«Конфликт будущего будет происходить по линии Север — Юг, а не Восток — Запад»
Александр Рар. Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Александр Рар. Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Немецкий политолог Александр Рар подвел итоги развития взаимоотношений России с Западом после распада СССР

7 октября 2014 года в НИУ «Высшая школа экономики» при содействии Фонда развития гражданского общества состоялась лекция германского политолога Александра Рара на тему «Внешняя политика России в нулевые годы: начало многополярного мира». «Русская планета» публикует основные положения его выступления.

Историки будущего, возможно, будут спорить о роли нулевых годов для России. Одни будут считать, что это было время, когда страна вернулась на истинный для нее путь, и что события эпохи Ельцина были историческим недоразумением. Но найдется и немало иных, которые скажут, что именно в 1990-е годы Россия впервые обрела свободу, которая была впоследствии утрачена.

Последнее десятилетие XX века в массовом сознании представляется исключительно в негативном ключе. Во многом это произошло из-за экономической катастрофы, которая постигла страну в то время. Но, возможно, через несколько лет откроется совершенно новая глава российской истории, которая будет вести свою преемственность именно от 1990-х годов, и тогда нынешнее время вполне может рассматриваться как путь в никуда. Предугадать ход дальнейшего развития страны сейчас нельзя.

Россия и Запад при Ельцине

После распада СССР Россия встала на путь демократизации и реформирования экономики по западной либеральной модели. В стране появились капитализм, частная собственность, многопартийная система и свободная пресса, ее граждане получили возможность выезжать за границу и путешествовать по миру. Элиты Запада надеялись, что новая Россия станет его стратегическим партнером. Демократическое объединение Европы после холодной войны не виделось без участия свободной России. Старые стереотипы в отношении России, которые формировались десятилетиями и даже столетиями, стали исчезать. Запад был благодарен Горбачеву и Ельцину за мирное окончание холодной войны. Россия перестала представлять для США и Европы опасность, они были готовы принять ее в роли партнера. Окончание полувекового противостояния с СССР на Западе восприняли как историческую победу либерализма и евроатлантической системы ценностей.

Но главными институтами нового миропорядка для Запада стали НАТО и Евросоюз, которые начали постепенно расширяться на восток. В качестве компенсации Россия была включена в группу G8, был создан Совет «Россия — НАТО», Москва принимала участие в миротворческих операциях на Балканах. Логика подсказывала, что при дальнейшем развитии событий США могли скоро покинуть Европу, распустить НАТО и отдать вопросы обеспечения безопасности Европы в руки самих европейцев.

Но одновременно с этим нарастали и противоречия в отношениях России и Европы. После 1991 года на Западе стала оформляться, а затем и преобладать тенденция сдерживания России, чтобы любым путем предотвратить воссоздание «русской империи», которой по-прежнему боялись. В то же время Россия упорно считала, что США и Европа рано или поздно согласятся с тем, что Россия постепенно восстановит свой традиционный статус великой державы.

Россия в 1990-е годы так и не смогла внятно сформулировать свои внешнеполитические интересы. Большая часть правящей элиты искренне тянулась к Западу, видя в нем партнера России по модернизации. Но оставалась и другая, значительная часть общества и элиты, которая мыслила исключительно имперскими категориями и прежними представлениями о национальных интересах страны. На Западе сложилось мнение, что Россия ищет партнерства с ним только ради престижа.

Россия и Запад при Путине

Остается неясным, какой внешнеполитической стратегией руководствовался Владимир Путин, став в 2000 году президентом. В первые годы его правления по многим параметрам складывалось впечатление, что он очень искренен в своем желании связать интересы России с Западом и даже пойти на более серьезную интеграцию в евроатлантические структуры. Но сегодня большинство аналитиков приходят к выводу, что Россия с самого начала президентства Путина пыталась воссоздать себя в качестве независимого и автономного мирового центра силы. Для этого она взяла на себя инициативу заложить фундамент нового многополярного мирового порядка, который сейчас в муках складывается на наших глазах.

