Красные и белые еврейские погромы
Участники еврейской самообороны.

Участники еврейской самообороны.

Авторы статей в сборнике «Большая война России» рассказывают, почему «еврейский навет» в Гражданскую был присущ всем ее участникам

В 2014 году человечество отмечает столетний юбилей с начала Первой мировой войны, которая для современников стала зримым разделом между старой и новой эпохой. Анна Ахматова писала про 1914 год: «Приближался не календарный, Настоящий двадцатый век». Но позже для русского общества эти события оказались заслонены революцией 1917 года и дальнейшими большевистскими преобразованиями. Однако на Западе за Первой мировой войной закрепился статус точки отсчета современной эпохи, для объяснения которой необходимо обращаться к процессам, происходившим в 1914–1918 годах.

Сборник «Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох» создан российскими и западными учеными. Его целью является включение российского материала в существующие на Западе концепции объяснения перемен, вызванных Первой мировой. Общая для всех авторов мысль — Первая мировая, 1917 год и Гражданская война были единым процессом, события которого нельзя объяснить в отрыве друг от друга.

«Русская планета» с разрешения издательства «Новое литературное обозрение» публикует фрагмент статьи Олега Будницкого «Происхождение еврейских погромов периода Гражданской войны в России», опубликованной в сборнике «Большая война России».

«Еврейские выстрелы» продолжали слышаться участникам различных вооруженных формирований и в период Гражданской войны. Отступавшие в панике весной 1918 года под натиском германских войск красноармейцы, учинившие в северных уездах Черниговской губернии несколько погромов, утверждали, что «жиды расстреливают красную армию», что они «все контрреволюционеры» и встречают немцев с хлебом-солью.

Тогда же инструктор военного комиссариата в Курске Фомин сообщил в Москву, что бойцы еврейской самообороны стреляли в отступающих красноармейцев. 5 апреля 1919 года в Пинске польскими легионерами были арестованы участники собрания местных сионистов, обсуждавших вопрос о распределении полученной из США помощи. Почти все собравшиеся (37, по другим данным — 35 человек) были отведены на рынок и расстреляны из пулемета. По официальной версии, распространенной польским телеграфным агентством, еще «при оккупации города в разных частях его из окон еврейских домов, в сумерки, сыпались выстрелы на вступавших улан».

Обложка сборника «Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох».

Обложка сборника «Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох»

Собрание было якобы сборищем большевиков, и поляки обнаружили «громадные склады оружия». Петлюровские солдаты в начале 1919 года, напротив, уверяли, что евреи «создали свои особые полки, что они стоят за старый режим и дерутся за панов, что они стреляли из окон по восставшему народу и даже обливали кипятком восставший народ из окон».

В октябре 1919 года во время боев добровольцев с красными за Киев в стане белых — как будто более цивилизованных, чем украинские крестьяне, составлявшие основу петлюровского воинства, — стали распространяться слухи о евреях, обливающих серной кислотой и кипятком «наших сестер милосердия». Офицер «с университетским значком на груди» говорил: «Жиды режут наших солдат, обливают кипятком и горящей (так!) смолой сестер милосердия и помогают большевикам». В киевской газете «Вечерние огни» сразу после возвращения белых в город был напечатан список домов и квартир, откуда евреи стреляли в отступавших добровольцев и обливали их серной кислотой и кипятком. Специально созданной комиссией были проверены указанные адреса и сведения газеты опровергнуты.

Для любого трезвомыслящего человека вздорность информации должна была, казалось, быть ясна и без всякой проверки: дело все-таки происходило не в средневековой крепости и не в эпоху монголо-татарского нашествия. Выстрелы из окон собственных квартир по регулярным войскам могли свидетельствовать разве что о психической неадекватности стрелков. Среди прочего выяснилось, что дымки, якобы от выстрелов из окон квартир евреев в Киеве, были вызваны рикошетами от пуль, попадавших в стены домов, то есть ситуация интерпретировалась «с точностью до наоборот»; аналогичного происхождения были рассказы о выстрелах в спину добровольцам и в других городах и местечках.

Начальник одной из дивизий Красной армии, пробивавшейся через занятый польскими войсками Белосток, в конце августа 1920 года докладывал, что ему «пришлось вести бой больше с населением Белостока, чем с польскими войсками, причем во враждебных действиях деятельное участие принимало также еврейское население». Скорее всего дал себя знать стереотип, прочно утвердившийся в сознании значительной части российских военных, какую бы форму они ни носили, о еврейских «выстрелах в спину». Ибо во всех политических сводках периода советско-польской войны отмечалось, что лишь еврейское население поддерживает красных. Говоря о «выстрелах в спину», Деникин признавал:

«Наряду с действительными фактами имела место не раз и симуляция — в оправдание содеянных насилий; что выстрелы в тыл иной раз носили происхождение «христианское», а то и вовсе мифическое. Но взаимная ненависть туманила головы, всякое враждебное выступление со стороны евреев было объективно возможно, и все обвинения их — правдивые и ложные — воспринимались массой с непреложной верой».

Жертвы погрома в Киевской губернии, 1919 год.

