Конец переписке
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на праздничном пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на праздничном пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Патриархия в первый и последний раз ответила на письма татарского писателя Айдара Халима

Вероятность появления этого материала была ничтожно мала. Довольно известный и, прямо скажем, скандально известный в Татарстане писатель Айдар Халим вот уже много лет как повадился писать письма вначале патриарху Алексию II, а потом и его преемнику святейшему патриарху Кириллу. В них писатель с присущей мастерам словесного цеха необыкновенной образностью описывал горести татарского народа под игом Русского царства, Российской империи, СССР и, наконец, Российской Федерации.

Естественно, что во всех этих зверствах правой рукой кровавых империалистов была и остается Русская православная церковь, главной виной которой, по мнению Айдара Халима, является то, что более 450 лет назад она начала крестить татар. Автор ничтоже сумняшеся предлагал в своих опусах патриарху Кириллу покаяться, и тогда писатель смог бы его простить. Айдар Халим даже опубликовал эти письма — так их оказалось много. На наш взгляд, рассказ об устройстве конвейера по изготовлению писем святейшему с таким заманчивым предложением может заинтересовать публику только, пожалуй что, специальных медицинских изданий. Но случилось неожиданное, и в Патриархии решили ответить.

Письмо председателя отдела Московской патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина имеется в распоряжении редакции РП. Видимо, священноначалие решило не столько обозначить свою позицию, сколько постараться поставить точку в этой бессмысленной односторонней «переписке», которая только распаляет автора. Это своеобразный сигнал и русофобской казанской общественности, которая с попустительства определенной части властей Татарстана продолжает оскорблять русских. Послание отца Всеволода имеет однозначный смысл: в подобном духе никакой диалог просто невозможен.

Айдар Халим (в миру Борис Назмутдинович Халимов) — татарский и башкирский писатель, поэт, драматург. Член Союза писателей СССР с 1976 года, председатель Милли меджлиса татарского народа в 1997–2001 годах, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, кавалер международного ордена Белого Креста Рыцарей культуры и защиты жизни на Земле (Амстердам, Голландия). Кстати сказать, свои русофобские и антихристианские «исторические обвинения» Борис Назмутдинович подписывает не иначе как «член Союза писателей СССР с 1976 года». Хочется сказать: мастера пера, определитесь, с кем вы?

В письмах патриархам Айдар Халим развивает мысли, суть которых сводится к неисчислимым бедам, которые татарский народ испытал от жестоких русских колонизаторов, каковые в описании Халимова выглядят настоящими зверями. Русская православная церковь, священники-миссионеры XVII–XVIII веков характеризуются как «саранча», «православная инквизиция», а нынешние служители церкви — как «мракобесы».

Айдар Халим. Фото: vo-vremya.ru

«Несть числа страданиям, перенесенным Айдаром Халимом, — пишет Василий Осипов в "Русской народной линии", — и воплотившимся в нем народом ради торжества ненавистных русских захватчиков: "только под фундамент величественных дворцов Петербурга воткнулись сваями сто тысяч моих живых соплеменников", "я был самым многочисленным этносом среди кротов подземных недр — шахтеров, сезонников лесосплава, лучшим бетонщиком и лесорубом-лашманом в истории Российской империи". "Днепрогэс и Березники поднимал я, Комсомольск-на-Амуре, Магнитка на Южном Урале покоятся на костях татарских мулл-лагерников", "потеряв миллион татар в последней Отечественной войне, я вошел в число великих наций, внесших особо большой вклад в победу над нацизмом"...» «Моим подвигам перед родиной-мачехой нет конца», — восхищается собой Айдар Халим, отец которого погиб в конце Великой Отечественной войны при освобождении Словакии. Вот уж где, выражаясь его же словами, настоящее «паскудство» по отношению не только к собственной стране и татарскому народу, но и к памяти родного отца, защищавшего, как выясняется, вовсе не Родину-мать, а ненавистную «родину-мачеху».

«Татарский народ, — продолжает преподносить свои мировоззрение и требования мастер эпистолярного жанра, — пленник и узник вот уже длиной в 460 лет. Между Московской Русью и Казанским царством до сих пор не подписан мирный договор. Шаймиевско-Ельцинский договор о разграничении полномочий — это не более чем карикатура на таковой. По канонам международного права, живя в плену у Руси, мы являемся у нее пленниками. А я не хочу, чтобы ни мы, ни они не назывались ни пленниками, ни оккупантами, а являлись свободными гражданами свободной страны. А свобода требует, как говорил Энгельс, возвращения долга в час расплаты. Если бы татарский народ через международные правовые органы потребовал бы у России контрибуцию за все свои лишенные богатства, за миллионы жертв в т.н. бесконечных малых и великих отечественных войнах, за противоправное насильственное крещение, полоны, рекрутские, каторжные, ссылочные, судебные и иные государственные повинности, за бескорыстную службу т.н. Отечеству, часто являвшемуся нам мать-мачехой, то русскому народу и его церкви не хватило бы сотен триллионов долларов».

Любой более или менее разбирающийся в экономике человек или просто путешественник, хоть раз побывавший в Казани в последние годы, уверенно скажет вам, что Татарстан — один из самых богатых, динамичных, индустриальных и культурно развитых регионов. Это стало возможным не только благодаря труду и уму жителей многонационального Татарстана, но и из-за особой экономической политики, которую Кремль сознательно вел последние четверть века. Особые условия, предоставленные Татарстану в разное время, кстати, являются мечтой каждого российского региона. Но, видимо, у некоторых людей память коротка, хотя, скорее всего, они просто ведут политику в угоду какому-нибудь антироссийскому хозяину, но отнюдь не в интересах якобы «угнетаемого» татарского народа. Как справедливо заметил отец Всеволод в своем письме Айдару Халиму: «Замечу только, что Республика Татарстан является неотъемлемой частью России, которая ничем не лучше и не хуже других субъектов Федерации. И эта территория является русской землей в точно такой же степени, что и татарской».

«Остаются метастазы этой преступной местной политики начала 90-х годов, которая была направлена на сепаратизм и дерусификацию, — уверен доктор исторических наук Роман Силантьев, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, — когда Ельцин обещал всем регионам "столько суверенитета, сколько можете взять". Некоторые руководящие товарищи в Казани решили, что Татарстан есть независимое государство. Причем государство исключительно татар. Ситуация изменилась, конечно, в лучшую сторону, однако проблемы продолжают оставаться. И вот товарищ Халим с его письмами — одно из проявлений этих проблем».

Православие и ислам уже несколько столетий мирно уживаются в Татарстане. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

«Ознакомившись с Вашим письмом на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — пишет Айдару Халиму протоиерей Всеволод Чаплин, — хотел бы отметить, что все изложенные в нем претензии хорошо известны. Именно в таком тоне нашу Церковь критикуют люди крайне националистических или радикально-религиозных взглядов, которые считают себя вправе выступать от имени всего татарского народа. Наиболее последовательные из таких критиков уже отметились поджогами православных храмов в Закамье либо пополнили ряды террористических группировок по всему миру».

«Кроме Казани, нет у нас больше в России столиц субъектов Федерации, в которых бы в центре города собирались и оскорбляли русских, — утверждает Роман Силантьев. — И все это с попустительства властей. 15 октября — в очередную годовщину взятия Казани, нечто подобное ожидается опять. Межнациональная ситуация вызывает опасения, нормальной ее назвать нельзя, особенно по сравнению с соседними национальными регионами».

В течение даже последних лет десяти то услышишь, что татарские националисты грозят самосудом священникам, освятившим родильный дом в Набережных Челнах, то появляется в Татарстане новый тенденциозный школьный учебник «История религий», то татарские радикалы выступают против проведения в России Года русского языка… Ну и уж совсем «на закуску»: некий «Татарский всемирный сервер» открыто обвиняет РПЦ в пропаганде фашистских идей и гомофобии. И вряд ли, например, последнее экстравагантное и явно немусульманское заявление стало бы возможным, если бы такой авторитетный человек, как Айдар Халим, не писал своих антиисторических писем патриарху и не говорил бы об этом на каждом углу. Более того, патриархии он предлагает для православных библиотек свои книги. Вот о чем и как думает этот человек?

«Не думаю, что присланные Вами книги будут интересны православным библиотекам, — отвечает члену Союза писателей СССР с 1976 года протоиерей Всеволод Чаплин, — поскольку они не соответствуют элементарным критериям научности. К сожалению, в течение последних трех десятилетий в Татарстане отмечаются случаи русофобии и христианофобии, адепты которых нередко пользуются поддержкой властей и активно тиражируют свои разрушающие межнациональный мир взгляды. Особенно это заметно в сфере истории, где рядом деятелей сформирована настоящая лженаука фоменковского типа, возвеличивающая ордынский период и выставляющая русских агрессорами».

Да, этот материал мог и не появиться. Что писать о человеке, придумывающем фантастические сказки татарско-русских отношений или интерпретирующем историю исключительно с позиций Казанского ханства? Зачем обнаруживать чью-то ментальную несостоятельность? Но, оказывается, и сумасшествие можно направить в четкое политическое русло и раскачивать этим такую тонкую материю, как межэтнические и межконфессиональные отношения.

«Этот сумасшедший человек получает премии, — продолжает Роман Силантьев, — вхож в местную элиту, он не маргинален, состоит в уважаемых общественных организациях и на протяжении 30 лет обласкан региональными властями. И только в самое последнее время в его отношении начались какие-то действия. Надо как-то избавляться уже от наследия Шаймиева. Надо вещи называть своими именами — не все русофобы ушли из власти в Татарстане».