Колонна бронетранспортеров и грузовиков с российскими военнослужащими покидает грузинскую территорию 13 сентября 2008 года. Фото: Zurab Kurtsikidze / EPA / ТАСС

Колонна бронетранспортеров и грузовиков с российскими военнослужащими покидает грузинскую территорию 13 сентября 2008 года. Фото: Zurab Kurtsikidze / EPA / ТАСС

Путин и созданная им элита силовиков отказались от приобщения России к Западу, поставив страну на «национально-государственный» путь развития. Путин изменил государственную систему созданием так называемой управляемой демократии. В то же время Путин предотвратил угрозу дезинтеграции России в результате конфликта в Чечне, после краткосрочной войны с Грузией в 2008 году под контролем Москвы оказались Абхазия и Южная Осетия, впоследствии был присоединен Крым. Возможно, скоро при содействии России появятся непризнанные государства на территории востока Украины.

Почти сразу после прихода Путина к власти у России возник геополитический конфликт с США, что трудно себе было представить в 1990-е годы. Впоследствии в это противостояние на стороне США втянулся Евросоюз. Суть конфликта состояла в том, что США пытались сдерживать Россию, которая с их точки зрения угрожала влиянию и глобальным интересам Америки. Россия рассматривалась как некая «забияка», которая создает свои глобально действующие институты вопреки мнению Запада. И действительно, в то время как мощный Китай, хоть и не скрывающий свою неприязнь к однополярному миру, старался избегать конфликта с Западом, Россия зачастую их сама провоцировала, беря на себя роль зачинщика. Кульминацией охлаждения отношений в нулевые годы стала война с Грузией в 2008 году. После этого Запад перестал отвечать на какие-либо предложения Москвы, даже конструктивные.

Экономический кризис 2008 года давал Западу и России уникальный шанс сообща противостоять ему и восстановить взаимное сотрудничество и доверие. Но этого не произошло, западные страны не допустили российские капиталы в свою экономику. Европейские государства, опасаясь впасть в зависимость от поставки энергоресурсов из России, стали искать альтернативные источники ввоза углеводородного сырья. Были заблокированы планы строительства новых трубопроводов в Европу, Газпрому предлагалось пользоваться уже имеющейся инфраструктурой. В результате из кризиса Евросоюз и Россия выбирались отдельно, что до сих пор негативно сказывается на их экономических показателях.

Конфликт на Украине в 2014 году и последующие за ним взаимные санкции еще более отдалили Россию и Европу друг от друга, возможно, на долгие годы.

В результате за нулевые годы не были отменены визы (для поездок россиян в ЕС и США. — РП), не было прогресса в создании общих правил для экономического сотрудничества. Уже к концу нулевых годов стало очевидно, что при нынешнем руководстве России ее пути с Западом расходятся. Для России особую актуальность приобрел вопрос, кто, если не Запад, сможет стать для нее партнером по модернизации экономики. Определенную надежду на Западе возлагали на президентство Медведева, но возвращение Путина в 2012 году привело к новому витку напряженности в отношениях. И тогда же стало проявляться сначала подспудное, а затем все более явное переориентирование России на сотрудничество с Китаем.

Единственным позитивным моментом за эти годы в отношениях Москвы с Западом стал российский коридор для снабжения войск НАТО в Афганистане.

Почему не сложилось

Трагедия провала партнерства между Россией и Евросоюзом в начале XXI века будет больно сказываться в будущем на их отношениях. В этом провале виновны обе стороны. Ошибка России — однозначная оценка событий 1991 года как геополитической катастрофы. То, что в результате этого страна освободилась от тяжелейшего наследия советского времени, российскими элитами недооценивалось и пренебрегалось. В то же время Запад относился к России как к стране, которая проиграла холодную войну. Напротив, от ее окончания выиграли все.

Россия рассматривала ЕС исключительно как прагматического партнера по бизнесу и как рынок сбыта энергоресурсов. В то же время Евросоюз был настроен устанавливать партнерские отношения с Россией только на базе общих ценностей — демократии, прав человека, нежели на прагматических интересах. Россия при этом подходе постоянно чувствовала себя в роли школьника, которого морально превосходящий Запад пытался учить правилам поведения в будущем «общеевропейском доме». Для гордой и самодостаточной России этот подход был неприемлем, а для Европы было недопустимо, что Россия вместо движения к демократии становилась все более авторитарной.

Владимир Путин на совместной пресс-конференции по итогам встречи Россия – Европейский союз в Брюсселе 28 января 2014 года. Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости

Владимир Путин на совместной пресс-конференции по итогам встречи Россия – Европейский союз в Брюсселе 28 января 2014 года. Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости

Надо понимать, что Европе недостаточно иметь только прагматическое партнерство с Россией по примеру Китая. Тот всегда считался иной цивилизацией, в то время как Россия рассматривалась европейцами как часть «большой Европы» от Лиссабона до Владивостока. В ЕС полагали, что Европа только тогда станет по настоящему сильной и процветающей, когда на всей ее территории, в том числе в России, будет демократия в западном ее понимании. Таким образом, у европейских элит были явно завышенные ожидания в отношении России и быстроты ее восприимчивости к европейским ценностям.

С горечью надо признать, что начало XXI века стало потерянным временем для создания «общеевропейского дома». Обе стороны сочли, что они не настолько нужны друг другу, чтобы ради этой цели чем-то поступиться.

Что касается Германии, то она из года в год старалась привлекать Россию к решению серьезных вопросов европейской безопасности. Сейчас позиция немецкого истеблишмента несколько двойственна: с одной стороны, практически вся элита поддерживает санкции против России, поскольку на Западе боятся, что происходящее на Украине может иметь продолжение и на других пограничных с Россией территориях, а с другой — в Берлине стремятся сохранить каналы общения с Россией, чтобы была возможность продолжать диалог.

Надо иметь в виду, что сейчас у власти в Германии находится поколение, которое помнит ужасное прошлое XX века и не хочет вступать в конфронтацию с Россией. Помнит оно и роль СССР при воссоединении Германии в 1990 году. Но сейчас на смену ему приходит молодая формация лидеров, которая от всего этого избавлена. Она прежде всего ориентирована на соблюдение демократических ценностей, и в этой связи нынешняя политика России в отношении Украины для нее неприемлема.

В отличие от ФРГ, США и некоторые другие страны Европы всегда настаивали на том, что Россия преувеличивает свое значение и возможности. Вашингтон и его союзники в Восточной Европе полагали, что на Россию и ее предложения реагировать необязательно, и что она прежде должна модернизироваться в соответствии с их представлениями.

При более осмотрительной дипломатии был, например, шанс избежать катастрофического сценария на Украине в 2014 году. Запад пытался понять истинные мотивы Кремля, ведь не секрет, что в западных правительственных кругах перестали доверять России, предполагая, что настоящая цель ее политики — не сотрудничество с Западом, а укрепление России как одного из центра будущего многополярного мира. Москву стали публично обвинять в попытках воссоздания империи на постсоветском пространстве. Сыграло свою роль и то, что в середине нулевых годов ряды НАТО и Евросоюза пополнили страны Восточной Европы и Балтии, которые стали продвигать свои варианты политики в отношении России.

Украинский фактор

Если совсем недавно в Европе считалось, что политика России противоречит европейским ценностям, то сейчас все более доминирующим становится мнение, что Россия напрямую угрожает безопасности Европы, во всяком случае отдельным ее странам. Нынешний кризис на Украине — кульминация маленьких и средних конфликтов между Россией и Западом на протяжении всех последних лет: чеченской войны, дела ЮКОСа, убийства Политковской.

Распространенная в России точка зрения, что в странах Восточной Европы, в том числе на Украине, европейские политики делают ставку на ультрарадикальные или даже фашистские силы, не соответствует действительности. В Европе поддерживают нынешнего президента Украины Петра Порошенко. Ни «Правый сектор» Яроша, ни партия «Свобода» Тягнибока не пользуются у европейских элит популярностью, так же как теперь и Юлия Тимошенко.

