Новости – Общество
Общество
Крестный ход под предводительством святых
Великорецкий крестный ход. Фото: Сергей Бровко / РИА Новости
Шествия верующих спасали от ересей, давали силы и исцеляли болезни
4 июня, 2015 11:30
5 мин
Великорецкий крестный ход, чья история насчитывает более 600 лет, стартовал в Вятке. Более ста тысяч участников пройдут 150 километров, пронеся чудотворную икону Николая Чудотворца до реки Великой и обратно. Шестидневное пешее шествие возглавит митрополит Вятский и Слободской Марк.
Паломники во время Великорецкого крестного хода
Паломники во время Великорецкого крестного хода. Фото: Сергей Ерохин / ТАСС
Одновременно крестный ход в честь 1000-летия успения святого князя Владимира идет из Севастополя в Смоленск через Керчь. Его протяженность составит около двух с половиной тысяч километров.
РП вспоминает о том, как появилась традиция крестных ходов и почему их называют «благодатью под небом, открытой для всех».
От первой общины
«Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к самому Господу», — писал в XIX веке святитель Филарет Московский, наставляя участников крестных ходов — торжественных шествий мирян и священнослужителей, которые сопровождались молитвами, пением и чтением Евангелия.
История Церкви находит прообразы крестных ходов в ветхозаветных событиях. Наиболее ярким из них можно назвать эпизод из «Книги Иисуса Навина», где говорится об осаде города Иерихона. Пророк получил откровение о том, что город покорится, если шесть дней обносить вокруг его стен ковчег завета (святыня со скрижалью, где начертаны десять заповедей) — при этом святыню должны сопровождать священники, трубящие в трубы, и миряне. На седьмой день, сказано в откровении, народ во время шествия должен был издать единый крик: когда это произошло, стены Иерихона рухнули.
Предтечей крестных ходов богословы называют и евангельский эпизод входа Иисуса Христа в Иерусалим: «Множество же народа постилали свои одежды… а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:9).
В первые века своей истории христианская церковь, существовавшая нелегально, приняла практику тайных ночных шествий. Как правило, эти шествия имели целью перенесение мощей мучеников, сообщает историк XIX века Михаил Скабалланович.
В IV веке, когда во время правления Константина Великого христианство стало господствующей религией в империи, шествия стали открытыми и всенародными. Их проводили в дни памяти мучеников, проходя по улицам с пением гимнов, или соединяли с богослужениями суточного круга, собираясь после вечери и посещая места Страстей Христовых, как это было в Иерусалиме. Такие шествия назывались «литаниями» от греческого слова, означающего «усердное моление».
Установителем крестного хода в его современном понимании считают святителя Иоанна Златоуста, жившего на рубеже IV–V веков. Созданы они были, чтобы отвлечь народ от ереси: в то время в Константинополе распространилась ересь Ария — ее сторонники искажали догмат о Святой Троице, отрицая ее единосущие. При этом ариане, стремясь привлечь народ в свои церкви, ежевечерне устраивали шествия с песнопениями. Святитель Иоанн, бывший в то время архиепископом Константинопольским, в ответ повелел своей пастве выступить на улицы города со своим пением, сопровождая шествие несением крестов и зажженных свечей. Современник этих событий церковный историк Сократ Схоластик пишет: у паствы святителя Иоанна шествия получались торжественнее, чем у ариан, и много константинопольцев отвратили от ереси.
Русская традиция
На Русь традиция крестного хода проникла одновременно с христианством, сообщает священник и писатель XIX века Иван Аничков-Платонов.
По образцу греческой церкви были усвоены крестные ходы как часть богослужения (например, шествие вокруг храма в Пасхальную утреню), как желание верующих помолиться в тех местах, где совершали свой подвиг святые или были явлены иконы, наконец, как выражение благодарности или мольбы о чем-либо (например, о дожде во время засухи.
Так, Великорецкий крестный ход, чья традиция насчитывает более шестисот лет, возник как память о явлении Великорецкой иконы Николая Чудотворца. По преданию, икона была обретена крестьянином Семеном Агалаковым в 1383 году на берегу реки Великой. Крестьянин, идя по лесу, увидел свет между деревьев — подойдя ближе, он понял, что свет исходит от иконы святителя Николая, лежащей в траве. Агалаков принес икону в деревню, и очень быстро о ней пошла слава как о чудотворной: прикасавшиеся к ней получали исцеления от болезней.
В 1392 году икону перенесли в город Вятку (тогда — Хлынов), чтобы уберечь от языческих племен, которые щедро населяли край. Но переместив святыню, жители города пообещали ежегодно приносить ее на место обретения.
«Крестный ход — это благодать под открытым небом, и любой может к ней присоединиться, — говорит "Русской планете" Роман Потапов, участник прошлогоднего Великорецкого крестного хода. — Идут все вместе, дети, молодые, старики, несут иконы и поют — в такие моменты кажется, что Бог рядом. Потом возвращаешься в город и чувствуешь, что сил прибавилось еще на год».
Присоединиться к крестным ходам, которые сейчас находятся в пути, можно в любой точке их следования. Маршруты крестных ходов можно узнать на сайтах:
Великорецкий крестный ход — http://velikoretsky-hod.ru/programma-i-marshrut-krestnogo-hoda.html
Крестный ход Севастополь — Керчь — Смоленск — http://www.voskhozhdenie.ru/
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости