Корабль-событие для российского ВМФ
Спасательное судно «Игорь Белоусов». Фото: Игорь Руссак/РИА Новости

Спасательное судно «Игорь Белоусов». Фото: Игорь Руссак/РИА Новости

Поисково-спасательное судно «Игорь Белоусов» может «достать» подводников с больших глубин

Последние дни уходящего 2015 года станут днями надежды для российских подводников на спасение в чрезвычайных ситуациях. 25 декабря морское поисково-спасательное судно «Игорь Белоусов» передается в состав службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России. Ранее в ходе многочисленных испытаний, в том числе и в Атлантике, судно подтвердило полное соответствие своих возможностей требованиям Минобороны, которое заказало его для флота.

Следует отметить, что в последние несколько лет любые новости об этом судне неизменно тиражировались различными СМИ и не оставались без внимания морских специалистов, особенно подводников, для которых появление «Белоусова» в составе флота было по-настоящему ожидаемым. Что же это за корабль и почему он так привлекает внимание?

«Спасательный круг» для подводников

«Игорь Белоусов» — океанское поисково-спасательное судно проекта 21300С, предназначенное для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, находящихся на грунте или в надводном положении, а также надводным кораблям. Помощь оказывается путем подачи воздуха, электроэнергии и других спасательных средств, а также эвакуации людей с терпящего бедствие корабля или подводной лодки. Кроме того, судно может вести поиск и обследовать аварийные объекты, в том числе в составе международных морских спасательных формирований.

Разработано и изготовлено оно санкт-петербургскими АО «ЦМКБ "Алмаз"» и ОАО «Адмиралтейские верфи». Решение о создании многофункционального корабля-спасателя «Игорь Белоусов» и ему подобных принято после катастрофы подводной лодки «Курск». Головное судно построено в 2014 году, оснащено оборудованием для ведения глубоководных работ импортного производства и в этом году прошло полный цикл испытаний.

Длина и ширина — 107,3 м и 16 м соответственно, водоизмещение — 5000 тонн; судно может находиться в автономном плавании до 30 суток с экипажем 97 человек и идти со скоростью 15 узлов. Но главное не в «паспортных» данных, а в комплексе оборудования, которое обеспечивает выполнение задач этим уникальным для отечественного флота судном.

Основные элементы

Глубоководный водолазный комплекс (ГВК-450) обеспечивает ведение аварийно-спасательных и других подводных работ длительное время на глубинах до 450 м. Так, 12 водолазов сменами по три человека на таких глубинах могут работать по шесть часов в сутки в течение трех недель с последующей однократной декомпрессией.

В состав комплекса входят пять барокамер, глубоководный колокол для спуска и подъема водолазов, телеуправляемый подводный робот типа «Патера Плюс» (глубина погружения до 1000 м) и другое специальное оборудование. Для спасения подводников с аварийной подлодки в состав ГВК-450 может войти автономный спасательный аппарат типа «Бестер-1» (проект 18271).

Барокамеры ГВК-450 обеспечивают реабилитацию водолазов и подводников, эвакуированных с аварийной лодки спасательным аппаратом или покинувших подводный объект иным способом. В случае необходимости в барокамерах могут разместиться до 60 спасенных моряков-подводников. При отсутствии барокамер для сохранения жизни человека, поднимаемого с глубин 100 и 400 м, потребуется четыре и более 14 суток соответственно.

Водолазный колокол цилиндрической формы в виде мобильной барокамеры предназначен для доставки и обеспечения длительной работы на глубине водолазов, а также их подъема на поверхность. Колокол снабжен иллюминаторами, аппаратурой связи и видеонаблюдения, системой подачи дыхательной смеси и горячей воды для обогрева водолазов, резервными системами электро- и газоснабжения, а также другими средствами. При нахождении на глубине два водолаза работают в воде, а третий находится внутри колокола в готовности оказать им необходимую помощь.

Автономный аппарат «Бестер-1» за один рейс способен эвакуировать 22 подводников с аварийной субмарины (глубина до 700 м, крен до 45 градусов) и передать в барокамеры судна-спасателя. Предыдущие аппараты могли решать задачи спасения при крене подлодки не более 15 градусов.

Несомненный успех

Трудно переоценить значение спасательного судна «Игорь Белоусов» с глубоководным водолазным комплексом для российского ВМФ и страны в целом. Впервые после десятилетий безнадежности и застоя Россия может выходить в Мировой океан как самодостаточная морская держава. А если возникнет необходимость, нам не надо будет униженно просить зарубежную помощь, как это было при аварии атомохода «Курск». Создание и ввод в эксплуатацию спасательного судна «Игорь Белоусов» — пример способности страны в сложных условиях решать трудные задачи.

И в этом немалая заслуга российской компании «Тетис Про». В жестких условиях мирового рынка она смогла по цене в два раза меньше выставленной приобрести столь сложное зарубежное оборудование, доставить его в Россию, установить на судно «Игорь Белоусов» и испытать в реальной обстановке и в назначенные сроки. 

Обществу нужен новый идейно-смысловой импульс Далее в рубрике Обществу нужен новый идейно-смысловой импульсВопрос «куда идти дальше?» до сих пор висит в воздухе и ждет ответа

Комментарии

25 декабря 2015, 15:21
Можем же делать, когда захотим... Очень знаменательное событие. Конечно, дай бог, не придется использовать корабль по его прямому назначению. Но лучше перебдеть, чем недобдеть.
27 декабря 2015, 19:01
А посмотрите "Платили за мерседес, получили жигули" в "Новой Газете" или найдёте в гугле по заголовку. Там письмо Елены Милашиной министру. Она принимала участие в комиссии. И похоже всё-таки недобдели.
27 декабря 2015, 21:35
Однако же да, вы правы, судя по всему там все далеко не так гладко, как нам преподносят...! Головняк какой-то с этими глубоководными технологиями вышел, зато денег дополнительных списали уйму...! ((
27 декабря 2015, 22:28
Согласен. В такими состоянии признавать судно готовым к полноценной эксплуатации и сдавать во флот нельзя.
По сути ведь так и не довели до ума самую главную часть спасательного судна - Глубоководный комплекс, рассчитанный для спасательных работ на предельной глубине до 450 метров. Полноценных испытаний ГВК-450 так и не прошёл, приёмка-сдача шла с грубейшими нарушениями нормативов и законодательства. При таком раскладе совершенно непонятно - может ли ПСС работать по назначению и выполнять поставленные задачи, или нет...?
Ведь без надёжного ГВК этот всего лишь бесполезная посудина ценой в дюжину миллиардов рублей...!
27 декабря 2015, 16:33
Здорово, что наши умельцы наконец смастерили очень нужный для флота аппарат, очень жаль. что раньше такого не было, глядишь и пригодился бы, тогда, когда был очень нужен
27 декабря 2015, 21:18
Ну наконец-то у нашего флота появилось подобное судно, способное выполнять сложнейшие задачи по спасению моряков и подводников!
Однако, одного такого судна явно недостаточно. Надо иметь по одному на каждый из океанических флотов, так как в экстренных ситуациях очень важна оперативность спасательных операций...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»