Почему Европа тянется к Америке

Еще 30-40 лет назад антиамериканские отношения в Европе были очень сильны, но сейчас они совершенно маргинализировались. После Второй мировой войны в Европе люди привыкли к комфорту и безопасности. А все это может обеспечить только союз с США, и европейцы это осознают.

Российский флаг на автомобиле ополченцев в Краматорске Донецкой области 13 мая 2014 года. Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Российский флаг на автомобиле ополченцев в Краматорске Донецкой области 13 мая 2014 года. Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Тем более там считается, что именно американцы в ходе войны спасли Европу от Гитлера, а после ее окончания — от Сталина. Кроме того, европейцев и американцев объединяют общие ценности: демократия, незыблемость прав и свобод гражданина, толерантность. Европейцы не думают, что в стратегическом альянсе с США они занимают подчиненное положение, они считают себя равноправными партнерами. Надо понимать, что страны Запада вообще и Евросоюза в частности объединяет не столько единая экономическая основа, сколько общие цивилизационные ценности.

Прогнозы на будущее

Нынешний конфликт на Украине закончится быстрее, чем мы думаем. Он, возможно, будет еще медленно тлеть, но скоро его затмит более масштабное и серьезное противостояние, в частности на Ближнем Востоке. Неизбежно сотрудничество России и Запада в борьбе с исламским экстремизмом, который угрожает им обоим. Нас объединяют не только общие культурно-цивилизационные корни, но и схожие проблемы, например стремительное сокращение населения. Чтобы выжить в будущем мире, мы обречены на взаимодействие, на сотрудничество.

Следующее десятилетие станет для России серьезным испытанием. Страна будет чувствовать дискомфорт, ощущая себя зажатой между Европой и Китаем. Для нее это опасно. Запад не откажется от политики вовлечения западных соседей России (Украины, Белоруссии и Молдавии) в свою сферу влияния. Китай, в свою очередь, не откажется от усиления своего присутствия в Центральной Азии через политику «нового шелкового пути». Не исключено, что обновленный Ближний Восток, где сейчас начинается противостояние между суннитами и шиитами с целью передела границ, станет новым мощным полюсом мирового порядка, способным притянуть к себе южную часть постсоветского пространства.

В обозримом будущем будут продолжаться те же процессы и конфликты, что и в прошлые годы. Например, в России до 2024 года вряд ли сменится власть.

Нулевые годы тем не менее определили контуры нового мироустройства. Можно с уверенностью сказать, что конфликт будущего будет происходить по линии Север — Юг, а не Восток — Запад.

Крестный ход по коррупции Далее в рубрике Крестный ход по коррупцииВ Сергиевом Посаде казаки вышли на крестный ход против коррупции, вскидывали руки в нацистском приветствии и учили борьбе со штрих-кодами на продуктах питания Читайте в рубрике «Общество» История одной аварииКрушение Ми-29КР – повод для более серьезного отношения к эксплуатации единственного авианосца ВМФ РФ История одной аварии