А председатель отдела Московской патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин так заканчивает письмо любителю истории из Казани: «Ситуация в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений в Татарстане сейчас имеет тенденцию к улучшению, поэтому полагаю странным, что националистические деятели времен 90-х годов еще присутствуют в общественной жизни Татарстана, а их выпады в адрес людей других национальностей и вероисповеданий не получают должной оценки властей республики. Полагаю, что этап поощрения таких настроений со стороны власть предержащих должен быть окончательно пройден и не рекомендован к повторению». 

Покров Пресвятой Богородицы: история, традиции, значение Далее в рубрике Покров Пресвятой Богородицы: история, традиции, значениеПолный гид «Русской планеты» по великому православному празднику

Комментарии

14 октября 2015, 12:58
Таких русофобов бесполезно ублажать, как СССР ублажал Украину и прибалтику, все им плохо да мало. Привлекать таких за разжигание, чтоб другим исламистам неповадно было. Интересно кем бы он был если бы вырос сейчас в том же Узбекистане, или Таджикистане? Скорее всего гастером или хлопок собирал. А тут вскормился в СССР, и не благодарен
14 октября 2015, 13:08
Претензии собственно две, зачем Чаплин в принципе ему отвечал, такие проблемы надо кулуарно решать, а второй момент это по комментарию Силантьева, где по его словам 15 октября, будут оскорблять русских, дык это тоже не в СМИ писать надо в ФСБ, дабы они таких веще в принципе не допускали, сейчас время сложное, и разлад и раздрай в Татарстане думаю никому не нужен. Надо подобные вещи пресекать в зародыше
21 октября 2015, 18:00
Недавно говорил с русскими ребятами из Татарстана. Они говорят что мол сам Минниханов втихаря там подбрасывает дровишек в огонь татарского национализма, если это так, то тенденция эта нехорошая...
14 октября 2015, 14:32
Типичный образец того, как столичные либерально-белоленточные беснования, имеющие своей истинной целью дестабилизацию общественно-политической ситуации в России посредством дискредитации руководства страны и всей существующей системы государственной власти, находят горячий отклик у местечковых национал-радикалов
14 октября 2015, 16:52
Пусть навальному письма пишет))
14 октября 2015, 17:19
И желательно из Зоны! )
17 октября 2015, 15:05
Айдар позорит татар и свою семью!
14 октября 2015, 17:12
Доиграетесь с этими автономиями. Надо как при царе-императоре: казанская область, уфимская область, саратовская... И никаких преференций автономиям! По конституции у нас все равны!
15 октября 2015, 13:02
Конституция вам не поможет в Казани устроиться на престижную работу если вы не татарин...
19 октября 2015, 16:22
Нужно наоборот, области делить на автономии. В каждой автономии может быть свой язык, свои законы и заработаные автономией деньги не нужно в Москву отдавать. Сибирь первый претендент на такой статус.
21 октября 2015, 15:53
ага и вы тут же Японии войну рбъявите, а через пол часа в плен сдадитесь..
14 октября 2015, 17:18
По-моему за одну только "Родину-мачеху" таких как он нужно привлекать к ответу и сажать за измену! В былое время так бы и сделали, и правильно сделали бы!!!
15 октября 2015, 17:27
Очень жаль, но таких как Айдар Халим в Татарстане очень и очень много. Отношение к русским в республике далеко не лояльное. Когда приезжего русского (т.е меня) спрашивали " Ты откуда? Из России приехал?" , честно сказать это настораживает, да и на бытовом уровне общение не очень дружелюбное. А таких провокаторов надо сразу отправлять по адресу "Колыма" , чтобы не мутил воду.
16 октября 2015, 14:24
у меня в Кемерово спрашивали ты откуда из России, типа, а мы сибиряки
PS реадактору в верхнем титле ошибка, пропущена одна буква в слове ответил
19 октября 2015, 16:24
ну и правильно спрашивали, Россия это Моква и СПБ. Зачем другим кормить эти два города, если можно за эти деньги развивать свои страны.
20 октября 2015, 15:39
США, например...
17 октября 2015, 17:55
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
20 октября 2015, 00:05
Национализм это признак глупости, так что чем глубже в национальных регионах тем больше оголтелого бытового национализма
21 октября 2015, 15:51
Интересно, где же были его страдания в 1976 году, когда он членом Союза писателей СССР стал. Он тогда написал хоть пол-строчки про страдания татарского народа, или писал только про великого дедушку Ленина и трудовые подвиги татар-тракотристов на полях с кукурузой?
21 октября 2015, 18:01
А вот это правильный вопрос, в точку!! ))
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»