения правопорядка. Также вполне актуален вопрос о смене принципов комплектования силовых ведомств», — считает Бишенов.

Изымать или не изымать Далее в рубрике Изымать или не изымать«Русская Планета» продолжает рассматривать сильные и слабые стороны законопроекта о взыскании с должника единственного жилья

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»