Комментарии

09 октября 2014, 13:42
Я не соглашусь с товарищем Раром, хоть я очень уважаю мнение этого политолога, что конфликт на Украине закончится быстро. Мне кажется, не стоит забывать, что США будет самым активным образом копошиться в евразийских проблемах, вплоть до выборов которые пройдут в США осенью 2016 года. Вот ближе к августу 2016 года мы и увидим , как доблестная уркаинская армия в ужасе зажмется в пригородах Львова, когда США будет полностью погружены в бойню между демократами и республиканцами... а ближайшие 2 года этот костер будет гореть, благо "западные партнеры" подбрасывают в него дров охапками....
09 октября 2014, 14:41
скорей всего ты прав, будет так, меня больше вдохновляет пример Сирии и Ливии, где гражданская война идет уже который год, тут корни противрочий похожи, а деньгами помогут
09 октября 2014, 15:30
Тем более что все уже было в 2008 году. Помните, как после расстрела Цхинвала и 5 дневной войны с Тбилиси, Буш обнимал неврастеника Мишико Саакашвили и даже подарил ему лярд долларов за провокацию. Тогда же была развернута самая настоящая информвойна против РФ на Западе. А буквально через пару месяцев начались выборы, Сааку забыли, а новый презик Обама быстро забыл про Грузию и начал перезагрузку с Россией.. Так и теперь - старый Обама уходит , не хочет казаться хромой уткой, и качает мускулы перед избирателями, бомбя ближний восток и разжигая войну на Украине. Но ближе к выбором все кончится, всплывет правда про Боинг, а Порошенко станет изгоем, которого будут ловить по всей планете, как сейчас Сааку..
11 октября 2014, 23:47
...пора РОССИИ выбрасывать информацию о сбитом Боинге...вся европия повязана с украиной в гибели людей !!!этим их обамка и держит.
Сирия это жертва, как и Украина. Жертва американской гегемонии на планете Земля.....
09 октября 2014, 15:20
Просто господин Рар, как и многие другие немцы взволнованы из-за столкновений в стране с мусульманами, потому и открыли широко глаза на бесчинствующий юг, понимая ,что конфликт запада с Россией очень даже культурный, если можно так выразиться.
Рар немец? Рар русский, просто принял Германизм! Новый Штази, если так можно выразиться!
11 октября 2014, 22:53
Только русского он не знает, к тому же живет в Германии, а это основная причина для страхов, кто бы он ни был по национальности.
10 октября 2014, 09:03
Автор и не говорит, что конфликт кончится быстро. Он говорит что война будет тлеть, но его вскоре затмит бойня на Ближнем Востоке. А бойня, судя по всему, будет нешуточной. ИГ, как его не стараются уничтожить бомбардировками, с каждым днем все сильнее.
10 октября 2014, 12:53
Очевидно намекает на то что НАТО теперь будет пытаться "раскачивать" Россию с юга? Или просто пытается усыпить нашу бдительность на западном направлении?
09 октября 2014, 17:24
Рар был внедрен в Германию еще сотрудниками КГБ, Это всем известный факт.
14 октября 2014, 16:33
И что с того?
09 октября 2014, 19:20
"Рар был внедрен в Германию (?!). Это всем известный факт". Очень смешно. Сразу виден специалист по разведке. Первое - когда внедряют, то это никому не известно. Второе - никого не внедряют в Германию (или другую страну). Внедряют в конкретные важные структуры (спецслужбы и т.д.). А Рар немец, чего его в свою страну внедрять?
Правильнее было бы сказать, например, что Рар был завербован КГБ. Но и опять же, кому это может быть известно? Тем более всем.
После прочтения его статей больше складывается впечатление, что он продолжает работать на БНД Германии.
Саша Рар, перелогинься, Кобелев дело говорит
09 октября 2014, 23:05
жаль .что Россию невоспринемают как соседа товарища.которыи во все времена выручал даже ценои собственного народа солдата своего интереса.ради выручки "старушки европы"!и что теперь?.только упреки подзатыльники.вот" доброта" на забытое прошлое.но народ германии и интелегенция конечно же понимает Россию.и ее жавль терять как партнера и надёжность.
09 октября 2014, 23:46
заметно что текст с гугл переводчика, да не ценят западные партнеры доброты России, но все ошибки 24 летней давности учтены, будут бить в самое больное
Рар на русском шпарит лучше тебя, я лично с ним разговаривал, когда работал новостником 10 лет назад
09 октября 2014, 23:54
Думаю, что автор находится в ложной парадигме конца истории. Столкнувшись в исламским миром западные политологи слегка подкорректировали представления Фукуямы об окончательном конце истории, но в общем пересматривать не стали. Дело же в том, что крах СССР - не был концом истории, а был концом исторического периода. Новый же исторический период набирает силу сегодня. Потому что теперь происходит дальнейшее угасание Европы и ослабление США. И как бы не хотелось европейцам, но в мире смещаются полюса и Европа теряет влияние.
10 октября 2014, 00:25
Спасибо уважаемому политологу, за то что поделился с нашим "простым народом" планами созревшими в прагматичных умах американских и европейских политиков "развития отношений" с нашей страной. Единственная цель этих "отношений", насколько я понял это - "дробить и давить", чтобы потом отобрать насовсем. Мне кажется - это неправильно и может кончится плохо для всех.
10 октября 2014, 00:35
Либо г-н Рар врёт как сивый мерин, либо он в натуре верит в ту чушь которую он несёт:

