Новости – Общество
Общество
Крейсер покинул «вечную стоянку»
Во время буксировки крейсера «Аврора» в док в Кронштадт для ремонта, Санкт-Петербург, 21 сентября 2014 г. Фото: Денис Вышинский / ИТАР-ТАСС
Тысячи петербуржцев наблюдали, как легендарный крейсер «Аврора» отправляется на ремонт в Кронштадт
22 сентября, 2014 14:18
7 мин
Официальная церемония временного прощания с «Авророй» проходила в воскресенье, 21 сентября, на Петроградской набережной, рядом с Нахимовским училищем, где крейсер стоял последние годы. На корабле торжественно подняли Андреевский флаг, отшвартовали от места стоянки, взяли на буксир и направили на ремонт.
Хотя крейсер передвигался не самостоятельно, а с помощью буксиров, это значило, что корабль находится на плаву. Таким образом были опровергнуты упорно ходившие на протяжении последних почти 30 лет слухи, что на самом деле «Аврора» стоит на бетонном основании.
Маршрут «Авроры» пролегал по Неве мимо трех мостов — Троицкого, Дворцового и Благовещенского (ранее называвшегося в честь лейтенанта Шмидта), ради чего они были на короткое время разведены. Весь путь от стоянки до ремонтных доков в Кронштадте составил около 40 км.
Крейсер шел по Неве и Финскому заливу в сопровождении 11 вспомогательных судов Ленинградской военно-морской базы, а на почтительном расстоянии от процессии курсировали яхты и речные трамвайчики со зрителями. Можно было наблюдать за движением «Авроры» и с борта экскурсионного вертолета.
Четверым петербуржцам удалось заранее пробраться на борт корабля, спрятаться в одной из его труб и в течение почти всего маршрута вести онлайн-трансляцию. Кто-то из журналистов, заметив необычные ракурсы выкладываемых в сеть фотографий, сообщил об этом полиции. Петербуржцев вернули на полицейском катере обратно в город.
Сама же «Аврора» благополучно добралась до ремонтного дока в Кронштадте. Согласно планам, озвученным несколько дней назад на пресс-конференции, крейсер должен вернуться на место своей постоянной стоянки в 2016 году. Во всяком случае, об этом заявил глава управления культуры Минобороны России Антон Губанков. Однако по версии и.о. директора ОАО «33 СРЗ» Ильи Самарина, первый этап ремонтных работ может быть завершен за 45 суток, после чего корабль можно будет вернуть обратно.
Так или иначе, продолжительность работ будет зависеть от реального состояния крейсера, которое специалисты оценят уже в ремонтном доке. Также будут проведены работы на Петроградской набережной, где планируется отреставрировать мостовую и обновить коммуникации, питающие корабль водой и электроэнергией.
На самом же корабле ремонтники обещают обследовать и покрасить нижнюю часть корпуса, проверить «сопряженность» его верхней и нижней частей, которая была заменена во время предыдущего ремонта 30 лет назад, а также произвести замену кингстонов. После этого начнется второй этап реконструкции, касающийся внутренних механизмов крейсера. Ходовую часть, т. е. двигатель корабля, восстанавливать не планируется. Всего же на ремонт предполагается потратить 120 млн рублей.
В то же время должна будет обновиться экспозиция музея, располагающегося на борту «Авроры». Сейчас, на время ремонта, почти все экспонаты перевезены на хранение в Центральный военно-морской музей. После возвращения крейсера экспозиция будет расширена почти в два раза.
Накануне отплытия «Авроры» на ремонт в Кронштадт, в субботу, 20 сентября, свою постоянную стоянку на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге покинул и другой корабль-музей — ледокол «Красин». Ледокол также отремонтируют, однако «Красин» вернется на прежнее место и будет открыт для посещения уже через три недели.
Решение о ремонте «Авроры» было принято в бурных спорах, которым предшествовали громкие скандалы.
Во время буксировки крейсера «Аврора» в док в Кронштадт для ремонта, Санкт-Петербург, 21 сентября 2014 г. Фото: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС
Самый известный из них — это вечеринка, организованная на борту корабля бизнесменом Михаилом Прохоровым в честь дня рождения журнала «Русский пионер». Ее посетили в числе прочих тогдашние полпред президента в Петербурге Илья Клебанов, губернатор города Валентина Матвиенко и министр Эльвира Набиуллина. Перед собравшимися выступила группа «Ленинград». Как выяснилось, согласие на проведение этого мероприятия было дано высшим руководством российского ВМФ.
До этого события на «Авроре» не всегда соблюдался военно-музейный режим. Так, на корабле представители местной индустрии порнофильмов снимали свои картины. Весной 1997 года корабль «захватывали» сторонники Эдуарда Лимонова, забравшиеся на мачты крейсера и требовавшие оттуда отмены перемирия с «чеченскими сепаратистами». Позже, осенью 2011 года, на корабле вывесили «Веселого Роджера» анархисты.
После прохоровской вечеринки 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом тогдашнего министра обороны России Анатолия Сердюкова был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Согласно данному распоряжению, экипаж корабля должен был быть заменен гражданским персоналом.
С приходом нового министра обороны Сергея Шойгу «Авроре» вернули утраченный статус и решили отремонтировать. Плановый ремонт такого корабля необходимо производить раз в десять лет, а последний ремонт проводился в 1984–1987 годах. В дополнение к этому специальный котлован под дном корабля постепенно обмелел до опасного уровня; 4 швартовые бочки, удерживающие крейсер, требовали замены; несколько лет назад лопнула специальная штанга, крепящая корабль со стороны набережной. В итоге возникла угроза того, что «Аврора» либо сядет на мель, либо ее сорвет с места.
Тогда и вспыхнула дискуссия, каким образом и в каком объеме восстанавливать корабль. Обсуждались два варианта. Первый вариант — отремонтировать «Аврору» в качестве находящегося на «вечной стоянке» корабля-музея. Второй вариант — восстановить на «Авроре» ходовую часть и таким образом превратить крейсер в полноценный действующий корабль, который мог бы выполнять функции учебного корабля для нахимовцев и курсантов морских училищ.
Последнее оказалось крайне затруднительным, т. к. было сопряжено с большими расходами. К тому же восстановить двигатель в полном соответствии с исторической правдой сегодня уже практически невозможно. Сама процедура монтажа оборудования потребует вскрытия подлинных частей судна, да и в наше время не только подобных двигателей уже давно не выпускают, но и даже топлива к ним в природе не существует (запасы угля марки кардиф, на котором работала «Аврора», полностью исчерпаны).
Крейсер «Аврора» был спущен на воду в 1900 году. В строй вступил в 1903 году. Во время Русско-Японской войны, 14–15 мая 1905 г., участвовал в Цусимском сражении на Дальнем Востоке. Принимал участие в боевых действиях на Балтийском море в Первую мировую войну.
Наибольшую известность крейсеру «Аврора» принес холостой пушечный выстрел в сторону резиденции Временного правительства в Зимнем дворце в Петрограде. Этот выстрел стал сигналом к началу большевистского переворота 25 октября 1917 года.
Во время Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» и его экипаж защищали окруженный Ленинград.
С 1948 года корабль был пришвартован на место нынешней стоянки — у Петроградской набережной. С 1956 года на крейсере действует Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея. По статистике, до конца ХХ века музей посетили более 28 миллионов человек.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости