Крестопоклонная неделя
Фото: svjatoynarym.ru

Фото: svjatoynarym.ru

На третьей неделе Великого поста укрепить верующих призвано поклонение Кресту

В третью неделю (воскресенье) Великого Поста в храмах из алтаря выносят Святой Крест. Он останется стоять для поклонения посреди храма до пятницы — из-за этого следующая седмица называется «Крестопоклонной». Напоминание о крестных страданиях Христа призвано укрепить в посте, который подходит уже к своей середине.

Значение

Значение крестопоклонной недели «Синаксарь Постной Триоди» толкует так: пройдя половину пути к Пасхе, православные находят Святой Крест, который поможет набраться сил и преодолеть оставшуюся часть пути.

«Поскольку сорокадневным постом и мы неким образом распинаемся, умерщвляемые страстями и ощущающие горечь от нерадения и падений, то и предлагается Честной Животворящий Крест, как освежающий и укрепляющий нас, приводящий на память страдания Господа нашего Иисуса Христа и утешающий (ибо если Бог наш ради нас распялся, то сколь много и нам подобает для Него трудиться?), облегчающий труды и скорби наши представлением Владычних скорбей, напоминанием и чаянием славы от Креста» — объясняет «Синаксарь».

И далее: «…как проделавшие тяжкий и длинный путь и трудами изможденные, если найдут где тенистое дерево, то, усевшись ненадолго, отдыхают и, будто помолодев, остаток пути проходят — так и ныне, во время Поста, на трудном и тесном пути насажден святыми отцами посреди его Живоносный Крест, который доставляет облегчение и освежение, и нас, утомленных, на дальнейший труд легкими и подвижными устрояет».

Крест

Святой крест — один из главных символов христианства, и в богословском понимании крест в широком смысле есть исполнение на земле Божьей воли (отсюда пошло выражение «нести свой крест»). И недаром Церковь утверждает в одном из песнопений: «Крест — хранитель всей вселенной; Крест — красота церкви; Крест — царей держава».

Но одновременно с этим, Крест— Божественная сила, «сохраняющая и спасающая нас при жизни и по смерти», как писал святой Иоанн Кронштадтский: «Церковь непрестанно проповедует о силе и животворности его, проявлявшихся и в прежние века, и ныне совершающих­ся над верующими: он (Крест) исцелял всякие болезни, воскрешал мертвых, прогонял от людей полки демонов, погашал страсти в сердцах людей, доставлял чудесные победы на войнах с неверными».

Крестное знамение

Обычай осенять себя крестным знамением ведет начало с первых веков христианства. Историки Церкви полагают, что до 8-9 века верующие крестились, чертя одним пальцем на лбу символ креста. Затем одноперстие в греческой православной традиции стало постепенно заменяться двоеперстием, а затем и троеперстным знамением, которое сейчас считается единственно верным. 

Сложенные вместе три перста — большой, указательный и средний — символизируют Святую Троицу, а оставшиеся два – божественную и человеческую природу Христа. Считается, что касание лба символизирует пребывание Бога на небесах. Перемещение руки вниз к животу означает, что сын Божий спустился на землю. Движение вверх к правому плечу говорит о вознесении Христа. И наконец, когда руку переносят справа налево, это означает победу над дьяволом и защиту от греха.

Совершать крестное знамение следует не торопясь, а в мыслях, как говорил Иоанн Златоуст, возноситься к Богу. Эти слова продолжает праведный Иоанн Кронштадтский: «Если, испытав силу крестного знамения много раз, ты теперь ее не испытываешь… это значит не то, что Божий меч стал не остр и притупился, а что нет у тебя живой веры в его силу».

Обретение креста

Предание Церкви говорит: крест, на котором претерпел смертные муки Христос, был обретен императрицей Еленой, матерью святого императора Константина. Произошло это в первой половине IV века – благочестивая императрица отправилась в Иерусалим, нашла место Голгофы, срытое и застроенное римлянами, и раскопав там землю обнаружила три креста. На одном из них распяли Христа, на двух других — разбойников, один из которых перед смертью уверовал и вознесся.

По преданию древо, на котором был распят Христос, определило чудо: мимо несли умершего, и когда крест приложили к нему, тот мертвец ожил и открыл глаза. Тогда распятие подняли (воздвигли) над землей, и со всех концов Иерусалима к нему стал стекаться народ. Так, сообщают первые историки церкви, случилось чудо обретения креста.

Считается, что Елена разделила древо. Одну его часть она оставила в Иерусалиме, а другую увезла с собой в Константинополь. По дороге, согласно преданию, она оставляла его частицы в христианских общинах — так частицы Креста Господня распространились по миру и пребывают сегодня, в числе прочих мест и в России.

«Он был честным, неподкупным, взяток не брал» Далее в рубрике «Он был честным, неподкупным, взяток не брал»Искусствовед Юрий Мещеряков — о тамбовском периоде жизни поэта, просветителя и государственного деятеля Гавриила Державина

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»