«Путин и созданная им элита силовиков отказались от приобщения России к Западу,» - что ж, это действительно правда ибо на тех условиях, что выставил запад России, ни одно суверенное государство не согласилось бы…

«В то же время Евросоюз был настроен устанавливать партнерские отношения с Россией только на базе общих ценностей — демократии, прав человека, нежели на прагматических интересах»
Не мешало бы господину вначале дать определение гейропейских ценностей, показать как сама Европа и США их неукоснительно соблюдают, а уж за тем агитировать и Россию за из соблюдение.
Скажу больше, в отличие от Запада Россия просто образцово соблюдает международное право. Ведь это страны НАТО и их прихлебатели развязали за последние 23 года военные конфликты по всему миру и унесшие жизни более миллиона человек. Да и с пресловутой свободой слова в России дела обстоят лучше чем в США. В Фергюсоне американцы ввели национальную гвардию и разогнали мирный протест силой, Януковича запугивали от применения силы на майдане, а Порошенко дали отмашку на уничтожение населения Донбасса.
От двойных стандартов Запада в отношении России нормальных люей просто тошнит..
Мистер Рар – лакей политического истеблишмента Германии и слова его не стоили бумаги на которой их можно было бы напечатать…
Уж точно не немцам учить Россию как Жить…. Освободились бы сначала от американской оккупации, а уж потом и признавались бы в любви к Америке…
10 октября 2014, 10:53
Конечно у ЕС свой подход к жизни и они тоже нарушают права человека, однако у них еще работают институты, аналоги которых в России сплошь и рядом пронизаны коррупционной составляющей. Обидно за родину. Но если судить прагматично , то Европу, не знавшую горестей 90х годов можно понять в опасених на счет России. С другой стороны- самая большая ошибка западной демократии есть не признание других режимов и постоянная борьба с ними. А между тем, лояльность к другим странам и их укладу была бы квинтесенцией европейской и демократической толерантности. Все мы делаем ошибки, но нужно учиться их признавать и не ссориться, а наоборот сотрудничать не смотря ни на что.
10 октября 2014, 12:03
Думаете в Европе коррупции нет? Ошибаетесь. Просто о ней не трубят на каждом углу. Кстати, знаете, что в Норвегии официально узаконили День Педофила? В этот день 22 декабря любители деточек наденут голубые ленточки и зажгут в окнах голубые огоньки.
14 октября 2014, 12:32
Ужас какой, даже не верится, что наш мир катится в моральную пропасть антропоцентризма.
10 октября 2014, 18:05
Поначалу казалось, гражданин Рар что-то недопонимает, но его упоминание чеченской войны (наряду с делом ЮКОСа и убийством Политковской) в качестве конфликта России с Западом (!!!) всё прояснило.

В благословенные (для Рара и Запада) годы правления Ельцина была предпринята попытка нарушить территориальную целостность России, к которой Запад якобы относился дружественно, и попытка эта сопровождалась геноцидом русского населения Чечни и средневековыми зверствами… Чем в связи с этим Россия провинилась перед Западом?

Как связаны с Путиным, коррупцией и тоталитаризмом в России русские жители Латвии и Эстонии, которые значительно поражены в своих правах в по-европейски «демократических» прибалтийских странах? Почему Запад не интересуют права (в т.ч. право на обучение на родном языке) русских в Прибалтике, в отличие от прав педерастов на однополые браки? В чем виноват солдат-борец с фашизмом, памятник которому под одобрительные аплодисменты Запада снесли в Талине? В том, что он воевал с фашизмом, и в том, что он – русский?

Так какие общие с Западом русофобские ценности должны были обнаружить у себя русские и Россия?