Жертвы погрома в Киевской губернии, 1919 год

Возможное, если дело касалось евреев, часто трактовалось встретившимися им в недобрый час военными как действительное. Петлюровцам встретился еврей-портной с двумя дочерьми 14 и 11 лет. Заметив у старшей ножницы, они обвинили девочек в порче телеграфных проводов, вырезали им языки, выкололи глаза и затем убили. Какие-то белые офицеры убили студента-еврея и его жену «за шпионаж», поскольку обнаружили у этого студента записную книжку с адресами. Студент был сотрудником одной из киевских газет, ушедшим из захваченного большевиками Киева. Когда студент с женой спешили в «освобожденный» Киев, по дороге им встретились «добровольцы». Бойцы Первой конной армии в известном рассказе Бабеля «Берестечко» также убивают еврея за «шпионаж». Вряд ли можно сомневаться, что описанная в рассказе сцена являлась художественным обобщением виденного автором в реальности. Alter ego Исаака Бабеля, военный корреспондент Лютов из «Конармии», хладнокровно наблюдает убийство:

«Прямо перед моими окнами несколько казаков расстреливали за шпионаж старого еврея с серебряной бородой. Старик взвизгивал и вырывался. Тогда Кудря из пулеметной команды взял его голову и спрятал ее у себя под мышкой. Еврей затих и расставил ноги. Кудря правой рукой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгавшись».

Говоря о причинах еврейских погромов в период Гражданской войны, разумеется, не следует забывать и о социально-экономических противоречиях евреев с местным населением, и об использовании антисемитизма как козырной карты в антибольшевистской пропаганде, и об искренней уверенности многих противников большевиков, что большевизм — порождение еврейства, и о возможности пограбить как одном из стимулов части антибольшевистских сил, в особенности казаков. Но следует помнить и о другом — о глубоко укорененном в православной культуре образе евреев как коварного племени, предавшего Христа, готового при случае предать Россию и вступить в сговор с иноверцами и инородцами.

Этот образ предателей был расцвечен дополнительными красками в период Первой мировой войны. Армия в годы войны в наибольшей степени подверглась антисемитской пропаганде и впервые фактически получила санкцию на насилие специально против евреев. Неудивительно, что полученные уроки не прошли даром. Еврейские погромы 1918–1920 годов были кульминацией и прямым продолжением антиеврейского насилия, начавшегося в августе 1914 года.

Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох / Сборник статей; ред. К. Бруиш, Н. Катцер. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Координационный совет космодрома Далее в рубрике Координационный совет космодромаПремьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение ускорить работы на строительстве «Восточного», эксперт: главная проблема — недостаток квалифицированной рабочей силы

Комментарии

26 апреля 2014, 19:11
Интересно, евреев убивали только в Украине и Киеве? Почему не вспоминаются Москва, Петербург и другие города России. В истории было много плохого и очень жаль, что автор не вспомнил Богдана Хмельницкого и то сколько евреев было вырезано его армией. На Украине об этом и о других насилии между нациями помнят. Историю надо помнить, чтобы не повторять. Сегодня, после объявления войны Украине Думой РФ, объединились все нации - украинцы, русские, поляки, евреи, цыгане и другие. Россия не дождется, что мы начнем воевать один с другим, перед врагом мы все украинский народ. То что происходит в Славянске пример для Украины и всего мира, кто националист. Выгнанные из домов цыгане вернутся домой и будут там жить. В севастополе с воссоединением с Россией , была расписана сенагога. Нельзя отрицать есть на Украине отдельные личности я ненавестью к другим нациям но с ними разберется закон. Посмотрим что произойдет в России 1 мая, какая сила мракобесия, фашизма, черносотенство выплеснется на улицы городов России. Президенты Польши и Украины, в парламентах, просили народы простить за вековую резню и начать все с чистого листа. Польша больше всех выступает в ЕС за интересы Украины. Я уверен, мы простим друг друга за то, что происходило с нашими предками, но не забудем об этом, что бы не повторять. Или я не прав?
27 апреля 2014, 10:16
Потому что данная статья посвящена отношению к евреям в ходе Гражданской войны. Другие города, кстати, тоже упоминаются, почитайте внимательнее: Курск, Пинск и т.д.
Богдан Хмельницкий не имеет отношения к Гражданской войне.
27 апреля 2014, 11:01
Вы пытаетесь обвинить автора статьи в предвзятости,хотя сами толком не ознакомились со статьей-не получится.
28 апреля 2014, 00:00
Анатоле! Ваш бред не имеет никакого отношения к реальности! Когда это поляки простили волынскую резню - да ещё так, что организации, эту резню и осуществившие ОУН УПА, официально действуют на украине? Организаторы резни - палачи Бандера и Шухевич - герои украины! А дивизия СС Галичина возрождена на украинской земле, и это после Нюрнберга, где признаны преступными все СС-овские подразделения! Только слепой не видит возрождения нацизма на украине, а Вы обвиняете в этом Россию???
28 апреля 2014, 10:35
Наверное именно за этим Польша еще в сентябре 2013 года тренировала нацистов из Правого Сектора на своей территории? Именно затем, что бы на Украине не процветал сейчас нацизм и фашизм.
Самое ужастное, то, что никогда невозможно простить, это безжалостное издевательство и убийство детей. Та же описанная расправа петлюровцев над еврейскими девочками - это не просто зверство, это маньчество, не имеющее никакого отношение к национальным вопросам. Звери, горите в Аду!!
28 апреля 2014, 11:44
Звери,одичалые,маньяки-все это подходит ,нет оправдания убийству ради выгоды,нет оправдания убийству ребенка в принципе.
28 апреля 2014, 18:49
Люди всегда привыкли искать крайнего и виноватого в своих бедах и пороках. Одними из таких "терпил" и стало еврейское общество, не имеющее на тот момент еще своего государства, и жившие во всех странах мира в весьма плотной концентрации.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»