Случившееся на Украине – звено той же цепи. Я не знаю, кому там официально симпатизирует Запад, но нацист Тягнибок прилюдно целовал ручку официальному представителю ЕС Эштон и она свою ручку не одернула.

И коррупция в России как таковая Запад не интересует. Запад интересует коррупция при Путине, а коррупция Березовского-Гусинского-Ходорковского Запад никогда не интересовала.

Звериное русофобие Запада (Германии меньше всего) исключает возможность его дружбы с Россией. Запад – враг русских. Между нами возможно лишь мирное сосуществование и прагматичное равноправное экономическое сотрудничество, если Запад на это способен .
10 октября 2014, 21:31
Не удается подмять Россию под себя.вот и выдумывают нарушение их "институтов и ценностей",а "своего бревна в глазу" не видят.И чем им не нравится многополярный мир?Россия на коленях никогда не стояла.
15 октября 2014, 14:27
Их институты может и не во всем так плохи
, но вот отношение , с которым они смотрят на Россию никому не нравится, если они хотят с нами дружить то пусть меняют отношение, а если не хотят- так мы и без них проживем.
11 октября 2014, 04:56
Демократия на западный манер-это путч, который устроила именно Германия на Украине. А потом и США. Западная Демократия-это безнаказанное влезание во внутренние дела суеверных стран. Не надо забывать, что виновницей двух больших мировых войн была именно Германия.

Продолжило навязывание Западной Демократии- США, страна которая развязало войну во Вьетнаме, потому что, ее не устроило, что Вьетнам не захотел подчиниться США. Потом Югославия, Ливия, Ирак, Сирия, и наконец Украина.

Значит, Западная Демократия-ни что иное как диктат США и ее вассалов в Европе, именно вассалов, а не партнеров, потому что у партнеров Американские военные базы стоят, чтоб Европа не забывала, кто в доме хозяин. Сколько таких баз военных по всему миру, где США, диктует как им жить.

А кто не хочет принимать Западную Демократию, того начинают прессовать. Вначале набирают недовольных властью, потом с помощью денег, подкупа и коррупции, пытающийся свергнуть неугодное правительство. А потом просто, вводят войска и свергают неугодное правительство. Ставят марионеток, которые будут послушно исполнять приказы хозяина.

Вассальность - не иметь самобытности, жить по чужим нормам поведения, где ты никто. Даже всю мировую торговлю обязали торговать за доллары. Американцы смеются над всем миром, просто печатают, ничем не обеспеченные деньги.

Весь мир должен содержать Хозяина-США. Государство США обнаглело настолько, что все золото, которое взяло на сохранение, отказалось возвращать странам по всему миру, в том числе и Германии-а так ведут себя , США, только с вассалами. А каком партнерстве может идти речь, когда на твои интересы просто плюют, и заставляют делать то что выгодно США. США-страна,считающая себя Хозяином Мира.
Это и есть Западная Демократия?
11 октября 2014, 16:33
Да,господин Рар,сожалею,но большинство комментариев,возможно,заставит Вас взглянуть на исследуемый объект внимательно и системно.
12 октября 2014, 23:42
Интересно, а господин Рар как относится к тому, что на той же Украине теперь, вполне, официальное приветствие калька с немецкого же "Хайль Гитлер - Зиг Хайль"? Ну это: Слава Украине - Слава Героям, причем кто эти герои известно доподлинно.
13 октября 2014, 13:23
Господин Рар об этом факте естействено умолчит. Кстати, Рар был причастен к освобождению Ходорковского, так что может он давно на содержании у Мишо
13 октября 2014, 02:04
Позволю краткое резюме пространной статьи Рара:
1. Россия, как мощное независимое государство не устраивает Запад ни в каком виде - ни в царском, ни в советском, ни в демократически-капиталистическом. Россия устраивает Запад только как колония.
2. Запад был очень благодарен Горбачеву и Ельцину, что они, образно выражаясь, поставили Россию раком перед Западом. В этой позе Россия была все 90-е, и Западу это очень нравилось.
3. Путин в начале нулевых вывел Россию из этой позы, и Запад очень обиделся на Путина и на Россию за такие имперские действия, и очень хочет, чтобы Россия опять вернулась в позу "раком". За что Рар и приехал сюда агитировать.



13 октября 2014, 13:23
Об тот и речь. Вся история с Украиной - попытка Запада сделать Россию "изгоем", даже самолет сбили с кучей людей лишь бы достичь своей мерзкой цели...
13 октября 2014, 12:52
Бедная Европа. И всё то они хотели, мечтали прям о единой Европе с Россией в составе.А что же вы европейцы с оружием то всё к нам идёте. Что-же вам неймётся то. Вы думали, что после стольких лет (веков) нападок на Россию, русский народ,примет вас и вашим же путём пойдёт. Учиться у вас будет? Демократией вашей дышать будет? Как надоели вы уже вместе со своей Америкой. Научитесь слово своё иметь и прощение попросите за все беды, что причинили русскому и другим народам. А то уже трясётесь бедные, ИГИЛ вас стал видишь ли напрягать. Вы и США так надоели всему остальному миру, что о чём вы там пишете уже не имеет никакого значения. И ещё - вам европейцам без России никак. Европа могла нести добро только находясь в союзе с Россией. И процветать и иметь достойное уважение тоже, только находясь в союзе с Россией. Вы же с Америкой выбрали УЖАС войны. Подчинение всего мира. Разговор сильнейшего со слабым. И гордитесь этим. А ведь настанет время ответ держать. Мир то далеко не однополярен как оказалось. Есть Америка со своими вассалами. Есть и блок Россия, Китай, Индия и много кто с ними. И наконец есть всякие ИГИЛ, Аль Каида, Талибан и другие их поддерживающие. Как же вы бедненькие теперь то, без России. Знаю, не прочтут европейцы мою писанину, да и не дойдёт до них (европейцев) смысл написанного. Нет у них мозгов своих, нет будущего у Европы.
13 октября 2014, 18:50
Вопросики на засыпку.Если определиться с отношением к немчику-молодец,видать не первый день брехней занимается,для эксперта врядли,а вот для маргинала вполне профессиональный замес правды и брехни(типа-русским аборигена и так сойдет,их думать не учили,если бы учили,они бы страну не просрали и на мыльные пузыри не молились).Человечество влетело в системный кризис перехода:подсознание-сознание,материальная матрица (инстинкты-рефлексы) в Культурную доминанту(проектное сознание,целесообразные формы существование,сворачивание стихийных форм развития,конкуренцию,экспансию т.к. стремительно нарастает дифицит :экологии,энергии,пространства и всех видов ресурсов.Эти вызовы должен был решить Левый проект в 20-м веке,но он оказался сырым в теоретическом плане и обескпровленным в организационном т.к. нарвался и не мог не нарваться на самую свирепую Реакцию в истории Вида-Монополия бюрократии,в результате -дискредитация и откат в архаику и упрощения,а "победивший" Капитализм получил короткую передышку в экспансии на территорию поверженного цивилизационного соперника,превратив страну в кальдеру для западного мусора,как интеллектуальной,так и материальной природы,когда кальдера заполнилась,на повестку дня вышла проблема тотального и перманетного передела со всеми вытекающими-региональными,этническими,псевдо-идеологическими конфликтами и катастрофой глобального масштаба.
16 октября 2014, 11:29
США и Европа перепугались, что Россия становится с каждым годом сельнее и сельнее финансово, умственно, не боится рисковать, вкладывать деньги в развитие...
Страх США и Европы потерять мировое господство...пишут что Россия - угроза!) Смешно, что то я не помню. из истории, что бы Россия первая на какую т острану напала....все наоборот так и хотят ее укусить...только зубы всегда обламывает! С Россией нужно дружить и договариваться, если провительство хочет добра для своего народа!
16 октября 2014, 15:49
Целиком и полностью согласна - В истории не было такого, чтобы Россия первая напала на кого-то - она всегда только защищается.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»